Разработка урока: "Введение Биология – наука о жизни"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самагалтайская средняя общеобразовательная школа №2
МР «Тес-Хемский кожуун» РТ
Разработка урока на тему:
«Введение Биология – наука о жизни»
9 класс
Седен Виктория Артышовна
Учитель биологии
Введение Биология – наука о жизни
Задачи: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.
Элементы содержания: биология, биотехнология, микология, бриология, альгология, лихенология, палеоботаника, генетика…
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ЭОР, ЦОР.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся
Вопросы для беседы
Фронтальный опрос.
- Что изучает биология?
- Какие биологические науки вам известны?
- Каких ученых биологов вы знаете?
- Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
- Биология – наука о жизни. Ее название возникло из сочетания двух греческих слов: bios (жизнь) и logos (учение).
Биология изучает строение, проявления жизнедеятельности, среду обитания всех живых организмов: бактерий, грибов, растений, животных, человека. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.
1779 г. – Теодор Руз впервые употребил термин «биология», а в 1802 г. – Ж.Б. Ламарк и немецкий естествоиспытатель. Готфрид Рейнхольд Тревиранус (1776—1837), ввели термин «биология» для обозначения науки о жизни.
«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка» (Ф.Энгельс)
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот» (М.В. Волькенштейн)
Общая биология – наука, биологическая область знания, изучающая основные и общие для всех организмов закономерности жизненных явлений.
Задачи биологии: раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между строением и условиями окружающей среды.
Современная биология - представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных дисциплин со своими объектами исследования.
- Биологические науки.
Многие считают, что биология – это простая наука, суть которой состоит в том, чтобы рассматривать в микроскоп цветки растений или смотреть сквозь лупу на перья птиц или шерсть животных. Это не совсем так, на самом деле биология – наука очень сложная и интересная. В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.
Учитель демонстрирует схему «Комплекс биологических наук» и кратко характеризует каждую науку.
от объекта исследования | сквозные | специальные |
Ботаника - растения Альгология - водоросли Лихенология - лишайники Бриология - мхи Дендрология – древесные Микология – о грибах Зоология Энтомология – о насекомых Ихтиология – о рыбах Орнитология – о птицах Териология - звери Микробиология - бактерии Вирусология - вирусы | Систематика Палеонтология Морфология – изучает особенности внешнего строения живых организмов Анатомия – изучает внутреннее строение живых организмов Физиология – особенности жизнедеятельности живых организмов Биогеография | Цитология Гистология Эмбриология Биохимия Молекулярная биология Генетика Эволюция Экология Этология Гигиена Биотехнология |
- Значение биологических знаний Работа с учебником 1, с. 11
Выписать значение биологических знаний.
Применение биологических знаний в медицине, в растениеводстве, животноводстве, звероводстве, лесном хозяйстве, рыбном хозяйстве, биотехнологии, генной инженерии, в деле охраны окружающей среды, рациональном использовании природы, необходимость общебиологических знаний для формирования представлений о научной картине мира.
- основа медицинских и сельскохозяйственных наук;
- решение продовольственной проблемы;
- разработка предупреждения и лечения болезней человека;
- охрана природы и приумножение ее богатств.
4. Достижения современной биологии
- расшифрован геном человека и других организмов;
- управление рядом генов бактерий и более высокоорганизованных организмов;
- изменение генома с/х растений (генетически модифицированные и трансгенные);
- клонирование животных.
5. Профессии, связанные с биологией.
- Какие современные профессии требуют биологического образования?
Работа с учебником 1, с. 12
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Вопросы
- Почему современную биологию считают комплексной наукой?
- Какая область человеческой деятельности называется биотехнологией?
- Какие современные профессии требуют биологического образования?
Домашнее задание: записи в тетради, § 1, соответствующий материал в учебнике.
Основная задача и история биологии
Основная задача биологии состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы, выявить законы, по которым развивается жизнь, и приблизиться, таким образом, к пониманию жизни как удивительного феномена, возникшего на нашей планете.
История биологии очень древняя. Фактически биология стала первой наукой, к изучению которой наших предков подтолкнула сама природа. Знание биологии на заре человечества было едва ли не основным условием выживания (рис. 2).
