Программа по биологии для работы с одаренными детьми
рабочая программа по биологии (8 класс)
Программа дополнительного образования «Живой организм» относится к социально-педагогической направленности и носит групповой и индивидуально-ориентированный характер. Программа предназначена для одарённых обучающихся 8 класса и направлена на дополнительное обеспечение подготовки к олимпиадам по биологии. Данная программа построена с учётом Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с подпрограммой «Одарённые дети» в федеральной целевой программе «Дети России». В соответствии с концепцией учебного плана, принятой во Дворце детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской, программа курса рассчитана на 480 часов (96 групповых и 384 индивидуальных). Программа предусматривает чтение лекций, проведения практических занятий, семинаров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt_budushchego.doc | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
На научно-методическом на малом педагогическом
совете совете Протокол №______ Протокол №_______ директор Дворца творчества От_______________ _________Попова И.А..
Дополнительная образовательная программа
«Живой организм»
для обучающихся 14-15 лет
Срок реализации 1 год
Разработчик программы:
Кудрина Евгения Сергеевна,
педагог дополнительного образования
городской школы «Интеллект будущего»
Новокузнецк,2017
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Живой организм» относится к социально-педагогической направленности и носит групповой и индивидуально-ориентированный характер. Программа предназначена для одарённых обучающихся 8 класса и направлена на дополнительное обеспечение подготовки к олимпиадам по биологии.
Данная программа построена с учётом Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с подпрограммой «Одарённые дети» в федеральной целевой программе «Дети России». В соответствии с концепцией учебного плана, принятой во Дворце детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской, программа курса рассчитана на 480 часов (96 групповых и 384 индивидуальных). Программа предусматривает чтение лекций, проведения практических занятий, семинаров.
Особенность изучаемого курса состоит в углубленном изучении биологии, подготовке учащихся к олимпиадам и конференциям, что представляется весьма затруднительным в условиях современной школы из-за ограниченности учебного времени. Изучение курса ориентировано на обобщение знаний о жизни и уровнях её организации, раскрытие мировоззренческих вопросов о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщение и углубление понятия об эволюционном развитии организмов.
В целом программа рассчитана на углубленное изучение предмета, а также приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, творческому поиску и усвоению знаний.
Программа дополнительного образования рассчитана на один год для учащихся 8 классов. Экспериментально-практическая часть предусматривает индивидуальную работу с учащимися на фоне общих групповых теоретических занятий.
В результате прохождения программного материала
Учащиеся знают:
- о роли культурных растений и животных в жизни человека;
- о рациональном использовании растительных и животных богатств и их воспроизводстве;
- о разнообразии сельскохозяйственных культур растений и животных по формам и продолжительности жизни;
- об особенностях строения корневой системы, стеблей, листьев, плодов и семян культурных растений;
- об особенностях строения животных, связанных с их образом жизни
- об использовании органов растений человеком;
- об условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;
- о способах размножения культурных растений и животных;
- о многообразии и уникальности растительного и животного мира;
- классификацию животного мира
- жизненные формы животных
- организацию животных
- значение животных и меры их защиты
- .
Учащиеся умеют:
- работать с научной и научно-популярной литературой по биологии;
- обосновывать необходимость бережного отношения к живым существам и сохранения их местообитания;
- обосновывать и проводить простейшие мероприятия по охране окружающей среды;
- пользоваться световым микроскопом;
- изготавливать простейшие микропрепараты;
- выявлять под световым микроскопом основные компоненты клетки;
- составлять схемы цепей и сетей питания;
- прогнозировать последствия воздействий человека на природные экосистемы;
- объяснять происхождение многообразия пород животных и сортов растений;
- выявлять общие признаки человека и животных;
- обосновывать единство человека как биологического вида;
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является содействие формированию грамотной, всесторонне развитой личности, создание условий для углубленного изучения биологии, ознакомление с новейшими достижениями в области науки, формирование целостного представления о значении жизни как наивысшей ценности.
