Занимательные задачи по биологии
занимательные факты по биологии (6 класс)
Представлены занимательные задачи по биологии по теме "Животные" и "Растения". Можно применять для урока -игры или использовать как проблемные вопросы во время проведения уроков (для отдельных его этапов). Развивают логику, мышление, повышают интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnye_zadachi_po_biologii.docx | 68.64 КБ |
poznavatelnye_zadachi_po_biologii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Солохина Л.В.
Познавательные задачи по биологии.
Раздел «Растения».
- Хорошо известна народная пословица: «Лучше хорошо один раз взрыхлить, чем два раза плохо полить». Дайте обоснование идее, заложенной в пословицу.
Ответ: При рыхлении нарушается капиллярное строение почвы, что снижает испарение. При плохом поливе влага остается только в верхнем слое, почва уплотняется, трескается и испарение воды увеличивается.
- На севере корни сосны растут вертикально, а потом продолжают расти горизонтально. Объясните это явление.
Ответ: Корни развиваются в глубину до тех пор, пока не встретят слой вечной мерзлоты. Тогда они и начинают расти в горизонтальном направлении.
- Падающий на лист солнечный свет обеспечивает растению получение энергии, необходимой для фотосинтеза. Одновременно он подвергает его риску высыхания. В обычных условиях этого не бывает. Почему?
Ответ: Листья охлаждаются при испарении воды через устьица. Это защищает их от перегревания и высыхания.
- Листья плюща всегда поворачиваются к свету. И если растение отвернуть. То через некоторое время листовые пластинки опять повернутся к источнику освещения. Почему?
Ответ: Листья располагаются в положении наиболее выгодного освещения. Это явление называется фототропизм, т.е. движение за светом.
- В семенах имеется запас органических веществ: крахмал, жиры, белки. Крахмал образуется в результате фотосинтеза. А могут ли образоваться жир и белок в результате реакции фотосинтеза?
Ответ: Нет.
- В листьях растений процесс фотосинтеза идет в хлоропластах. А происходит ли этот процесс в плодах?
Ответ: Да, пока они зеленые.
- Оказывается, в спальных комнатах не рекомендуется держать много растений с сильным запахом, в то же время в доме желательно иметь комнатные растения. Объясните эти противоречия.
Ответ: Днем растения выделяют кислород (фотосинтез), а ночью они дышат и выделяют углекислый газ.
- В овощеводческом хозяйстве лиственные овощи - шпинат, салат – для продажи в магазинах срывают вечером, а не утром. Почему рекомендуется так делать?
Ответ: Листья, сорванные в прохладное время, т.е. вечером, меньше испаряют воды и к утру в магазины поступают свежими. Сорванные утром или днем, они в жару будут быстро вянуть.
- У большинства деревьев за вегетационный период образуется одно годичное кольцо, но у саксаула в иной год их образуется три, а то и десять. Объясните подобное явление.
Ответ: Это свидетельствует о смене несколько раз за год условий жизни существования: количества питания и влаги.
- В результате неблагоприятных климатических условий вишни в июле оказались почти без листьев, а плоды были мелкими и долго не созревали. Почему?
Ответ: Малое количество листьев не могло обеспечивать достаточную выработку и поступление органических веществ в плоды.
- Яблоки и груши зимних сортов снимают с дерева еще совсем зелеными и невкусными. Через некоторое время они дозревают и вкус их меняется. Как объяснить это явление?
Ответ: В клетках происходят сложные биохимические процессы превращения крахмала, органических кислот в сахара, ароматические вещества.
- При выращивании некоторых овощных растений у некоторых часто обрывают лишние листья, а вот при выращивании капусты этого делать нельзя. Почему?
Ответ: Наружные листья капусты богаты хлоропластами, где образуются органические вещества, а они идут на формирование кочана – гигантской почки.
- На пустыре, где раньше росла крапива, хотели посадить огурцы и горох. В данном случае люди посадили горох. Правильно ли они сделали?
