Открытый урок по теме "Лишайники " , 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Данная публикация будет полезна для учителей биологии , урок составлен по программе В.В.Пасечника, изд.ДРОФА .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_lishayniki.docx19.69 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии, 5 класс, тема «ЛИШАЙНИКИ».

Учитель                                Миронова Кристина Игоревна

Предмет                                биология

Класс                                            5  класс

Тема урока                                  Лишайники

Тип занятия                        Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Планируемые образовательные результаты                

Предметные

 Учащиеся получают представление о лишайниках, как особой группе симбиотических организмов, об особенностях их строения, питания и размножения,        о практической значимости для человека.

Метапредметные 

 Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.  

Основные понятия, изучаемые на занятии:  лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.

Вид используемых  ИКТ: работа с компьютером,  интерактивной доской.

Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР, презентация для ИД.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне, а я в ответ улыбнусь вам. На такой позитивной ноте,мы начнем наш урок.

Давайте начнем  наш  урок с разминки для мозга. Посмотрите на экран Предлагаю вам разгадать ребус-кроссворд.

1.Какие растения относятся к низшим?(водоросли)

2.Подземная часть гриба?(грибница)

3.Часть гриба, где образуются споры?(шляпка)

4.Тело водорослей ?( таллом)

5.Лекарственное средство, получаемое из водорослей? (йод)

6.Процесс образования органических веществ у растений? (фотосинтез)

7.Взаимовыгодные отношения между двумя организмами?(симбиоз)

8.Симбиоз дерева и гриба?(микориза)

Итак,отлично .Давайте посмотрим, какое слово у нас с вами получилось? А что это за организм?

(НА СЛАЙДЕ –ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛИШАЙНИКА)

«Трудно себе представить лес без этих существ. В леса нашего Башкортостана этих созданий очень много! Эти своеобразные организмы часто поселяются на деревьях. Взгляните, например, на толстые стволы старых берез на опушке леса. Они обычно покрыты серовато-бирюзовым чешуйчатым налетом, а стволы осин украшены яркими желто- оранжевыми «лепешками». Они очень напоминают коросту на теле дерева, или, как говорят в народе, «лишаи». Отсюда и название данных существ».

Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, «Лишайники». Открываем тетради, записываем дату и тему.

НА ДОСКЕ ЗАФИКСИРОВАТЬ ЛИСТОЧЕК С ПОДПИСЬЮ ЛИШАЙНИК (ЛИБО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ), ПЕРЕКЛЮЧИТЬ СЛАЙД.

«В 1885 году наш отечественный ученый К.А.Тимирязев назвал этот организм «сфинксом». Скажите ,кто же такой сфинкс? Что вам про него известно?»(дети отвечают, что это получеловек-полулев, стражник пирамид и т.д).

-«Совершенно верно. Сфинкс-это гибрид двух животных. Но лишайники никакого отношения к животным не имеют. У нас возникло противоречие. И мы должны эту проблему решить.

СЛАЙД ПЕРЕКЛЮЧАЕМ,ДАЛЕЕ:

«А чтобы решить сегодня эту проблему, что же мы должны с вами выяснить ?(ПОЧЕМУ ТИМИРЯЗЕВ НАЗВАЛ ИХ СФИНКСАМИ).

-«И вы правы, дети. Для того, чтобы это выяснить, мы должны эти организмы «узнать в лицо». А что мы можем про них узнать? (ПЕРЕЧИСЛЯЮТ КАК ВЫГЛЯДЯТ, ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ, КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ И ТД)

НА ДОСКЕ КРЕПИМ ТРИ ЛИСТА С ЦЕЛЯМИ УРОКА (ЛИБО ИСПОЛЬЗУЕТЕ ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ И ПЕРЕНОСИТЕ НА ГЛАВНЫЙ ЭКРАН   РАНЕЕ ЗАГОТОВЛЕННЫЕ СЛАЙДЫ):РАЗНООБРАЗИЕ,СТРОЕНИЕ,ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНОКОВ.

РАЗНООБРАЗИЕ ЛИШАЙНИКОВ.

Ребята, а вы видели когда-нибудь лишайники? Где они обитают? Какие бывают? Давайте обратимся к нашему учебнику, стр.103 и с.104

Задача: Вы должны ответить на следующие вопросы:

1.Где они обитают?

