Проект "Грибы моего села"
проект по биологии (5 класс)
В. А. Солоухин
Сейчас в книгах и в Интернете можно найти тысячи фотографий и описаний существующих грибов. Но для нас в первую очередь важно знать грибы, растущие рядом с нами, и с которыми мы реально встречаемся в степи и в лесу.
Грибы – самые многочисленные живые организмы на Земле. Они встречаются - в почве, в воде и даже в воздухе. Современным биологам известно около 100 тысяч видов .
При слове "гриб", сразу представляется корзина съедобных грибов: разноцветных сыроежек, красноголовых подосиновиков, крепких боровиков и пахучих груздей.
Почти все леса в нашей области, особенно березовые, смешанные и хвойные, богаты шляпочными грибами, А если еще учесть, что съедобные грибы произрастают также на лугах, полях, в садах и огородах, то станет ясным, что Воронежская область — настоящий грибной край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мечётская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
на тему:
«Грибы моего села»
(август – ноябрь 2018 г.)
Автор:
учащийся 4 класса
МКОУ Мечётская СОШ СОШ
Болгов Егор Павлович
Руководитель:
учитель биологии
МКОУ Мечётская СОШ
Болгова Елена Петровна
с. Мечетка
2019 год
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………………………3
2. Основная часть……………………………………………………………………..5
2.1.Что такое гриб…………………………………………………………………….5
2.2.Строение грибов………………………………………………………………….5
2.3.Формы плодовых тел грибов……………………………………………………6
2.4.Классификация грибов…………………………………………………………..7
2.5.Съедобные грибы. Способы приготовления грибов…………………………..7
2.6.Несъедобные грибы. Первая помощь при отравлении………………………..8
2.7.Полезные грибы и грибы вредители……………………………………………8
2.8.Редкие грибы……………………………………………………………………..9
2.9.Значение грибов для человека и для окружающего мира……………………..9
2.10. Правила сбора грибов. Охрана грибов……………………………………….10
3. Практическая часть……………………………………………………………….11
4. Заключение………………………………………………………………………...12
5. Литература…………………………………………………………………………13
6. Приложение………………………………………………………………………..14
Введение
Гриб – одно из самых интересных
и таинственных явлений природы.
Недаром сначала не знали даже,
куда его отнести: к растительному
или животному царству.
В. А. Солоухин
Сейчас в книгах и в Интернете можно найти тысячи фотографий и описаний существующих грибов. Но для нас в первую очередь важно знать грибы, растущие рядом с нами, и с которыми мы реально встречаемся в степи и в лесу.
Грибы – самые многочисленные живые организмы на Земле. Они встречаются - в почве, в воде и даже в воздухе. Современным биологам известно около 100 тысяч видов .
При слове "гриб", сразу представляется корзина съедобных грибов: разноцветных сыроежек, красноголовых подосиновиков, крепких боровиков и пахучих груздей.
Почти все леса в нашей области, особенно березовые, смешанные и хвойные, богаты шляпочными грибами, А если еще учесть, что съедобные грибы произрастают также на лугах, полях, в садах и огородах, то станет ясным, что Воронежская область — настоящий грибной край.
Каждую осень люди ходят в лес за грибами, потом их варят, жарят, солят, маринуют. В любом виде грибы очень вкусные. В прошлом году в наших лесах было много грибов. Многие дети вместе с родителями ходили в лес по грибы. Я не был исключением. С недавних пор мне стало интересно ходить в лес собирать грибы. Каких только их не растет тут. Лес у нас есть хвойный и смешанный, поэтому здесь можно найти самые разнообразные грибы.
Собирать грибы не трудно, даже интересно, особенно когда их много, но как выяснилось, опасно, если рядом со съедобными, в корзине окажется ядовитый, несъедобный гриб. Я задавал вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении. Мы с мамой делали фотографии. И у меня возникла идея о необходимости собрать материал для более глубоких и широких знаний о грибах. Поэтому я решил найти ответы на интересующие меня вопросы:
- Что такое грибы?
-Все ли грибы можно употреблять в пищу?
- Как распознать грибы?
- А можно ли назвать грибами только те грибы, которые растут в лесу?
Итак, тема моей исследовательской работы «Грибы нашего села».
Цель работы: познакомиться с многообразием грибов, их строением, условиями существования.
Задачи:
- изучить литературу о различных видах грибов, строении, их полезных свойствах; о составе веществ, содержащихся в грибах;
- доказать важность жизнедеятельности грибов в лесном сообществе;
- узнать о редких и исчезающих видах грибов и мерах по их охране;
- выработать правила грибника и ознакомить одноклассников с ними;
Объект исследования: окружающий мир.
Предмет исследования: грибы.
В работе использованы методы исследования: сбор материала, опрос и беседа, теоретический анализ и синтез, наблюдение, сопоставительный анализ, обобщение.