Ответ: Лучше было посадить огурцы, т.к. крапива является показателем богатых почв, нужных для огурцов. А горох меньше нуждается в удобрениях, т.к. обогащает почву азотом.
- При хранении клубней картофеля они теряют вес. Морковь кроме веса теряет еще и сладкий вкус. Как объяснить это явление?
Ответ: При длительном хранении клубни картофеля за счет дыхания теряют вес, а в моркови разрушаются сахара, и она становится менее сладкой.
- Бактерии гниения вызывают порчу продуктов. Однако, если продукты посолены или засахарены, бактерии на них не оказывают действие. Почему?
Ответ: Посоленные и засахаренные продукты являются неблагоприятной средой для развития бактерий гниения.
- В сосновом бору встречается много маслят, в березовом лесу растут больше подберезовики. Как это объяснить?
Ответ: Это примеры симбиоза между отдельными видами деревьев и грибов.
- В лесном массиве произрастало много папоротников. Однако после вырубки леса папоротники исчезли. Почему?
Ответ: Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания.
- В тропических лесах много лиан и других вьющихся растений, в то же время как в лесах средней полосы подобные явления не наблюдаются.
Ответ: В тропических лесах часто царит полумрак. Распространенность таких растений – биологическое приспособление к использованию света. Леса умеренного климата просторные, светлые и в таких приспособлениях не нуждаются.
- Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?
Ответ: Лишайники являются индикаторами чистого воздуха. Для их развития нужен чистый воздух. А воздух городов загрязнен.
- В сухое лето грибы следует искать ближе у стволов деревьев, гриб «жмется» к стволу, а в сырое лето как бы отбегает поодаль и больше встречается дальше от стволов деревьев. Почему?
Ответ: Грибы любят влажную почву. В сухое лето более влажная почва под кронами деревьев. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве.
- Листья береза, липы, осины опадают все сразу, а у каштана, ясеня они опадают отдельными листочками. Как вы думаете, почему?
Ответ: У каштана и ясеня лист сложный, он состоит из нескольких более простых отдельных листочков. Летом они соединены прочно, как пальцы руки. Осенью связь между листочками становится меньше, и они опадают отдельно.
- Опадают ли иголки у сосны и ели? Как доказать?
Ответ: Да. Доказательство этого большое число хвоинок под деревьями. Особенно это хорошо видно на свежем снегу.
- В хвойном лесу даже при слабом ветре слышится низкий гул. «Лес шумит» - говорим мы. Отчего шумит хвойный лес?
Ответ: Слабый шипящий звук вызывают маленькие вихри, образуемые струями воздуха, огибающими ветви и иголки хвои. Сливаясь вместе, эти слабые звуки образуют шум леса.
- Летом в лесу прохладнее, чем в поле или на лугу. Зимой, наоборот, в лесу теплее, чем на открытых пространствах. Почему?
Ответ: На открытых пространствах суточные и сезонные колебания температуры воздуха более резкие, чем в лесу. На поле почва летом сильно нагревается и отдает тепло, а зимой остывает и понижает температуру воздуха.
- Новогодняя елка после того, как она постоит в комнате некоторое время, начинает терять иголки. Это происходит, даже если она стоит в ведре с водой или сырым песком. Почему?
Ответ: У елки нет корня, который подавал бы воду в стебель и листья. Из-за недостатка влаги иголки начинают опадать.
- Косить траву можно в любое время дня. Народная мудрость гласит, что лучше косить траву утром. Решите, имеет ли это утверждение научное обоснование.
Ответ: Во время утренней росы у трав повышено тургорное давление, открыты устьица, стебли упругие, что облегчает их скашивание: открытые устьица ускоряют процесс высушивания.
- После больших вырубок леса, после прокладывания широких просек на переувлажненных местах произрастающего леса часто начинается заболачивание. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?
Ответ: лес испаряет избыточную влагу. После его вырубки избыток влаги сохраняется в почве и на этих местах интенсивно развиваются мхи.
