Методическая разработка мероприятия "Компьютерные линейные тесты различных уровней сложностей: "Биология", 8 класс"
методическая разработка по биологии (8 класс)
Средняя общеобразовательная школа № 594 работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети страдают самыми разными соматическими и душевными заболеваниями.
В процессе работы коллектив педагогов школы пришёл к выводу, что одной из существенных проблем обучения детей с ОВЗ является отсутствие тест-ориентированных методик, учитывающих инклюзивные особенности образовательного процесса по различным предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasilenko_school_m_ovz-03.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии и биологии Василенко М.М.
ГБОУ СОШ № 594 Московского р-на СПб
Методическая разработка мероприятия "Компьютерные линейные тесты различных уровней сложности: "Биология", 8 класс"
1 Цель и задачи мероприятия
Средняя общеобразовательная школа № 594 работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети страдают самыми разными соматическими и душевными заболеваниями [1].
В процессе работы коллектив педагогов школы пришёл к выводу, что одной из существенных проблем обучения детей с ОВЗ является отсутствие тест-ориентированных методик, учитывающих инклюзивные особенности образовательного процесса по различным предметам.
В настоящее время известно значительное количество широко доступных тестирующих программ, которые содержат готовые вопросы для контроля. Однако их использование не всегда актуально, поскольку такие комплексы, не учитывают не только специфику конкретной школы и конкретного класса, а также ученика [2].
Одну из методик организации компьютерного тестирования разработали педагоги естественно-научного цикла - методику компьютерного линейного теста различных уровней сложности, которая может применяться для различных образовательных предметов, например, "Биология", 8 класс.
Цели мероприятия: формирование модульности блоков тестовых заданий и инклюзивных оценок результатов тестирования знаний ученика по предмету "Биология", 8 класс.
Задачи мероприятия:
воспитать интерес к предметам естественно-научного цикла посредством применения компьютерных технологий;
обеспечить выявления различных несоответствий знаний учащихся к определенному стандарту: знаний основных понятий и определений по изучаемой теме; применимости полученных знаний при решении стандартных задач; способностей к анализу нестандартных проблем; умений обобщать изученный материал и находить связь с уже имеющимися данными;
оценить уровень несоответствия знаний в количественной форме и их дифференциация по уровню сложности.
2 Технологии, методы тестирования
Технологии: компьютерные технологии тестирования знаний учащихся. Предпочтение отдается программам, которые позволяют конструировать свои собственные тесты. Существует большое множество таких конструкторов тестов.
Методы тестирования: Случайный выбор параметров вопроса. Эта функция позволяет создавать вопросы индивидуально для каждого ученика. В этом случае суть остается одной и той же, меняется лишь содержание задачи. Например, случайным образом могут подбираться исходные данные.
3 Оборудование
MyTestXPro — это система программ для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, сбора и анализа результатов [3].
С помощью программы MyTestXPro возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями.
Мастер-Тест — это бесплатный интернет сервис, который позволяет создавать тесты [4]. Вы можете создавать как онлайн тесты так и скачать и проходить тест без подключения к интернету. И для этого Вам не нужно устанавливать на компьютер дополнительные программы.
4 Форма организации
Линейные компьютерные тесты. Это самый распространённый вид компьютерных тестов. Технически эти тесты устроены очень просто – последовательно сменяющие друг друга вопросы: от первого до последнего. Очевидным преимуществом такой организации тестирования является легкое выстраивание логики вопросов и донесения последовательности изученного материала до учащихся. К главному недостатку таких тестов можно отнести невозможность изменить последовательность подачи вопросов.
5 Структура (элементы) мероприятия
выбор компьютерной программы тестирования;
формирование вариантов вопросов первого уровня сложности;
формирование методов оценки и критериев оценки ответов на вопросы первого уровня сложности;
формирование вариантов вопросов второго уровня сложности;
формирование методов оценки и критериев оценки ответов на вопросы второго уровня сложности;
формирование вариантов вопросов третьего уровня сложности;
формирование методов оценки и критериев оценки ответов на вопросы третьего уровня сложности;
формирование сводных данных о результатах тестирования знаний ученика.
6 Ход мероприятия
6.1. Выбор компьютерной программы тестирования
Программа MyTestXPro [1] работает с десятью типами заданий:
одиночный выбор;
множественный выбор;
установление порядка следования;
установление соответствия;
указание истинности или ложности утверждений;
ручной ввод числа (чисел);
ручной ввод текста;
выбор места на изображении;
перестановка букв;
заполнение пропусков.
В тесте можно использовать как задания одного типа, так и задания разных типов. Количество групп и заданий в тесте не ограничено. Вопросы с вариантами ответа могут включать до десяти вариантов. Для каждого задания возможно задать до пяти формулировок вопроса.
