Адаптированная рабочая программа по биологии: 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Князева Ольга Викторовна

Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки РФ под ред. В.В.Воронковой и Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки РФ под ред. И.М.Бгажноковой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_korrektsionnaya_programma_9_klass.doc138 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Ишеевский многопрофильный  лицей имени Н.К. Джорджадзе

Рассмотрено

на заседании методического объединения  учителей  биологии, химии, географии

Протокол № 1 от 28.08.18

Руководитель МО_________

Р.Р. Миннибаева

Согласовано

Заместитель директора по научно-методической  работе________ И.Ю. Власова

Утверждаю

Директор МОУ Ишеевского

многопрофильного лицея

____________  Р.Р. Зелимов

Приказ № 557 – ОД  
от 30.08.2018

Адаптированная рабочая программа

(обучение на дому)

Предмет – Биология

Класс – 9

Уровень образования – основное общее

Всего часов – 35 часов

Количество часов в неделю – 1 час

Елфимчева Ольга Викторовна

         

учитель биологии

пгт Ишеевка

2018  – 2019учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки РФ под ред. В.В.Воронковой и Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки РФ под ред. И.М.Бгажноковой.

Данная рабочая программа является составной частью основной образовательной программы лицея и разработана на основе нормативных документов:

  • Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"   от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями);
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями); Утвержден Министерством образования и науки РФ (Приказ N 1599 от 19.12.2014) и зарегистрирован Минюстом РФ 3.02.2015 №35850;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Адаптированной образовательной программы  основного общего образования   для учащихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)  МОУ Ишеевского многопрофильного лицея;
  • Положения о порядке разработки и требованиям к структуре, содержанию и оформлению программы учебного предмета МОУ Ишеевского многопрофильного лицея;

       Рабочая программа ориентирована на использование учебника    Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва, - Биология. Человек. 9 класс, Москва. Издательский центр «Просвещение», 2017.

Рабочая программа позволяет учитывать типологические и индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Данная программа существенно отличается от традиционной, в ней больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний. Рабочая программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Общая характеристика учебного предмета

В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.

Учитывая факт завершенности обучения в школе и переход к самостоятельной жизни, в 9 классе в разделе «Человек» впервые предлагается изучение тем «Размножение и развитие», «Средства защиты от беременности» и т. п.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Цели

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и роли живых организмов; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для распознавания изученных растений; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдеения за биологическими объектами;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану  МОУ Ишеевский многопрофильный лицей  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) на изучение биологии в 9 классе отводится 35 ч. в год – 1час в неделю.

Требования к уровню подготовки обучающихся 9-ого класса.

Учащиеся должны знать:

• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

• о влиянии физической нагрузки на организм;

• нормы правильного питания;

• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;

• названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;

• меры предупреждения сколиоза;

• свою группу крови и резус-фактор;

• норму кровяного давления;

• состояние своего зрения и слуха;

• санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;

• соблюдать санитарно-гигиенические требования;

• измерять температуру тела;

• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

Содержание учебного  предмета

Введение - 1 час

Место человека среди млекопитающих в живой природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.

Тема 1. Общий обзор организма человека- 2 часа

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Тема 2. Опора тела и движение – 5 часов

Скелет. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Мышцы. Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа №1 Состав костей.

Тема 3. Кровь и кровообращение– 5 часов

Кровь, ее состав и значение, плазма крови. Органы кровообращения: кровеносные сосуды и сердце. Большой и малый круги кровообращения. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему.

Лабораторная работа №2  Подсчет частоты пульса.

Тема 4. Дыхание - 4часа

Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.) Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях.

Тема 5. Пищеварение – 5 часов

Значение пищеварения для человека. Питательные вещества и витамины. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Значение приготовления пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Лабораторная работа №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

Тема 6. Почки - 2часа

Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.

Тема 7. Кожа – 3 часа

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

Практическая работа №1. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

Тема 8. Нервная система – 3 часа

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Высшая нервная деятельность человека. Гигиена умственного и физического труда. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Сон и его значение.

Тема 9. Органы чувств – 3 часа

Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

Тема 10.Охрана здоровья человека в Российской Федерации – 2 часа

Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины

При организации учебного процесса на уроках биологии используются следующие педагогические технологии:

  • игровые (развивающие игры, обучающие игры, сюжетно-ролевые игры);    
  • дифференцированное обучение;
  • личностно-ориентированное;
  • здоровьесберегающие;
  • технология поддержки ребенка;
  • педагогика сотрудничества.

Критерии и нормы оценки результатов обучения

«Оценка 5»  ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.

