Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учебно-методический материал по биологии

Кудашева Светлана Николаевна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии  МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа » Большеберезниковского района,       Республики Мордовия

Кудашевой Светланы Николаевны

        Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному обучению. Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Тема инновационного педагогического опыта: «Инновационные методики в процессе обучения учащихся биологии  в условиях внедрения ФГОС в основную школу».

Актуальность и перспективность опыта:

Задача  любого педагога — пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии  МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа » Большеберезниковского района,       Республики Мордовия

ВВЕДЕНИЕ

1. Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Кудашева Светлана Николаевна.

Образование: Высшее, МГУ им.Н.П. Огарёва, биологический факультет.

Педагогический стаж (общий): 30 лет.

Педагогический стаж (в данной образовательной организации): 30 лет.

2. Тема инновационного педагогического опыта

«Инновационные методики в процессе обучения учащихся биологии  в условиях внедрения ФГОС в основную школу».

3. Актуальность и перспективность опыта

В современном информационном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении биологии переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий.

 Биологические знания должны стать основой для формирования у учащихся различных умений и навыков, в частности таких важных, как умение проводить эксперименты, самим получать и обрабатывать информацию. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

 Правильный подход к выбору методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями.

Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить. А также помнить простую, но очень важную истину: все названные выше этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым школьником, его умственным трудом под руководством учителя с помощью инновационных методик.

4. Основная идея опыта.

Ведущая идея педагогического опыта – это идея тесной связи воспитания и обучения с окружающей повседневной жизнью. В своей педагогической деятельности я опираюсь на неразрывную связь с ней, на формирование единства знаний и умений, сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе.

В процессе обучения и воспитания формирую ответственное отношение к окружающей среде, экокультуру мышления и поведения, здоровый образ жизни, гигиенические нормы и правила, что без сомнения помогает ученикам правильно оценивать своё место в жизни, осознанно себя профессионально ориентировать.

5. Наличие теоретической базы

С 2010 года я работаю над проблемой: «Инновационные методики в процессе обучения учащихся в условиях личностно — ориентированного обучения»

Использование новых технологий в своей деятельности считаю актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике. В своей работе я опираюсь на личностно – ориентированные развивающие педагогические технологии такие как:  

-технология проблемного обучения (М.Фридман, В.И. Маху и др.),                                                    -технология блочно – модульного обучения (М.А. Чошанов, П.Я. Юцявичене и др).                             -личностный подход в обучении (Афанасьева Н.А.),                                                                                

Неоднократно я обращалась к работам А. И. Савенкова ("Детская одаренность: развитие средствами искусства". М., 2015г.), Г.К. Селевко ("Современные образовательные технологии". М., 2018г.), З.Н. Никитенко ("Организация деятельности учащихся в V-VII классах для повышения мотивации учения". - Москва, 2015г.), Л.М. Егоровой ("Нетрадиционные формы урока - один из способов повышения интереса к предмету". - Москва, 2014г.) и многим другим.

Применение инновационных технологий для развития творческих способностей учащихся стало возможно в нашей стране лишь в последнее десятилетие благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям.  В последние годы создана законодательная база для реализации личностно-ориентированной стратегии обновления школы: разработана и одобрена «Национальная доктрина образования», доработан и принят «Закон об образовании».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), где говорится следующее: «…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…», имеет так же огромное значение для применения инновационных методик в системе образования.

6.  Новизна опыта.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря инновационным образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Работая в школе и изучая опыт коллег, я пришла к выводу, что залогом успешности обучения является желание самого ребенка узнать что-то новое, то есть его мотивация.

Необходимое условие для формирования мотивации к обучению и познавательной деятельности у учащихся – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению.

В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных форм и методов обучения урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, информационно-коммуникационных методов обучения и др. Они представлены и как фрагменты в уроке, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов

Оптимальность как критерий эффективности инноваций отражает соотношение затрат (времени, материальных средств, человеческих ресурсов, умственных и физических усилий и т. д.) и результатов. Ю. К. Бабанский, обосновывая принцип оптимизации в образовании и способы оптимизации педагогического процесса, указывает, что оптимальным является учебно-воспитательный процесс, в котором выполняются два основных условия:

1) получение максимально возможных в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся;

2) соблюдение установленных нормативов затрат времени как в классной, так и в домашней работе учащихся

Я считаю, что оптимальными могут быть признаны инновации, в результате которых:

1) снижаются затраты на осуществление педагогического процесса и освобождаются ресурсы для другой деятельности;

2) достижение лучшего результата не требует дополнительных затрат;

3) дополнительные затраты не оказывают негативного влияния на физическое и психическое здоровье детей окупаются высоким результатом образования, воспитания и развития школьников.

Инновация, внедрение которой в массовую практику ограничено специфическими требованиями к личности учителя, сложностью технического обеспечения и дороговизной необходимых материальных средств, особенностями местных условий, менее ценна, даже если она обладает всеми признаками инновационности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Наш  Большеберезниковский район по праву считается одним из наиболее лесистых районов Республики Мордовия. Кроме того лес - это один из наиболее доступных и интересных объектов для изучения учащимися старшего школьного возраста. Результатом работы является заинтересованность учащихся предметом,  и, как правило, это проект их исследовательской деятельности.  Это мотивирует учащихся к  участию в конкурсах различного уровня.

