Технология развития критического мышления на уроках биологии
учебно-методический материал
В настоящее время с новым практическим подходом в образовании, очень важно научить детей самостоятельно добывать знания, уметь находить решения в нестандартных ситуациях, уметь размышлять, структурировать информацию, выделять главное. Часто мы говорим о том, что учебники не соответствуют тому содержанию, которое научит наших детей мыслить нестандартно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trkm.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления на уроках биологии.
Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ СОШ № 6
Вызываю вас на ….. мысль!
В настоящее время с новым практическим подходом в образовании, очень важно научить детей самостоятельно добывать знания, уметь находить решения в нестандартных ситуациях, уметь размышлять, структурировать информацию, выделять главное. Часто мы говорим о том, что учебники не соответствуют тому содержанию, которое научит наших детей мыслить нестандартно. Не зря самой популярной фразой сейчас является то, что учебник, программа это всего лишь инструмент в руках педагога, и то как мы им воспользуемся напрямую отразиться на качестве подготовки наших учащихся. Можно конечно работать «по-старому», традиционно рассказывая детям параграф, читая лекцию и т.д. Но гораздо важнее научить их самих добывать знания посредством чтения и письма.
Поэтому время диктует нам свои правила и мы вынуждены постоянно находиться в творческом поиске, находя пути повышения качества образования, причем как можно выгоднее с экономической точки зрения. И вот таким инструментом по моему мнению и является ТРКМЧП. Вначале меня подкупила простота некоторых приемов, внешняя схожесть с известными в нашей стране подходами.
Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.
Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Практикующие учителя знают, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Это современная "надпредметная" универсальная технология.
Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление) и различные стратегии.
Итак, критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные характеристики критического мышления: умение использовать различные техники решения проблемных ситуаций; умение анализировать информацию на разных уровнях; владение техниками формулировки вопросов и другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов технология развития критического мышления на уроках биологии
разработка урока с применением технология развития критического мышления. Комбинируя приемы технологии развития критического мышления учитель может планировать уроки в соответствии с...
Технология развития критического мышления на уроках биологии. Составление схемы "Синквейн".
Материал содержит составленный синквейн по теме "Размножение" и рекомендации по его составлению.Схема составления синквейна.1.Тема, ключевое слово2.Описание понятия (2 прилагательных)3.Действие ...
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии
Приемы повышения интереса учащихся к обучению показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников, их общенаучны...
Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках биологии
В работе описаны цели и задачи данной технологии, стадии,приемы применяемые мною на уроках биологии в 5-9 классах. Вызов – стимулирование интереса...
«Технология развития критического мышления на уроках биологии и химии»
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать ...
Технологическая карта урока по теме «Водоросли» - 6 класс (технология развития критического мышления на уроках биологии)
Технологическая карта урока по теме «Водоросли» - 6 класс (технология развития критического мышления на уроках биологии)Тип урока: урок изучения нового материала.Цельурока: изучение особенностей строе...
Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".
Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...