Экологическая игра “Охрана природы – дело каждого” для 5-7 классов
материал по биологии (5, 6, 7 класс)
Экологическую игру “Охрана природы – дело каждого” можно проводить как внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы.
Цель: расширить знания школьников о животном и растительном мире родного края, активизировать познавательную деятельность обучающихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ohrana_prirody-delo_kazhdogo.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра “Охрана природы – дело каждого” для 5-7 классов
Повышева Нина Павловна, учитель химии и биологии
НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
Пояснительная записка
В современном полном противоречий мире важнейшей проблемой стала проблема взаимоотношений человека и природы. Именно человек способен влиять на изменение экосистем различных уровней. От экологического равновесия зависит всё то, без чего не может жить человек: продуктивность почв, лесов, чистота пресной воды и воздуха, обеспечнность продуктами питания. В последние два столетия под влиянием деятельности человека естественный ход экологических процессов нарушился. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, радикальное преобразование ландшафтов, уничтожение мест обитания животных и растений, загрязнение окружающей среды привели к резкому сокращению биоразнообразия и даже к изменению климата на планете. Экологические правонарушения стали нормой в общественном сознании, человек недооценивает их опасности.
Экологическое воспитание следует начинать как можно раньше. Одним из инструментов этого могут быть экологические игры, проекты. Их можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.
Экологическую игру “Охрана природы – дело каждого” можно проводить как внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы.
Цель: расширить знания школьников о животном и растительном мире родного края, активизировать познавательную деятельность обучающихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.
Участники: ведущий – 1 человек, помощники ведущего – 1-2 человека, жюри конкурса – 3-5 человек, 2 или 4 команды школьников 5-7 классов. 3-5 учеников в образе «браконьеров».
За несколько дней до игры команды получают творческое домашнее задание:
1. Нарисовать плакат или рисунок на тему «Земля в опасности» .
2. Изготовить поделку из подручных бросовых материалов.
3. Продемонстрировать и защитить костюм, сделанный из бросового материала.
Оборудование : ПК, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для игры, «черный ящик», грамоты, благодарности для награждения.
Награждение: команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Команды, занявшие призовые места награждаются грамотами, остальные – благодарностями.
Сценарий игры “Охрана природы – дело каждого”
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на экологической игре для учащихся 5-7 классов. Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но взамен требует бережного к ней отношения. К сожалению не все помнят об этом. Надеемся, что наша игра, посвященная природе и экологии, расширит ваши знания и выявит лучших на данный момент знатоков в области экологии и биологии. В сегодняшней игре принимают участие команды ( оглашаются названия команд)
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 6 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.
Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри. (Представление членов жюри)
Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!
Первый этап «Верите ли Вы, что…» За верный ответ-1 балл.
1 У древних греков крокодил назывался «водяной лошадью»?
Ответ: Нет. «Водяная лошадь» — это бегемот.
2. Фазан - это та же курица?
Ответ: Да. Он из этого же семейства.
3. На луну воют только волки-одиночки?
Ответ: Нет, это может делать любой волк.
4. В 1963 г. во Флориде было найдено гнездо аиста весом целых три тонны?
Ответ: Нет, это было гнездо орла.
5. Пингвины не умеют прыгать, они только ходят вперевалку?
Ответ: Нет. Прыгают в воздух на высоту до 2 метров!
6. Раки зимуют в норках под водой, впадая в спячку?
Ответ: Нет. Раки и зимой активны.
7. Лошадь фыркает, чтобы предупредить об опасности?
Ответ: Нет, прочищает нос, чтобы лучше чуять, где опасно
8. Лоси могут ходить по болотам, потому что у них на ногах перепонки?
Ответ: Да, перепонки между половинками копыт.
Второй этап “ Животные”
Ведущий: Начинаем второй этап нашей игры, который посвящён животным нашего края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.
Задания и ответы второго тура
1. Зверёк, почти в два раза меньше белки. Серый или рыжий. Вдоль спины проходит пять тёмных полос. Зверёк живёт в норе, которую строит обычно под упавшими стволами деревьев или пнями. Летом и осенью он делает запасы кедровых орехов, зёрен злаков и семян деревьев. Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом. Заготовленные запасы зверёк поедает после зимней спячки. Как зовут этого зверька? (Бурундук )
2. Что же это за зверёк, характер которого не по росту задиристый, – умеет он отвоёвывать себе место: не задумываясь, займёт сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру? Разных гнёзд – для сна, для потомства или укрытия от непогоды у зверька обычно несколько: до пяти. И это не роскошь, – устраивая частые “новоселья”, зверёк спасается от паразитов. (Белка)
3. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)
4. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Медведь.)