Рис. 2. Среда выживания наших предков (Источник)
Людям было необходимо знать, какие растения, животные или грибы опасны или ядовиты, а какие могут быть использованы в пищу; чем лечиться, из чего изготавливать одежду, охотничьи приспособления и другие орудия труда, из чего лучше строить жилье. Эти знания люди запоминали и передавали из поколения в поколение. Позднее люди стали создавать списки полезных растений и животных, давать им названия, изучать их свойства. Благодаря этим знаниям люди научились выращивать растения самостоятельно, культивировать их, так появилось сельское хозяйство (рис. 3), превратившее человека – собирателя и охотника в земледельца, что дало мощный толчок в развитии человеческого общества в том виде, каким мы его знаем сейчас.
Рис. 3. Становление сельского хозяйства (Источник)
Сам термин «биология» возник только в самом конце XVIII века, впервые его употребил немецкий профессор анатомии Теодор Руз. В 1802 году французский натуралист Жан-Батист Ламарк (рис. 4) предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей живые организмы, что было логично.
Рис. 4. Жан-Батист Ламарк (Источник)
В переводе с греческого «биос» означает «жизнь», «логос» – «учение».
Биология использует различные методы исследования (рис. 5), например, очень многие биологические исследования проходят непосредственно на природе – наблюдение, описание, сравнение, измерение, мониторинг. В то же время значительная часть исследований требует лаборатории. В лабораторных условиях биологи ставят эксперименты, осуществляют моделирование. Биологии не чужды и исторические методы исследования, потому что биология изучает живые организмы в развитии, а развитие это может длиться миллионы лет. Анализ, сравнение – все эти мощные методы исследования находят применение в биологии.
Рис. 5. Природный, лабораторный, исторический методы и анализ (Источник)
Благодаря этому биология накопила обширные данные, позволяющие глубже понять проявления жизни и ее закономерности, установить принципы классификации живых существ, особенностей их существования и взаимодействия с окружающей средой. Биология – это фундаментальная наука, ее выводы носят не только очень важный теоретический характер, но и прикладной.
Жизнь сегодня немыслима без биологии. Эта наука лежит в основе многих отраслей, без которых существование современного человека было бы невозможно: сельское хозяйство, медицина, охрана природы (рис. 6).
Рис. 6. Биология в различных отраслях (Источник)
Сегодня перед биологией ставятся фантастические задачи, о которых в начале прошлого века можно было только мечтать. Генная инженерия – молодая наука (рис. 7), позволяющая выводить организмы с нужными человеку свойствами, – тоже ветвь биологии.
Рис. 7. Генная инженерия (Источник)
Современный биолог обязан думать не только о том, чтобы получить что-то новое. Он должен четко понимать, как сохранить то, что уже есть, и не разрушить основу нашего существования. Именно поэтому столько внимания уделяется сегодня вопросам экологии – науки об окружающей среде, которая также является биологической дисциплиной.
Мы с вами будем изучать общую биологию, которая изучает общие для всех организмов закономерности, поэтому важнейшими дисциплинами, с которыми нам предстоит познакомиться, станут биохимия, цитология – наука о клетке, генетика, биология развития, эволюционное учение и экология.
Список литературы
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Что такое биология и какие дисциплины она изучает?
- Какова основная задача биологии?
- Что включает в себя общая биология?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
биология-наука о жизни
Презентация для первого урока по общей биологии для 9 или 10 класса. Содержит материал по уровням организации живой материи....
БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ
Биология – наука о жизни.Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами....
Биология - наука о жизни.
Задачи урока:показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний....
Методическая разработка урока по теме "Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии"
Урок знакомит обучающихся 9 класса с целями и задачами предмета "Общая биология", прослеживает взаимосвязь биологии с другими науками. Дает представление о практическом применение достижений современн...
Биология 10 класс ТЕМА 1. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.
Урок биологии 10 класс Тема: Биология – наука о жизни. Биологические науки. Опорный конспект. Таблицы. Тесты разного уровня...
Разработка урока "Биология наука о жизни" 9 класс
Разработка урока по теме "Биология наука о жизни"...
БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.
Науки, которые изучают живые организмы и системы. Материал входит в серию материалов подготовки к вступительным экзаменам и олимпиадам....