В ходе её достижения решаются задачи:
1) овладение системой знаний о структурно-функциональных основах жизни, размножении, развитии организмов, биогеоценозах, эволюции, что необходимо для осознания ценности всего живого на Земле.
2) формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира.
3) установление гармонических отношений с природой, с самим собой, формирование норм и правил экологической этики, ответственного отношения к природе.
4) развитие личности учащихся, стремление применить биологические знания на практике, участвовать в практической деятельности в области медицины, сельского хозяйства, рационального природопользования и охраны природы.
5) изучение содержания учебной дисциплины в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности.
Графическая форма проведения курса представлена в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленной цели и задач. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- Животные и растения как компоненты живой природы
- Особенности анатомического строения и физиологии животных и растений
- Классификация живых организмов
- Поведение животных
- Способы размножения культурных растений
- Проблемы охраны животных и растений
- Загадочные и уникальные животные и растения
Программа предусматривает проведение установочных лекций, экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров и конференций.
Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (лекций), выполнение индивидуальных работ. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают лекционные занятия, участвуют в семинарах, конференциях, олимпиадах, занимаются индивидуально проектной деятельностью.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста и зачёта, который включает 60 вопросов (заданий) по основным проблемам курса.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | групповые | индивидуальные | |
1. Животные и растения как компоненты живой природы | 45 | 9 | 36 |
Растения, животные, грибы и микроорганизмы как основные компоненты живой природы. | 15 | 3 | 12 |
Позвоночные и беспозвоночные животные. | 15 | 3 | 12 |
Места обитания животных и растений на Земле. | 15 | 3 | 12 |
2.Особенности анатомического строения и физиологии животных и растений | 135 | 27 | 108 |
Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. | 15 | 3 | 12 |
Ткани, их виды. | 15 | 3 | 12 |
Органы и системы органов. Вегетативные и генеративные органы растений. | 15 | 3 | 12 |
Филогенез систем органов. Наружные покровы. | 15 | 3 | 12 |
Опорно-двигательный аппарат животных. | 15 | 3 | 12 |
Пищеварительная и дыхательная системы. | 15 | 3 | 12 |
Кровеносная система. Мочеполовая система. Интегрирующие системы | 15 15 15 | 3 3 3 | 12 12 12 |
3.Классификация живых организмов | 165 | 33 | 132 |
Царство Вирусы. | 15 | 3 | 12 |
Надцарство Прокариоты (Бактерии и Синезеленые водоросли). | 15 | 3 | 12 |
Царство Грибы | 15 | 3 | 12 |
Подцарства растений. Настоящие водоросли. Отдел Лишайники. | 15 | 3 | 12 |
Подцарство Высшие растения ( Отделы: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные растения). Классификация цветковых растений. Подцарство Одноклеточные (Простейшие). Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Членистоногие. Тип Моллюски. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. | 15 15 15 15 15 15 15 | 3 3 3 3 3 3 3 | 12 12 12 12 12 12 12 |
4.Поведение животных | 30 | 6 | 24 |
Сложные формы поведения животных. | 15 | 3 | 12 |
Животные – переносчики опасных заболеваний; меры предохранения. | 15 | 3 | 12 |
5.Способы размножения культурных растений | 30 | 6 | 24 |
Семенное размножение сельскохозяйственных растений. | 15 | 3 | 12 |
Основные способы вегетативного размножения | 15 | 3 | 12 |
6.Проблемы охраны животных и растений | 30 | 6 | 24 |
Исчезнувшие и истреблённые человеком виды животных и растений. | 15 | 3 | 12 |
Общие правила наблюдений за животным и растениями. | 15 | 3 | 12 |
7.Загадочные и уникальные животные и растения | 45 | 9 | 36 |
Гиганты и карлики мира животных и растений | 15 | 3 | 12 |
Животные и растения морских глубин. Ночные животные. Подземные обитатели. «Живые ископаемые» | 15 | 3 | 12 |
7.3. Итоговое занятие. | 15 | 3 | 12 |
Всего | 480 | 96 | 384 |
Содержание программы дополнительного образования
Инструктаж по технике безопасности.
