вода
методическая разработка по биологии (5, 6 класс)

Наследникова Татьяна Анатольевна

чистая вода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-7_klass_voda.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:


Внеклассное мероприятие. 5-7 классы

« Быть чистой воде» проводят ученики 8-9 классы

Цель : 

- донести до сознания школьников понимание охраны и бережного отношения к воде, как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы ;

- побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.
Задачи:

- расширить и обогатить кругозор учащихся о воде.

- раскрыть проблемы загрязнения и охраны вод.

- развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательный интерес к изучению природы.

- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята !

Сегодня мы поговорим на очень волнующую тему. Я прочитаю стихотворение, и вы поймёте, о чём пойдёт речь на нашем мероприятии.

В природе путешествует вода, она не исчезает НИКОГДА:

То в снег превратится, то в лед, растает и снова в поход.

По горным вершинам, широким равнинам,

Вдруг в небо взовьется, дождями прольется,

Нас окружает везде и всегда, это волшебница, чудо-ВОДА!

Учитель. Сегодня мы поговорим о воде, ее значении и свойствах. Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. Обратите внимание на эпиграф к уроку.

                                                                                                      « Вода, у тебя нет ни вкуса,

ни цвета, ни запаха,

тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

ты – сама жизнь…»

( Антуан де Сент-Экзюпери)

Выскажите свое мнение ребята об этом высказывании.

Учитель. Каждый год в нашей стране проходит акция «Вода

Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?

Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день?

Бережно ли мы используем ценный природный ресурс?

Учитель. На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе нашего мероприятия.

Учитель. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Взгляните на карту мира (карта полушарий  на доске).

 Больше всего на ней голубой краски. А голубым цветом на карте обозначают воду. Русский писатель С.А.Аксаков, автор замечательной сказки «Аленький цветочек», сказал однажды: «Вода – краса природы». Писатель прав. Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, и в голубом озере, и в синем море – во всем, что связано с водой в природе. Эта красота видна и на детских рисунках.
Она таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде. Ребята , а что вы знаете о воде?

Учитель: предлагаю конкурс “Вода – источник жизни” ( раздать листочки для записи рассказа)

Задание: в своём мини-рассказе дать ответ на вопрос - для чего нужна вода человеку? Внимательно слушайся наших ведущих этого мероприятия (представить ведущих).

Ученик 1 (Света). 

Вода – одно из самых важных для человека веществ. Организм человека, его кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. Если посмотреть на карту мира, больше на ней голубого цвета. Голубым цветом на картах обозначают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем!
Ученик 2. (Настя)

 Каждый из нас выпивает 2-4 литра воды в сутки. Но большая часть воды поступает в наш организм с пищей. Например, для производства 1кг говядины требуется около 100000 литров воды, а 1 кг пшеницы “обходится” в 1500 литров (смотреть данные таблицы) Таким образом, исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство.

Ученик 1(Света)

 Взрослый человек на 74 % (по массе) состоит из воды , ребёнок- на 85 %, в крови – 73 %- 80 %, в костях –22 %, если человек потеряет 7% воды, наступает обморок, а если 11%- остановится сердце.

Ученик 2 (Настя)

 Чтобы принять душ, помыть посуду, постирать одежду человек использует 300 литров воды в сутки.

Ученик 1(Света)

 Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.

Ученик 2 (Настя)

 Я хочу рассказать о функциях воды в нашем организме.

  1. Регулирует температуру тела.
  2. Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам.
  3. Помогает преобразовывать пищу в энергию.
  4. Помогает усваиваться питательным веществам.
  5. Защищает жизненно важные органы.
  6. Выводит шлаки и отходы продуктов жизнедеятельности.

Ученик1 (Света)

 Вода – добрый друг и помощник человека! Она создает большие удобства: по морям и океанам плавают корабли. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек и морей. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожайность полей и садов.

Дать время для составления рассказа о значении воды(5мин.)

Учитель : Заслушиваем ответы школьников. Выявляем лучших (оценивают ведущие, раздают жетоны).

Меня радует то, что вы много знаете о значении воды для человека. Молодцы!

Учитель. Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Но,  в то же время таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находят  все больше интересных данных о воде

Учитель. Для жизни на Земле живым организмам необходима энергия. Откуда она появляется?

Ученик 1. (Света)

 Вода - это источник разнообразной энергии на нашей планете. Первый вид энергии поставляемый водой - это тепловая энергия подземных вод-гейзеров и горячих источников.