Третий этап “Экологический”
Каждой команде задается вопрос, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1минута.
1. Пользу или вред приносят зайцы в природе? ( Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи.)
2. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)
3. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере?( Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.)
4. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра.)
Четвертый этап « Хвостатая викторина».
За верный ответ-1 балл.
Задание – отгадайте животное по описанию его хвоста:
1. На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев.)
2. У этого великана нос намного длиннее, чем хвост. (Слон)
3. Эта птица на своем длинном хвосте «разносит новости по лесу». (Сорока.)
4. Ее длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу. (Лиса.)
5. Он ловил хвостом рыбу в проруби. (Волк.)
6. Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко. (Мышь.)
7. Он в известной сказке потерял свой хвост. (Ослик по имени Иа.)
8. Для этого речного строителя его хвост является и рулем, и веслом, в нем же он накапливает жир на зиму. (Бобр.)
9. Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. (Дятел.)
10. Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица.)
11. Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко. (Мышь.)
12. Хвост этой красавицы дал название женской прическе. А ее хвост расчесывают, подстригают, завивают и заплетают в косы. (Лошадь, прическа – конский хвост.)
Пятый этап “ Наши пернатые”
Ведущий: пятый этап нашей игры посвящен птицам, которые обитают в наших сибирских лесах. Каждой команде предстоит ответить на один вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.
Задания и ответы первого тура
Крупная, сильная птица, держится глухих мест и болотистых массивов, питается ягодами, семенами растений, почками, сережками, хвоей. Суровые зимние ночи проводит под снегом. (Глухарь. Фотография выводится на экран после ответа команды)
Красивая серого цвета птица, напоминает небольшую курочку, водится в глухих зарослях леса. Питается ягодами, семенами растений, почками и сережками деревьев. Скрытая птица. Вылетает с шумом и летит в гущу леса. (Рябчик)
Птица с галку, шумливая и хорошо заметная, обитатель хвойных лесов. Окраска темная, каштаново-бурая, с частыми белыми пятнышками. Питается семенами и орехами хвойных деревьев. (Кедровка)
Птица серого цвета, обитающая в лесах и по окраинам березовых колок. Питается ягодами, почками деревьев, вылетает на поля за зерновыми культурами. Весной собирается на ток, представляющий удивительное зрелище. (Тетерев)
Шестой этап. «Черный ящик». За верный ответ-5 баллов.
Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг; сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха этот рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток.
Вопрос: о каком механизме идет речь? Что в черном ящике.
(ответ: этот механизм – перо в птичьем крыле)
Седьмой этап «Значение видов и «Красная книга»»
1. Какое значения для экологической системы Арктики имеет популяция полярных сов? (Полярные совы играют одну из ключевых ролей в тундре, будучи одним из главных истребителей грызунов, а также фактором успешного гнездования некоторых тундровых птиц. Используя крайнюю агрессивность белых сов при защите гнездовой территории, на ней гнездятся утки, гуси, казарки, кулики. Совы не трогают птиц, зато успешно прогоняют со своей территории песцов, разоряющих гнёзда. Белая сова занесена в красную книгу.)
2. Укажите названия двух животных, которых может встретить в естественных природных условиях уссурийский тигр:
1) барибал,
2) динго,
3) капибара,
4) горилла,
5) пятнистый олень,
6) кабарга,
7) коала,
8) гималайский медведь,
9) лемур,
10) антилопа гну.
(В дикой природе осталось всего около 500 амурских тигров. Места обитания тигров- кедровые леса Уссурийской тайги. Самцу тигра требуется до 100 км глухой тайги. В дикой природе амурские тигры предпочитают питаться копытными животными: благородные и пятнистые олени, кабаны, косули и кабарги.)
Восьмой этап « Творческое задание»
Заранее ученикам дается творческое домашнее задание:
1. Нарисовать плакат или рисунок на тему «Земля в опасности» (2-3 б.)
2. Продемонстрировать и защитить костюм, сделанный из бросового материала (5 б)
Ведущий: Вот и закончились наши конкурсы. Пока жюри подводит итоги дадим слово ребятам из кружка «Юннат».
Наш голос в защиту природы.
Эх, рано мы в лес нагрянем!
Если близко глухари,
Мы готовим пушку,
Если бобр - бобра лови,
взять его на мушку!