Животные и растения как компоненты живой природы
Растения, животные, грибы и микроорганизмы как основные компоненты живой природы. Позвоночные и беспозвоночные животные.
Места обитания животных и растений на Земле. Животные и растения на суше, в воздухе, в водоёмах, в почве. Животные и растения-паразиты.
Особенности анатомического строения и физиологии животных и растений
Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Ткани, их виды. Органы и системы органов. Вегетативные и генеративные органы растений. Филогенез систем органов. Наружные покровы. Опорно-двигательный аппарат животных. Пищеварительная и дыхательная системы. Кровеносная система. Мочеполовая система. Интегрирующие системы.
Классификация живых организмов
Царство Вирусы. Надцарство Прокариоты (Бактерии и Синезеленые водоросли). Царство Грибы. Подцарства растений. Настоящие водоросли. Отдел Лишайники. Подцарство Высшие растения ( Отделы: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные растения). Классификация цветковых растений. Подцарство Одноклеточные (Простейшие). Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Членистоногие. Тип Моллюски. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие.
Поведение животных
Общение у животных. Поведение животных при поиске пищи, строительстве убежищ, размножении, выращивании потомства, избегании хищника. Инстинкт как основа поведения животных. Сложные формы поведения животных. Элементы мыслительной деятельности у высших животных. Обучение и дрессировка животных.
Животные – переносчики опасных заболеваний; меры предохранения. Жалящие насекомые. Ядовитые животные. Правильное поведение человека при встрече с крупными дикими животными
Способы размножения культурных растений
Семенное размножение сельскохозяйственных растений. Сбор и хранение. Посевные качества семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Основные способы вегетативного размножения: видоизменёнными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Хозяйственное значение вегетативного размножения культурных растений.
Проблемы охраны животных и растений
Исчезнувшие и истреблённые человеком виды животных и растений. Причины сокращения численности животных и растений. Редкие виды животных и растений. Красная книга. Пути сохранения видов животных и растений от вымирания.
Общие правила наблюдений за животным и растениями. Наблюдения в природе: муравьи, водные беспозвоночные, земноводные, птицы, млекопитающие. Изучение зимней жизни животных по оставляемым ими следам. Наблюдения за животными дома: аквариумные рыбки, попугаи, хомячки, кошки, собаки.
Загадочные и уникальные животные и растения
Гиганты и карлики мира животных и растений. Животные и растения морских глубин. Ночные животные. Подземные обитатели. Рыбы на суше. Животные-рекордсмены, способные развивать огромную скорость. Животные, ведущие скрытный образ жизни. «Живые ископаемые»: мечехвост, латимерия, гаттерия.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Проверочный тест
Задание
Прочти внимательно вопрос, выбери один правильный, по твоему мнению ответ и слева возле индекса правильного ответа поставь авторучкой знак «+»
1. Боковые корни развиваются
а) только на главном корне б) только на придаточных корнях
в) на главном и придаточных корнях г) на стебле растения
2. Вода с растворенными в ней минеральными веществами поднимается от корня
растения вверх по сосудам
а) луба б) пробки
в) камбия г) древесины
3. В каком случае указана правильная последовательность зон корня?
