Урок биологии 5 класс по теме "Питательные вещества и витамины" в ГКОУ школе №8 г. Лабинска
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Цель урока: зознакомить учащихся с понятиями «питательные вещества» и «витамины», а так же рассмотреть содержание их в продуктах питания и влияние на организм человека.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у учащихся понятие о питательных веществах и витаминах;
- опытным путем доказать содержание некоторых питательных веществ в продуктах питания;
- раскрыть роль витаминов для организма человека и содержание их в продуктах питания;
- формировать понятие о здоровой пище.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательные способности, логическое мышление, память и внимание;
- развивать устную связную речь у учащихся.
Воспитательные:
- прививать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать у учащихся осознанное отношение к необходимости заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по биологии для учащихся 5 класса по теме "Питательные вещества и витамины" | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок природоведения в 5 классе.
Тема урока: «Питательные вещества и витамины».
Подготовила и провела Долгова Татьяна Семеновна - учитель биологии ГКОУ школы №8 г. Лабинска
Цель урока: зознакомить учащихся с понятиями «питательные вещества» и «витамины», а так же рассмотреть содержание их в продуктах питания и влияние на организм человека.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у учащихся понятие о питательных веществах и витаминах;
- опытным путем доказать содержание некоторых питательных веществ в продуктах питания;
- раскрыть роль витаминов для организма человека и содержание их в продуктах питания;
- формировать понятие о здоровой пище.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательные способности, логическое мышление, память и внимание;
- развивать устную связную речь у учащихся.
Воспитательные:
- прививать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать у учащихся осознанное отношение к необходимости заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Тип урока: комбинированный .
Оборудование: проектор, презентация по теме урока, учебники, муляжи овощей и фруктов, раздаточный материал, необходимое оборудование для проведения опытов.
Ход урока.
- Организационный момент
Учитель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок мне хочется начать с пожелания всем здоровья! Здоровье – это богатство, которое надо беречь и приумножать.
- Повторение и актуализация знаний.
Учитель: -На прошлом уроке мы с вами начали изучать одну очень важную систему, отвечающую за здоровье человека. Кто ответит, что это за система?
(Ответ: Пищеварительная система)
Учитель: -Послушайте пожалуйста несколько поговорок:
Каковы еда и питьё, таково и житьё.
Не поешь толком — будешь волком.
Здоровье близко: ищи его в миске.
Учитель: -Подумайте, о чем идет речь в поговорках? (Ответ: О еде, пище)
Учитель: -Любое наше действие: движение руки, ноги, моргание, чтение книги – требует затрат энергии. Откуда же организм берет энергию, что служит для него «топливом»?
(Ответ: «Топливом» для нашего организма является пища, которую мы едим. Она является источником энергии и строительного материала нашего организма.)
Учитель: -Ребята, давайте вспомним, что называется питательными веществами, а что называется пищей.
Работа учащихся у доски.
Задание для 2х учеников: Выбрать из предложенных слов на доске слова, относящиеся к понятию «пища» и слова, относящиеся к понятию «питательные вещества» (Слова: масло, молоко, фрукты, белки, витамины, грибы, вода, сыр, углеводы, сметана, жиры, минеральные вещества)
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися по карточкам.
Задание: Распределить, какие продукты питания относятся к животному происхождению, а какие к растительному происхождению: мясо, растительное масло, сахар, сыр, хлеб, яйца, молоко, картофель, масло сливочное, яблоко, земляника.
Вопрос учащимся.
Учитель: -Чем отличаются питательные вещества от пищи?
(Ответ: Пища – это продукты, которые мы едим: хлеб, молоко, фрукты. А питательные вещества – это вещества, которые входят в состав этих продуктов и жизненно необходимы организму.)
Учитель: -Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями, были внимательны на прошлом уроке.
3.Сообщение темы и целей урока.
