НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Статья о преемственности экологического воспитания начиная с начальной школы, заканчивая основной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Т. Л. Чемисова.

Учитель биологии, географии

 ГБОУ №131

Красносельского района

 г. С–Петербург

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 ориентирует на формирование у обучающихся ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром. [3, с. 22]. Подрастающее поколение должно научиться понимать окружающий мир, цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей по отношению к природе, понимать идею рационального природопользования. Детям школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. С самых первых уроков ознакомления младших школьников с «миром вокруг нас» человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве, что позволяет уже на самом первом этапе школьного обучения начать формирование у обучающихся целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. Работа над данной задачей следует продолжить на последующих ступенях образовательного процесса.

Формирование экологических понятий у школьников осуществляется на основе учебных заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к социальной и природной среде. В процессе выполнения учебных заданий дети учатся прогнозировать последствия поведения в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой поисковой деятельности.

На этапе начального и дальнейшего обучения преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность к среде обитания, пищевые, информационные связи и т.д.). Природа и отношения с ней – приоритетный и важный предмет изучения в начальной и основной школе. Задания по экологии направлены на систематизацию, обобщение знаний о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие формирующейся личностью этих связей и зависимостей. Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ему открывать для себя многие экологические закономерности.

Так, обучающихся специальными учебными заданиями можно подвести к выводу о том, что без своей среды обитания – своего дома живые организмы жить не смогут, что они в таком случае обречены на гибель. Конечно, можно предложить данный вариант экологической связи в готовом виде. Но такие знания будут носить поверхностный характер, мало способствующий воспитанию эмоционального и бережного отношения гражданина страны к природе как среде своего обитания. Однако если школьники шаг за шагом исследуют проблему: «Могут ли белка и крот поменяться квартирами?», – и сделают соответствующий вывод: «Хотя дупла и норы – квартиры лесных обитателей, но каждый вид животных обитает в своей среде»,– результат будет иным. Дети осознано усвоят в процессе урока, что брать живые организмы из их среды обитания, а тем более разрушать эту среду – нельзя, так как это грозит гибелью данным организмам.

Как известно, большинство комнатных растений – пришельцы из разных областей земного шара с разными климатическими и почвенными условиями. В этом случае, при выращивании комнатных растений, проблема сохранения среды обитания решается по-другому. Действительно, выращивая комнатные растения, ухаживая за ними, создавая для них приближённые условия жизни, ученики, как в начальных классах, так и при дальнейшем изучении биологии на практике знакомятся с экологическими факторами среды обитания таких растений. Работа на участке по выращиванию декоративных растений способствует формированию у школьников необходимых в жизни практических навыков обеспечения «зеленых друзей» соответствующими условиями их жизнедеятельности (полив, рыхление, и др.), а также пониманию эстетической и потребительской значимости растений для жизни человека.

Большую роль на уроках изучения природы отводим игровым моментам, которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и особенностям учащихся. Не только младшие школьники, но и старшеклассники испытывают потребность в игре. Особую ценность в этом плане приобретают занимательные учебные задания тип кроссвордов, отгадывания загадок и т.п., направленных на формирование потребностей в новых знаниях. Приведем пример игр, интересных школьникам разных возрастов.

Дидактическая игра «Деревья и кусты». В начале игры вспоминаем, как по размерам можно отличать деревья и кусты (дерево высокое, а куст низкий). Сообщаются условия игры: когда ведущий называет дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст – опускать вниз. Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который показывает правила игры, (при индивидуальном обучении роль ведущего выполняет учитель): называет сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст (опускает руки вниз). Все учащиеся повторяют эти движения вслед за ведущим. По ходу игры, когда играющие, слушая названия деревьев или кустов, должны без подсказки ведущего поднимать или опускать руки, ведущий может назвать дерево, а руки при этом опустить, или назвать куст, а руки поднять. Учащиеся должны внимательно слушать ведущего, чтобы не ошибиться. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше участников, т.е. детей знающих лучше окружающую их природу.

Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт» сложнее и проводится с учащимися четвертых – пятых классов. В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные – наблюдают. Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников. Содержание игры: каждый из участников, проходя по очереди вперёд от линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг, не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников, которые изучали или видели во время экскурсии. Такие игры, требующие физических упражнений, проводятся на свежем воздухе – забота о сбережении здоровья игроков.

Некоторые из уроков проводятся в виде заочных путешествий, по ходу которых дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Во время путешествий проводятся игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Устами младенца», «Почемучка».

На итоговых уроках ученики пишут сочинения о своём отношении к природе. В помощь им предлагаются незаконченные предложения, например: «Об экологии мы читали рассказы о… Экология – это… Больше всего мне понравились рассказы о… В природе всё связанно и, если… Я думаю, что когда я вырасту…».

Очень интересны и показательны эти маленькие письма-сочинения. Вот примеры некоторых из них:

• «Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились рассказы о воде и воздухе. Их загрязняют нефть, отходы, кислотные дожди. Человеку приносит пользу природа. Я думаю, что когда вырасту, то буду охранять природу».

• «Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания. Мы читали рассказы о воздухе. Яд с неба падает потому, что дым фабрик и заводов загрязняет воздух. Я думаю, что, для того, чтобы воздух был чистым, надо придумать специальные фильтры».

Таким образом, непрерывное, взаимосвязанное изучение предметов, рассказывающих об окружающей природе, в начальных и старших классах способствует формированию у школьников убеждения в необходимости охраны природы, заботы о ней и рационального использования её даров как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы, созданию для ее объектов должной среды обитания, учитывающей естественные условия их развития.

Библиография

1. Добрикова О. С. О преемственности в работе начальной и средней школы // Начальная школа. – 2000. – № 12. – С.21-24.

2. Князева Т.Н. К Проблеме преемственности обучения в начальной и средней школе // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 29-31.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

Экологическое воспитание школьников

Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом...

Экологическое воспитание школьников на уроках технологии

Экологически чистые продукты играют важную роль в  рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...

Экологическое воспитание школьников

В этой статье рассказывается как можно ввести экологическое воспитание на уроках математики. Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Заниматьс...

Экологическое воспитание школьников

Представлена программа экологического воспитания школьников...

"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....