конспект урока. мхи
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Соловьева Оксана Викторовна

Урок – путешествие по биологии 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie_mhi.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мхи.

Урок – путешествие по биологии 6 класс.

Цели:

 Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить  с их ролью  в природе и жизни человек; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с  различными источниками информации

Воспитывать  культуру поведения при работе в парах и группах.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения

-  Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений

- Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации

- Познавательные УУД: умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы                                               

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивация.
  4. Целеполагание.
  5. Изучение нового материала. Станция Географическая.
  6. Станция Исследовательская.
  7. Физкультминутка.
  8. Станция Археологическая.
  9. Станция Промышленная.
  10. Станция Экологическая.
  11. Рефлексия.
  12. Дом. задание.

Урок проводится в форме ролевой игры: участники имеют карточки, приколотые к форме – «Бриолог», «Археолог», «Эколог», «Менеджер».  

                                  

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?  (Да!)

- Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

Сегодня урок пройдет в форме путешествия. И прежде чем мы отправимся  в путешествие, я думаю, надо проверить, достаточно ли у нас «топлива», т.е знаний, для дальней дороги.

2.Актуализация знаний (фронтальный опрос по теме Водоросли)

3.  Мотивация. 

Теперь мы отправляемся в дорогу за новыми знаниями.

Представьте себе, что мы находимся в лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Мы идем  по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Слышим птичий гомон, вокруг летают бабочки, шмели. Нам хорошо и радостно.

 Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут  и ходить нельзя. Что это?

Что там интересного?

Какую бы вы предложили тему урока? О какой группе организмов пойдет речь на уроке?

Итак,  тема урока - «Мхи».

4.Целеполагание.

Закончите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать…»

Строение мхов;

Сравнение сфагнума и кукушкина льна

Практическое применение мхов.

Запишем в тетрадях тему урока: «Мхи».

5.Изучение нового материала.

Мхи – особый отдел растительного царства. Это очень древние обитатели планеты, они появились около 300 млн. лет назад.

Отдел     Моховидные  включает 2 класса: Печеночники и Листостебельные мхи.

Печёночники -  просто устроенные мхи имеют вид стелющегося по земле, вильчато разветвлённого таллома, с нижней стороны отходят ризоиды – одноклеточные нитевидные выросты, прикрепляющие таллом к земле и снабжающие его водой и минеральными солями. Из  класса Листостебельные  мы будем изучать две группы мхов – зеленый мох кукушкин лен и белый мох сфагнум.

Первая остановка – станция Географическая.

Специальный отдел ботаники, изучающий мхи называется  Бриологией.

О том, какие мхи встречаются у нас, Вам расскажет юный    Бриолог                                                       Прил 1

Вывод 1: Мхи – предпочитают увлажненные местообитания.

 Следующая наша остановка – станция  Исследовательская.

Мхи – это высшие растения. Что говорит об этом? Давайте рассмотрим  особенности строения мхов. Вам предлагается выполнить небольшую исследовательскую работу в группах. Самостоятельная работа  учащихся по инструктивным карточкам.

 I группа изучает внешнее строение зеленого мха кукушкин лён;

II группа изучает внешнее и внутреннее строение мха сфагнума;

Беседа по результатам работы  1 и 2 групп:

Каково строение кукушкина льна?

Каково внешнее строение сфагнума?

Каково внутреннее строение листа сфагнума?

Какое значение имеет такое строение листа сфагнума?

Чем отличается сфагнум от кукушкина льна?

Заполнение таблицы.

 Вывод 2: Мхи – наиболее примитивные из высших растений, они имеют стебель и листья, настоящих корней у них нет, некоторые имеют ризоиды.

 Вывод 3: Благодаря наличию водоносных клеток сфагнум способен поглощать и удерживать большое количество влаги, что ведёт к заболачиванию местности и образованию торфа.

Таким образом,  ребята, там,  где поселяется сфагнум, задерживается и скапливается большое количество влаги. Побеги сфагнума ежегодно отмирают в нижней части и нарастают сверху. Отмершие части сфагнума при избытке воды и ограниченном доступе кислорода полностью не разлагаются, так происходит образование торфа.

Следующая станция – Археологическая.

     Ученый – археолог  расскажет нам об удивительных свойствах торфа.  Прил.  2                                                                                            

Процесс образования торфа идёт очень медленно 1 – 3мм в год, а толщина торфяного слоя некоторых болт достигает 6 – 8м. Торф это ценное сырьё для промышленности.

Станция Промышленная   

Сейчас о значении торфа нам расскажет Менеджер предприятия по переработке торфа Прил.  3

                                                                     

Вывод 4: Мхи имеют большое практическое значение для человека и выполняют важную роль в регуляции водного баланса природы.

 Станция Экологическая.

Однако, нельзя исключить и отрицательную роль мхов. Заболачивая почву, мхи делают её непригодной для сельского хозяйства, поэтому мы часто слышим предложения о необходимости осушения болот. Об отношении к этому экологов  нам расскажет сотрудник Института Охраны Окружающей Среды  .    Прил. 4

 Также, ребята, мне хотелось бы обратить ваше внимание на ещё одну проблему, связанную с мхами и торфом: Торфяные пожары.

Какие правила поведения необходимо соблюдать, находясь близко от торфяного болота или в лесу?

Вот и подошло к концу наше путешествие и знакомство с удивительными растениями – мхами. Вы узнали о строении мхов, их местообитании, значении в природе и жизни человека.

