Рабочая программа " Живая природа"
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа учебного курса «Живая природа» основного общего образования составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);
- авторской программы по биологии Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко («Методическое пособие к линии учебников Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко и др. «Биология. 5-9классы». Линия УМК «Биология. 5–9 классы» под ред– Л.Н. Сухорукова М.:» Просвещение», 2013г.)
- Базисного учебного плана образовательного учреждения на 2016-2017 гг..
Курс «Живая природа» изучается в 6 классе 1 час в неделю, 35 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_priroda_vvord.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к Образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2016г. № 933
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
| |
Рабочая программа
Живая природа
6 класс
Составитель:
Епанчинцева Н.В.
учитель биологии
2016 г.
- Планируемые результаты освоения учебного курса «Живая природа»
Рабочая программа учебного курса «Живая природа» основного общего образования составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);
- авторской программы по биологии Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко («Методическое пособие к линии учебников Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко и др. «Биология. 5-9классы». Линия УМК «Биология. 5–9 классы» под ред– Л.Н. Сухорукова М.:» Просвещение», 2013г.)
- Базисного учебного плана образовательного учреждения на 2016-2017 гг..
Курс «Живая природа» изучается в 6 классе 1 час в неделю, 35 часов в год.
Личностные результаты изучения курса «Живая природа»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты
1) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3) Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
4)Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
5)Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
6) Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
7) Вычитывать все уровни текстовой информации.
8) Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
9) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
10) Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
11) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
12) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Предметные результаты
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
Учащийся научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащийся овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Учащийся освоит общие приемы: правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Учащийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
- Содержание учебного курса «Живая природа»
Курс «Живая природа» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях, особенностей их строения, раскрытие процессов жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания.
- Введение в курс «Живая природа». Наука Ботаника 2 ч
Ботаника – наука о растениях. Предмет ботаники. Краткая история ботаники. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Принципы ботанической классификации. Отличительные признаки растений.
- Клетка растений. 4 ч
Растительная клетка. Химический состав: неорганические и органические вещества клетки. Органоиды и включения. Оболочка клетки. Цитоплазма. Вакуоли. Пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Митохондрии. Аппарат Гольджи. Цитоскелет. Ядро. Деление клеток.
Практическая работа №1. Создание макета растительной клетки
- Ткани растений . 3 ч
Ткани растений. Общая характеристика. Образовательные и покровные ткани. Основные, механические, выделительные ткани. Проводящие ткани.
- Вегетативные органы растений и их функции. 12 ч
Возникновение органов растений в процессе эволюции. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Побег. Строение побега. Почки. Вегетативные и генеративные. Ветвление. Многообразие побегов. Видоизмененные побеги. Стебель: строение и функции. Лист. Строение листа. Жилкование листа. Многообразие листьев. Форма листовой пластинки. Простые и сложные листья. Листорасположение. Видоизмененные листья. Внутреннее строение листа. Строение и работа устьичного аппарата. Газообмен. Листопад. Корень. Классификация корней. Типы корневых систем. Видоизменения корней. Строение корня. Зоны корня. Внутреннее строение корня. Питание, дыхание и функции корней.
Практическая работа №2 Определение характеристик, соответствующих строению листа (решение заданий ОГЭ)
- Размножение растений. 2 ч
Размножение растений. Бесполое размножение. Половое размножение. Чередование поколений.
- Грибы. 2ч
Грибная клетка. Строение грибов. Размножение грибов.
Практическая работа №3. Создание макета грибной клетки
- Наука зоология. 1ч
Зоология – наука о животных. Предмет зоологии. Краткая история зоологии. Разделы зоологии. Значение животных в природе и жизни человека. Отличительные признаки животных. Принципы зоологической классификации.
- Клетка животных. 2ч
Животная клетка. Органоиды и включения. Мембрана. Цитоплазма. Вакуоли. Центриоли. Лизосомы. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Митохондрии. Аппарат Гольджи. Цитоскелет. Ядро. Деление клеток.
Практическая работа №4. Создание макета животной клетки
- Ткани животных. 3ч
Эпителиальная ткань. Соединительная ткань: костная, хрящевая, жировая, кровь. Мышечная ткань. Нервная ткань.
- Органы и системы органов животных. 3ч
Органы и системы органов. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система. Дыхательная система. Кровеносная система. Выделительная система. Половая система.
Практическая работа №5. Определение характеристик, соответствующих строению тела животного (решение заданий ОГЭ)
- Заключение. 1ч
Обобщение и систематизация знаний по курсу «Живая природа»
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Раздел | Количество часов | Практические работы |
1 | Введение в курс «Живая природа». Наука Ботаника | 2 | |
2 | Клетка растений | 4 | 1 |
3 | Ткани растений | 3 | |
4 | Вегетативные органы растений и их функции | 12 | 1 |
5 | Размножение растений | 2 | |
6 | Грибы | 2 | 1 |
7 | Наука зоология | 1 | |
8 | Клетка животных | 2 | 1 |
9 | Ткани животных | 3 | |
10 | Органы и системы органов животных | 3 | 1 |
11 | Заключение | 1 | |
Итого | 35 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Живая природа"
Программа дополнительного образования для учащихся...
Рабочая программа Живой мир 6 класс 1 полугодие
Рабочая программа для 6 класса...
Рабочая программа Живой мир 6 класс 2 полугодие
Рабочая программа для 6 класс детей со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа "Живой мир"
Рабочая программа по курсу "Живой мир"...
Рабочая программа "Живое слово 5 класс"
Рабочая программа "Живое слово 5 класс"...
Рабочая программа Живая математика
Рабочая программа Живая математика...
Программа "Живая природа Иркутской области"
Программа внеурочной деятельности...