Учитель: Значение пословицы «Вода камень точит» и роль воды в формировании облика Земли нам объяснит  Настя.

Ученик 2 (Настя)

 Воды текущие по поверхности Земли совершают большую разрушительную работу, они изменяют рельеф Земли. Если на пути реки встречаются горы, она либо огибает их, либо прорезает себе русло глубоко в горах. Говорят, что вода камень точит. Водопады тоже совершают работу. Это - вода падающая с высоты. Вода разрушает скалы, и водопад каждый год отступает. В горах вода и ветер также играют свою разрушительную роль. Если в горные трещины попадает вода, а потом замерзает, она увеличивает эти трещины и откалывает, таким образом, камни. Иногда зимой замерзает вода в водопроводных трубах, и тогда трубы лопаются.

Учитель. Нам хотелось бы узнать еще о том, как вода влияет на климат Земли.

Ученик 1 (Света)

 В морях и океанах имеются теплые и холодные течения. Это большие массы воды, имеющие определенную температуру и передвигающиеся в определенном направлении. Различают тёплые и холодные течения. Теплые течения можно сравнить с трубами водяного отопления. Они подводят тепло к хранителю теплоты - морю. Морской ветер относит тепло моря к материку. Вместо тёплых течений для нагрева одного сантиметра береговой линии пришлось бы сжигать несколько сот тонн каменного угля. Холодные же течения наоборот несут холод к материку. Так морские течения влияют на климат Земли.

Самые известные теплые течения это- Гольфстрим, Куросио, а холодное-Ойясио.

Кроме океанических течений на климат Земли оказывают влияние снежное и ледяное покрывало. Снег защищает почву, посевы от мороза. Между снежинками заключён воздух. Воздух не пропускает тепло. Снег же содержит до 85% воздуха.

 Учитель: О влиянии воды на живые организмы, о жизни в водной среде расскажет Настя.

Ученик 2(Настя)

 В составе любого живого организма вода занимает ведущую роль. Без воды человек не проживет и трех дней! При массе тела человека 70 килограмм, 45 килограмм приходятся на воду и лишь 25 килограмм на твердые вещества. Тело взрослого человека на 74% состоит из воды, а тело ребенка содержит до 85% воды. В составе пищевых продуктов содержится много воды. В грибах, овощах и фруктах содержится до 90% воды. В молоке от 85-90% воды, а вот в сливочном масле уже только 14% воды. Получается, что большую часть необходимой для нашего организма воды мы получаем с пищей.

 Учитель: Вода может быть не просто необходимой для человека, но и лечебной.  Вода может быть лечебной, минерализованной или минеральной. Кроме того, она может быть естественной и искусственной. Минеральную воду применяют при лечении органов пищеварения, почек, печени и других заболеваниях по назначению врача. Лечебная польза воды есть и при обычном принятии ванн с морской водой или в виде отваров и настоев из лекарственных трав.

Просмотр фрагмента видеоролика «Вода и здоровье»   - 5 мин.

Учитель. Сейчас,мы проведем конкурс загадок о воде. Отгадав загадки, вы ответите на вопрос, в каких агрегатных состояниях и какие же формы может принять вода?  Раздавать жетоны

Без крыльев - летит,

Без ног - бежит,

Без паруса - плывет. (Облако)

Летит сова по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

В белом бархате деревья,

И заборы, и дома,

А как ветер нападет -

Этот бархат опадет. (Иней)

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось -

С неба на землю свалилось. (Снег)

Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

Учитель: Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Возникла необходимость в охране природы.

Ученик1(Света)

 Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Загрязнение воды несет гибель всему живому. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.

 Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии. Лед можно видеть у нас на реках и озерах. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. И твердый лед, и легкий, как газ, пар – тоже вода. Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной.

Учитель. Вот сколько разных форм может принять вода. А скажите мне, какая бывает вода? Я немножко подскажу, а вы продолжите.

Колодезная...

Учащиеся. Морская, речная, озерная, ключевая, мёртвая, живая, газированная, минеральная, питьевая, индустриальная, водопроводная, дождевая, болотная, талая, сточная, проточная, чистая, грязная.

Просмотр презентации «Загрязнение воды»  комментирует учитель

Учитель. Молодцы ребята, вы, оказывается, очень много знаете о воде Знаете, что вода может быть чистой и грязной., а кто же приводит ее в такое состояние.

