Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
презентация к уроку по биологии (9 класс)

Бельчич Ольга Ивановна

тест" Биология как наука"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальный подход в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ на уроках биологии . Учитель биологии и химии МАОУ СОШ №1 Бельчич Ольга Ивановна

Слайд 2

Актуальность темы определяется особенностью современного процесса обучения биологии как личностно – ориентированный подход . В центре системы обучения предмету должен быть поставлен ученик: его мотивы, потребности и интересы. Обучение должно ориентироваться на: • уровень обученности в данной области знания, уровень общего развития, культуры; • особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу, пр.); • особенности характера, темперамента.

Слайд 3

Приоритетное направление: гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и повышение познавательной активности в соответствии с индивидуальными возможностями Дифференцированный подход в обучении реализация

Слайд 4

Дифференциация обучения средства и формы обучения методы (приемы) обучения содержание изучаемого материала

Слайд 5

Виды дифференциации 1. Внутренняя - различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс) Уровневая дифференциация 2. Внешняя - обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала Профильная дифференциация

Слайд 6

1. Проведение диагностики. 2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики. 3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. 4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока. 5. Диагностический контроль за результатами. Этапы организации дифференцированного обучения :

Слайд 7

В соответствии с выявленными способностями или интересом к изучению учебного предмета учащиеся условно разбиваются на группы: Первая группа (“наименее успешные”) - алгоритмики Вторая группа (“успешные”) – мыслители Третья группа «риска» Различные подходы к выделению уровней овладения содержанием обучения.

Слайд 8

Для 1-й группы учащихся: пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Цели дифференцированного обучения:

Слайд 9

Для 2-й группы учащихся: развить устойчивый интерес к предмету; закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством. Цели дифференцированного обучения:

Слайд 10

Уровень А ( воспроизведение и описание ) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения. На уровне А проверяется знание фактического материала. А) Зеленые пластиды называются……. Б) Под оболочкой находится вязкое полужидкое вещество…… Вставьте пропущенные слова в тексте: Тип Членистоногие подразделяется на три основные класса____________,___________ и ___________. Речной рак имеет _________ пар ног, насекомые __________, а пауки _______. Рак дышит при помощи ___________, паук __________, а майский жук _____________. Уровень В ( интеллектуальный уровень ) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным сравнение двух или более явлений с формированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.

Слайд 11

Расположите последовательно события, происходящие во время листопада А) образование отделительного слоя на черешке Б) изменение окраски листьев В) накопление в листьях вредных веществ в течение лета Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света Д) опадение листьев. Уровень С (творческий уровень ) . Этот уровень можно разделить на задания различных типов, например: А ) Задания на применения биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированные). Б) Задания для работы с текстом или рисунком. В) Задания на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. Г) Задания на обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях. Д) Решение задач по молекулярной биологии и генетике.

Слайд 13

Например И-РНК со­сто­ит из 156 нук­лео­ти­дов. Опре­де­ли­те число ами­но­кис­лот, вхо­дя­щих в ко­ди­ру­е­мый ею белок, число мо­ле­кул т-РНК, участ­ву­ю­щих в про­цес­се био­син­те­за этого белка, и ко­ли­че­ство три­пле­тов в гене, ко­ди­ру­ю­щем пер­вич­ную струк­ту­ру белка. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты. В про­цес­се транс­ля­ции участ­во­ва­ло 30 мо­ле­кул тРНК. Опре­де­ли­те число ами­но­кис­лот, вхо­дя­щих в со­став син­те­зи­ру­е­мо­го белка, а также число три­пле­тов и нук­лео­ти­дов в гене, ко­то­рый ко­ди­ру­ет этот белок. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦТГЦАТТААГГТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Слайд 14