Когда идем, дрожит вокруг земля,
Ведь «браконьеры» нас зовут не зря.
Но кто ж природу любит нас сильней?
Мы никогда не разлучимся с ней!
Эх, рано мы в лес нагрянем!
Вот сейчас говорят: «Окружающая среда, окружающая среда». Глупости! Это не она нас окружает, а мы её окружаем. Берём в кольцо! Кто с ведром, кто с корзинкой, а кто вообще, на тракторе.
Цепями идём, плечо к плечу. Лес прочёсываем, как загонщики. Ни один гриб не уйдёт, ни одна ягодка не спрячется. Орехи сами на землю падают. Только стукнем рельсом и подставляем мешок.
Связь между собой на сосновой коре поддерживаем: «Здесь был Вася». И иди отсюда. После Васи здесь делать больше нечего.
Белки сверху смотрят и слезами обливаются. Ежи на себе иголки рвут. И правильно обливаются , и правильно рвут. С растительным миром покончим, за животный примемся. А вы говорите : «Окружающая среда».
Главное в руках её держать. Вот тогда мы не будем ждать милостей от природы. Она сама у нас милости попросит!
Не надо представлять себе браконьера каким-то дремучим субъектом с берданкой образца 1898 года.
БРАКОНЬЕРОМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ!
Охотник, чуть-чуть сузивший добровольно взятые на себя обязательства и слегка раздвинувший положенные права.
Ученик шестого класса, выдёргивающий лесные цветы на букет прямо из-под корешка «Красной книги».
Руководители предприятий, плоды земной деятельности которых видны даже из космоса.
Экология начинается с каждого из нас!
Давайте приведём в порядок дворы, озеленим улицы, перестанем выбрасывать на улицу собак и кошек, на месте одного срубленного дерева посадим несколько новых, ягоды будем брать руками, а не комбайнами.
Да, мелочи это – придём, уберём.
И станет, как прежде,
Рассветная роща гореть серебром
В богатой одежде.
Хоть что-то останется в нашем краю
Как в древности было!
Последнюю чашу терпенья свою
Земля не испила.
ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО ВАЖНОЕ, КАСАЕТСЯ ВСЕХ И КАЖДОГО!
Ведущий: Сейчас жюри подведет итоги и сообщит результаты каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Предоставляем слово нашему жюри.
Жюри объявляет результаты и проводит награждение. Награждение: команды, занявшие призовые места награждаются грамотами, остальные – благодарностями.
Список литературы
Аксенова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей, т2 Биология, “Аванта +”, 1995. – 673с.
Анашина Н.Ю. День естествознания в школе. Интеллектуальные игры и развлечения./Н.Ю. Анашина.- Ярославль: Академия развития,2007.-416 с./
Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого–природоведческие игры и развлечения с детьми. [Учеб.пособ.] /Л.И. Грехова. – М.: ЦГЛ, 2003. – 120с. – (Сервис школа).
Картинки полевая мышь, барсук, волки - http://www.ecosystema.ru/04materials/guides/index.htm
Картинки тигр, барс, лошадь Пржевальского, нарвал -http://biodat.ru/db/rb/rb.php?src=0&grp=8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диспут «Курить или не курить – личное дело каждого?»
Диспут проводился в 10 классе по результатам анкетирования. Данные анкет были представлены в виде презентации....
презентация "Охрана Чёрного моря- дело каждого!"
История вопроса:31 октября 1996 года в Стамбуле на конференции министров по охране окружающей среды Причерноморских стран был подписан Стратегический план действий по защите Черного моря. Результатом ...
Учительский проект на тему: «Выбор профессии дело каждого»
Проект предназначен для учащихся седьмого класса и направлен для ознакомления с классификацией мира профессий, с конкретными профессиями, требующимися в порту, в нашем городе.Этот пр...
Первая Медицинская Помощь – дело каждого!
Первая Медицинская Помощь – дело каждого!Беда может случиться где угодно: дома, в школе, на улице, на дороге, на тренировке. Очень часто смерть пострадавшего при несчастных случаях наступает не из-за ...
Буклет "Борьба с коррупцией - дело каждого"
Буклет содержит информацию об истории появления коррупции, её разновидностях, памятку-предостережение....
Энергосбережение - дело каждого
Классный час в 4 классе об энергосбереженнии...
Мультимедийная игра "Энергосбережение - дело каждого"
Актуальность проблемы энергосбережения не вызывает сомнений. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей. Если с детства о...