Мы с вами сегодня уже говорили о том, что без воды не будет жизни на Земле, но совсем ничего не сказали о том, что  же может случиться с водой, если мы не обратим свое внимание на проблему охраны водных ресурсов.

 Мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия – страна с богатейшими водными ресурсами. Наша страна омывается водами 12 морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковым Каспийским морем. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и др. Именно в России сосредоточено 22% мировых запасов воды.
Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами (на территории нашей страны четверть мировых запасов пресной воды), стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы относимся не экономно к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.

К чему может привести такое безответственное поведение?

Но при обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием городов и производств дефицит будет увеличиваться. И однажды мы тоже можем оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.

Ученица 2. (Настя)

В Российской Федерации принята целевая программа “Чистая вода”. Основная задача, стоящая перед Россией сохранить и преумножить - природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы.

В России разработана Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года . Этот документ определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водной сфере. Россия может и должна стать мировым лидером в сфере водопользования.

Ученица 1(Света)

 Одних усилий государства по сохранению водных источников недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие в этом проекте.

А что можем сделать мы?

Учитель. Вода нужна всем. Вода – это жизнь. Почему же появилась проблема «водного голода»? Разве маловоднее стали реки, моря, меньше выпадает осадков? Нет! Причин несколько : это возросшая потребность человечества в воде - в древности человек потреблял 12- 18 л. воды в день, сейчас – 400-600л. Потребляем то мы чистую воду, а возвращаем природе загрязнённые стоки. И чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше. Цена на питьевую воду растёт с каждым годом. А причина всё та же – загрязнение. Воду многих рек пить нельзя. Поэтому в Голландии давно продаются бутылки с обыкновенной водой… из Норвегии, да и в Москве и других городах России вода теперь тоже продаётся. В чем же причина ребята?

Ответ учащихся: человек загрязняет воду и не экономит.

Учитель. Верно, поэтому над водой нависла страшная угроза – эта угроза – загрязнение. Что же загрязняет воду?

Ответы учащихся:

Ученик 1 (Света)

 Огромный ущерб воде наносит сельское хозяйство. Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве. 

Ученик 2 (Настя)

 Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты. 

Ученик 1 (Света)

 Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, губя всё живое на много квадратных миль вокруг.

Ученик 2 (Настя)

 И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается…

Учитель. Все верно – это заводы, фабрики, машины, сельское хозяйство- основные загрязнители воды. И если мы не примем срочных мер, то скоро исчезнут реки, озера, исчезнут обитатели водоемов, да и все мы с вами то же, если не будем ее беречь. И ведь беречь надо не только воду в водоемах, но и ту, которая течет из крана, а иногда она бесполезно утекает в канализацию.

 Чем же мы можем ей помочь, что мы можем сделать?

Ответы учащихся. Необходимо:  (Ответы учащихся)

Предложения :

  • Не сбрасывать канализационные стоки в водоемы и реки без какой-либо очистки;
  • Не используйте токсичные удобрения в садах и полях.
  • Не разбрасывать мусор вокруг водоёмов.
  • Не сбрасывать ТБО в водоемы.
  • Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды.
  • Обрабатывать землю так, чтобы весенняя влага при таянии снегов не могла бы бесполезно стекать с полей.
  • Водители, должны знать, что выливать на землю горючее или отработанное масло – это преступление.
  • Чтобы река была полноводной, по ее берегам должны расти леса.
  • Обеспечить безопасность гидротехнических сооружений.
  • Многократное использование воды на всех промышленных производствах.
  • Несколько раз в год проводить Всесоюзные субботники по очистке берегов водоемов и подсадке деревьев.
  • В школах чаще проводить акции «Голубой ангел».
  • Законодательно ввести штрафы населению и предприятию за загрязнение водоемов.

Учитель. Представьте, что из вашего крана капает вода. Из-за неисправного крана в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды. Внесите свои предложения по экономии воды дома.

Предложения ребят.

Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:

  • Закрывай кран, пока чистишь зубы, или пользуйся стаканом для полоскания рта.
  • Мой посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
  • Вместо ванны принимай душ, для недолгого душа воды расходуется гораздо меньше, чем для наполнения ванны.
  • При приготовлении пищи используй крышки и не лей больше воды, чем требуется.
  • А главное – не забывай выключать воду!
  • Приобретение посудомоечных машин.
  • Использовать насадки-распылители на кранах.
  • Приобрести всем вод сберегающий унитаз.
  • Капельный полив домашних растений.
  • Вторичное использование воды (помыв фрукты, полей этой водой цветы).
  • Вовремя устранить течь любого крана.
  • Не выливать в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители).
  • Поставить счётчик на водопровод и контролировать водопотребление?
  • Сберечь воду, если рыхлить почву на огороде и уменьшать испарение?

