Проблема формирования навыков самоанализа и самоконтроля на уроках биологии.
консультация по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Марышева Екатерина Александровна

Проблема формирования навыков самоанализа и самоконтроля на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marysheva_e_a.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования навыков самоанализа и самоконтроля на уроках биологии.

Марышева Екатерина Александровна

Учитель 1й квалификационной категории

МАОУ СОШ № 22

              Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами.

В государственном образовательном стандарте среднего образования зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:

        познавательную деятельность;

        информационно-коммуникативную деятельность;

        рефлексивную деятельность.

Уровень сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности – это один из главных показателей результативности работы школьников

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его “хозяином” своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.

 Целью  педагогической деятельности является воспитание ученика рассуждающего, сомневающегося, радующегося, способного добыть знания самостоятельно и легко адаптироваться в любых меняющихся социально-экономических условиях. Именно учителю, на уроке нужно создать эти внешние условия для того, чтобы они "разбудили" внутренние обстоятельства, способные к самопознанию, самореализации, самоанализу.

Самоанализ - стремление понять себя, свои возможности и особенности, свои поступки и поведение.

Самоконтроль - это способность управлять своим поведением. Формирование способности к самоконтролю требует постоянного волевого начала в поведении человека.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап.  Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

 Для этого учитель должен:

•        показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.

•         познакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

•          сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

•        выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап.   Ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап.    Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности  со стороны учителя.

 В результате этой работы:

– во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её,  тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;

– во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.

Приведем некоторые аспекты субъективно-субъектного сотрудничества, необходимые для формирования учебно-организационных умений  и самоконтроля учащихся.

I.        Организация рабочего места.

Чтобы ученик мог правильно организовать свое рабочее место, прежде всего сам учитель должен соблюдать общие правила гигиены труда, а в данном конкретном случае показывать пример порядка на рабочем месте, его качественное освещение и оснащение.

Например, на уроках биологии предусматривается наличие определенного инструментария для выполнения тех или иных схем, таблиц, рисунков; использование специального оборудования (лупы, микроскопы, препаравальные иглы, стекла, микропрепараты и т.п.).

II.        Планирование текущей работы.

Учитель должен своей деятельностью на уроке быть наглядным примером для учащихся: как рационально организовать время; должен уметь разумно чередовать труд и отдых; устные и письменные задания.

Работа с учителем в классе должна быть образцом составления конкретного плана, ближайшей и долгосрочной самостоятельной работы

Взаимодействия на уроке.

Прежде всего, надо обратить внимание на состояние реальных учебных возможностей учеников. Каков уровень основных учебных умений? Как построить бюджет времени? В какой мере используется деловое общение учеников - взаимоконтроль, взаимопомощь и т.д.?

Учебный материал осваивается в процессе решения разных дидактических задач. При этом используется множество приёмов обучения.

Опыт использования развития навыков самоконтроля учащихся на уроке биологии.

Работа со школьным учебником:

1. Составление плана параграфа.

На начальных этапах обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно каждым учеником.

2. Работа с понятиями.

Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знания биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Для этого я использую следующие приёмы:

- вместе с учащимися перевожу термины, ищу общие корни в словах, это помогает сделать запоминание осмысленным; например, homos – равный, одинаковый, общий, обозначает равенство, единство, например: гомогаметный, гомология; при каждой новой встрече со знакомыми корнями вспоминаются ранее изученные термины, проводятся анологии;

- закрытые задания, из предложенного перечня выбери правильные ответы; например:

Выберите признаки, обеспечившие распространение членистоногих на суше.

а) хитиновые покровы;

б) паразитизм;

в) высокая плодовитость;

г) многофункциональные конечности;

д) незамкнутая кровеносная система;

е) развитые органы чувств;

ж) жаберное дыхание.

Работая с тестами можно превратить их из инструментов контроля, в инструмент обучения. Поэтому по словам Г.И. Лернера тесты становятся и средством организации усвоения материала и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим их развитие "воспроизводимого цикла обучения с заранее программируемым результатом". При изучении нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего выбора. При закреплении материала учащиеся предварительно работают с текстом учебника, затем предлагается тестовое задание с последующей дискуссией пор теме. При обсуждении вопросов учитель просит от ученика построить изложение материала в необходимой логике и с употреблением всех терминов и понятий, вошедшие в тестовые задания.

В старших классах использую такие формы работы как лекции, семинарские занятия, зачеты. Изучение каждой темы начинаю с лекции, в которой излагаю школьникам основное программное содержание, затем провожу несколько уроков семинаров и завершаю тему зачетными уроками в устной или письменной форме. Учащиеся достаточно хорошо усваивают основные вопросы программы и могут самостоятельно приобретать новые знания.

Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

В заключении. Если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности

Список литературы:

Акимов С.С., Ахмалишева А.Х., Хренов А.В., Биология в таблицах и схемах, М., 1996.

Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В., Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., 1987.

Баранников А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления, Стандарты и мониторинг, 1999, №4.

Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7

Васильева Е.В. Ещё один раз об опорных конспектах, Биология в школе, 1989, №3

Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология, Красноярск, 1998.

Зайцев В.Н., Кольцо ускорения. Йошкар-Ола, ИУУ, 1992.

Короткова Л.С., Красновидова С.С., Дидактический материал по общей биологии, М., 1990.

Кучменко В.С. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, М., 2001.

Лернер Г.И.,Тесты, задания, контрольные работы по биологии для средней школы.,М.,1998.

Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение, Биология в школе, 2002, №4 Розенштейн А.М., Самостоятельные работы учащихся по биологии, М, 1998.

Луцкая Л.А., Никишов А.И., Самостоятельная работа учащихся по зоологии, М., 1987.

Салахова Ф.Н., Курамшин И.Я., Регионализация курса биологии в школах РТ, Казань, 1999.

Соколова В.В. Блочно – модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7

Приложение.

- задания на соответствия, суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием; например:

1. Соотнесите компоненты внутренней среды организма с их функциями:

Компоненты внутренней среды        Функции компонентов внутренней среды

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Плазма

Лимфа

Тканевая жидкость        а) свертывание крови

б) образование антител

в) фагоцитоз

г) транспорт кислорода

д) поддерживание постоянства состава

е) транспорт углекислого газа

ж) образование лимфоцитов, защитная

з) связь между клетками, транспорт растворенных веществ

Ответ: 1 – г,д,е; 2 – б,в; 3 – а; 4 – д; 5 – б, ж; 6 – з.

2. Соотнесите описание ткани с её названием.

Название ткани        Описание ткани

Гладкая мышечная ____

Поперечно-полосатая

мышечная ____

Нервная ____

Хрящевая соединительная ___

Железистый эпителий ____

Многослойный эпителий ____

Мерцательный эпителий ____

Костная ____

Рыхлая соединительная ____

Жидкая соединительная ____        а) Несколько слоев часто сменяющихся клеток. Межклеточное вещество не развито.

б) Клетки с отростками, межклеточное вещество состоит из минеральных солей и белка.

в) Образована клетками с ресничками.

г) Клетки секретируют жидкости разного состава.

д) Межклеточное вещество развито, клетки содержат запасы жира.

е) Содержит клетки крови.

ж) Хорошо проводит электрические сигналы.

з) Одноядерные удлиненные клетки.

и) Развито межклеточное, упругое вещество с эластичными волокнами.

к) Многоядерные длинные клетки.

Ответ: 1 – з, 2 – к, 3 – ж, 4 – и, 5 – г, 6 – а, 7 – в, 8 – б, 9 – д, 10 – е.

- задание на установление правильной последовательности, целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п., например: В каком случае правильно названы звенья рефлекторной дуги дыхательного рефлекса?

а) рецепторы легочных пузырьков – средний мозг – дыхательные мышцы;

б) рецепторы аорты – продолговатый мозг – межрёберные мышцы;

в) рецепторы внутренних органов – промежуточный мозг - дыхательные мышцы.

- задания в котором ответ конструирует сам ученик, ответы в таких заданиях должны содержать 1–2 слова, числа, формулы и т.п.; например: Закончите следующие фразы:

а) Наука, изучающая строение и функции клеток называется _________________.

б) Мельчайшая структура клетки, выполняющая определенную функцию называется _______________.

в) Ткань - это _____________клеток, обладающих ______________ строением, _______________ и _________________.

г) Органоиды, отвечающие за синтез белка и состоящие из ___________и РНК, называется _____________.

д) Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении 1 г. _________.

е) Функцию хранения и передачи наследственной информации выполняют ____________ и _____________.

ж) Процессы биосинтеза идут с ______________ энергии.

з) Процессы расщепления идут с ______________ энергии.

и) У мышечной и нервной ткани есть общее свойство _______________________.

к) Содержание в крови солей, температура тела – являются показателем __________________ химического ____________ ________________.

Ответ: а) цитологией, б) органоидом, в) группа, строением, функциями и происхождением, г) белка, рибосомами, д) жира, е) ДНК, РНК, ж) поглощением, з) выделением, и) возбудимость, к) постоянство, состава организма.