Учитель: - Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с «питательными веществами» и основными «витаминами», а так же рассмотрим содержание их в продуктах питания и влияние на организм человека. Мы проведем увлекательные опыты и докажем наличие питательных веществ в продуктах питания. Знания, полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни, вы сможете легко подбирать себе сбалансированный рацион питания, в зависимости от времени года и содержания в продуктах витаминов и питательных веществ, а это залог здоровья, хорошей физической формы, хорошего настроения и трудоспособности.
4.Изучение нового материала.
Учитель: - Прежде чем продолжить изучение такой интересной темы, посмотрите на схему, которую составили учащиеся и скажите какое слово выделено не так, как другие? (Ответ: Витамины).
- Работа в тетради.
Откройте свои тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока «Питательные вещества и витамины».
Рассказ учителя.
Учитель: -По пути в школу я стала свидетелем спора двух учениц. Одна из них хвалилась, сколько вкусных кондитерских изделий она съедает каждый день, вторая убеждала её, что главное не, сколько съедаешь пищи, а какие продукты ты употребляешь. Давайте в течение урока подумаем и в конце разрешим этот спор двух подружек….
Учитель: - Сегодня к уроку у некоторых из вас было дано творческое задание: подготовить небольшое сообщение о питательных веществах и о продуктах, где их можно встретить больше всего. Я попрошу учащихся рассказать и показать на примере (муляжах, продуктах) в каких продуктах питания больше всего содержится жиров, белков, углеводов. После каждого сообщения я буду приглашать в нашу «Лабораторию» учащихся – помощников, которые опытным путем докажут нахождение питательных веществ о которых рассказывали в продуктах питания.
- Сообщения учащихся с демонстрацией опытов.
1 ученик: Углеводы являются основным источником энергии нашего организма. Больше всего их содержится в пище растительного происхождения: различные крупы, мука, крахмал, сахар, мед.
Опыт №1:
Насыплем в марлю пшеничной муки, свернем мешочек и промоем его в сосуде с водой. Капнуть в сосуд с водой йод. Содержимое сосуда приобретет синюю окраску.
Вывод: вещество которое мы обнаружили с помощью йода – крахмал (углевод).
2 ученик: Белки– основной строительный материал всего живого и нашего тела. Особенно им богаты мясо, рыба, молочные продукты, а так же фасоль, горох.
Опыт №2:
Промыть марлю с мукой из первого опыта и развернуть. На марле осталась вязкая, клейкая масса. Это клейковина, или растительный белок.
Вывод: Белки входят в состав растений.
3 ученик: Жиры так же необходимы организму, это еще один источник энергии и строительного материала. Особенно много их содержится в растительном и сливочном масле.
Опыт №3:
Сложить пополам лист белой бумаги и положить внутрь семена подсолнуха. Усилием руки раздавить семена внутри листа и посмотреть, что на бумаге остались жирные пятна.
Вывод: В составе семян есть жир, созданный растением.
4 ученик: Вода участвует во всех процессах, которые происходят в нашем организме. В сутки человек потребляет 2,5 литров воды с питьем и едой. Водой богаты фрукты, овощи, молоко.
5 ученик: Минеральные соли поступают в организм с пищей и водой. Все натуральные продукты содержат минеральные соли. Они входят в состав желудочного сока, крови, костей, зубов.
-Молодцы ребята, хорошо подготовились, и каждый из вас получает за урок хорошую оценку.
Физминутка. (Проводит ученик)
Овощи и фрукты (наклониться вниз, достать до пола руками (огород) выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))
Вкусные продукты (погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
В огороде (наклоны вниз, достать руками до пола, собираем)
И в саду (выпрямиться, потянуться руки вверх, собираем урожай в саду)
Для еды я их найду (погладить правой рукой по животику, затем левой)
Учитель: Послушайте небольшое четверостишие и отгадайте, о чем пойдет речь во второй половине нашего урока:
Если хочешь быть здоровым,
Жить с улыбкой на лице –
Будь тогда всегда готовым
Есть витамины А, Бэ, Цэ!
