Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Материал содержит информацию о пищевых связях живых организмов в биоценозах. Учащиеся знакомятся с понятием " биологический круговорот" в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_po_tem_5_klass_pishchevye_tsepi.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
Предмет: биология. Класс: 5. Дата проведения: 06.03.
Тема " Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии
Цель: продолжение формирования у учащихся представлений об экосистеме, как о совокупности живых организмов, в которой осуществляется круговорот в-в и поддерживается устойчивость в течение определенного времени;
Планируемые результаты: учащиеся должны - давать представление о структуре экосистемы; о необходимости охраны редких видов животных и растений.
Уметь формировать научного мировоззрения , умения работать в группе;
- уметь обобщать, анализировать материал, делать выводы;
Ход урока:
№ п/п | Этап урока | Содержание этапа |
1 | Орг. момент | Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся объяснение хода урока, определение групп. |
2 | Поста-новка целей и задач урока | Каждый живущий организм связан с окружающей средой потоками вещества и энергии, проходящими через его тело. Потребляя и выделяя вещество и энергию, живые организмы влияют на среду своего обитания уже тем, что живут. Результаты жизнедеятельности каждого отдельного существа могут быть невелики и малозаметны. Но все вместе они сливаются в мощную силу, преобразующую земную поверхность. Выдающийся английский ученый–естествоиспытатель, Артур Тенсли предложил термин «экосистема», для обозначения совокупности живых организмов и среды их обитания в природе. - Как связаны м/у собой живые организмы в природе? (В биоценозах все популяции видов связаны друг с другом сложной пищевой сетью. Солнечная энергия поступает в организмы животных из растений, которые черпают запасы вещества и энергии из неживой природы. В итоге любой биоценоз представляет некое единство со своим биотопом, создавая целостную систему, которую называют экосистемой) |
3 | Актуали-зация пройден-ногоматериа-ла | Жизнь на Земле существует повсюду, кроме жерл действующих вулканов. Все, что окружает живой организм, называют его средой обитания. Изучением взаимодействия организмов с окружающей средой занимается наука экология(от греч. oikos – "жилище", "местопребывание" и logos – "слово", "учение"). Каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, испытывает ее влияние и в свою очередь на нее воздействует. Все свойства среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами. - На какие группы разделяются экологические факторы? Экологические факторы подразделяют на абиотические и биотические. - Какие факторы относятся к абиотическим факторам среды? Абиотические факторы имеют физико–химическую природу. Это свет, температура, влажность воздуха, количество и состав солей в воде, давление, ветер и т.п. - Какие факторы относятся к биотическим факторам среды? Биотические факторы – все прямые и косвенные воздействия организмов друг на друга и среду обитания. Организмы живут в окружении других видов, испытывают влияние хищников, паразитов, конкурентов, взаимодействуют с представителями своего вида, вступая во множество положительных и отрицательных связей. В современном мире практически вся живая природа испытывает сильнейшее влияние человеческой деятельности. Часто это влияние намного перекрывает действие природных факторов. Поэтому, кроме абиотических и биотических, отдельно выделяют и рассматривают (продолжите)…антропогенные факторы. К ним относятся всевозможные формы воздействия человека на другие виды и на условия их жизни. Такие воздействия могут специально предусматриваться человеком или выступать как непредвиденные и случайные. На Земле выделяют четыре основные среды жизни, сильно различающиеся по свойствам и силе действия отдельных факторов: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную (тела других организмов). В зависимости от того, в каких средах живут представители разных видов, они испытывают действие разных экологических факторов и вынуждены приспосабливаться к ним. Приведите примеры таких приспособлений. |
4 | Изучение нового материа-ла | В биоценозах все популяции видов связаны друг с другом сложной пищевой сетью. Солнечная энергия поступает в организмы животных из растений, которые черпают запасы вещества и энергии из неживой природы. В итоге любой биоценоз представляет некое единство со своим биотопом, создавая целостную систему, которую называют экосистемой. Организованная в экосистемы жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет, не прерываясь. Экосистемы бывают разных масштабов, наземные и водные: пруд с его обитателями, озеро, море, океан, небольшой лес, целая тайга, степь, пустыня – все это природные экосистемы. Аквариум, сад, пшеничное поле – экосистемы, созданные человеком. Наземные экосистемы, связанные с участками однородной растительности, называют биогеоценозами. Таковы, например, ельник кисличный, ельник зеленомошный, березняк разнотравный, сфагновое болото, луг, ковыльная степь и т.