- задания с исключением лишнего понятия, учащимся предлагается из 4–5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню:

Веретеница, уж, варан, кобра.

Глотание, кашель, дыхание, пение.

- задания на выявление общих закономерностей, учащимся предлагаются 2–3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.

1. Аксон – дендрит. (Отростки нейрона).

2. Митохондрии – рибосомы. (Органоиды клетки).

3. Кровь – кость. (Кровяные клетки формируются в костном мозге).

- терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его; например:

Органоид – это ....................

Клетка – это .........................

Ткань – это ...........................

Орган – это ...........................

Система органов – это .........

- с целью запоминания определений понятий и правильность их написания использую кроссворды и чайнворды.

3. Составление логических схем.

Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого объекта. Ученикам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника закончить схему, подписав под каждым столбцом примеры растений с данными типами плодов.

В начале обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно в группах или каждым в отдельности. Что позволяет осмысленно усваивать учебный материал

4. Работа по составлению и заполнению таблиц.

Тема: "Ткани растений".

Названия тканей        Строение тканей        Функция тканей        Где находится

Покровная                          

Образовательная                          

Фотосинтезирующая                          

Механическая                          

Проводящая                          

Запасающая                          

Эта работа позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учеников, т.е. её можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи при объяснении материала (учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя).

5. Составление конспектов.  

Слабые учащиеся могут использовать план характеристики семейства:

а) видовой состав;

б) жизненные формы, продолжительность жизни;

в) строение цветка;

г) плод, его строение, название;

д) соцветие.

Обязательно учитывается полнота использования материала, логика изложения, грамотность и самостоятельность.

6. Работа с дополнительной литературой.

Используется при подготовке учащимися докладов, рефератов. Например: Доклад по теме ученые биологи.

Примерное содержание памятки для учащихся:

"Как подготовить самостоятельно ответы на вопросы семинара":

- внимательно прочитайте вопрос или задание;

- попытаться ответить на него, не заглядывая в учебник, используя имеющие знания;

- прочитать страницы учебника, указанные в рекомендациях к семинару, найти в них ответ на поставленный вопрос, осмыслить прочитанное и, если не все понятно, обратиться за консультацией к учителю;

- прочитать соответствующий материал в рекомендованной литературе;

- продумать устно полное содержание ответа на вопрос;

- зафиксируйте письменно результат самостоятельной подготовки, записав план выступления или его тезисы, конспект ответа;

- продумать содержание выступления; оно должно быть кратким, логичным, доказательным, если возможно, связанным с личным опытом; желательно, чтобы оно сопровождалось иллюстрациями.

Применение инструктивных карточек.

На уроках использую инструктивные карточки, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.

Инструктивная карточка.

Цель работы: выяснить особенности строения скелета птицы, связанные с полетом.

Ход работы:

1.        Рассмотрите скелет птицы. Найдите на нем череп, определите его форму, рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы.

2.        Рассмотрите позвоночник, найдите его основные отделы: шейный, грудной, пояснично-крестцовый и хвостовой.

3.        Рассмотрите шейный отдел, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни птицы.

4.        Найдите грудной отдел позвоночника, состоящий из неподвижно соединенных между собой позвонков, грудину с высоким гребнем (килем) и ребра, рассмотрите их.

5.        Используя рисунок учебника, найдите на скелете птицы кости, составляющие пояс передних конечностей (плотные вороньи кости, саблевидные лопатки и сросшиеся в вилочку ключицы).

6.        Рассмотрите рисунок учебника кости передних конечностей, найдите эти кости (плечо, предплечье, кисть) на скелете птицы. Обратите внимание на кисть, образованную сросшимися костями.

7.        Рассмотрите пояс задних конечностей – таз, обратите внимание на прочность соединение таза с позвоночником.

8.        Рассмотрите кости задних конечностей (бедро, голень, кости стопы). Найдите эти кости на скелете птицы. Обратите внимание на цевку – длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев на задней конечности.

9.        Отметьте черты приспособленности скелета птицы к полету и запишите их в тетрадь.

Использую элементы модульной технологии, что позволяет учащимся самостоятельно достигать цели учебно-познавательной деятельности. Для этого я подбираю фактический материал, формы и способы учебной деятельности, разбиваю учебный материал на отдельные логически завершенные учебные элементы и определяю цели каждого из них.

Модульные технологии реализуют принцип дифференциации, что дает возможность усваивать не только обязательный минимум, но и более высокий уровень обучения. Например:

Тема: "Приспособленность рыб к жизни в воде".

Учебный элемент.

