Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья по биологии
Описание здоровьесберегающих технологий на внеурочных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesber._tehnologii.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаева К.Ф., учитель биологии
ГБОУ гимназии №49 Приморского района
Санкт-Петербург
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
При организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.
В то же время понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды (внеурочная деятельность) и условия жизни ребенка.
В настоящее время человеческое здоровье и развитие – одна из глобальных проблем. Экология человека выделяет следующие уровни здоровья:
-индивидуальное;
-популяции;
-всего человечества.
Здоровье индивидуальное – динамическое состояние сохранения и развития психофизиологических функций, оптимальной трудоспособности и повышенного уровня социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни.
Здоровье популяции – процесс социально-исторического развития биологической и психосоциальной жизнеспособности населения, проживающего на определённой территории, в ряду поколений, повышение его трудоспособности и производительности прогрессивного труда, роста экологического доминирования, совершенствование вида Homo sapiens.
Все проявления жизни можно назвать потоком жизни, который складывается из потоков рождения и потоков смерти. Каждое сообщество хочет уравновесить эти процессы. Это одна из важнейших задач. На заре появления человечество находилось в равновесии с окружающей средой, но со временем это экологическое равновесие стало нарушаться. Человечество вышло за био- и экологические рамки. Появилась социальная броня – броня цивилизации (одежда, лекарства). Раньше поток смертей нельзя было регулировать. За последние сто лет произошел резкий скачек продолжительности жизни, особенно в развитых странах.
Главная экологическая роль в причинах смерти – эндогенная связь с естественным старением организма. В настоящее время основные причины смерти составляют:
1/3 – сердечно-сосудистые заболевания;
1/3 – онкологические;
1/3 – остальное.
Проанализировав причины смерти, учёные пришли к выводу, что основные причины в: стрессах, ухудшенной экологической обстановке, неправильном питании. Таким образом, все заболевания имеют две основные причины – физиологическую и психическую. С. Селье Генс (канадский физиолог, 1907-1982) разработал комплекс морфофизиологических изменений, возникающих при состоянии стресса:
а) фаза тревоги (увеличение деятельности коры надпочечников; усиление концентрации сахара в крови; изменения слизистых желудочно-кишечного тракта);
б) фаза сопротивления (повышается устойчивость к действию стресса, нормализация физиологических реакций);
в) фаза истощения (снижение сопротивляемости организма, ухудшение его физиологических характеристик, возникновение различных заболеваний).
Последняя фаза может привести к смерти.
Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Таким образом, как на уроке, так и вне его мы можем решить проблему снятия эмоционального напряжения; создания благоприятного психологического климата; заняться пропагандой здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Как ведется внеурочная деятельность в нашей школе. Что для этого предпринимается....
Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях
Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).
Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Материал содержит титульный лист, внешнюю рецензию и паспорт программы....
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Материал содержит титульный лист, внешнюю рецензию и паспорт программы....