2.Какие формы лишайников существуют? Их представителей.

После самостоятельного чтения- беседа. Можно использовать фронтальный опрос :

-Маша, назови, пожалуйста, представителей накипных лишайников?

-Ильшат, а ты скажи представителей листоватых?

-Петя, каких представителей кустистых лишайников нам изобразили в учебнике?

СТРОЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ.

Мы познакомились с вами с многообразием лишайников. Выяснили, как они выглядят, какими бывают. А дальше перейдем от внешнего облика к внутреннему строению.Для этого обратимся  к тексту и детской энциклопедии, который я вам сейчас раздаю(прил.1),- «Строение лишайников». Вы работаете в парах. Ваша задача-ознакомиться с текстом и выполнить задания в рабочих листах(прил.2) На эту работу у вас 5 минут. Пожалуйста, работая в группе, помогайте друг другу, слушайте друг друга.

-Время вышло, давайте проверим задание.(ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ ПРОВЕРЯЕМ ЗАДАНИЕ ,ПРОВЕРКА ТРИ МИНУТЫ), НА ДОСКЕ СЛАЙД «СТРОЕНИЕ ЛИШАЙНИКА».

-Какие организмы принято называть лишайниками?

-Выйдите к доске и покажите два эти организма –гриб и водоросль?

-Как называется тело лишайника?

-Кто покажет основные слои в теле лишайника?

-Как же питается такой организм «2 в 1»?

-В чем взаимная выгода таких отношений?

-Как называются такие взаимовыгодные отношения?

-«А теперь мы пришли с вами к самому важному моменту: лишайники- это два организма, живущих в симбиозе.

-Давайте проверим насколько хорошо вы знаете признаки этих организмов:1 вариант- вы будете водоросли, 2-грибы. Я называю сейчас признаки этих организмов, а вы, если считаете, что этот признак водорослей – встает 1 вариант, если грибо- то 2.

1.Способны к фотосинтезу.

2.Гетеротрофы

3.Автотрофы

4.Имеют грибницу

5.Имеют хлорофилл

6.Живут в симбиозе

Спасибо!Немножечко размялись! Садитесь!

Теперь, для того, чтобы закрепить материал, предлагаю вам творческое занятие ,которое очень популярно среди сингапурских школьников. Называется она так «ТИК-ТЭК-ТОУ».Сейчас все дети,сидящие на 1 и 3 партах, развернитесь назад, к своим соседям. Это будут наши группы. У каждой группы на столе цветные карточки(ПРИЛ.3). Перемещайте эти карточки и разложите в формате 3 на 3 (слайд).Каждая команда составляет три предложения ,используя любые три слова на одной линии(по вертикали, горизонтали, диагонали)( 5 мин)

-Давайте проверим, что у вас получилось ! Дети зачитывают предложения.

ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ, (СОВМЕСТНОЕ ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ)

В каждой группе были карточки со словами, которые мы еще с вам не разбирали.Назовите их (ИНДИКАТОРЫ,ПИОНЕРЫ,ЛАКМУС,ЯГЕЛЬ).Чтобы понять, что они означают перейдем к 3цели нашего урока и поговорим о значении лишайников.

1.Лишайники- пионеры.Кого называют пионерами?(лишайники первые поселяются на бесплотных местах и образуют почву,разрушая скалы)

2.Индикаторы.Вы, наверное, все замечали , что в городе или возле дорог на деревьях мало лишайников.А в лесу много.Почему?Потому что в лесу чисто, верно! Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха.И каждый из вас сможет по наличию лишайников определить состояние окружающей среды .Представляете, как это здорово!

3.Лакмус.Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент.

(ДОКУМЕНТ-КАМЕРА НУЖНА ТУТ, ЛАКМУСОВЫЕ ПОЛОСКИ, КИСЛОТУ И ЩЕЛОЧЬ)

-«У МЕНЯ В РУКАХ две емкости с прозрачной жидкостью,сейчас я капну из каждого пузырька на эти полоски .Что вы наблюдаете?(они окрасились в разные цвета).Эти бумажки называют лакмусом ,изготавливаются они из лишайника и используются для того, чтобы определить,какая среда- кислая или щелочная.Вы будете работать с лакмусом на уроках химии в 8 классе.