- Как можно продлить жизнь цветов, поставленных в вазу с водой?
Ответ: Обрезать часть стебля под водой. Чтобы вытеснить воздух из растения.
- Могут ли генетически одинаковые растения отличаться друг от друга в зависимости от условий внешней среды?
Ответ: Да. Например, потомки одного растения, выросшие в лесу и на лугу, отличаются размерами.
- Чем можно объяснить сладкий вкус проростков пшеницы?
Ответ: У проростков крахмал расщепляется до глюкозы, она и объясняет сладкий вкус.
- Что произойдет с растением, выращенным в полумраке?
Ответ: Растение будет бледно-зеленым или желтым, стебель тоньше и длиннее, листья станут мельче и будут реже расположены.
- Почему у цветов, распускающихся ночью, белая окраска?
Ответ: Они лучше заметны насекомым – опылителям.
- Как объяснить «плач» у деревьев?
Ответ: Сок двигается по сосудам древесины к почкам. При нарушении целостности древесины сок вытекает наружу.
- Что можно узнать по свежеспиленному пню?
Ответ: Возраст, стороны света, условия произрастания.
- Как узнать стороны света по стволу дерева?
Ответ: С северной стороны ствола, где больше тени и влаги, растет мох. С южной стороны больше веток, листва гуще.
- Свыклась водоросль с грибами,
зацепилась за кору
и пришлася ко двору.
О каком явлении и организме идет речь в загадке?
Ответ: Симбиоз, лишайник.
Предварительный просмотр:
Солохина Л.В.
Познавательные задачи по биологии.
Раздел «Животные».
- Известно, что эвглена на свету питается веществами, образовавшимися в хлоропластах. Поместили ее в темноту. Погибнет ли она?
Ответ: На свету эвглена питается как растение, проходит процесс фотосинтеза, а в темноте – как животное усваивает растворенные органические вещества.
- Пресноводная гидра не может обитать в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко встречается. Предложите объяснение этого явления.
Ответ: В водоемах с быстрым течением нет пищи – простейших, а в стоячих водоемах ее много.
- Иногда дети едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют травинки. Объясните, почему этого нельзя делать.
Ответ: При этом можно заразиться аскаридой, печеночным сосальщиком.
- Мы иногда в шутку употребляем выражение «Я покажу тебе, где раки зимуют!» Правомерно ли подобное утверждение? А в самом деле, где зимуют раки?
Ответ: В норах под корнями деревьев.
- Личинки майского жука питаются перегноем, корнями злаков и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев и злаков. Какое приспособление имеют эти различия?
Ответ: Это устраняет конкуренцию между разными стадиями за пищу, содействуя процветанию вида.
- Каким образом бабочки, питающиеся нектаром цветков или совсем не питающиеся, оказываются часто серьезными вредителями культурных растений?
Ответ: Сами бабочки вреда не приносят, вредителями являются их многочисленные прожорливые гусеницы.
- Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела
Как зима катит в глаза.
На основе этих строк сделайте предположение, прав ли И.А. Крылов в отношении стрекозы.
Ответ: Стрекозы не поют и не прыгают. Вероятно, стрекозу автор спутал с кузнечиком.
- Прыткая ящерица в жаркие дни бодра и подвижна, а в прохладную погоду менее активна. Как вы думаете, почему?
Ответ: У нее, как и у других пресмыкающихся, кровь смешанная, содержит примесь углекислоты. В связи с недостатком кислорода в крови в теле образуется мало тепла, поэтому жизнедеятельность животных зависит от внешних условий.
- Воробьи и другие виды птиц любят купаться не только в воде, но и в мелком песке, пыли дорог. Объясните. Почему птицы купаются.
Ответ: Так они избавляются от клещей и паразитов.
- Весной прилетевшие скворцы принимаются за чистку гнездовий и устроение новых гнезд. Сюда они приносят душистую полынь, мяту и другие сильно пахнущие растения. Почему именно эти растения нужны скворцам?