Место проведения исследования: село Мечётка Бобровского района.
Сроки исследования: с августа по ноябрь.
Исследуя тему «Грибы моего села», мы пришли к следующим выводам:
Грибы играют важную роль в жизни лесного сообщества и в жизни человека. Совместно с бактериями грибы разлагают отмершие растительные остатки, превращая их в вещества, доступные для питания растений. Грибы дружат с деревьями, способствуют их лучшему росту. Грибы – пища и лекарство для зверей и птиц, для человека – источник ценных пищевых ресурсов.
Чтобы не иссякал источник пищевых грибов, не нарушались взаимосвязи в жизни леса, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые человек в пищу не употребляет. Охранять их от истребления – долг каждого.
2. Основная часть.
2.1. Что такое гриб.
Грибы. При этом слове мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые, яркие красноголовые осиновики, жёлтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево- зелёные рыжики. Но это лишь малая часть огромного грибного мира, который является большой группой растительных организмов. Грибы есть повсюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна. Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете много. И они очень разные. Не все знают, что плесень, покрывающая корочку хлеба, - это гриб.
Грибы находят широкое применение в производстве хлеба, пива, сыра, кефира и других продуктов питания.
В настоящее время известно и описано около 100 000 видов грибов, которые делятся на множество групп.
2.2. Строение грибов.
2.3. Формы плодовых тел грибов.
2.4. Классификация грибов.
- Съедобные грибы.
К съедобным грибам относят:
- Подосиновик
- Подберезовик
- Опенок
- Белый гриб
- Груздь
- Волнушка
- Маслята
- Лисички
- Шампиньоны
- Рыжик и т.д.
(Приложение 1)
В русской кухне грибы всегда занимали почетное место. Ни одна мировая кухня не может похвастаться таким многообразием способов приготовления грибов.
Важно отметить, что грибы – очень «хитрый» продукт, и нужно быть предельно внимательными и осторожными при употреблении их в пищу. Вред, помимо ядовитых, могут принести и вполне съедобные виды, если гриб мутировал или напитался отходами близлежащего завода. Потому предпочтительнее готовить специально выращенные в экологически чистых районах грибы.
Способов приготовления грибов известно великое множество: их варят, жарят, тушат, запекают, солят, маринуют и сушат. Каждый вид грибов имеет свои индивидуальные особенности.
2.6. Несъедобные грибы. Первая помощь при отравлении.
- Бледная поганка,
- Пантерный мухомор,
- Красный мухомор,
- Ядовитая энтолома,
- Сатанинский гриб.
(Приложение 2)
В энциклопедии я прочитал о том, какие признаки отравления грибами бывают и что необходимо делать, если отравился грибами.
« Признаки отравления грибами: боль в животе, тошнота, рвота и жидкий стул. В случае, когда вы понимаете, что вы или ваши близкие отравились грибами, немедленно вызывайте скорую помощь. Пока приедет бригада медицинских работников, выпейте маленькими глотками 4-5 стаканов кипяченой воды комнатной температуры (слабый раствор марганцовки или содовый раствор) Делается это для того, чтобы вызвать у вас рвоту и промыть ваш желудок. Если у вас уже наблюдается рвота — вызывать её дополнительно не надо. А, вот выпить ко всему прочему и слабительного, для того, чтобы удалить яд из кишечника не помешает. Как альтернативу можно предложить сделать клизму и выпить сорбент. Как видите, чем заниматься до приезда скорой помощи у вас есть, поэтому, не медлите и приступайте к тому, чтобы помочь самому себе».
- Полезные грибы и грибы вредители.
Дрожжи нашли широкое применение в пищевой промышленности. Они имеют большое значение для приготовления уксуса, вина, кумыса, кефира, йогуртов, а также хлеба. Кисломолочные продукты с молочными дрожжами эффективно укрепляют иммунитет и нормализуют работу кишечника. Очень полезны дрожжи и для наружного применения – из них готовят питательные маски, которые делают волосы красивыми и пышными. Несмотря на всю пользу дрожжей, существуют и противопоказания к их применению. Нельзя принимать дрожжи при склонности к аллергии, болезнях почек и индивидуальной непереносимости продукта.
Отрицательное влияние плесени на организм человека:
-плесень может вызывать диатез у детей, аллергию, мигрень, насморк, бронхит и еще много разных заболеваний. Поселяясь на растениях, плесневый грибок убивает его.
Положительное влияние плесени на организм человека:
-пенициллином лечат инфекционные заболевания,
-некоторые разновидности плесени используются для производства лимонной кислоты.
Таким образом, мы делаем вывод, что влияние грибов на организм человека различно.