В со­ма­ти­че­ских клет­ках дро­зо­фи­лы со­дер­жит­ся 8 хро­мо­сом. Опре­де­ли­те, какое ко­ли­че­ство хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК со­дер­жит­ся при га­ме­то­ге­не­зе в ядрах перед де­ле­ни­ем в ин­тер­фа­зе и в конце те­ло­фа­зы мей­о­за I. Объ­яс­ни­те, как об­ра­зу­ет­ся такое число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК. Ка­ко­вы осо­бен­но­сти мей­о­за, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют раз­но­об­ра­зие гамет? Ука­жи­те не менее трёх осо­бен­но­стей Какая фаза де­ле­ния клет­ки изоб­ра­же­на на ри­сун­ке ? 1) ме­та­фа­за мей­о­за I 2) ме­та­фа­за мей­о­за II 3) ана­фа­за мей­о­за I 4) ана­фа­за мей­о­за II

Слайд 16

Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня. Вывод

Слайд 17

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

 

Биология как наука. Методы биологии (96)

1. В какой области биологии была разработана клеточная теория? 

1) вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии

2. Примером применения экспериментального метода исследования является

1) описание строения нового растительного организма

2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

4) формулирование положения на основе полученных фактов

3. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение   2) описание   3) измерение    4) моделирование

4. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо 

1)создать теорию 2) построить модель 3) провести эксперимент 4) собрать научные факты

5. Что является объектом изучения в области гистологии?

1) экосистема  2) нуклеиновые кислоты  3) миграции птиц 4) животные ткани

6. Для измерения мышечной силы у человека экспериментатору необходим

1) спирометр  2) тонометр   3) электрокардиограф   4) динамометр

7. Доказать родство изображённых организмов позволит метод

1) эксперимента  2) сравнения   3) наблюдения   4) моделирования

8. В какой области биологии сделал свои открытия И.И. Мечников?

1) анатомия   2) зоология   3) селекция   4) иммунология

9. Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?

1) его проводят квалифицированные учёные

2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3) изучается не сам объект, а его копия

4) он более продолжителен по времени

10. Чтобы доказать невозможность самозарождения, итальянский естествоиспытатель Ф. Реди должен был

1) изолировать мясо от комнатных мух

2) рассмотреть кусочки мяса под микроскопом

3)  постоянно убирать с мяса появившихся личинок

4) держать мясо в тепле

11. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение        2) эксперимент        3) измерение                4) анализ

12.  Основоположником науки систематики является

1) К. Линней                2) Ж. Б. Ламарк        3) Ч. Дарвин                4) Аристотель

13. Наиболее точно узнать, как влияют разные условия на прорастание семян разных растений, можно методом

1) наблюдения        2) моделирования        3) описания                4) эксперимента

14.  На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в области

1) гигиены                2) генетики                3) физиологии        4) анатомии

15. Обезьяна впервые с помощью лежавшей на полу верёвки достаёт чашку с пищей, подвешенную к потолку. Как называют такую форму поведения?

1) инстинкт                2) безусловный рефлекс

3) элементарная рассудочная деятельность        4) запечатление

16. На фотографии изображена камера Скиннера, в которой содержится крыса. Она, нажимая на определённые кнопки и рычажки, получает корм. Какой метод является ведущим в изучении поведения млекопитающего в таких условиях?

                

1) анализ                2) эксперимент        3) измерение                4) моделирование

17. В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?

1) анатомия                2) ботаника                3) генетика                4) иммунология

18. В какой области биологии были разработаны представления о наследственности?

1) генетики                2) вирусологии        3) микробиологии        4) физиологии

19. Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

1) его осуществляют квалифицированные учёные

2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3) он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4) он более продолжителен по времени проведения

20. В какой области биологии была разработана рефлекторная теория поведения?

1) цитология                2) анатомия                3) физиология        4) эмбриология

21. Каким методом воспользовались учёные Дж. Уотсон и Ф. Крик для построения трёхмерной структуры ДНК?

1) наблюдения                        2) моделирования        

3) сравнительно-историческим        4) экспериментальным

22. Данная фотография иллюстрирует метод

1) моделирования                2) эксперимента        3) обобщения                4) статистический

23. Специальность врача, специализирующегося на лечении болезней желудка и двенадцатиперстной кишки, 

1) отоларинголог                2) гастроэнтеролог        3) офтальмолог        4) эндокринолог

24. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

1) моделирования                2) эксперимента        3) сравнения                4) наблюдения

25. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение                2) описание                3) измерение                4) обобщение

26. Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность метод

1) наблюдения                2) измерения                3) эксперимента        4) моделирования

27. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение        2) экспериментальный        3) измерение                4) обобщение

28. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1) систематика        2) палеонтология                3) генетика                4) эмбриология

29. Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) экспериментальным методом                2) методом наблюдения

3) методом микрокопирования                4) гибридологическим методом

30. Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

1) измерения                2) наблюдения        3) экспериментальных        4) моделирования

31. Сформулировать гипотезу  значит:

1)  подтвердить объективность полученных данных        2) провести эксперимент

3) выдвинуть предположение                                4) собрать имеющиеся факты

32. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

1) ветеринария        2) анатомия                3) гигиена        4) антропология

33. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента        2) моделирования        3) анализа        4) наблюдения

34. Закономерности передачи наследственных признаков изучает

1) генетика                2) экология                3) антропология        4) молекулярная биология

35. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) описание нового вида организмов        2) сравнение двух микропрепаратов

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) измерение кровяного давления у пациента

36. Система наиболее общих знаний в определённой области науки - это

1) гипотеза                2) эксперимент                3) теория                4) факт

37. Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И. Шишкина «Ручей в лесу»?

undefined

1) биосферный                2) органоидно-клеточный                3) биогеоценотический

4) популяционно-видовой

38. Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) биоценоз                2) популяция                3) нейрон

4) многоклеточный организм                5) биосфера

39. Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

undefined        undefined

1) абстрагирования                2) экспериментальным        3) сравнения                4) моделирования

40. Систематика - это наука, изучающая

1) внешнее строение организмов                        2) функции организмов в природе

3) образ жизни организмов                                4) родственные связи организмов

41. Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

undefined

1) молекулярно-генетический                2) органоидно-клеточный

3) организменный                                4) биогеоценотический

42. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

1) глюкометр                2) динамометр        3) спирометр                4) фонендоскоп

43. Каким методом воспользовался И.П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

1) наблюдение        2) описание                3) эксперимент        4) моделирование

44. Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?

1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40

2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20

3) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40

4) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80

45. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?

1) генетика                2) анатомия        3) эволюционное учение        4) экология

46. Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И.М. Сеченов известен тем, что объяснил

1) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза

2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных

3) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения

4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы  - рефлексы

47. Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

1) эксперимента        2) измерения                3) описания                4) сравнения

48. Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется

1) селекционер        2) цитолог                3) анатом                4) эмбриолог

49. На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII 

начала XIX в., известный тем, что создал первую научную

undefined

1) теорию иммунитета                        2) клеточную теорию

3) теорию эволюции живого мира                4) хромосомную теорию

50. Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

undefined

1) молекулярно-генетический                2) органоидно-клеточный

3) биогеоценотический                        4) популяционно-видовой

51. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области

1) молекулярной биологии                        2) агротехники

3) медицины                                        4) эволюционного учения

52. Законы наследования признаков организма установил

1) Ч. Дарвин                2) Г. Мендель        3) И.И. Мечников                4) И.П. Павлов

53. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?

1) генетика                2) экология                3) физиология                4) систематика

54. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

1) экспериментальным                        2) гибридологическим

3) генеалогическим                                4) наблюдения

55. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) биосферный        2) клеточный                3) биогеоценотический        4) популяционно-видовой

56. Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?

1) гигиена                2) физиология        3) психология                4) анатомия

57. Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?

1) И.И. Мечникова        2) Л. Пастера                3) Ч. Дарвина                        4) И.П. Павлова

58. Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

1) эволюционного учения                        2) генной теории

3) клеточной теории                                4) рефлекторной теории

59. Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть

1) хлоропласты растительной клетки        2) ядро растительной клетки

3) форму клетки простейших                4) рибосомы бактерий

60. На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал

undefined

1) клеточную теорию                        2) теорию возникновения человека

3) учение о биосфере                        4) учение о доминанте

61. Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

1) ветеринар                2) зоотехник                3) агроном                4) селекционер

62. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

undefined

1) определить физические свойства воды в аквариуме

2) определить видовой состав обитателей аквариума

3) описать форму аквариума

4) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке

63. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?

1) гигиена                2) медицина                3) анатомия                4) физиология

64. В какой области биологии сделал свои открытия Т. Шванн?