а) зона деления-зона проведения- зона роста–корневой чехлик–зона всасывания
б) корневой чехлик–зона деления–зона роста–зона всасывания–зона проведения
в) корневой чехлик-зона роста-зона деления- зона проведения-зона всасывания
г) корневой чехлик-зона проведения-зона всасывания-зона роста-зона деления
4. Участок стебля, на котором развивается лист, называется
а) узлом б) листовым рубцом
в) пазухой листа г) междоузлием
5. Органические вещества в листе образуются в клетках
а) столбчатой и губчатой ткани б) губчатой ткани и кожицы листа
в) кожицы листа и сосудов г) столбчатой ткани и кожицы листа
6. Изменение окраски листьев осенью связано с
а) образованием хромопластов б) понижением температуры
в) разрушением хлоропластов г) уменьшением длины светового дня
7. Первопричиной возникновения годичных колец у деревьев, обитающих в средней полосе, является:
а) смена дня и ночи б) механические повреждения
в) изменения сезонов года г) все перечисленное
8. Спирогира и кладофора относятся к
а) одноклеточным зеленым водорослям
б) многоклеточным зеленым водорослям
в) многоклеточным бурым водорослям
г) многоклеточным красным водорослям
9. Из споры папоротника, попавшей в благоприятные условия, вырастает
а) спорангий б) взрослое растение в) заросток г) зигота
10. Папоротники считают наиболее высокоорганизованными споровыми растениями, потому что:
а) они размножаются спорами б) у них есть проводящие сосуды
в) они способны к фотосинтезу г) для оплодотворения им необходима вода
11. К классу однодольных растений относятся семейства:
а) пасленовые и лилейные б) крестоцветные и злаки
в) розоцветные и бобовые г) лилейные и злаки
12. Прочность клеточной оболочки грибам придает
а) пектин б) целлюлоза в) хитин г) гликоген
13. Ягель (или олений мох) по своей сути является
а) зеленым мхом б) торфяным мхом
в) листовым лишайником г) кустистым лишайником
14. В корзинке ромашки по краю расположены цветки:
а) трубчатые б) ложноязычковые
в) язычковые г) трубчатые и язычковые
15. Ризоиды имеют:
а) кукушкин лен; б) сфагнум; г) все ответы верные.
16. У какого из перечисленных растений устьица расположены
только на верхней стороне листа:
а) капуста; б) подсолнечник; в) кувшинка; г) подорожник.
17. Хромопласты это пластиды:
а) бесцветные; б) зеленые в) оранжевые;
г) сначала бесцветные, потом зеленые.
18. У растений семейства пасленовых плоды:
а) коробочка или стручок; б) стручок или ягода;
в) ягода или коробочка; г) коробочка или боб.
19. Камбий расположен:
а) между древесиной и сердцевиной;
б) между пробкой и лубом;
в) между лубом и корой;
г) между лубом и древесиной.
20. Вегетативное размножение осуществляется:
а) с помощью спор;
б) с помощью гамет;
в) делением клеток митозом;
г) с помощью органов растений (корня, стебля, листьев, побегов) и
их видоизменений.
21. Околоцветник образован:
а) венчиком и чашечкой б) венчиком;
в) пестиком и тычинками; г) ни один ответ не верен.
22. Цветок состоит из 4 чашелистиков, 4 лепестков, 6 тычинок
и 1 пестика. К какому семейству относится растение:
а) розоцветных; б) пасленовых; в) бобовых; г) крестоцветных.
23. Какие части растения можно назвать побегом:
а) участок стебля между двумя узлами;
б) лист бегонии с придаточными корнями;
в) усик гороха;
г) черенок с несколькими листьями на нем
24. Женскими цветками являются те, в которых
а) есть и тычинки и пестики б) есть только пестики
в) есть только тычинки г) есть либо тычинки, либо пестики
25. Сорусы папоротника - это
а) половые органы б) споры в) группы спорангиев
г) гаметофиты д) гаметы
26. Об усложнении кольчатых червей по сравнению с круглыми свидетельствует:
а) паразитический образ жизни
б) сложный цикл развития
в) вторичная полость тела
г) трехслойное строение тела
27. Насекомые дышат:
а) воздушными мешками б) воздушными мешками и трахеями
в) только трахеями г) всей поверхностью тела
28. Клешни рака – это:
а) ногочелюсти
б) первая пара ходильных ног
в) видоизмененные усики
г) вторая пара ходильных ног