2.8. Редкие грибы.
- Ежевик коралловый.
- Грифола курчавая, гриб- баран
- Шишкогриб хлопьеножковый
- Синяк (гигропор синеющий)
- Значение грибов для человека и для окружающего мира.
В лесу немало любителей полакомиться грибами. Наколотые на сучья деревьев грибы – это работа белки. Часто на шляпках видны следы зубов – погрызы. Это работа мышей, насекомых. Едят грибы лоси, кабаны, олени. Но самые главные потребители «лесного мяса» - личинки особых комаров и мушек. Эти личинки портят гриб, с виду он красивый и крепкий, а внутри – червивый.
Грибы играют важную роль в жизни лесного сообщества. Совместно с бактериями грибы разлагают отмершие растительные остатки, превращая их в вещества, доступные для питания растений.
Грибы дружат с деревьями, способствуют их лучшему росту, а также предохраняют корни деревьев от поражений болезнетворными грибами. Ученые установили, что некоторые породы деревьев (например, сосна) при отсутствии грибов не могут нормально расти и развиваться.
Грибы – пища и лекарство для зверей и птиц, для человека – источник ценных пищевых ресурсов. Люди собирают грибы: сушат, жарят, маринуют, солят.
Во время Великой Отечественной войны медсёстры собирали трутовики и заменяли им вату, когда им не хватало перевязочного материала.
В настоящее время отдельные виды грибов используют для изготовления лекарств. Из красного мухомора готовят гомеопатические средства. Грибом чагой лечат язву желудка и некоторые опухоли. Смертельную ядовитую поганку используют в малых дозах для лечения холеры.
Чтобы не иссякал источник пищевых грибов, не нарушались взаимосвязи в жизни леса, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые человек в пищу не употребляет. Охранять их от истребления – долг каждого.
2.10. Правила сбора грибов. Охрана грибов.
1. Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны.
2. Грибы лучше срезать ножом, чтобы не разрушать грибницу.
3. Нельзя собирать грибы в городе, а за городом – вдоль шоссейных дорог.
4. Не берите старые, перезревшие грибы.
Даже в съедобных боровиках и подберезовиках могут размножиться ядовитые для человека микроорганизмы.
5. Не кладите свою «добычу в полиэтиленовые пакеты.
Грибы в них мнутся и ломаются. Температура внутри пакета бывает настолько высокой, что грибы «задыхаются» и портятся.
6. Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь из леса, иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь.
7. Мухоморы и поганки не сшибайте и не топчите ногами. Они пригодятся лесным обитателям.
О том, что грибы тоже должны подлежать охране, 25 лет тому назад еще и не подозревали. Только тогда, когда их количество заметно уменьшилось, люди решили принять соответствующие меры.
Причины, по которым грибам угрожает опасность исчезновения, состоят исключительно в деятельности человека. Существует множество причин, по которым происходит сокращение грибной флоры. К основным причинам относятся: потеря площадей из-за застройки, понижение уровня грунтовых вод и отведение воды, превращение лиственных лесов в хвойные, вырубка деревьев на лесных опушках, вытаптывание.
3. Практическая часть.
Изучение грибов в окрестностях села Мечётка.
- Заключение.
Работая над своим проектом я сделал следующие выводы:
- Грибы – это особое загадочное царство живой природы, которое сочетает признаки растений и животных.
- Разновидностей грибов очень много.
- Для того, чтобы грамотно отличать съедобные грибы от несъедобных надо внимательно изучить их внешние особенности.
- Природе нужны все грибы: и съедобные и ядовитые. Человек не должен их уничтожать!
5. Литература.
1. http://ru.wikipedia.org/
2. http://vseogribax.ru/gribi.html
3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
4. Большая медицинская энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афганская война в истории моего села
Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...

Афганская война в истории моего села
Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...

Учебно-исследовательская работа "История моего села"
Работа выполнена к юбилею края для школьной НПК...

Исследовательская работа "История моего села"
Исследовательская работа ученицы 9 класса Буниной Веры о с.Великополье Оршанского района...

Информационно-методический бюллетень : Исследовательская работа «История моего села»
Тема исследовательской работы «История моего села». Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человек...

Методическая разработка урока (мероприятия): «Традиции народов моего села»
В учебных учреждениях нашего района обучаются дети разных национальностей. Данный урок или мероприятие по воспитанию осознания молодёжью единства российской нации может проводиться в любой школе с уча...