Методическая разработка. Лабораторная работа «Типы биоценотических связей».
методическая разработка по биологии (10 класс)
Цель данной методической разработки - создание условий для закрепления знаний по типам биогеоценотических связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа «Типы биоценотических связей».
Цель: Создание условий для закрепления знаний по типам биогеоценотических связей.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение и закрепление типов биогеоценотических связей;
- развитие интеллектуальных умений: сравнивать объекты живой природы, делать умозаключения, осознанно и произвольно строить ответы в письменной форме.
Метапредметные:
- овладение компонентами исследовательской деятельности на основе выполнения данной лабораторной работы;
- развитие УУД: совершенствование навыков наблюдения и сравнения, описание объектов природы, анализ и обобщение полученной информации, самостоятельное формулирование выводов;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своей работе;
- развитие коммуникативных навыков, учет позиции партнеров по деятельности;
- умение работать по инструкции, планировать время работы.
Предметные:
- выделение типов биогеоценотических связей;
- умение соотносить понятие с его определением;
- сравнение биологических объектов и выявление типа биотической связи между ними;
- объяснение значения разнообразия биотических связей в природе.
Методические рекомендации:
Данная лабораторная работа проводится в классе по инструктивным карточкам.
Учащиеся могут работать в парах или индивидуально.
Для работы используется наглядный материал живых объектов в виде гербариев, муляжей, моделей, микропрепаратов, рисунков и фотографий.
В предварительной беседе повторяем типы биотических связей с помощью различных фотографий, иллюстрирующих их разнообразие.
При подготовке работы использовалась следующая литература:
учебник «Общая биология 10 класс», авт. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина.
Инструктивная карточка к лабораторной работе «Типы биоценотических связей».
Цель: закрепление знаний по типам биоценотических связей. Умение определять тип связи между объектами живой природы.
Оборудование: используется наглядный материал живых объектов в виде гербариев, муляжей, моделей, микропрепаратов, рисунков и фотографий.
Методы: наблюдение, сравнение, анализ информации.
Ход работы:
1. Внимательно изучить таблицу «Типы биотических связей».
2. В таблице №1«Типы биотических связей» на основе имеющихся знаний соотнести тип связи с определением (справа) с помощью стрелок.
3. В первой графе обозначить каждый тип связи условными знаками (слева).
Условные знаки: «+» польза; «-« вред; «о» безразличное влияние.
Таблица №1 «Типы биоценотических связей».
Обозначения | Тип связи | Стрелки для соотношения | Определения |
Симбиоз (гр.symbiosis- совместная жизнь) Мутуализм (лат.mutuus- взаимный) Комменсализм (лат.com-вместе; mensa-стол, трапеза) Хищничество Паразитизм Конкуренция | Связь, при которой один вид оказывает + воздействие на другой, но сам какой-либо пользы или вреда не имеет. Связь, при которой один вид поедает другой (относится и к растительноядным организмам). Тесное полезное сожительство определённых видов. Взаимоотношения между видами со сходными потребнос- тями в средствах существования(пр:пища) Любые взаимополезные обязательные и случай- ные связи между организмами. Взаимоотношения, когда один организм питается питательными вещества- ми другого организма (хозяина), причём пос- ледний не погибает, но чувствует себя угнетённо. |
4. Обсудить правильность заполнения таблицы в парах и предложить самим учащимся оценить работу (правила оценивания: без ошибок- «5»; 1 ошибка- «4»; 2 ошибки-«3»; 3 ошибки- «2»).
5. Учащиеся работают в парах. Используя свои знания, таблицу №1 «Типы биотических связей» и параграф учебника, заполняют таблицу №2 по плану:
- Рассмотреть материал (объекты) на парте.
- Установить тип связи между организмами.
- Заполнить таблицу №2.
- Сделать вывод о значимости данного типа связи в природе.
Таблица№2 «Типы биоценотических связей».
Названия организмов | Тип связи | Значение для 1 организма | Значение для 2 организма |
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.
Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-121418-1352126531.jpg)
Методическая разработка лабораторной работы"Определение кооэффициента жесткости пружины" с применением цифровой лаборатории "Архимед"
Методическая разработка лабораторной работы для 10 класса по определению жесткости пружины с применением цифровой лаборатории"Архимед" косвенными методами....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-232632-1364828098.jpg)
Методическая разработка лабораторной работы по физике «Определение периода дифракционной решетки»
Лабораторная работа «Определение периода дифракционной решетки» разработана для учащихся 11 класса изучающих физику по программе Г.Я.Мякишева для базового уровня. В работе используется оборудова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/29/picture-469416-1435559551.jpg)
Методическая разработка лабораторной работы по биологии "Внешнее строение листа"
Данная лабораторная работа разработана в соответствии с требовыаниями ФГОС. Выполнение данной работы позволит ученикам провести мини-исследование на уроке, открыть для себя новые знания и продолжить р...
Методическая разработка.Лабораторная работа 6 класс «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»
Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»,проводится в 6 классе ,при изучении ботаники и является первой лабораторной работой, которую выполняют у...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-318367-1398020132.jpg)
Методическая разработка "Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»"
Данная разработка может быть использована для проведения лабораторных работ по физике в 7 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-268325-1371660014.jpg)
Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс).
Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс)....