«Оценка 4»  ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала.

«Оценка 3» ставится при  минимальном уровне выполнения требований, предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному  материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса

«Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающие их смысл.

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Лабораторные работы

1.

Введение.

1

2.

Тема 1. Общий обзор организма человека.

2

3.

Тема 2. Опора и движение

5

Л.р. № 1

4.

Тема 3. Кровь и кровообращение.

5

Л.р. № 2

5.

Тема 4. Дыхание.

4

6.

Тема 5. Пищеварение.

5

Л.р. № 3

7.

Тема 6. Почки.

2

8.

Тема 7. Кожа.

3

Пр.р. № 1

9.

Тема 8. Нервная система.

3

10.

Тема 9. Органы чувств.

3

11.

Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

1

Повторение

Всего:

35

Л.р.-3,  пр.р. -1

Тематическое планирование

№ урока

Количество часов

Наименование раздела, тема уроков

Дата проведения

План

Факт

Введение – 1 ч.

1

Место человека среди млекопитающих.

Тема 1. Общий обзор организма человека – 2 ч.

1

Организм человека. Строение клеток и тканей организма

1

Органы и системы органов человека.

Тема 2. Опора и движение – 5 ч.

1

Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета

1

Состав и строение костей.

Лаб. работа №1 «Состав костей»

1

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.

1

Значение и строение мышц. Основные группы мышц. человека

1

Роль физических упражнений  для правильного  формирования скелета и мышц.

Тема 3. Кровь и кровообращение – 5 ч.

1

Значение крови и кровообращения. Состав крови.

1

Органы кровообращения. Сосуды.

1

Большой и малый круги кровообращения.

1

Сердце и его работа.

Лаб. работа №2  Подсчет частоты пульса.

1

Предупреждение сердечно - сосудистых заболевании. Первая помощь при кровотечениях

Тема 4. Дыхание – 4 ч.

1

Органы дыхания.

1

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

1

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

1

Гигиена органов дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Тема 5. Пищеварение – 5 ч.

1

Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты

1

Питательные вещества и витамины.

1

Органы пищеварения.

1

Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике.

Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

1

Гигиена питания и предупреждение желудочно- кишечных заболеваний.

Тема 6. Почки – 2 ч.

1

Почки – органы выделения.

1

Предупреждение почечных  заболеваний.

Тема 7. Кожа – 3 ч.

1

Значение и строение кожи.

1

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Пр. р. №1 Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

1

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах  и обморожении.

Тема 8. Нервная система – 3 ч.

1

Строение и значение нервной системы.

1

Гигиена умственного труда. Режим дня.

1

Сон и его значение.

Тема 9. Органы чувств – 3 ч.

1

Значение органов чувств.

1

Строение, функции, гигиена  органа  зрения.

1

Строение органа  слуха. Гигиена слуха.

Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации – 2 ч.

1

Охрана здоровья человека.

1

Повторение

Учебно- техническое обеспечение

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1.

Учебно- лабораторное оборудование и приборы

Учебно-лабораторное оборудование

Микроскоп учебный

Спиртовка лабораторная

Термометр лабораторный

Капельница с пипеткой

Ложка для сжигания вещества

Мензурка 50 мл

Палочка стеклянная

Пробирка стеклянная Стекло покровное 18/18

Стекло предметное

Фильтровальная бумага

Цилиндр мерный с носиком

Чашка Петри 100

Штатив для пробирок

2.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Плакаты:

Ткани

Скелет человека

Мышцы

Состав крови

Строение сердца

Кровообращение

Внутренние органы

Кожа

Зрительный анализатор

Слуховой анализатор

Правильная осанка

Плоскостопие

Муляжи:

Сердце

Позвонки

Технические средства обучения:

·  Персональный компьютер

· Телевизор

3.

Цифровые образовательные ресурсы

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

Список используемой литературы

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Дидактические игры на уроках естествознания. Человек.

Т.М.Лифанова

Москва 2011

2.

Активные формы и методы обучения биологии.

Молис С.С., Молис С.А.

М.: Просвещение

3.

Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания.  

Дудкина О.П.

М: Учитель, 2010

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 6.8.9 классы

Курс «Биология» включает разделы:«Природоведение» (5 класс);«Растения. Грибы. Бактерии» (7 класс)«Животные» (8 класс)«Анатомия человека&raqu...

адаптированная рабочая программ по биологии для 7 класса по Пасечнику

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. В программу внесены изменения, не превышающие требования к уровню подготовки обучающихся.В связи с тем, что в МОБУ ...