конспект урока. мхи
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Мхи.
Урок – путешествие по биологии 6 класс.
Цели:
Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человек; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации
Воспитывать культуру поведения при работе в парах и группах.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения
- Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений
- Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации
- Познавательные УУД: умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Мотивация.
- Целеполагание.
- Изучение нового материала. Станция Географическая.
- Станция Исследовательская.
- Физкультминутка.
- Станция Археологическая.
- Станция Промышленная.
- Станция Экологическая.
- Рефлексия.
- Дом. задание.
Урок проводится в форме ролевой игры: участники имеют карточки, приколотые к форме – «Бриолог», «Археолог», «Эколог», «Менеджер».
Ход урока.
- Организационный момент.
-Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? (Да!)
- Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Сегодня урок пройдет в форме путешествия. И прежде чем мы отправимся в путешествие, я думаю, надо проверить, достаточно ли у нас «топлива», т.е знаний, для дальней дороги.
2.Актуализация знаний (фронтальный опрос по теме Водоросли)
3. Мотивация.
Теперь мы отправляемся в дорогу за новыми знаниями.
Представьте себе, что мы находимся в лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Слышим птичий гомон, вокруг летают бабочки, шмели. Нам хорошо и радостно.
Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут и ходить нельзя. Что это?
Что там интересного?
Какую бы вы предложили тему урока? О какой группе организмов пойдет речь на уроке?
Итак, тема урока - «Мхи».
4.Целеполагание.
Закончите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать…»
Строение мхов;
Сравнение сфагнума и кукушкина льна
Практическое применение мхов.
Запишем в тетрадях тему урока: «Мхи».
5.Изучение нового материала.
Мхи – особый отдел растительного царства. Это очень древние обитатели планеты, они появились около 300 млн. лет назад.
Отдел Моховидные включает 2 класса: Печеночники и Листостебельные мхи.
Печёночники - просто устроенные мхи имеют вид стелющегося по земле, вильчато разветвлённого таллома, с нижней стороны отходят ризоиды – одноклеточные нитевидные выросты, прикрепляющие таллом к земле и снабжающие его водой и минеральными солями. Из класса Листостебельные мы будем изучать две группы мхов – зеленый мох кукушкин лен и белый мох сфагнум.
Первая остановка – станция Географическая.
Специальный отдел ботаники, изучающий мхи называется Бриологией.
О том, какие мхи встречаются у нас, Вам расскажет юный Бриолог Прил 1
Вывод 1: Мхи – предпочитают увлажненные местообитания.
Следующая наша остановка – станция Исследовательская.
Мхи – это высшие растения. Что говорит об этом? Давайте рассмотрим особенности строения мхов. Вам предлагается выполнить небольшую исследовательскую работу в группах. Самостоятельная работа учащихся по инструктивным карточкам.
I группа изучает внешнее строение зеленого мха кукушкин лён;
II группа изучает внешнее и внутреннее строение мха сфагнума;
Беседа по результатам работы 1 и 2 групп:
Каково строение кукушкина льна?
Каково внешнее строение сфагнума?
Каково внутреннее строение листа сфагнума?
Какое значение имеет такое строение листа сфагнума?
Чем отличается сфагнум от кукушкина льна?
Заполнение таблицы.
Вывод 2: Мхи – наиболее примитивные из высших растений, они имеют стебель и листья, настоящих корней у них нет, некоторые имеют ризоиды.
Вывод 3: Благодаря наличию водоносных клеток сфагнум способен поглощать и удерживать большое количество влаги, что ведёт к заболачиванию местности и образованию торфа.
Таким образом, ребята, там, где поселяется сфагнум, задерживается и скапливается большое количество влаги. Побеги сфагнума ежегодно отмирают в нижней части и нарастают сверху. Отмершие части сфагнума при избытке воды и ограниченном доступе кислорода полностью не разлагаются, так происходит образование торфа.
Следующая станция – Археологическая.
Ученый – археолог расскажет нам об удивительных свойствах торфа. Прил. 2
Процесс образования торфа идёт очень медленно 1 – 3мм в год, а толщина торфяного слоя некоторых болт достигает 6 – 8м. Торф это ценное сырьё для промышленности.
Станция Промышленная
Сейчас о значении торфа нам расскажет Менеджер предприятия по переработке торфа Прил. 3
Вывод 4: Мхи имеют большое практическое значение для человека и выполняют важную роль в регуляции водного баланса природы.
Станция Экологическая.
Однако, нельзя исключить и отрицательную роль мхов. Заболачивая почву, мхи делают её непригодной для сельского хозяйства, поэтому мы часто слышим предложения о необходимости осушения болот. Об отношении к этому экологов нам расскажет сотрудник Института Охраны Окружающей Среды . Прил. 4
Также, ребята, мне хотелось бы обратить ваше внимание на ещё одну проблему, связанную с мхами и торфом: Торфяные пожары.
Какие правила поведения необходимо соблюдать, находясь близко от торфяного болота или в лесу?
Вот и подошло к концу наше путешествие и знакомство с удивительными растениями – мхами. Вы узнали о строении мхов, их местообитании, значении в природе и жизни человека.