Время        Учебный материал с указанием заданий         Рекомендации по выполнению заданий

Актуализация знаний

7–10 минут         Цель: подготовка к восприятию основного материала.

Обсудите в группе и подготовьте устные ответы на следующие вопросы. Что изучает биология? Как называется биологическая дисциплина, изучающая рыб? Где ещё, кроме школьного курса биологии, упоминаются (встречаются) рыбы? Назовите литературные произведения и их авторов, персонажи которых – рыбы. Приведите примеры пословиц, поговорок в которых упоминаются рыбы. В чем смысл этих пословиц? Какую из них можно предложить эпиграфом к нашему уроку? Почему?

Обсудите эти вопросы в классе.        

Работайте в группе, а затем - с классом.

Формирования навыков самоанализа и самоконтроля на уроках биологии.

  1. Терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его; например:

Органоид – это ....................

Клетка – это .........................

Ткань – это ...........................

Орган – это ...........................

Система органов – это .........

  1. Задания с алгоритмом ответа (с пропуском в тексте ряда слов)

«Часть корня, которая предохраняет его верхушку, называется ___________.      Он защищает молодые клетки корня, которые образуют зону_____________.
Поглощение воды и минеральных веществ осуществляют особые клетки корня, называемые _____________.Растворы минеральных солей поступают
из зоны_____________ в зону _____________, а оттуда в сосуды стебля».

3.Установите соответствие между правой и левой частями.

Название ткани

Описание ткани

Гладкая мышечная ____

Поперечно-полосатая

мышечная ____

Нервная ____

Хрящевая соединительная ___

Железистый эпителий ____

Многослойный эпителий ____

Мерцательный эпителий ____

Костная ____

Рыхлая соединительная ____

Жидкая соединительная ____

а) Несколько слоев часто сменяющихся клеток. Межклеточное вещество не развито.

б) Клетки с отростками, межклеточное вещество состоит из минеральных солей и белка.

в) Образована клетками с ресничками.

г) Клетки секретируют жидкости разного состава.

д) Межклеточное вещество развито, клетки содержат запасы жира.

е) Содержит клетки крови.

ж) Хорошо проводит электрические сигналы.

з) Одноядерные удлиненные клетки.

и) Развито межклеточное, упругое вещество с эластичными волокнами.

к) Многоядерные длинные клетки.

4 . Задания на установление последовательности процессов и явлений в живой природе 
 Установите правильную последовательность систематических категорий классификации растений.

А) вид Б) класс
В) род Г) отдел 
Д) царство Е) семейство

Ответ __________________________________

5. Задания с исключением лишнего понятия
1. Из предложенных понятий исключите лишнее.
А) пестик, тычинка, лепесток, чашечка, рыльце
Б) кукушкин лен, сфагнум, папоротник, сосна, плаун
В) Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Лилейные, Сложноцветные.

2. В зашифрованных понятиях найдите то, которое не принадлежит клетке.
 
А) ыроп Б) лочбоако 
В) жлекметкини Г) дяро
Д) дяршыок
6.  Составление логических схем
.

img1

Формирования навыков самоанализа и самоконтроля на уроках биологии.

Интересно было узнать о :

 

Пожелания педагогу:

Формирования навыков самоанализа и самоконтроля на уроках биологии.

Интересно было узнать о :

 

Пожелания педагогу:

Формирования навыков самоанализа и самоконтроля на уроках биологии.

Интересно было узнать о :

 

Пожелания педагогу:



"Как подготовить самостоятельно ответы на вопросы семинара":

- внимательно прочитайте вопрос или задание;

- попытаться ответить на него, не заглядывая в учебник, используя имеющие знания;

- прочитать страницы учебника, указанные в рекомендациях к семинару, найти в них ответ на поставленный вопрос, осмыслить прочитанное и, если не все понятно, обратиться за консультацией к учителю;

- прочитать соответствующий материал в рекомендованной литературе;

- продумать устно полное содержание ответа на вопрос;

- зафиксируйте письменно результат самостоятельной подготовки, записав план выступления или его тезисы, конспект ответа;

- продумать содержание выступления; оно должно быть кратким, логичным, доказательным, если возможно, связанным с личным опытом; желательно, чтобы оно сопровождалось иллюстрациями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....

формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

Человек наделен уникальной способностью - управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека фо...

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля.

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля....

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Научная статья в журнале МАНПО "Педагогическое образование и наука" На настоящем этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, важным остается вопрос, ...

ШМО: "Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля"

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии и химии

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии и химииЦЕЛЬ:Привлечь внимание школьников, к проблеме курения, алкоголизма, наркомании и повысить стремление учащихся к психическому...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....