-Правильно, речь пойдет о витаминах. Они относятся к незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами. В организме витамины не служат ни «стройматериалом», ни «топливом», но без них нормальная жизнедеятельность организма невозможна.
- Словарная работа:
Учитель: -В своих тетрадках запишите:
Витамины - незаменимые вещества пищи, азбука здоровья(А, В, С, Д).
В настоящее время известно около 80 витаминов, они делятся на группы обозначаются латинскими буквами А, В, С, D, Е. Витамины организму нужны в очень маленьких дозах. Большинство витаминов в организме образовываться не может, поэтому человек их должен получать с пищей. Нехватка какого, либо витамина может привести к серьезным заболеваниям и даже смерти.
Авитаминоз – нехватка витамина в организме.
Гипервитаминоз – избыток витамина в организме.
- Рассказ учителя с применением ИКТ (презентация).
-А как же все начиналось?
История открытия витаминов.
Середину 18 века можно назвать началом истории витаминов. Эпоха Великих географических открытий. В открытом океане, людей, долгое время проводящих в открытом море, подстерегала страшная болезнь. Цинга. За двести лет она унесла больше жизней, чем все морские сражения того периода. В 1747 году врач Джеймс Линд, долгое время проведший в плавании, обнаружил зависимость между употреблением матросами кислых продуктов и вероятностью развития у них цинги.Благодаря исследованиям Джеймса Кука, уже в конце XVIII лаймы и лимоны (или сок из них) стали обязательной частью рациона английских моряков.
Витамины были открыты в 1881 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Луниным. Он взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные вещества, позже названные витаминами.
А сейчас внимание, давайте разберем 4 основных витамина и его действие на организм.
- Практическая работа.
У вас на столах лежат таблички, которые вы должны будете заполнить, прослушав информацию о соответствующем витамине:
Витамин. | Основные продукты, содержащие витамин. | Недостаток витамина. |
-Витамин С или аскорбиновая кислота. 1Помогает работе нервной системе, укрепляет стенки сосудов кровеносной системы, помогает организму сопротивлятьсяразличным заболеваниям.
-При недостатке развивается заболевание – цинга, которая сопровождается общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов.
Следует отметить, что витамин С разрушается при длительной варке и при длительном хранении овощей.
Витамин С содержится в плодах шиповника, капусте, цитрусовых, петрушке, щавеле.
Во время В. О. войны труженики тыла обеспечивали наших солдат этим
необходимым витамином. Они собирали хвойные лапки отваривали их, закупоривали в бутылки и отправляли на фронт.
-Витамин В1. Важен для правильной работы нервной системы, печени, сердца. При недостатке развивается болезнь бери-бери - параличи и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника.
Витамин В1 содержится в печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях.
-У многих из нас хоть иногда возникали трещины или "заеды" в уголках рта, - это как раз и является причиной недостатка витамина В2. При недостатке – катаракта(помутнение хрусталика глаза), поражаются слизистые оболочки рта.
-Витамин А. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке нарушается рост и развитие организма, дети плохо растут, развивается заболевание «куриная слепота». Витамин А содержится в мясе, молоке, печени, рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах.
Во время ВО войны военным лётчикам давали морковь перед ночными бомбардировками немецких самолётов.
-Витамин D. Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться в организме под влиянием ультрафиолетовых лучей.
При недостатке – рахит. Рахит- это заболевание, возникающее только в детском возрасте, характеризующееся необратимыми изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов и размягчений костей.
Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке.
- Закрепление изученного материала.
- Дидактическая игра «Зеленый или красный».
Какие утверждения верны (если утверждение правильное – поднимаем зеленый кружочек, а если нет – красный):
- Витамины есть только в овощах и фруктах.
- Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.
- Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
- Когда болеешь нужно есть больше витамина С.
- Витамины нужно принимать только зимой и весной.
- Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
- При нехватке витамина А развивается «куриная слепота».
- От правильного питания зависит здоровье человека и хорошее настроение.