Ответ: Сильно пахнущие растения отпугивают паразитических насекомых, которые зимовали в гнезде.
- Ласточки, стрижи, мухоловки улетают на юг, а вот синицы, рябчики, тетерева, глухари остаются. Дайте объяснение такому поведению птиц.
Ответ: Первая группа – насекомоядные птицы. Вторая группа – зерноядные или всеядные птицы. Наличие или отсутствие корма – одна из причин.
- Лягушки хорошо себя чувствуют на суше, недалеко от водоема. Однако и на дне они могут находиться длительное время, при этом не задыхаясь. Объясните это явление.
Ответ: На суше лягушка дышит легкими, в воде она переходит на кожное дыхание.
- Каким зверям холоднее – большим или маленьким? Почему?
Ответ: Одинаково, но чем меньше организм, тем он менее «экономичен» в сохранении тепла. Очень маленькие животные должны беспрерывно есть, чтобы поддерживать нужную температуру.
- Почему утки и гуси ходят покачиваясь, переваливаясь с ноги на ногу?
Ответ: Лапы расставлены широко, чтобы сохранить равновесие при ходьбе. Им приходится переваливать тело так, чтобы вертикальная линия проходила через точку опоры – через лапу.
- Некоторые крупные морские птицы часто сопровождают суда, преследуя их часами, а то и сутками. При этом птицы проделывают путь совместно с теплоходом с малой затратой энергии, летя большей частью с неподвижными крыльями. За счет какой энергии перемещаются эти птицы?
Ответ: Над кораблем от работы машин образуются потоки восходящего теплого воздуха, которые удерживают птиц на определенной высоте. Птицы безошибочно выбирают такое положение. Поэтому птицы путешествуют за счет энергии корабля.
- Существует ли птичье молоко?
Ответ: Это отрыжка у голубей и пингвинов.
- Некоторые птицы во время дальних перелетов летят клином или цепочкой. В чем причина такого расположения их?
Ответ: Наиболее сильная птица летит впереди стаи. Воздух обтекает ее тело так же, как вода нос и киль корабля. Этим обтеканием объясняется острый угол косяка. Расположение птиц цепочкой облегчает движение крыльев наиболее слабых птиц.
- Какая корова сытнее живет: хвостатая или бесхвостая?
Ответ: С хвостом, с помощью которого она отгоняет назойливых насекомых.
- Почему в холодную погоду многие животные спят свернувшись клубком?
Ответ: Происходит уменьшение наружной поверхности тела, что ведет к уменьшению отдачи тепла.
- Каким образом киты, моржи, тюлени, живущие в ледяной воде, постоянно сохраняют высокую температуру тела (+ 40)?
Ответ: У них большой подкожный жировой слой (до 1 метра), который препятствует быстрой потере тепла.
- Почему в сильную жару собака высовывает язык?
Ответ: У собаки потовые железы расположены только на подушечках пальцев. Чтобы увеличить охлаждение организма в жаркий день, собака широко открывает рот и высовывает язык. Испарение слюны с поверхности рта и языка позволяет понизить температуру ее тела.
- Как определить повышение температуры тела собаки?
Ответ: Нос у здоровой собаки влажный и холодный, у больной собаки сухой и теплый - это означает, что температура тела повышена.
- Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Ответ: В процессе полета летучая мышь непрерывно облучает ультразвуковыми импульсами пространство перед собой. Если на пути встречается препятствие, то от него возникает отраженная волна – эхо, которое воспринимается животным.
- Какое значение для животных имеет подвижность ушной раковины?
Ответ: Животные устанавливают направление источника звука.
- Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?
Ответ: Зуб бобра состоит из слоев различной твердости: прочная эмаль, покрывающая зуб, испытывает большую нагрузку, а остальная, более мягкая – меньшую. В результате зуб стачивается равномерно и угол заострения остается неизменным.