Учитель.Я предлагаю всем викторину. На вопросы легко ответит тот, кто был активным и внимательным сегодня, кто много читает и умеет слушать.

Викторина: “Реки, озера, моря и океаны” (письменно)

•1. Сколько на нашей планете океанов?  (5. Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Южный, Атлантический)

•2.  Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

 3. Белое, Красное, Черное, Жёлтое – что это? (Название морей)

 4. Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мертвое море)

  • 5. Два самых больших моря? ( Карибское и Средиземное).
    •6.  У какого водоёма бывают рукава? (Река)

 7.Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)

•8.  В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

•9.  Какие стихийные явления, связанные с водой, вам известны? (наводнение, цунами, засуха)

  • 10.Кто является главным загрязнителем воды? (Человек.)  (собрать ответы, ведущие проверяют, выявляет лучших, выставляем оценки, учитель проводит последний конкурс)

Учитель. Ребята, в завершении нашего мероприятия мы с вами сейчас будем создавать информационный дождик. Каждый из вас получил капельку знаний о значении воды и бережном отношении к воде. Вы должны быстро ответить на вопросы дождя:

  1. На сколько процентов человек состоит из воды? (65-75%)
  2. Сколько стаканов воды нужно выпивать в день? (6-7 стаканов)
  3. Какие признаки обезвоживания организма? (Головокружение, тошнота, головная боль)
  4. Какие микроорганизмы обитают в подавляющем большинстве поверхностных вод (для подземных вод эта проблема стоит менее остро, однако не снимается совсем)? (бактерии, вирусы, простейшие, а также микроскопические водоросли и грибки)
  5. Какая часть поверхности нашей планеты занято морями и океанами? (3/4)
  6. Сколько дней человек может прожить без воды? (3 дня)
  7. Если в чайник или кастрюлю налить воду до краёв и начать нагревать, то через некоторое время вода начинает выплескиваться через край. Почему это происходит? (Вода при нагревании расширяется)
  8. Почему садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду с труб на садовом участке? (При замерзании вода расширяется и поэтому чтобы трубы не лопнули садоводы сливают воду)
  9. Вода попадает в мельчайшие трещины скал, от чего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связанно? (Разрушение горных пород связано с расширением воды при замерзании)
  10. Известно, что при длительном нагревании вода закипает. Температура кипения равна сто градусов. Кипящая вода используется в быту и на производстве. Где в природе можно встретить горячую воду? (В гейзерах).

Учитель. Молодцы! Мы хотели, чтобы вы поняли, как важно беречь воду. Какой вывод вы можете сделать из всего услышанного?

Итог мероприятия.

Учитель. Вода!.... Что ты такое? Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство. Ты – величайшее в мире богатство. Ты – божество, которое так легко спугнуть. Ты даешь нам бесконечное простое счастье.

 Вот и подошло к концу наше мероприятие, посвященное воде. Я, надеюсь, что вы поняли, как необходима для жизни всего живого на планете вода и как нужно к ней относиться, как беречь все водные ресурсы. А в завершении  послушайте  замечательное стихотворение  Настя

 Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где теплый вечер так порою тих.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Э. Огнецвет

Самыми активными были на уроке      (получат оценки по биологии или географии, считаем жетоны)    

Рефлексия:  «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…     Я сегодня понял, что…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по  программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."

Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...

Презентация "Вода. Вода. Кругом вода..."

Презентация составлена для внеклассного мероприятия "Вода. Вода. Кругом вода...", которое проводилось для учащихся восьмых классов с целью повысить уровень информированности в вопросе защиты воды...

Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода!"

Внеклассное мероприятие можно провести в рамках недели географии, а также как обобщающий урок по теме "Гидросфера" в 6 классе.. Форма мероприятия - игра по типу телевизионной игры "Вопрос на засыпку"...

"Вода, вода, кругом вода..." интеллектуальная игра для учащихся по химии и не только, презентация

Игра подготовлена для учащихся 9 классов, состоит из 16 вопросов, объединенных в отдельные конкурсы: Географический, Биологический, Свойства воды, Обо всем понемногу. Правильные ответы появляются...