11. Рефлексия.
Вернуться домой из далёкого путешествия нам поможет волшебный « Цветик – семицветик», надо только правильно ответить на вопросы, расположенные на его лепестках.
Ребята отрывают лепестки и отвечают на вопросы:
- Какой из изученных мхов имеет ризоиды?
- У какого мха стебель сильнее ветвится?
- Почему мхи относят к высшим споровым растениям?
- В каких отраслях народного хозяйства нашёл применение торф?
- Как называется наука, изучающая мхи?
- Какую роль в природе играют мхи?
- Какой мох способен накапливать больше воды?
12.Итоги урока. Домашнее задание:
Приложение 1 Бриолог.
Мхи встречаются на всех континентах земного шара. Но больше всего они распространены в умеренных и холодных областях северного полушария, где образуют сплошные покровы на болотах, заболоченных лесах и лугах. На территории нашей страны торфяные мхи встречаются на севере Европейской части, Урале и Западной Сибири.
Приложение 2.
Археолог.
Болота являются для нас поистине сокровищницей, откуда мы можем черпать сведенья о нашей истории. То, что сохранилось в торфе, доходит до наших дней в первозданном виде. Торф хорошо консервирует органические остатки, которые в нем долго не гниют.
Мох сфагнум содержит вещество сфагнол, препятствующее развитию гнилостных бактерий. Поэтому болота хранят в своей толще орудия труда и войны прошлого и даже останки хозяев этих орудий.
Торфяники известны как место обнаружения интересных и ценных палеонтологических и археологических находок. В торфе находили мумии шерстистых носорогов, древних людей и предметы их быта, деревянные постройки, хорошо сохранившиеся скелеты животных.
Например, в Рязанской области был обнаружен полный скелет большерогого, или торфяного оленя.
Приложение 3.
«Менеджер».
Торф - это полезное ископаемое, которое хорошо горит. Он представляет собой останки растений, которые не прошли полное разложение. Чаще всего торф образуется в болотистой местности.
2/3 мировых запасов торфа накопили болота нашей страны. Это огромное богатство и распорядится им надо бережно.
Торф находит широкое применение в сельском хозяйстве: он используется как удобрение, топливо, теплоизоляционный материал, исходный материал во многих отраслях промышленности. Торф применяется в биохимии и медицине, сельском хозяйстве и животноводстве, энергетике. С применением торфа изготавливаются упаковка, грунты для выращивания растений, активный уголь, удобрения, изоляционные материалы, препараты для усиления роста растений и другое.
Из торфа получают: древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, воск, парафин, минерально-аммиачные удобрения, типографскую краску, щавелевую и уксусную кислоту. Широко известны антисептические и лекарственные свойства торфа.
Приложение 4
«Эколог»
Малозаметные и непривлекательные на первый взгляд мохообразные играют большую и важную роль в жизни природы.
- Мхи - пионеры растительности, Они изменяют среду обитания так, что она становится благоприятной для населения её другими видами растений.
- Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию промокашки, задерживающей некоторое количество влаги, способствующей таким образом прорастанию семян других растений.
- Мхи служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов.
- Мхи способны накапливать многие вещества, в том числе радиоактивные, впитывать влагу и прочно её удерживать в связи с этим мхом отводится особая роль в природе, в регулирования её водного баланса.
Приложение 5
Строение сфагнума.
Мох Сфагнум имеет прямостоячий высотой 10-20 см, сильно ветвящийся стебель, одни веточки отходят в стороны, другие свисают, прилегают к стеблю, третьи на верхушке образуют подобие головки. Его светло-зелёные листья выглядят как крошечные чешуйки. Корней и ризоидов у сфагнума нет.
На концах верхних веточек сфагнума образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.
Каждый лист сфагнума состоит из одного слоя клеток двух различных типов. Первые – узкие, зеленые клетки, содержащие хлоропласты, соединены друг с другом и образуют сплошную сеть.
Между ними находятся другие более крупные. Их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки с отверстиями, это мертвые клетки, они занимают 2/3 поверхности листа. Именно обилие мертвых клеток-резервуаров позволяет сфагнуму долго сохранять запас воды и питать ей живые клетки. Более того, этот запас пополняется: клетки-резервуары, имеющие отверстия, втягивают и конденсируют пары воды из окружающего воздуха. Мертвые клетки листьев способны поглощать воды в 20 – 25 раз больше чем их масса.
Строение Кукушкина льна.
Это сравнительно небольшое растение, обычно не более 20 см. у кукушкиного льна стебли буровато-зеленые, неветвящиеся, густо покрыты узкими листьями. Листочки мхов состоят обычно из одного слоя клеток. Корней у кукушкиного льна нет. Их заменяют нитевидные выросты ризоиды, которые расположены на нижней части стебля. Они всасывают воду из почвы, а также служат для прикрепления к почве. Ризоиды можно рассмотреть под лупой. Кукушкин лен – растение двудомное. Женские растения образуют на стеблях красно-бурые четырехгранные коробочки. Коробочка со спорами находится на длинной ножке, сверху она закрыта легко опадающим колпачком с тонкими, направленными вниз волосками, напоминающими льняную пряжу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....