- Почему при падении кошка чаще всего приземляется на лапы?
Ответ: Падающая кошка прижимает лапы и хвост к туловищу, ускоряя этим вращение. Как только она займет положение вниз, она отводит конечности, вращение прекращается и кошка падает на лапы.
- Почему у кошки в темноте светятся глаза?
Ответ: В полной темноте глаза у кошки не светятся. Сами глаза не излучают света, а только отражают те лучи, которые в них попадают.
- Почему тигры, кошки и другие животные видят в темноте?
Ответ: Зрачки животных могут сильно расширяться, что способствует попаданию в глаза большого количества рассеянных световых лучей Вследствие этого они видят в темноте.
- Почему водолазная собака легко вытаскивает тонущего из воды? Однако, дотащив его до берега, не может даже сдвинуть с места?
Ответ: Вследствие действия выталкивающей силы тонущий легче, чем на суше.
- Лиса, убегая от преследующей ее собаки, часто спасается тем, что внезапно делает резкое движение в сторону, когда собака готова уже схватить ее зубами. Почему собаке трудно поймать лису?
Ответ: Лиса внезапно меняет направление движения, а собака движется по инерции в первоначальном направлении, что спасает лису.
- Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут.
Ответ: На каждой ноге у лося по два копыта, между которыми натянута перепонка. При беге копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.
- Почему северные олени не замерзают даже в самые сильные морозы?
Ответ: У оленя надувная шерсть: пустотелые шерстинки наполнены воздухом. Поскольку воздух плохо проводит тепло, то такая шерсть хорошо защищает от холода.
- Дикая лошадь Пржевальского и зебра относятся к одному отряду. Чем объяснить их различную окраску?
Ответ: Местом обитания и образом жизни.
- Ученик, наблюдая из окна за поведением воробьев, прилетающих на кормушку, научился по их внешнему виду определять, какая на улице погода. Как он это делал?
Ответ: В теплую погоду воробьи сидят на кормушке аккуратненькие, словно причесанные, а в холодную погоду взъерошенные, так легче сохранить тепло тела, так как воздух между перьями не пропускает холод и тепло от тела.
- Почему водомерки не тонут в воде?
Ответ: Вода образует прочную поверхностную пленку. Лапки водомерок не смачиваются водой и поэтому не проваливаются в глубину. А поверхностная пленка слегка прогибается под небольшой тяжестью насекомого.
- Кусающий муравей принимает особую позу. Он подгибает под себя брюшко, и конец брюшка оказывается вблизи челюстей муравья. Делает он это не со злости, как иногда говорят. Объясните это явление.
Ответ: Муравьи принадлежат к жалящим насекомым, но у них нет жала, имеется только ядовитая железа. Челюстями муравей делает рану и в нее вносит муравьиную кислоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный учебник "Методика применения занимательных задач"
Занимательные задачи способствуют повышению эффективности заинтересованности воспитанниц к изучению информатики, улучшению их эмоционального настроя при выполнении задания. Данная методичка разработа...
Рабочая программа курса по выбору "Создание занимательных задач на компьютере"
Курс по выбору в 7 классе Рассчитан на 17 часов.1735 ...
Занимательные задачи
Приводятся тексты программ на языке программирования QBASIC....
Применение игровых технологий при решении занимательных задач на уроках математики
Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность...
"Занимательные задачи по математике"
Существенной характеристикой изменений в организации и проведении декад по математике является развитие образовательных потребностей учащихся через формирование надпредметных ключевых компетенций: инф...
Использование занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах
Занимательным задачам на различных уроках нужно уделять внимание . Подробнее хочется остановиться на использовании занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах....
Интерактивный задачник "Комбинаторные задачи" к учебному пособию Л.Л. Босовой "Занимательные задачи по информатике"
Данное учебное пособие можно использовать на уроках информатики, а также на дополнительных занятиях для работы с одаренными детьми....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо! Забираю в копилку.
Спасибо! Забираю в копилку.