Алгоритмы подготовки к ОГЭ по биологии.
методическая разработка по биологии (9 класс)
Алгоритмы подготовки к ОГЭ по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к ОГЭ по биологии. | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка обучающихся к ОГЭ по биологии.
Одной из наиболее актуальных проблем для современного учителя является подготовка обучающихся к Государственной итоговой аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Это очень важная и планомерная работа всех участников образовательного процесса: учителя, обучающегося и родителей.
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий по биологии предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, которые рекомендованы Министерством образования РФ.
Аттестационная работа требует от выпускников умения сравнивать объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к итоговой аттестации. Конечно же с самых первых уроков в 5 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения.
Подготовкой нужно заниматься постоянно: из урока в урок, потому что за один год высоких результатов добиться очень сложно. А наши дети, порой, выбирают данный предмет в самый последний момент, т.е в 9 классе имея уже ряд пробелов в знаниях. Кто-то из них собирается поступать в Медицинский колледж, другие в лицеи и гимназии для дальнейшего обучения что бы поступить в Вузы. Тогда и начинается основная подготовка. С учащимися 9 класса работа по подготовке начинается сразу с сентября месяца.
Гарантией успеха для сдачи экзаменов является уверенность обучающихся в собственных силах, в своих знаниях и умении применить эти знания на практике. Поэтому необходимо обращать внимание на практическую направленность курса. Необходимо изучить не только теоретический материал, но и рассмотреть все таблицы, рисунки, схемы, а так же провести работу с микроскопом и микропрепаратами. Во время осенних и весенних каникул была проведена подготовка к ГИА по биологии обучающихся 9-х классов. Они с интересом работали в кабинете, рассматривали микропрепараты, делали записи и рисунки, выполняли задания.
На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе материалы для закрепления беру из различных сборников по биологии и ГИА. В список материалов для подготовки к ОГЭ по биологии входят:
- школьные учебники;
лекции, написанные по урокам (школьники часто пренебрегают материалами, написанными на уроках. А зря! Именно эти лекции содержат основную информацию, которая потребуется на экзамене).
- дополнительная литература (можно взять в библиотеке или купить в книжных магазинах);
- методические пособия;
- сборники тестовых задач с решениями.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии (разработано ФИПИ).
Направления работы при подготовке к ОГЭ
1.Первое направление - это внеурочная работа с учащимися на консультациях.
В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание уделяю работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу.
В разделе «Человек и его здоровье» рассматриваются вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека.
При подготовке учащихся к экзамену на консультациях учимся читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы. На это акцентирую особое внимание т.к. ребята волнуются, торопятся, не дочитываю вопросы и не всегда вникают в их смысл.
2. Внеурочная подготовка проходит в несколько этапов.
Первый этап: входная диагностика. Ребятам предлагается прорешать несколько вариантов ОГЭ. Это может быть сделано не на одном занятии. Основная цель: выявить уровень знаний на данный момент и определить пробелы в знаниях.
Второй этап: проводится анализ допущенных ошибок, определяются темы и типы заданий, требующих доработки.
Третий этап: составление общего тематического плана для групповых занятий. Данный план должен включать те темы, которые являются наиболее сложными для большинства обучающихся с учетом и индивидуальной работы с каждым учеником.
3. Третье направление - это работа на уроках.
При организации повторения планирую уроки с обязательным содержанием разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Для успешной сдачи ГИА учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий. Так же я провожу различные формы текущего контроля с использованием заданий, аналогичным заданиям ОГЭ. Во время проведения уроков необходимо уделять важное внимание работе с терминами и основными понятиями. Это позволит сформировать крепкую теоретическую базу знаний.
4. Для самостоятельной подготовки, дома рекомендую сайты с онлайн-тестами, «Решу ОГЭ» и т.д. При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ОГЭ предпочитаю составление схемы, таблицы, а не конспекта темы. При составлении схемы и таблицы учащийся не только анализирует содержание темы (или фрагмента текста), но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме (или её части).
Усвоение теории и сформированности навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя.
Практика показывает, что круг проблем, возникших при подготовке к экзаменам, следующий:
Во-первых, это нежелание работать как на уроке, так и дома.
Во-вторых, недопонимание учащимися и их родителями серьёзности проблемы.
В-третьих, лень мыслить, примитивность мышления, узость кругозора в связи с низким уровнем начитанности.
В-четвёртых, невнимательное чтение тестовых заданий, излишняя спешка при их выполнении.
5.Пятое направление - останавливаюсь подробно на системе оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
6. Шестое направление - говорю о продолжительности экзамена по биологии, выделяю при этом, что на выполнение каждой части экзаменационной работы обучающийся должен спланировать свое время таким образом, чтобы вовремя закончить свою работу.
7. Седьмое направление - провожу инструктажи с обучающимися:
- напоминаю о правилах поведения в аудитории;
- объясняю ход работы с КИМ (главное, напоминаю о том, что необходимо внимательно читать задания!);
- знакомлю с основными правилами заполнения бланков ЕГЭ (для тренировки заполнения можно использовать черновики бланков).
8. Следующим направлением в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, материалы, рекомендованные ФИПИ. Тестовый контроль меня привлекает тем, что – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. На уроках я применяю новые информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала. Подготовка учащихся к экзаменам с помощью ИКТ может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности применяя, например, ресурсы сети Интернет. Для этого использую задания из открытого банка заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии, размещенного на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/ и на образовательном портале для подготовки к экзаменамhttp://bio.reshuege.ru/ . Также использую электронные тренажеры, тесты по решению заданий первой части и презентации по решению заданий второй части. На различных сайтах информационной поддержки ОГЭ предлагаются варианты пробного тестирования в режиме On-line. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании.
Выступаю на родительских собраниях в 9 классе с целью информирования родителей о порядке проведения итоговой аттестации, о результатах тестирования учащихся класса, проведения разъяснительной работы по оказанию психологической помощи учащимся и созданию благоприятной домашней обстановки в период подготовки и проведения ОГЭ и т. д.
Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ОГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен.
Я считаю, что решить проблему с подготовкой к ГИА можно только всем миром: в союзе с родителями. С учениками постоянно проводить беседы о необходимости дополнительных занятий, о серьезном отношении к экзаменам, о пропусках уроков, об успеваемости.
Для этого необходимо чтобы взрослые обеспечили своим детям здоровый сон, нормальное питание и достаточное количество свободного времени для изучения необходимого материала.
Заканчивая свой доклад, хочу обратиться к словам Р. Рождественского:
Вы знаете, мне по- прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь учителя".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пошаговый алгоритм подготовки к написанию части «С»
Обучающий тренинг написания части «С» ЕГЭ по русскому языку...
Алгоритм подготовки к уроку химии.
В данном материале даются советы по организации подготовки к уроку....
Алгоритм подготовки к заданию В 6 ГИА
Подготовка к ГИА...
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ И ГИА
}Определение стартового уровня подготовки.}Диагностика уровня подготовки (ВШТ, срезы знаний).}Формирование индивидуальной и дифференцированной программы подготовки.}Знакомство с бланковой документацие...
Алгоритм подготовки к итоговому сочинению
Материал представляет собой пошаговую подготовку к итоговому сочинению....
Алгоритм подготовки учащихся к ЕГЭ
Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе, начиная с 5 класса. Способы и приёмы, а также задания, которые помогают формировать логическое мышление и способы решения заданий, которые характе...
Алгоритм подготовки к экзаменационному сочинению по литературе в 11 классе.
Презентация, которая пошагово готовит учащихся к успешной сдаче экзаменационного сочинения по литературе....