Программа master-test. В Интернет-копилке сервисов Web 2.0 каждого учителя сервисы онлайн-тестов занимают особую нишу, как интерактивные упражнения для проверки знаний учеников [4]. Попробуем создать онлайн-тест и разместить его на сайте с помощью сервиса master-test.net. Регистрация в сервисе очень проста. Вам нужно ввести имя, пароль и почтовый ящик (обязательно актуальный, а не фиктивный). По почте Вам придёт письмо-уведомление о необходимости активировать учётную запись или ввод кода активации на сайте. Как преподаватель Вы можете общаться со студентами (приглашения которым Вы можете отправить прямо из системы), а также Вы можете создать новый тест/отредактировать существующий. Работа по созданию теста выполняется последовательным добавлением вопросов. Вопросы отображаются слева формы в столбце. Перейти от вопроса к вопросу можно кликнув на заголовке вопроса или пользуясь кнопками «Предыдущее» и «Далее» навигации. Для добавления нового вопроса нажмите кнопку вверху слева «Добавить вопрос». Для редактирования или удаления вопроса нажмите соответствующую кнопку внизу справа — «Редаактировать» или «Удалить». вопросы добавляются последовательно. В онлайн-тестах предполагается использование нескольких типов вопросов. Типы следующие: Однозначный ответ, множественный ответ, слово, номер, сопоставление. Выбрать тип можно из выпадающего списка формы редактора вопроса. В зависимости от выбранного типа вопроса меняется содержимое формы редактора вопроса. Для всех типов вопросов создаётся заголовок вопроса, при необходимости создаётся расширенное описание (открывается по кнопке «Дополнительно»). Кроме того, все типы ответов имеют свой «Вес». Более значимые и важные вопросы (например, определения, даты или фамилии) можно оценить большим весом нежели менее значимые вопросы. По умолчанию значение веса = 1. Для типа вопроса «Множественный ответ» создаётся несколько вариантов ответов и галочками выбираются правильные (CheckBox). Если из нескольких вариантов Вы хотите предложить только один правильный, лучше воспользуйтесь типом «Однозначный ответ». Типы вопросов «Слово» (вписать слово-ответ), «Номер» (вписать число, являющееся ответом) и «Сопоставление» (перетащить мышкой правильные варианты ответов) не рассматриваем. Они значительно реже встречаются в тестах и, надеемся, будут интуитивно понятны. После завершения добавления всех вопросов, нажмите кнопку в меню «Сохранить».
6.2. Формирование вариантов вопросов различного уровня сложности
Тесты составлены с учетом требований к знаниям и умениям учащихся, заявленным действующей программой по биологии под редакцией В. В. Воронковой [5]. Тестовый контроль проводиться как по итогам изученных разделов, так и годовых отрезков. Тестирование используется для выявления индивидуальных различий и учебных способностей учащихся и помощи учителю в определении и оценке эффективности используемых приемов, форм и способов объяснения нового материала.
В предлагаемом материале [6] представлены итоговые тесты по биологии, 6 класс для учета и контроля теоретических знаний учащихся. Правильный учет знаний ребенка с ограниченными возможностями является довольно сложной задачей. Умственно отсталый ученик не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая особенности детей с интеллектуальными проблемами развития, необходимо использовать различные виды проверочных работ и применять различные способы учета знаний и умений учащихся. Обычный опрос в силу речевых особенностей и эмоционально-волевой сферы отдельных учеников не дает полного представления об усвоении знаний. Тестовые задания обеспечивают общий опрос, не занимающий много учебного времени.
Данная форма контроля позволяет получать объективные данные об усвоении учебного материала всеми учащимися класса. Анализ результатов выполнения тестовых заданий также дает возможность оказывать нуждающимся в этом ученикам целенаправленную помощь.
Тестирование учащихся коррекционных классов, как и любая форма проверочной работы, требует определенной подготовки. Прежде всего, необходимо обеспечить обучение детей пониманию способа выполнения задания в виде теста. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерна тенденция, приступать к выполнению задания без должной, предварительной ориентировки в нем, без анализа его условий и требований, без активной мыслительной работы над выбором правильного действия, правильного ответа, которые обеспечили успешность его выполнения. Также следует принять во внимание тот факт, что одним из существенных недостатков умственной деятельности учащихся VIII вида является то, что они не всегда в состоянии правильно понять прочитанный ими текст, вопрос.
При тестировании обязательной является точная формулировка вопроса или задания, желательно теми же словами или фразами, которые уже употреблялись на уроках. Поэтому тестирование для учащихся уже не будет чем-то абсолютно новым и незнакомым.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности должны осуществляться в течение всего периода обучения.
Проверка знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень успеваемости, т. е. степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, сознательность и прочность знаний на разных этапах обучения, и обеспечивает, таким образом, накопление информации, необходимой для направленной деятельности по устранению несоответствия между заданным и истинным уровнем знаний, для управления процессом обучения.