29. В аорте, несущей кровь у рыб от сердца к жабрам, течет
а) венозная кровь б) артериальная кровь в) смешанная кровь
30. В шейном отделе пресмыкающихся позвонков
а) 2 б) 3 в) 4 г) 1
31. Кукушка подкладывает яйца в чужие гнезда, потому что:
а) ее птенцы слишком велики, и их трудно прокормить
б) птенцы лучше защищены в чужих гнездах
в) птенцы кукушки не могут питаться теми гусеницами, которых поедает взрослая
кукушка
32. Условно-рефлекторная деятельность млекопитающих связана с развитием
а) мозжечка б) продолговатого мозга
в)среднего мозга г) коры больших полушарий
33. К раздельнополым животным из перечисленных относится:
а) широкий лентец б) аскарида
в) печеночный сосальщик г) белая планария
34. Клещ – представитель:
а) ракообразных б) насекомых в) паукообразных г) клопов
35. Процесс превращения головастика земноводных во взрослую форму называется
а) ростом б) развитием в)метаморфозом
г) прогрессом д) ароморфозом е) регенерацией
36. Часть пера, погруженная в кожу птицы, называется
а) ствол б) опахало в) очин г) бородка
37. Зубной аппарат жвачных состоит из
а) резцов и коренных зубов
б) резцов, клыков и коренных зубов
в) коренных зубов
38. Сократительная вакуоль инфузории – это органоид
а) выделения б) размножения в) пищеварения г) дыхания
39. Эвглена зеленая передвигается с помощью:
а) ресничек б) ложноножек
в) жгутиков г) щетинок
40. Органами осязания пауков являются:
а) ногощупальца б) усики
в) ходильные ноги г) гребенчатые коготки
42. Сколько отделов в теле насекомого?
а) три б) два в) четыре г) тело не разделено на отделы
43. Скорпион – представитель:
а) ракообразных б) насекомых в) паукообразных г) клопов
44. Ротовой аппарат грызущего типа у:
а) мухи б) бабочки в) стрекозы г) комара
45. У хордовых животных в отличие от беспозвоночных есть
а) кровеносная система б) вторичная полость тела
в) внутренний скелет г) нервная система
46. Количество отделов головного мозга у рыб равно:
а) 4 б) 3 в) 5 г) 6
47. Сколько отделов в позвоночнике лягушки?
а) 3 б) 4 в) 5 г) 2
48. Какой отдел головного мозга у млекопитающих наиболее развит?
а) продолговатый мозг б) передний мозг
в) мозжечок г) средний мозг
49. У большинства парнокопытных хорошо развиты
а) второй палец б) третий и четвертый
в) все г) первый и второй
50. Предки современных птиц появились в
а) юре б) триасе в) девоне г) пелеогене
51. Малярийный плазмодий относится к типу:
а) жгутиковых б) споровиков
в) саркодовых г) инфузорий
52. Приспособления птиц к полету:
а) прочность и легкость скелета
б) пневматичность костей
в) отсутствие правого яичника у самок
г) воздушные мешки
д) все ответы верные
53. Пуховые перья отличаются отсутствием
а) бородок первого и второго порядка
б) бородок первого порядка
в) бородок второго порядка
г) стержня
54. Основным органическим веществом кости является:
а) актин б) миозин в) кератин г) оссеин
55. У человека в связи с прямохождением произошли изменения в строении стопы:
а) сформировался свод
б) когти превратились в ногти
в) срослись фаланги пальцев
г) большой палец противопоставлен остальным
56. Смещение при травме костей, образующих сустав, называется
а) переломом б) разрывом связок в) вывихом г) растяжением
57. Какого типа сочленения у тазобедренного сустава?
а) цилиндрическое б) шаровое
в) шарнирное г) плоское
58. Какие кровеносные сосуды называют артериями?
а) несущие в себе артериальную кровь
б) несущие в себе венозную кровь
в) несущие кровь от сердца
г) несущие кровь к сердцу
59. Клапаны сердца образуются за счет выростов:
а) миокарда б) эндокарда в) перикарда г) эпикарда
60. Боковые искривления позвоночного столба называют
а) лордозом б) кифозом
в) сутулостью г) сколиозом
Задание: проанализируй предложенные суждения и слева от номера тех суждений, которые ты считаешь верными, поставь знак плюс « + », а возле неверных знак минус « -»
1. Самая длинная мышца бедра – дельтовидная.
2. В старости кости становятся менее прочными из-за уменьшения количества кальция
3. Полость трубчатой кости заполнена красным костным мозгом.