11. Рефлексия.

Вернуться домой из далёкого путешествия нам поможет волшебный « Цветик – семицветик», надо только правильно ответить на вопросы, расположенные на его лепестках.

  Ребята отрывают лепестки и отвечают на вопросы:

  1.  Какой из изученных мхов имеет ризоиды?
  2.   У какого мха стебель сильнее ветвится?
  3. Почему мхи относят к высшим споровым растениям?
  4. В каких отраслях народного хозяйства нашёл применение торф?
  5. Как называется наука, изучающая мхи?
  6. Какую роль в природе играют мхи?
  7.  Какой мох способен накапливать больше воды?

12.Итоги урока. Домашнее задание:

 

Приложение  1                                          Бриолог.

Мхи встречаются   на всех континентах земного шара. Но больше всего они распространены в умеренных и холодных областях северного полушария, где образуют сплошные покровы на болотах, заболоченных лесах и лугах. На территории нашей страны торфяные мхи встречаются на севере Европейской части, Урале и Западной Сибири.

  Приложение  2.    

Археолог.

Болота являются для нас поистине сокровищницей, откуда мы можем черпать сведенья о нашей истории. То, что сохранилось в торфе, доходит до наших дней в первозданном виде. Торф хорошо  консервирует органические остатки, которые в нем долго не гниют.

 Мох сфагнум содержит вещество сфагнол, препятствующее развитию гнилостных бактерий. Поэтому  болота  хранят в своей толще орудия труда  и  войны прошлого и даже останки  хозяев этих орудий. 

 Торфяники известны как место обнаружения интересных и ценных палеонтологических и археологических находок. В торфе находили мумии шерстистых носорогов, древних людей и предметы их быта, деревянные постройки, хорошо сохранившиеся скелеты животных.

 Например, в Рязанской области был обнаружен полный скелет большерогого, или торфяного оленя.

Приложение 3.

«Менеджер».

 Торф - это полезное ископаемое, которое хорошо горит. Он  представляет собой  останки растений, которые  не прошли полное  разложение.  Чаще  всего торф образуется  в болотистой  местности.

2/3 мировых запасов торфа накопили болота нашей страны. Это огромное богатство и распорядится им надо бережно.

Торф находит широкое применение в сельском хозяйстве: он используется как удобрение, топливо, теплоизоляционный материал, исходный материал во многих отраслях промышленности. Торф применяется в биохимии и медицине, сельском хозяйстве и животноводстве, энергетике. С применением торфа изготавливаются упаковка, грунты для выращивания растений, активный уголь, удобрения, изоляционные материалы, препараты для усиления роста растений и другое.

 Из  торфа получают: древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, воск, парафин, минерально-аммиачные удобрения, типографскую краску, щавелевую и уксусную кислоту. Широко известны антисептические и лекарственные свойства торфа.

Приложение 4

«Эколог»

Малозаметные и непривлекательные на первый взгляд мохообразные играют большую и важную роль в жизни  природы.

  • Мхи - пионеры  растительности, Они изменяют среду обитания так, что она становится благоприятной для населения  её другими видами растений.
  • Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях  выполняет функцию промокашки, задерживающей некоторое количество влаги, способствующей таким образом прорастанию семян других растений.
  • Мхи служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов.
  •  Мхи способны накапливать многие вещества, в том числе радиоактивные, впитывать влагу и прочно её удерживать в связи с этим мхом отводится особая роль в природе, в регулирования её водного баланса.      

 

Приложение 5

Строение сфагнума.

Мох Сфагнум имеет прямостоячий высотой 10-20 см, сильно ветвящийся стебель, одни веточки отходят в стороны, другие свисают, прилегают к  стеблю, третьи на верхушке образуют подобие головки.  Его светло-зелёные листья  выглядят как крошечные чешуйки. Корней и ризоидов у  сфагнума  нет.

 На концах верхних веточек сфагнума образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.  

Каждый лист сфагнума состоит из одного слоя клеток двух различных типов. Первые – узкие, зеленые клетки, содержащие хлоропласты, соединены друг с другом и образуют сплошную сеть.

Между ними находятся другие более крупные. Их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки с отверстиями, это мертвые клетки, они занимают 2/3 поверхности листа. Именно обилие мертвых клеток-резервуаров позволяет сфагнуму долго сохранять запас воды и питать ей живые клетки. Более того, этот запас пополняется: клетки-резервуары, имеющие отверстия, втягивают и конденсируют пары воды из окружающего воздуха.  Мертвые клетки листьев способны поглощать воды в 20 – 25 раз больше чем их масса.

 

Строение Кукушкина льна.

Это сравнительно небольшое растение, обычно не более 20 см. у кукушкиного льна стебли буровато-зеленые, неветвящиеся, густо покрыты узкими листьями. Листочки мхов состоят обычно из одного слоя клеток. Корней у кукушкиного льна нет. Их заменяют нитевидные выросты ризоиды, которые расположены на нижней части стебля. Они всасывают воду из почвы, а также служат для прикрепления к почве. Ризоиды можно рассмотреть под лупой. Кукушкин лен – растение двудомное. Женские растения образуют на стеблях  красно-бурые  четырехгранные коробочки.  Коробочка со спорами находится на длинной ножке, сверху она закрыта легко опадающим колпачком с тонкими, направленными вниз волосками, напоминающими льняную пряжу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...