Круговорот веществ и поток энергии в природе
презентация к уроку по биологии (10 класс)
Материал содержит схемы большого и малого круговорота веществ, а также к схемам дается кратное объяснение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugovorot_veshchestv_i_potok_energii_v_prirode.ppt | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Круговорот веществ - это повторяющиеся процессы превращения и перемещения вещества в природе, имеющие более или менее цикличный характер. Все вещества на нашей планете находятся в процессе круговорота. В природе имеется два основных круговорота Большой (геологический) Малый (биогеохимический)
Большой круговорот веществ Большой круговорот длится миллионы лет, обусловлен взаимодействием солнечной энергии с глубинной энергией Земли. Связан с геологическими процессами, образованием и разрушением горных пород и последующим перемещением продуктов разрушения.
Малый круговорот веществ Малый круговорот (биогеохимический) совершается в пределах биосферы, на уровне биоценоза. Сущность его – в образовании живого вещества из неорганических соединений в процессе фотосинтеза и в превращении органического вещества при разложении вновь в неорганические соединения. Биогеохимические циклы – Вернадский В.И.
Круговорот воды Тр сток инф Испарение воды Конденсация паров Выпадение осадков сток Транспирация инфильтрация
Транспирация — процесс движения воды через растение и её испарение через наружные органы растения, такие как листья, стебли и цветы. Вода необходима для жизнедеятельности растения, но только небольшая часть воды, поступающей через корни используется непосредственно для нужд роста и метаболизма.
Круговорот воды
Круговорот воды Основная часть воды сосредоточена в океанах. Вода, испаряясь с их поверхности, снабжает естественные и искусственные экосистемы суши. Чем ближе район к океану, тем больше там выпадает осадков. Суша постоянно возвращает воду океану: часть влаги испаряется, активнее всего в лесах, часть собирают реки : в них поступают дождевые и талые воды. Обмен влагой между океаном и сушей требует очень больших энергетических затрат: на это расходуется примерно 30% поступающей на Землю солнечной энергии.
Влияние человека на круговорот воды Круговорот воды в биосфере до развития цивилизации был равновесным, т.е. океан получал от рек столько воды, сколько расходовал ее при испарении. С развитием цивилизации этот круговорот стал нарушаться. В частности, леса испаряют все меньше воды, т.к. их площадь сокращается, а поверхность почвы, наоборот все больше, т.к. увеличивается площадь орошаемых сельхоз. угодий. Обмелели реки южных районов. Вода хуже испаряется с поверхности океана, т.к. значительная её часть покрыта пленкой нефти. Все это ухудшает водоснабжение биосферы.
Более частыми становятся засухи, возникают очаги экологических бедствий. Например, более 35 лет длится катастрофическая засуха в Африке, в зоне Сахеля – полупустынной области, отделяющей Сахару от северных стран континента. Пресная вода, которая возвращается в океан и другие водоемы с суши, часто загрязнена. Практически непригодной для питья стала вода многих рек России. Доля пресной воды, доступной живым организмам, довольно мала, поэтому её нужно расходовать экономно и не загрязнять! Каждый четвертый житель планеты испытывает недостаток в чистой питьевой воде. Во многих районах мира не хватает воды для промышленного производства и орошения.
Разные составляющие гидросферы участвуют в круговороте воды по-разному и с разной скоростью. Для полного обновления воды в составе ледников необходимо 8000 лет, подземных вод – 5000 лет, океана – 3000 лет, почвы – 1 год. Пары атмосферы и речные воды полностью обновляются за 10 – 12 суток. Круговорот воды в природе занимает около 1 млн. лет.
Круговорот кислорода Кислород входит в состав самых распространенных элементов в биосфере. Содержание кислорода в атмосфере почти 21%. Кислород входит в состав молекул воды, в состав живых организмов (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Кислород производится продуцентами (зелеными растениями). Важное место в круговороте кислорода занимает озон. Озоновый слой находится на высоте 20-30 км над уровнем моря. На содержание кислорода в атмосфере влияют 2 основных процесса: 1) фотосинтез 2) разложение органического вещества, при котором он расходуется.
Круговорот кислорода – замедленный процесс. Для полного обновления всего кислорода в атмосфере требуется около 2000 лет. Для сравнения: полное обновление углекислого газа в атмосфере происходит примерно за 3 года. Кислород расходуется для дыхания большинства живых организмов. Кислород используется при сжигании горючего в ДВС, в топках ТЭС, в двигателях самолетов и ракет и т.д. Дополнительное антропогенное расходование может нарушить равновесие круговорота кислорода. Пока биосфера компенсирует вмешательство человека: потери восполняются зелеными растениями. При дальнейшем уменьшении площади лесов и сжигании всё большего количества топлива содержание кислорода в атмосфере начнет сокращаться.
ЭТО ВАЖНО!!! При снижении содержания кислорода в воздухе до 16% у человека ухудшается самочувствие (в особенности страдает сердце), до 7% - человек теряет сознание, до 3% - наступает смерть.
