Адаптированная рабочая программа по биологии: 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки РФ под ред. В.В.Воронковой и Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки РФ под ред. И.М.Бгажноковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_korrektsionnaya_programma_9_klass.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей биологии, химии, географии Протокол № 1 от 28.08.18 Руководитель МО_________ Р.Р. Миннибаева | Согласовано Заместитель директора по научно-методической работе________ И.Ю. Власова | Утверждаю Директор МОУ Ишеевского многопрофильного лицея ____________ Р.Р. Зелимов Приказ № 557 – ОД |
Адаптированная рабочая программа
(обучение на дому)
Предмет – Биология
Класс – 9
Уровень образования – основное общее
Всего часов – 35 часов
Количество часов в неделю – 1 час
Елфимчева Ольга Викторовна
учитель биологии
пгт Ишеевка
2018 – 2019учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки РФ под ред. В.В.Воронковой и Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки РФ под ред. И.М.Бгажноковой.
Данная рабочая программа является составной частью основной образовательной программы лицея и разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Утвержден Министерством образования и науки РФ (Приказ N 1599 от 19.12.2014) и зарегистрирован Минюстом РФ 3.02.2015 №35850;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Адаптированной образовательной программы основного общего образования для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Ишеевского многопрофильного лицея;
- Положения о порядке разработки и требованиям к структуре, содержанию и оформлению программы учебного предмета МОУ Ишеевского многопрофильного лицея;
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва, - Биология. Человек. 9 класс, Москва. Издательский центр «Просвещение», 2017.
Рабочая программа позволяет учитывать типологические и индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Данная программа существенно отличается от традиционной, в ней больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний. Рабочая программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Общая характеристика учебного предмета
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.
Учитывая факт завершенности обучения в школе и переход к самостоятельной жизни, в 9 классе в разделе «Человек» впервые предлагается изучение тем «Размножение и развитие», «Средства защиты от беременности» и т. п.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Цели
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и роли живых организмов; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для распознавания изученных растений; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдеения за биологическими объектами;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану МОУ Ишеевский многопрофильный лицей для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) на изучение биологии в 9 классе отводится 35 ч. в год – 1час в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9-ого класса.
Учащиеся должны знать:
• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
• о влиянии физической нагрузки на организм;
• нормы правильного питания;
• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;
• названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;
• меры предупреждения сколиоза;
• свою группу крови и резус-фактор;
• норму кровяного давления;
• состояние своего зрения и слуха;
• санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования;
• измерять температуру тела;
• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.
Содержание учебного предмета
Введение - 1 час
Место человека среди млекопитающих в живой природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.
Тема 1. Общий обзор организма человека- 2 часа
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
Тема 2. Опора тела и движение – 5 часов
Скелет. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Мышцы. Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа №1 Состав костей.
Тема 3. Кровь и кровообращение– 5 часов
Кровь, ее состав и значение, плазма крови. Органы кровообращения: кровеносные сосуды и сердце. Большой и малый круги кровообращения. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему.
Лабораторная работа №2 Подсчет частоты пульса.
Тема 4. Дыхание - 4часа
Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.) Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях.
Тема 5. Пищеварение – 5 часов
Значение пищеварения для человека. Питательные вещества и витамины. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Значение приготовления пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Лабораторная работа №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Тема 6. Почки - 2часа
Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
Тема 7. Кожа – 3 часа
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Практическая работа №1. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
Тема 8. Нервная система – 3 часа
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Высшая нервная деятельность человека. Гигиена умственного и физического труда. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Сон и его значение.
Тема 9. Органы чувств – 3 часа
Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Тема 10.Охрана здоровья человека в Российской Федерации – 2 часа
Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины
При организации учебного процесса на уроках биологии используются следующие педагогические технологии:
- игровые (развивающие игры, обучающие игры, сюжетно-ролевые игры);
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное;
- здоровьесберегающие;
- технология поддержки ребенка;
- педагогика сотрудничества.
Критерии и нормы оценки результатов обучения
«Оценка 5» ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.
«Оценка 4» ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала.
«Оценка 3» ставится при минимальном уровне выполнения требований, предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса
«Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающие их смысл.
Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Лабораторные работы |
1. | Введение. | 1 | |
2. | Тема 1. Общий обзор организма человека. | 2 | |
3. | Тема 2. Опора и движение | 5 | Л.р. № 1 |
4. | Тема 3. Кровь и кровообращение. | 5 | Л.р. № 2 |
5. | Тема 4. Дыхание. | 4 | |
6. | Тема 5. Пищеварение. | 5 | Л.р. № 3 |
7. | Тема 6. Почки. | 2 | |
8. | Тема 7. Кожа. | 3 | Пр.р. № 1 |
9. | Тема 8. Нервная система. | 3 | |
10. | Тема 9. Органы чувств. | 3 | |
11. | Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации. | 1 | |
Повторение | |||
Всего: | 35 | Л.р.-3, пр.р. -1 |
Тематическое планирование
№ урока | Количество часов | Наименование раздела, тема уроков | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Введение – 1 ч. | ||||
1 | Место человека среди млекопитающих. | |||
Тема 1. Общий обзор организма человека – 2 ч. | ||||
1 | Организм человека. Строение клеток и тканей организма | |||
1 | Органы и системы органов человека. | |||
Тема 2. Опора и движение – 5 ч. | ||||
1 | Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета | |||
1 | Состав и строение костей. Лаб. работа №1 «Состав костей» | |||
1 | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | |||
1 | Значение и строение мышц. Основные группы мышц. человека | |||
1 | Роль физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | |||
Тема 3. Кровь и кровообращение – 5 ч. | ||||
1 | Значение крови и кровообращения. Состав крови. | |||
1 | Органы кровообращения. Сосуды. | |||
1 | Большой и малый круги кровообращения. | |||
1 | Сердце и его работа. Лаб. работа №2 Подсчет частоты пульса. | |||
1 | Предупреждение сердечно - сосудистых заболевании. Первая помощь при кровотечениях | |||
Тема 4. Дыхание – 4 ч. | ||||
1 | Органы дыхания. | |||
1 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | |||
1 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | |||
1 | Гигиена органов дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. | |||
Тема 5. Пищеварение – 5 ч. | ||||
1 | Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты | |||
1 | Питательные вещества и витамины. | |||
1 | Органы пищеварения. | |||
1 | Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал. | |||
1 | Гигиена питания и предупреждение желудочно- кишечных заболеваний. | |||
Тема 6. Почки – 2 ч. | ||||
1 | Почки – органы выделения. | |||
1 | Предупреждение почечных заболеваний. | |||
Тема 7. Кожа – 3 ч. | ||||
1 | Значение и строение кожи. | |||
1 | Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Пр. р. №1 Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи. | |||
1 | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении. | |||
Тема 8. Нервная система – 3 ч. | ||||
1 | Строение и значение нервной системы. | |||
1 | Гигиена умственного труда. Режим дня. | |||
1 | Сон и его значение. | |||
Тема 9. Органы чувств – 3 ч. | ||||
1 | Значение органов чувств. | |||
1 | Строение, функции, гигиена органа зрения. | |||
1 | Строение органа слуха. Гигиена слуха. | |||
Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации – 2 ч. | ||||
1 | Охрана здоровья человека. | |||
1 | Повторение |
Учебно- техническое обеспечение
№ п.п. | Средства | Перечень средств | |
1. | Учебно- лабораторное оборудование и приборы | Учебно-лабораторное оборудование Микроскоп учебный Спиртовка лабораторная Термометр лабораторный Капельница с пипеткой Ложка для сжигания вещества Мензурка 50 мл | Палочка стеклянная Пробирка стеклянная Стекло покровное 18/18 Стекло предметное Фильтровальная бумага Цилиндр мерный с носиком Чашка Петри 100 Штатив для пробирок |
2. | Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | Плакаты: Ткани Скелет человека Мышцы Состав крови Строение сердца Кровообращение Внутренние органы Кожа Зрительный анализатор Слуховой анализатор | Правильная осанка Плоскостопие Муляжи: Сердце Позвонки Технические средства обучения: · Персональный компьютер · Телевизор |
3. | Цифровые образовательные ресурсы | Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания. |
Список используемой литературы
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1. | Дидактические игры на уроках естествознания. Человек. | Т.М.Лифанова | Москва 2011 |
2. | Активные формы и методы обучения биологии. | Молис С.С., Молис С.А. | М.: Просвещение |
3. | Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. | Дудкина О.П. | М: Учитель, 2010 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 6.8.9 классы
Курс «Биология» включает разделы:«Природоведение» (5 класс);«Растения. Грибы. Бактерии» (7 класс)«Животные» (8 класс)«Анатомия человека&raqu...
адаптированная рабочая программ по биологии для 7 класса по Пасечнику
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. В программу внесены изменения, не превышающие требования к уровню подготовки обучающихся.В связи с тем, что в МОБУ ...