Перечень вопросов с обобщением и повторением за курс «Человек и его здоровье» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Первомайская средняя школа Чердаклинского района Ульяновской области:
Уровень А
1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет
1. крахмал 2. жиры 3. белки 4. белки, жиры, углеводы
2. Рефлекторная дуга заканчивается
1. исполнительным органом 3. рецептором
2. чувствительным нейроном 4. вставочным нейроном
3. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?
1. фагоциты 2. лимфоциты 3. эритроциты 4. тромбоциты
4. Малый круг кровообращения начинается:
1. от левого желудочка 2. от правого желудочка 3. от аорты 4. от правого предсердия
5. Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания
1 волосковых клеток 3. жидкости улитки
2 мембраны улитки 4. барабанной перепонки
6. Как называется чрезмерное повышение артериального давления?
1.гипертония 2. гипотония 3. аллергия 4. аритмия
7. Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника?
1. из гладких мышц 3. из эпителиальной ткани
2. из скелетных мышц 4. из соединительной ткани
8. Какие органы относятся к центральной нервной системе:
1. нервы, нервные узлы 3. спинной мозг, головной мозг, нервные узлы
2. спинной мозг, головной мозг 4. головной мозг, нервы, нервные узлы
9. Понятие «анализатор» включает следующие составляющие
1. рецептор, воспринимающий сигнал 3. проводящие пути
2. зона коры, где проводится анализ раздражений 4. все указанные компоненты
11. Наименьшая скорость движения крови в
1 артериях 2. аорте 3. капиллярах 4. венах
12. Парным органом мочевыделительной системы является
1 мочеточник 3. мочеиспускательный канал
2 мочевой пузырь 4. почка
Уровень В
1. Установите соответствие:
СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРЫ
1. стекловидное тело А. зрительный
2. улитка Б. пространственный (вестибулярный)
3. колбочки В. слуховой
4. палочки
5. наковальня
6. полукружные каналы
Уровень С
1. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.
6.3. Формирование методов оценки и критериев оценки ответов на вопросы различного уровня сложности
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ взяты в качестве примера из [6].
Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предполагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4»: практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащимися основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»: практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени ( можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
7 Анализ мероприятия
Предложенные методические подходы позволяют унифицировать разработку линейных тестовых программных средств инклюзивных к ученикам с ОВЗ в общеобразовательном учебном заведении.
Список использованных источников
1. Василенко М.М. Методическая разработка мероприятия "Межпредметный интегрированный урок "Химия-Биология-География": "Пресная вода" 8-11 класс": [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2015/09/20/metodicheskaya-razrabotka-meropriyatiya-mezhpredmetnyy.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведени. –– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
3. Компьютерное тестирование знаний MyTestXPro : [Электронный ресурс]: http://mytest.klyaksa.net/.
4. Мастер-Тест : [Электронный ресурс]: http://master-test.net/ru/demo/test-editor.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва: ВЛАДОС, 2016 (авторы программ по биологии В. И. Сивоглазов, Т. В. Шевырёва, Л. М. Кмытюк, В. В. Воронкова).
6. Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам по биологии для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) для обучающихся 8 класса : [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/itogoviy-test-po-biologii-dlya-uchaschihsya-klassa-viii-vid-3616272.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс заданий различного уровня. Химия 8 класс.
Комплекс заданий I - III уровня сложности предполагает развитие мыслительных способностей учащихся. Перед применением их необходимо провести тест обученности. Задания предлагаются учащимся в соо...
методическая разработка урока "Линейная функция и её график"
методическая разработка урока "Линейная функция и её график"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тестового задания для контроля уровня освоения знаний по профессиональному модулю МДК 02 «Техника художественной росписи текстильных изделий»
Полный пакет методических материалов для проведения итогового теста по МДК.02 .«Техника художественной росписи текстильных изделий» (профессия "художник росписи по ткани"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тестового задания для контроля уровня освоения знаний по профессиональному модулю МДК 01 «Разработка эскизов орнаментального оформления текстильных изделий
Полный пакет материалов для проведения итогового теста по МДК 01«Разработка эскизов орнаментального оформления текстильных изделий" (профессия "Художник росписи по ткани")...
ПРИЛОЖЕНИЯ к методической разработке открытого занятия Функции.Различные способы задания функций.
Приложения предоставлены для открытого занятия по математике по теме: "Функции. Различные способы задания функций"....
ПРИЛОЖЕНИЯ к методической разработке открытого занятия Функции.Различные способы задания функций.
Приложения к методической разработке открытого занятия...
Методическая разработка: Системы линейных уравнений с параметрами в курсе Алгебры 7-го класса
В данной методической разработке разобраны решения систем линейных уравнений с параметрами двумя способами: способом сложения и способом подстановки....