Круговорот углерода
Круговорот углерода Углерод – основа органических соединений, он входит в состав всех живых организмов в виде белков, жиров, углеводов. В атмосферу углерод поступает в виде углекислого газа. В атмосфере , где сконцентрирована основная масса углекислого газа, постоянно происходит обмен: растения поглощают углекислый газ при фотосинтезе, а все организмы выделяют его при дыхании. До 50% углерода в виде СО 2 возвращают в атмосферу редуценты – микроорганизмы почвы. Углерод выходит из круговорота в виде карбоната кальция.
Влияние человека на круговорот углерода Техногенная деятельность человека нарушает естественный баланс круговорота углерода: 1)при сгорании органического топлива ежегодно в атмосферу выбрасывается около 6 млрд. т СО 2 : а) Производство электроэнергии на ТЭЦ б) Выхлопные газы автомобилей 2)уничтожение лесов. В течение последних 100 лет содержание углекислого газа в атмосфере неуклонно и быстро растет. Углекислый газ + метан + пары воды + озон + оксиды азота = парниковый газ. В результате – парниковый эффект – глобальное потепление, которое может привести к масштабным стихийным бедствиям.
Круговорот азота В свободной форме азот является составной частью воздуха – 78 % . Азот- один из самых важных элементов для жизнедеятельности организмов. Азот входит в состав всех белков. Молекула азота очень прочная, по этой причине большинство организмов не способно усваивать атмосферный азот. Живыми организмами азот усваивается только в форме соединений с водородом и кислородом. Фиксация азота в химические соединения происходит в результате вулканической и грозовой деятельности, но большей частью – в результате деятельности микроорганизмов – фиксаторов азота (азотфиксирующие бактерии и сине-зеленые водоросли).
Азот поступает к корням растений в форме нитратов, которые используются для синтеза органики (белков). Животные потребляют азот с растительной или животной пищей. Возврат азота в атмосферу происходит в результате разрушения отмершего органического материала. Бактерии почвы разлагают белки до неорганических веществ – газов - аммиак, оксиды азота, которые поступают в атмосферу. Попавший в водоемы азот также проходит по пищевым цепям «растение – животное – микроорганизмы» и возвращается в атмосферу.
Воздействие человека на круговорот азота Техногенная деятельность человека нарушает естественный баланс круговорота азота. При распашке земель почти в 5 раз снижается активность микроорганизмов – фиксаторов азота, поэтому снижается содержание азота в почве, что приводит к снижению плодородия почвы. Поэтому человек вносит в почву избыток нитратов, входящих в минеральные удобрения. Большое количество оксидов азота поступает в атмосферу при сжигании и переработке газа, нефти, угля и выпадает в виде кислотных дождей. Восстановление естественного круговорота азота возможно за счет уменьшения производства азотных удобрений, сокращения промышленных выбросов оксидов азота в атмосферу и прочее.
Круговорот фосфора
В отличие от круговоротов воды, углерода, азота и кислорода, которые являются закрытыми, круговорот фосфора – открытый, т.к. фосфор не образует летучих соединений, поступающих в атмосферу. Фосфор содержится в горных породах, откуда попадает в экосистемы при естественном разрушении пород или при внесении на поля фосфорных удобрений. Растения поглощают неорганические соединения фосфора , а животные питающиеся этими растениями, накапливают фосфор в своих тканях. После разложения мертвых тел животных и растений не весь фосфор вовлекается в круговорот. Часть его вымывается из почвы в водоемы (реки, озера, моря) и оседает на дно. На сушу фосфор возвращается в небольшом количестве с выловленной человеком рыбой.
Воздействие человека на круговорот фосфора Перенос фосфора с суши в океан заметно усилился под влиянием человека. При уничтожении лесов, распашке почв возрастает объем поверхностного стока воды, а кроме того в реки, озера с полей поступают внесенные фосфорные удобрения. Поскольку запасы фосфора на суше ограничены, а его возврат из океана затруднен, в будущем в земледелии возможен недостаток фосфора, что вызовет снижение урожаев (в первую очередь зерновых культур).
Круговорот серы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 9 классе на тему: "Круговорот веществ в природе и поток энергии в экосистеме."
Урок биологии в 9 классе по теме: "Круговорот веществ в природе" с использованием электронного приложения УМК "Сферы". при проведении урока используется технология критического мышления. ЗадачиУч...
Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Дидактический материал
Изучение нового материала. Практическая работа "Составление схем передачи веществ и энергии в экосистема (пищевых цепей)"...
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Материал содержит следующую информацию: понятие "продуценты", "консументы", "редуценты", пастбищная и детритная цепи питания, правило экологической пирамиды....
Конспект урока биологии в 9 классе.Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме
Данный урок позволит учащимся развивать навыки коллективной мыслительной деятельности ; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения; развивать навыки групповой р...
Презентация к уроку 9 класс по теме: " Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме".
В презентацию включены все этапы урока по теме: "Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме"....
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ.
Бинарный урок по биологии и химии в 9 классе....
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.
Материал содержит информацию о пищевых связях живых организмов в биоценозах. Учащиеся знакомятся с понятием " биологический круговорот" в природе....