статья "Профильное обучение биологии"
статья по биологии (10, 11 класс)
статья о проблемах профильного обучения биологии в 10-11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_profilnoe_obuchenie_biologii.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ БЛАГОДАРНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Выступление на районном методическом объединении учителей химии и биологии на тему:
Особенности преподавания биологии в профильном классе
Подготовила учитель биологии МОУ «СОШ №15» Тищенко О.И.
Август 2019г.
Профильное обучение всегда вызывало к себе неподдельный интерес. Оно стало центром большого количества дискуссий, где выявляются его преимущества и недостатки. Говорить о таком виде обучения могут все члены общества, а реализовывать таковое должны мы – учителя. Педагоги, сталкиваясь с необходимостью профильного обучения, должны обладать целостной картиной его сущности. На какие вопросы надо иметь ответы педагогу, чтобы осуществлять профильное обучение, дабы оправдать ожидания обучающихся, их родителей и государства? Безусловно, эта картина складывается из того, какие цели и задачи имеет профильное обучение, и, что не мало важно, методы, с помощью которых будут решаться задачи для достижения поставленной цели.
Биология - это ключевой предмет сегодняшней школы, она важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Биология всегда остается одним из самых популярных предметов по выбору при итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов. Учащиеся выбирают ЕГЭ и ОГЭ по биологии с целью последующего поступления в медицинские учреждения разного ранга: от Академии до колледжа, а так же Аграрный университет, педагогические, психологические, спортивные и даже военные учебные заведения.
Итак, целью профильного обучения биологии становится не только обеспечение углубленного изучения биологических дисциплин в рамках программы полного общего образования. Родители и учащиеся ожидают в качестве результата обучения в профильном классе успешную сдачу ГИА. В нашей школе учащиеся часто выбирают естественнонаучный профиль, который предусматривает преподавание биологии в количестве 105 часов в 10 классе и 102 часов в 11 классе. В школе разработаны программы профильного обучения по биологии в 10-11 классах на основе примерной программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов профильный уровень (автор В. Б. Захаров). Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Такое количество часов помогает углубить изучаемые темы, отработать теоретический материал на занятиях, а также даёт возможность проводить практические и лабораторные работы, которые также углубляют понимание теоретического материала, переводя его из области теории в плоскость практический умений, навыков. Таким образом, обучающиеся могут получить внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить на практике, а также внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
профильное обучение позволяет:
1. Расширить рамки изучаемого предмета, углубляя и отрабатывая его за счёт планирования.
2. Обеспечивает более длительное сотрудничество с обучающимися, что создать климат на уроке, провести психологические исследования для определения репрезентативных систем лицеистов, а значит выяснить стиль их обучения.
3. Позволяет конструировать образовательное пространство, используя метод проектов, проблемное обучение и другие современные образовательные технологии.
Введение профильного обучения биологии предоставило возможность ученику формировать индивидуальную образовательную траекторию и обеспечить углубленную подготовку по выбранным дисциплинам, что дает возможность разгрузить их по непрофильным предметам. Переход на профильное обучение, по моему мнению, помимо углубленного изучения какого-то предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, а также призван обеспечить высокую степень готовности не столько к сдаче ЕГЭ, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Это означает, что в ходе профильного обучения должна создаваться необходимая база для понимания вузовских курсов и научной литературы. Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике.
Как правило, учитель использует различные формы урока, однако в каждом конкретном случае он должен стремиться выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие познавательной активности учащихся.
Наиболее эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации.
В своей работе как основную использую технологию проблемного обучения, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована только в процессе самостоятельной работы по выполнению задания проблемного характера.
Проблемный подход в обучении рассматривается как средство управления мышлением учащихся, а его цель - активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям.
Технология проблемного обучения позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала. В процессе решения учебной проблемы учащийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли.
Развитие познавательной активности у учащихся осуществляется при применении и технологии модульного обучения.
Модульное обучение вообще, и в условиях профилизации в частности, обладает целым рядом преимуществ. Оно обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе. Кроме того, модульное обучение обеспечивает и «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.