4.Как вы думаете, могут ли лишайники быть для кого-либо пищей? А для кого? (ягель или олений мох).Есть даже лишайники,которые исполбзует в пищу человека ,например, умбиликария съедобная,это деликатес в Японии! Также они исполюзуются в медицине( кашель,туберкулез и тд), в парфюмерии, изготовлении красок.

-Ну что, ребята, много мы сегодня узнали нового на уроке? В заключении занятия я предлагаю решить вам последнюю загадку- (СЛАЙД)- это «кроссенс».РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ПРАВИЛАХ РАЗГАДЫВАНИЯ ДАННОГО ПРИЕМА-НАЧИНАЕМ РАЗГАДЫВАТЬ ЗАГАДКУ С ВЕРХНЕГО ПРАВОГО УГЛА, ЗАКРУЧИВАЕМ КАРТИНКИ КАК «УЛИТКУ», НУЖНО СВЯЗАТЬ КАЖДУЮ КАРТИНКУ МЕЖДУ СОБОЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ. И ТАК ДОХОДИМ ДО ЦЕНТРАЛЬНОЙ КАРТИНКИ,НА КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЕН ЛИШАЙНИК).

-МОЛОДЦЫ! Напомните мне, пожалуйста, какую проблему мы ставили с вами в начале урока?(сфИНКС СЛАЙД)Так почему наши лишайники были названы сфинксами? Конечно! Вы бльшие молодцы! Всем спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1 )Строение лишайника

Лишайники — это своеобразная группа живых организмов, тело (слоевище) которых образовано двумя организмами, находящимися в симбиозе[a]:

-грибом

-водорослью или цианобактерией .

 Эти 2 компонента в совокупности и образуют тело лишайника, которое называют слоевищем.

В слоевище можно выделить 3 слоя: корковый слой, слой водорослей, сердцевина.

 Самый внешний слой, называемый наружной корой, образован плотно переплетенными гифами гриба, в которой имеются поры.

      Несколько глубже располагается слой водорослей, где гифы гриба расположены более рыхло и между ними располагаются клетки водоросли. Водоросли могут находиться только под слоем коры или могут быть pаспpеделены более или менее pавномеpно по всему телу. Обычно клетки водорослей сконцентрированы по периферии – ближе к свету.

      Центральную часть толщи слоевища занимает так называемая сердцевина, состоящая из рыхлых грибных гиф с большими пустотами, заполненными воздухом. Считается, что этот слой, составляющий около 2/3 толщи слоевища, является запасающим.

      Нижняя кора тоньше верхней,  но в остальном сходна с ней. От нее отходят особые выросты - ризины, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату

Питание лишайников.

Как же питаются лишайники 2 в 1?Легко!Водоросль,естественно,питается автотрофно,то есть производит органические вещества из неорганических,а гриб потребляет готовые органические вещества, то есть гетеротрофно

Получается,что гриб питается от водоросли.А какая полбза для водорсли?Гриб защищает ее от пересыхания ,поставляет воду и минеральные соли,за счет грибов водоросль можетжить на суше

Приложение 2

РАБОЧИЙ ЛИСТ.

Прочитайте текст»Детской энциклопедии» и выполните задания.

1.Ззадание 1.Подпиши основные части лишайника.

Картинки по запросу "лишайник схема""

2.Ззаполните таблицу «Питание лишайников».

ГРИБ

ВОДОРОСЛЬ

ГОТОВЫЕ ОРГ.В-ВА

СОЗДАЕТ ОРГ.В-ВА

Приложение 3 КАРТОЧКИ ТИК- ТЭК-ТОУ

Создайте несколько наборов карточек.В каждом наборе по 9 карточек.Можно использовать такие комбинации:

ЛИШАЙНИК,СИМБИОЗ,ГЕТЕРОТРОФЫ,СЛОЕВИЩЕ,АВТОТРОФЫ,ГРИБ,ВОДОРОСЛЬ, «СФИНКСЫ», ПИОНЕРЫ

ИЛИ

ГРИБ,КУСТИСТЫЕ.ВОДОРОСЛЬ.ЛИШАЙНИКИ.СИМБИОЗ.НАКИПНЫЕ,ЯГЕЛЬ,ИНДИКАТОРЫ,ЛИСТОВАТЫЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4.

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4....

открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"

Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности;                    ...