4. Функции скелета: опора, движение, защита, обмен веществ и кроветворение.
5. У человека в позвоночнике 7 шейных позвонков, 12 грудных, 4 поясничных, 4
крестцовых и 4-5 копчиковых.
6. Грудная клетка образована грудиной, 12 парами ребер и 10 грудными позвонками.
7. Плоские кости: лопатки, кости черепа, 8 костей запястья, тазовые кости.
8. Коленный сустав образуют бедренная, большая берцовая кость и коленная чашечка.
9. При наложении позвонков друг на друга образуется позвоночный канал, в котором
находится желтый костный мозг.
10. Сердце заключено в околосердечную сумку- миокард.
11. При нарушении работы белка – фибринолизина в сосудах образуются тромбы.
12. Между предсердием и желудочком левой половины сердца имеется трехстворчатый
клапан, а правой половины – двустворчатый.
13. Скорость прохождения крови по аорте наибольшая – 30-50 м\сек.
14. Позвоночник человека имеет S –образный изгиб ( 3 изгиба: шейный, грудной,
поясничный)
15. Агглютинация – склеивание эритроцитов
Задание: распредели животных по отрядам, внеся цифру этого животного на соответствующую строку:
1. Выхухоль 2. Суслик 3.Еж 4. Крот 5. Вечерница
6. Батман 7. Бобр 8. Пищуха 9. Землеройка 10. Ушан
а) Насекомоядные__________________________
б) Рукокрылые_____________________________
в) Зайцеобразные________________________
г) Грызуны________________________________
Познавательные задачи
Вопрос N 1. Разделите этих животных на три группы:
- обычно не используют норы,
(2) используют норы, вырытые другими животными и
(3) роют собственные норы:
ласточка-береговушка;
уж;
норка;
утка огарь;
заяц;
кролик;
дикобраз;
ёж;
речной рак;
суслик;
медведка;
коростель;
манул;
капибара;
мышь-малютка.
Вопрос N 2. Некоторых рыб часто добывают совместно друг с другом. Например, «сельдяной король» часто встречается в косяках сельдей. С чем это может быть связано? Предложите несколько объяснений. Знаете ли вы другие примеры?
Вопрос N 3. Натуралист Вася посадил на даче тюльпаны, а на следующий год решил их рассадить. Оказалось, что луковицы тюльпанов теперь находятся на бОльшей глубине, чем год назад! В библиотеке Вася отыскал книгу, в которой говорилось, что у многих луковичных растений есть специальные корни, год от года втягивающие луковицу все глубже и глубже в почву. «Интересно, зачем это нужно растению?», - подумал Вася. Как бы Вы ответили на этот вопрос? Попробуйте назвать несколько причин.
Вопрос N 4. Как зайцы «узнают», что им пора линять в зимний мех? Какими экспериментами вы могли бы проверить ваши гипотезы?
Вопрос N 5. К какой из перечисленных размерных групп принадлежит каждый из изображённых на рисунке объектов? Если можете, назовите их.
1 группа: меньше 1 мкм (микрометр, или микрон – тысячная доля миллиметра);
2 группа: 1-5 мкм;
3 группа: 5-20 мкм;
4 группа: 20 мкм-1 мм;
5 группа: 1-3 мм;
6 группа: 3-10 мм;
7 группа: 1-5 см;
8 группа: 5-10 см;
9 группа: 10-25 см;
10 группа: 25-50 см;
11 группа: 50 см-1,5 м;
12 группа: 1,5-3 м;
13 группа: 3-10 м;
14 группа: 10-25 м;
15 группа: 25-35 м;
16 группа: 35-50 м.
Вопрос N 1. Осенью листья на одном и том же дереве желтеют и опадают в разное время. Почему? Предложите несколько возможных причин этого явления.
Вопрос N 2. Одни хищники преследуют жертву долго и упорно. Другие же сидят в засаде, и, улучив удобный момент, стремительно набрасываются на неё. Как по внешнему виду узнать, кто перед вами? Какими физиологическими особенностями должны обладать хищники в каждой из этих групп? Попробуйте привести примеры хищников из каждой из этих групп.