1) цитологии                2) анатомии                 3) психологии        4) генетики

65. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения амёбы обыкновенной?

1) моделирования        2) сравнения                3) наблюдения        4) измерения

66. На рисунке изображён выдающийся российский ученый, лауреат Нобелевской премии в области медицины за 1908 г., известный тем, что создал

1) учение о пристеночном пищеварении

2) учение об условных рефлексах

3) теорию эволюции

4) учение о клеточном иммунитете

67. Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?

1) анатомия                2) физиология        3) гигиена                4) генетика

68. Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 3 на этой схеме?

undefined

1) вода        2) углекислый газ                3) кислород                4) глюкоза

69. В какой области биологии сделал свои открытия Г. Мендель?

1) цитология                2) медицина                3) генетика                4) ботаника

70. На рисунке изображён выдающийся российский ученый, получивший Нобелевскую премию за описание процессов нервной регуляции пищеварения, который известен тем, что создал современную

1) анатомию                2) физиологию                3) генетику                4) цитологию

71. В какой области биологии сделал свои открытия В.И. Вернадский?

1) анатомия                2) ботаника                        3) генетики                4) экология

72. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

1) физиология        2) гистология                        3) цитология                4) эмбриология

73. Н.И. Пирогов известен в науке тем, что

1) впервые применил наркоз в хирургии                2) создал учение об иммунитете

3) доказал невозможность самозарождения        4) создал учение о биосфере

74. Выявить необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях можно с помощью                        

1) эксперимента по фотосинтезу                        2) наблюдения за развитием растения

3) измерения органов растений                        4) сравнения растений разных природных зон

75. В какой области биологии сделал свои открытия И.М. Сеченов?

1) анатомии                2) ботаники                3) физиологии        4) зоологии

76. Чтобы проверить научную гипотезу в физиологии человека, необходимо

1) создать теорию                                2) построить модель

3) провести эксперимент                        4) провести наблюдение

77. На рисунке изображён великий шведский ботаник, врач XVIII в., известный тем, что создал

1) теорию эволюции                                        2) систему живой природы

3) теорию возникновения жизни на Земле        4) клеточную теорию

78. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

1) гистология                2) эмбриология                3) экология                4) цитология

79. Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?

1) эксперимент        2) наблюдение        3) анализ                4) сравнение

80. Какой учёный выделил три формы борьбы за существование?

1) Аристотель        2) К. Линней                3) Ж.Б. Ламарк        4) Ч. Дарвин

81. В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден?

1) цитологии                2) анатомии                3) психологии                4) медицины

82. Наиболее точный метод, с помощью которого можно узнать, как влияют разные условия на рост растений, - это метод

1) наблюдения        2) моделирования                3) описания                4) экспериментальный

83. И.П. Павлов внёс огромный вклад в развитие науки

1) анатомии                2) физиологии        3) генетики                4) экологии

84. В какой области биологии сделал свои открытия К. Линней?

1) цитологии                2) систематики        3) генетики                4) вирусологии

85. На рисунке изображён выдающийся английский врач, анатом, физиолог, эмбриолог первой половины XVII в., известный тем, что

1) создал учение о кровообращении        2) открыл явление фотосинтеза

3) создал учение о естественном отборе        4) открыл законы наследственности

86. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) внешнее описание нового вида организмов

2) сравнение двух микропрепаратов

3) формирование у собаки условного рефлекса на звонок

4) формулирование положения на основе полученных фактов

87. В какой области биологии сделал свои открытия К.А. Тимирязев?

1) цитологии                2) ботаники                3) психологии        4) медицины

88. В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?

1) цитологии                2) ботаники                3) психологии        4) микробиологии

89. В какой области биологии сделал свои открытия Ч. Дарвин?

1) цитологии                                        2) молекулярной биологии

3) генетики                                        4) эволюционного учения

90. Шведский ученый К. Линней создал

1) теорию эволюции                                2) классификацию растений

3) клеточную теорию                        4) теорию возникновения жизни на Земле

Часть В

1. Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2) слежение за миграцией косяка трески

3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5) выработка условного пищевого рефлекса

6) описание внешних признаков бобовых растений

Часть  С

1. ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ

Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.

Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определённую последовательность нуклеотидов, в белки.

Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.

Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.

Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.

В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные.

Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определённая часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьёзным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна.

 

 Используя содержание текста «Гены и хромосомы» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Какие функции выполняет хромосома?

2) Что представляет собой ген?

3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько в неполовых клетках?

2. ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы  из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор это неживая система, а организм живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы  это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

Используя содержание текста «Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Что является главным условием возникновения системы?

2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3) На примере строения цветка докажите, что это система.

3. Исследования учёных

И. Мечников изучал процесс пищеварения у личинок морских звёзд. Он заметил, что внутри животных находились странные клетки. Они всё время перемещались с места на место, выпуская отростки, точно так, как это делает амёба. Мечников взял несколько крошечных кусочков кармина  красной краски и поместил их в прозрачное тело личинки морской звезды. 
С помощью лупы он увидел, как ползающие и переливающиеся клетки со всех сторон устремились к красным кусочкам и начали поедать их. Это зрелище настолько поразило Мечникова, что ещё одна мысль пришла ему в голову: если они так пожирают краску, то эти клетки так же должны пожирать микробы! Несомненно, подумал он, эти блуждающие клетки защищают личинку морской звезды от микробов. Но ведь и у человека есть такие же блуждающие клетки лейкоциты. Именно они, вероятно, являются причиной иммунитета. Так, Мечников пришёл к идее клеточного, или фагоцитарного, иммунитета.

Л. Пастер увлекся крошечным микробом куриной холеры. Он научился выращивать чистые культуры этих микробов, брал каплю ядовитого бульона и наносил на крошку хлеба. Цыплята, склевавшие этот хлеб, через день погибали. Однажды случилось так, что цыплятам была дана старая культура бактерий. Цыплята, конечно, заболели, но наутро Пастер с удивлением увидел, что все они живы. Тогда он приказал служителю принести несколько здоровых цыплят и ввёл им и тем цыплятам, которые выжили раньше, по смертельной дозе культуры. Наутро он увидел, что цыплята, уже получавшие дозу ослабленной культуры, были активны и здоровы, а те, кто получил её впервые, погибли. Так Пастер нашёл способ спасения животных от определённых болезней, вызываемых микробами. Это была вакцина, содержавшая ослабленные возбудители болезни.

Заполните в таблице «Сравнение работ Мечникова и Пастера» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Таблица

Сравнение работ Мечникова и Пастера

Признаки для сравнения

Илья Мечников

Луи Пастер

Какой биологический объект изучал учёный?

Личинки морских звёзд

1

Что стало результатом работы?

2

Вакцины, содержавшей ослабленные возбудители болезни

3

Лупа, кармин

Хлеб, цыплята, ядовитый бульон

Пользуясь текстом «Исследования учёных» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы.

Почему И.И. Мечников решил использовать краситель для своего эксперимента? Какая связь существует между экспериментами Мечникова и Пастера? В чём заключаются различия между результатами исследования Мечникова и Пастера?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание 19-21 КЕГЭ. Проверь себя!

Задание 19-21 КЭГЭ. Проверь себя!...

Готовимся к КЕГЭ. Задание 15 (Отрезки и множества)

Готовимся к КЕГЭ. Задание 15 (Отрезки и множества)...

Готовимся к КЕГЭ. Теория игр. (Задание 19-21)

Готовимся к КЕГЭ. Теория игр. (Задание 19-21)...

Готовимся к КЕГЭ по информатике. Задание 9

Готовимся к КЕГЭ по информатике. Задание 9...

КЕГЭ 2022, задание №6

разбор некоторых задач №6, ЕГЭ 2022 по информатике на языке программирования Pytho...

О подготовке к КЕГЭ по информатике

Статья посвящена описанию опыта и методики подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, даны рекомендации по переходу к подготовке к сдаче экзамена с использованием компьютера....

Комбинаторика. Методы решения задачи № 8 КЕГЭ-2023

Электронный образовательный ресурс "Комбинаторика. Методы решения задачи № 8 КЕГЭ-2023" предназначен для учащихся 11 классов. Представлены решения заданий разными способами: математичес...