   - XII Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»  (интернет конкурс)2014г..                                                                                                                                                                                                   - Открытый Республиканский Отборочный тур Московского Международного Форума «Одаренные дети- будущее России» 2015 г..

- XVI Республиканская олимпиада по школьному краеведению 2016 г..

-  Республиканский конкурс «Все краски творчества против наркотиков» 2016 г..

- Открытый Республиканский Отборочный тур Московского Международного Форума «Одаренные дети- будущее России» 2016 г..

- Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество» 2017 г..

- XVIII Республиканская олимпиада по школьному краеведению 2018 г..

- Республиканский конкурс моделей «Флора-дизайн» 2014 г..

- Районный конкурс экологических агитбригад.

Так же результатом  своей деятельности с применением инновационных методик является участие и победа во всероссийской акции «Сделаем вместе!» («Экологический урок» - 2018 год и «Правильное питание»-2019 год)

Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес учащихся к моему предмету, их овладение биологическим материалом.

В результате использования инновационных методик в изучении биологии удается:                        — раскрыть всесторонние способности учащихся;                                                                                               — повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;                                                               — научить учащихся быть более уверенными в себе;                                                                                       — научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;                  — повысить качество знаний учащихся.

Использование данной методики за 3 последних учебных года способствовало:                                                                                                                                    -    повышению качества усвоения знаний по биологии школьниками с 60 % до80%;                                        -    развитию самостоятельности;                                                                                                                      -   повышению их творческой активности.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря иновационным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Без информационно-коммуникационных технологий невозможно инклюзивное образование, основополагающим принципом которого является следующее понятие: все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Одним из главных показателей результативности также считаю заинтересованность детей с ОВЗ и детей инвалидов в изучении биологии, по данному направлению также имеются результаты освоения предмета.

Возможность тиражирования

С публикациями о представленном собственном  инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте учителя https://nsportal.ru/kudasheva-svetlana .

 Основные формы и приемы работы с учащимися представлены на различных семинарах, научно – практических конференциях, показаны на открытых уроках ОУ:

- IX Всероссийская научно-практическая педагогическая конференция «Поликультурное образование: опыт и перспективы». Доклад «Работа с одарёнными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»

- Республиканский семинар и мастер-класса для учителей и студентов по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе образования и воспитания школьников в условиях реализации ФГОС» совместно с кафедрой педагогики дошкольного и начального образования МГПИ им. М.Е.Евсевьева.  Доклад «Влияние ЗОЖ на здоровье подростка XXI века»

- Августовское пленарное заседание учителей Больше-березниковского муниципального района. «Здоровьесберегающие технологии в системе образования в условиях реализации программы «Здоровье» в МБОУ «Марьяновская СОШ»

- Августовское секционное  заседание учителей химии и биологии Большеберезниковского муниципального района.  Доклад «Практическая биология в школе и её значение в условиях внедрения ФГОС»

- Семинар директоров школ Большеберезниковского муниципального района. Доклад «Воспитание здорового ребёнка, полного физического, психологического и социального благополучия в образовательном пространстве МБОУ «Марьяновская СОШ»                                                                                                

      Данный опыт может быть использован в организации преподавания  в общеобразовательных школах,  для организации внеклассной деятельности, для пропаганды исследовательской деятельности  в современном образовательном пространстве.  Рекомендации, описанные в опыте, могут использоваться на уроках учителями  других дисциплин. Поэтому с позиции преподавателя, имеющего опыт работы с инновационными методиками, могу рекомендовать этот метод педагогам, осуществляющим переход на новые федеральные образовательные стандарты. Так же смею предложить, что  проекты моих учащихся дадут почву для стимулирования проектной деятельности, с которыми можно познакомиться на https://yadi.sk/d/wsof0Heb5OpKnQ

        Кроме положительных моментов отмечаю проблемы в реализации новых стандартов: нехватка времени.

        При анализе традиционного урока и урока современного с инновационными технологиями , становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик, из пассивно исполняющего указания учителя, на уроке традиционного типа теперь становится максимально вовлечённым в творческий процесс занятия. 

Закончить хотелось бы мыслью о том, что главное для учителя – чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, недаром К.Д. Ушинский считал, что учителю необходимо лишь руководить самостоятельным процессом обучения, предоставляя для него необходимый материал.

ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М. Просвещение - 2011г.

2. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание изд. «Просвещение» М.2010                                                              3. Материалы преподавателей курсов по ФГОС

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. А. М. Кондаков, Л. П. Кезин. Основная школа. Москва. Просвещение -2011г.

5. К.Н.Поливанов. Проектная деятельность школьников. М.Просвещение – 2011г.

6. О.В.Рыбьякова. Информационные технологии на уроках в школе. Издательство Учитель. Волгоград - 2008г.

7. Лиймет Х.И. Групповая работа на уроках.− М., 1975.

8. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Под ред. Е.С.Полат.− М., 1999.

9. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение.− М.: Сентябрь, 2002.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.− М., 1998.

11. Тевс Д.П., Подковырова В.Н. Использование современных информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина.−Барнаул: БГПУ, 2006.

12. Ресурсы интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

"Без информационно-коммуникационных технологий невозможно инклюзивное образование," - довольно-таки спорная фраза.
И еще, (преклоняюсь перед Вашим опытом), но.., где в статье заявленные темой инновационные методики, собственно говоря?