п. В названии "биогеоценоз" подчеркивается тесная взаимосвязь ("ценоз") живых ("био–") и неживых ("гео–") компонентов на определенном участке земной поверхности. Учение о биогеоценозе и сам термин создал крупный российский ученый–ботаник В.Н.Сукачев. Экосистем на Земле очень много. Существенным свойством каждой из них является круговорот веществ и потоки энергии.из-за большой роли живых организмов круговорот веществ в экосистемах часто называют биологическим круговоротом веществ. Биологический круговорот веществ является главным условием существования экосистемы. Круговорот веществ в биогеоценозе осуществляется благодаря наличию в нем четырех неотъемлемых компонентов - Назовите неотъемлемые компоненты биогеоценоза. 1)абиотического компонента (запаса биогенных веществ и солнечной энергии); 2)продуцентов (создающих органическое вещество); 3) консументов (потребляющих органическое вещество); 4) редуцентов (разлагающих мертвое органическое вещество). Энергия, химические вещества и организмы связаны между собой потоками энергии и круговоротом веществ Биогенными веществами называют минеральные соединения, используемые для синтеза органических веществ. Продуценты – это организмы, создающие эти органические вещества и запасающие в них лучистую энергию Солнца. Обычно это фотосинтезирующие зеленые растения и некоторые прокариоты (цианобактерии). Консументы – это переработчики биологической продукции, в основном животные, а также грибы и некоторые паразитические и насекомоядные растения. Редуценты – организмы, разлагающие мертвые остатки растений, животных и других представителей живого мира до минеральных соединений (углекислого газа, воды и минеральных солей). В роли редуцентов выступают по преимуществу бактерии, а также грибы и некоторые животные (простейшие). Совместная деятельность этих разных по экологическим функциям групп организмов и является двигателем биологического круговорота веществ в биогеоценозе. - От чего зависит устойчивость экосистемы? (Биогеоценозы (экосистемы) устойчивы лишь в том случае, когда все четыре компонента, входящие в их состав, поддерживают круговорот веществ достаточно полно.) Круговорот веществ поддерживается в биогеоценозах (экосистемах) постоянным притоком все новых и новых порций энергии. Хотя по закону сохранения энергии она не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы в другую, круговорота энергии в экосистемах быть не может. Расходуясь на жизнедеятельность организмов, усвоенная ими энергия постепенно переходит в тепловую форму и рассеивается в окружающем пространстве. Таким образом, деятельность экосистемы напоминает круговое вращение мельничного колеса (круговорот веществ) в потоке быстротекущей воды (поток энергии). Одна и та же порция вещества и заключенная в нем энергия не могут бесконечно передаваться по сложной сети питания, связывающей организмы в биогеоценозе. На самом деле трофическая сеть состоит из переплетения коротких пищевых (трофических) цепей – последовательного ряда питающихся друг другом организмов, в котором можно проследить расходование первоначальной порции энергии. Каждое звено ряда называют трофическим уровнем. - Каково значение пищевых связей? (Пищевые связи между организмами играют важную роль. Во–первых, они обеспечивают передачу органического вещества и заключенной в нем энергии от одного организма к другому. Вместе, таким образом, уживаются виды, которые поддерживают жизнь друг друга. Во–вторых, пищевые связи служат механизмом регуляции численности популяций в природе. Пищевые отношения между организмами стоят заслоном на пути чрезмерного размножения отдельных видов, что делает природные сообщества более устойчивыми и стабильными. |
4 | Закрепление материа-ла |
|
5 | Д/з | Параграф № 5-6, повторить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Кроссворд по теме: "Обмен веществ и превращение энергии"
Кроссворд по теме предназначен для итогового обобщения материала....
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Материал содержит следующую информацию: понятие "продуценты", "консументы", "редуценты", пастбищная и детритная цепи питания, правило экологической пирамиды....
Конспект урока биологии в 9 классе.Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме
Данный урок позволит учащимся развивать навыки коллективной мыслительной деятельности ; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения; развивать навыки групповой р...
Презентация к уроку 9 класс по теме: " Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме".
В презентацию включены все этапы урока по теме: "Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме"....
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ.
Бинарный урок по биологии и химии в 9 классе....
Круговорот веществ и поток энергии в природе
Материал содержит схемы большого и малого круговорота веществ, а также к схемам дается кратное объяснение....
- Мне нравится (1)