Вопрос N 3. Семена одних растений прорастают очень быстро, часто в течении нескольких недель и даже дней, в то время как у других растений семена в тех же условиях прорастают гораздо медленнее - до нескольких месяцев, а иногда и лет. Как Вы думаете, в чем состоят преимущества и недостатки (для растений) этих типов прорастания?
Вопрос N 4. Какие животные делятся друг с другом частично переваренной пищей? С чем это может быть связано?
Вопрос N 5. Многие думают, что комары узнают, где люди, из-за выделяемого нами тепла. Но можно предположить и то, что комары могут использовать для поисков "жертвы" зрение, а, может быть, и другие органы чувств. Как это проверить? Предложите эксперименты.
Литература для учащихся:
Основная
1. Биологический энциклопедический словарь. / Гл. ред. М.С. Гиляров — 2-е изд. — М., 1995.
2. Богданова Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях. М.,1988.
3. Вилли К., Детье В. Биология. М., 1975.
4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990.
5. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М., 1988.
6. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. М., 1992.
7. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Словарь-справочник. Ростов н/Д, 2006.
8. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Минск — Ростов н/Д,2002.
9. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. М., 1988.
10. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. М.: «Аванта+», 2000.
Дополнительная
1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии.М., 1999.
2. Дс Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. М., 1987.
3. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.,1987,
4. Дежкин В.В. В мире заповедной природы. М., 1989.
5. ДокинзР. Эгоистичный ген. М., 1993.
6. Жизнь животных. В 7 т. М., 1987—1989.
7. Жизнь растений. В 6 т. М.. 1974-1982.
8. Ламберт Д. Доисторический человек. Л., 1991.
9. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М., 1974.
Литература для учителя:
Дмитриева Т.А. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144 с. ISBN 5-88544-235-3
Кудинова Л.М. Олимпиадные задания по биологии 6-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005. – 119 с. ISBN 5-88711-260-3
Ловкова Т.А. Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с. ISBN 5-88543-342-8
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы. – М.: Дрофа, 2001 г. ISBN 5-88654-263-5
Яблоков А.В., Юсуфов А.М. Эволюционное учение. – М: Высш. шк., – изд. 3 или 4, 1989, 1998 г. ISBN 5-88432-256-2
Якушкина Е.А. и др. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с. ISBN 978-5-85711-260-0
Ярыгин В.Н., Васильева В.И., Волков И.Н., Синельщикова В.В. Биология. В 2 кн. Учебн. для медиц. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 2004. – 431 с., 334 с. ISBN 5-88711-345-3
Дополнительные информационные ресурсы.
- http://www.ito.su/2003/VIII/VIII-0-1806.html
- http://www.km-school.ru/r1/general/a1.asp
- http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13803
- http://www.college.ru/biologi/ - электронный учебник по биологии
- http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html - ресурсы по биологии
- http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - база данных по биологии
- http://mega.km.ru/animals/ - всё о домашних животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выдержки из программы "Эрудит 21" по работе с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми...
Рабочая программа учебной дисциплины "Химия. Работа с одаренными детьми"
Программа предназначена для подготовки старшеклассников к предметным олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям....
Программа по математике для работы с одаренными детьми
Данная программа составлена лоя индивидуальных занятий по математике для ученицы 7 класса...
МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов» (В рамках опытно- экспериментальной работы с одаренными детьми)
Разработка мастер-класса на тему "Исследовательская деятельность на занятиях по программе "Углубленная биология " для учащихся 10-11 классов...
Индивидуальная образовательная программа дополнительного образования для работы с одаренными детьми в области театрального искусства "Художественное чтение"
Индивидуальный образовательный маршрут по актерской речи «Художественное чтение» разрабатывается дополнительно для индивидуальной работы с детьми со 2-го года обучения по основной образовательной прог...
Программа "Школа талантов" по работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Программа «Школа талантов» по работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовате...
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...