Наиболее полному раскрытию биологических теорий, закономерностей научных фактов способствует применение лекционно-семинарской системы обучения. Воспитательная функция этой технологии реализуется в том случае, если лекция логична, доказательна, эмоционально окрашена, содержат в себе научные трактовки, оценку результатов научных исследований. Так как лекция в чистом виде утомительна, то лучше всего использовать лекции-беседы. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, я стараюсь подвести их самостоятельному формированию выводов. Лекция- беседа кажется мне эффективной еще потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести десятки тем школьных лекций. Назову лишь некоторые из них: «История развития науки генетика», «Развитие представлений об эволюции живых организмов», «Мутационная изменчивость», «Экологические факторы среды».
Семинары еще одна из форм работы на уроках в профильных группах, развивающих познавательную деятельность. Их, как правило, я организую по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью литературы. Например: «Неклеточные формы жизни», «Воспроизведение биологических систем», «Происхождение жизни на Земле», «Теория антропосоциогенеза», «Химическая организация живой материи» и т. д. Как показывает опыт, уроки-семинары позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, так как предусматривают самостоятельную работу над учебной и дополнительной литературой, что побуждает их к более глубокому осмыслению знаний по изучаемой теме.
В качестве подготовки к ЕГЭ после каждой объёмной изученной темы использую тестирование с применением заданий, подобных встречающимся на ЕГЭ разного уровня сложности .
На отдельных уроках использую и такой метод, как самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Это, по моему мнению, служит важным источником знаний для учащихся в профильных классах.
Следующим направлением развития познавательной активности является написание и защита рефератов, которая способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, развитию самостоятельности.
Рефераты, выполняемые учащимися профильных X-XI классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника навыка исследовательской культуры. Ребята сами выбирают тему.
Несомненно, развивают познавательную активность у учащихся лабораторно-практические занятия и самостоятельные исследования, тематику которых предлагает учебник.
Продолжением учебной деятельности служит внеурочная работа, которая направлена на систематическое образование, развитие у школьников творческих способностей и познавательной активности. Учащиеся профильных групп являются активными участниками олимпиад различных уровней, слётов УПБ ит.д. Внеурочная и урочная работа выступают в профильных группах как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса.
Одной из основных задач создания профильных классов является удержание появившегося интереса к науке, закрепление его, развитие познавательной активности, помощь учащимся в выборе профессий.
Развитие познавательной активности через те формы и методы, которые я применяю, позволяет мне добиваться определенных успехов в учебных достижениях учащихся.
Одной из задач профильного обучения является оказание помощи старшеклассникам в выборе профессий. Я считаю, что эта задача в нашей школе успешно реализуется.
Однако, при внедрении профильного обучения по биологии в 10-11 классах нельзя отрицать наличие определённых проблем.
- Не всегда выпускники 9-х классов осознанно выбирают класс определённой профильной направленности. Часто выбор определяется не выбором будущей профессии: нравится коллектив класса, добрый учитель, нет другого профиля в этой школе, настояли родители и т.д.
- В образовательных учреждениях нашего района профильное обучение по биологии ведётся по программе В.В. Пасечника. Однако учебники Общая биология авторов А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник предназначены для общеобразовательных классов.
- Невозможность на качественном уровне проводить практические и лабораторные работы из-за недостатка лабораторного оборудования.
- Освоение программы профильного обучения по биологии предусматривает углубленное изучение лишь раздела Общая биология, который уже изучался в 9 классе, оставляя без должного внимания анатомию, морфологию, физиологию и систематику растений и животных, а также углубленное изучение Человека. Если Человека учащиеся изучают в 8 классе (в основном в это время некоторые ребята уже начинают определяться с выбором дальнейшей профессии), то материал 5-7 классов остаётся совсем без должного внимания.
Необходимо стремиться, чтобы Профильное обучение по биологии в школе достигло своей цели качественной подготовки выпускников с достаточным конкурентным багажом знаний, которые полностью будут соответствовать прежде всего ожиданиям самого выпускника, а также педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.
Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...
Мастер –класс учителя биологии по теме"Метапредметный подход в обучении биологии "
«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков дет...
Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя биологии.ТЕМА: Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности
В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблемы формирования нового экологического стиля мышления, особенностью которого является понимание мира как сложной системы с взаимосвязанными к...
обобщение опыта учителя биологии Атамась И. В. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ»
обобщение опыта учителя биологии...
значение практических и лабораторных работ в обучении биологии и подготовке к участию в практическом туре олимпиады по биологии.
В материале показано,что можно использовать для подготовке к практическому туру по биологии....
Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».
В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...