Выберите правильный ответ.
Решение логических задач:
1. Днем, когда человек активен, у него в организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А тратится ли энергия, когда человек спит?
2.Оказывается, в нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему?
Ответы к логическим задачам.
1.Когда человек спит, то энергия затрачивается на работу сердца, мозга, дыхания и т.д.
2.Углеводы – главный источник энергии, а работникам физического труда ее необходимо очень много.
6. Рефлексия.
Учитель: - Ну вот ребята, наш урок подходит к концу. Помните в начале урока я вам рассказала о споре двух подружек? Так как вы считаете кто из них прав?
(Ответ: Я считаю, что права вторая девочка. Важно не сколько ты ешь, а какие продукты употребляешь в пищу. Нужно питаться разнообразно и употреблять больше овощей и фруктов).
-Каждому из вас я дарю по красивому оранжевому апельсину в знак моего хорошего расположения к вам и пожелания здоровья. Как вы считаете, почему я дарю вам именно апельсин, а не конфету или булочку? ( Ответы учащихся)
-Потому, что сейчас начало весны, погода неустойчивая и можно заболеть, а в апельсине как раз много витамина С так необходимого для профилактики простудных заболеваний.
7. Подведение итога и выводы.
Учитель: - Как вы считаете, достигли ли мы цели урока? Что вы узнали для себя нового?
( Ответы учащихся)
-Сегодня на уроке мы опытным путем доказали содержание некоторых питательных веществ (белков, жиров, углеводов) в продуктах питания; узнали какую роль играют витамины для организма человека и в каких продуктах питания они содержатся. Но главное, что теперь вы можете подбирать продукты питания, в зависимости от времени года и содержания в них витаминов и питательных веществ, а это основа здорового образа жизни.
Учитель: -Вы все сегодня хорошо поработали и каждый получит оценку за урок.
Если вам было интересно и вы узнали для себя много нового давайте похлопаем друг другу в знак хорошего настроения.
7. Домашнее задание.
-Домашним задание вам будет стр. 163-164 читать, отвечать на вопросы 1-5, индивидуальное задание для учащихся (с особыми образовательными потребностями) вопросы 1-2.
Приложение 1.
Витамин. | Основные продукты, содержащие витамин. | Недостаток витамина. |
Витамин А | ||
Витамин В1 | ||
Витамин С | ||
Витамин Д | ||
Витамин. | Основные продукты, содержащие витамин. | Недостаток витамина. |
Витамин А | ||
Витамин В1 | ||
Витамин С | ||
Витамин Д | ||
Витамин. | Основные продукты, содержащие витамин. | Недостаток витамина. |
Витамин А | ||
Витамин В1 | ||
Витамин С | ||
Витамин Д | ||
Витамин. | Основные продукты, содержащие витамин. | Недостаток витамина. |
Витамин А | ||
Витамин В1 | ||
Витамин С | ||
Витамин Д | ||
Витамин. | Основные продукты, содержащие витамин. | Недостаток витамина. |
Витамин А | ||
Витамин В1 | ||
Витамин С | ||
Витамин Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс
Представлена методическая разработка урока с приложениями "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...
Презентация к уроку 7 класса "Агрегатные состояния вещества"
Здесь представлена презентация, подготовленная учащимися для уроков по физике 7 класса по теме "Агрегатные состояния вещества"....
Урок 7 класс Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.Выяснить особенности строения вещества в различных агрегатных состояниях и объяснить их....
Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)
Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...
Методическая разработка урока биологии по теме « Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»
Обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов ...
Авторизованная образовательная программа коррекционно - развивающих занятий ГКОУ школы № 8 г. Лабинска для учащихся 1 – 4, 5 классов
Авторизованная программа коррекционно-развивающих занятий по дефектологии для учащихся 1-5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида составлена на основе автор...
Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе ГКОУ школы №8 г. Лабинска
Урок разработан для учащихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) по предмету "Мир природы и человека"...