Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)
Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no1_bio.pdf | 548.05 КБ |
no2.pdf | 315.01 КБ |
no3_bio.pdf | 362.56 КБ |
no4_bio.pdf | 446.46 КБ |
no5_bio.pdf | 488.26 КБ |
no6_bio.pdf | 430.31 КБ |
no7_bio.pdf | 271.49 КБ |
no8_bio.pdf | 425.2 КБ |
no9_bio.pdf | 556.5 КБ |
oge-bio-proba-var1-otvet.pdf | 498.82 КБ |
oge_variant_1.docx | 534.89 КБ |
oge_variant_2.docx | 650.5 КБ |
otvety_oge.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Биология 9 классВариант 1
Вариант основного государственного экзамена (ОГЭ)
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 23–28 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.
К заданиям 29–32 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию
1) эволюционного учения
2) клеточной теории
3) рефлекторной теории
4) генной теории
Ответ:
В качестве запасающего вещества гликоген активно накапливается в клетках
1) клубня картофеля
2) бактерий туберкулёза
3) печени собаки
4) листьев элодеи
Ответ:
Сходство жизнедеятельности цианобактерий и цветковых растений проявляется в способности к
1) образованию семян
2) автотрофному питанию
3) двойному оплодотворению
4) гетеротрофному питанию
Ответ:
Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой цифрой на рисунке обозначена структура, по которой происходит движение воды в стебель?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
Какую роль играет камбий?
1) способствует росту стебля в длину
2) придаёт стеблю прочность и упругость
3) защищает стебель от повреждений
4) обеспечивает рост стебля в толщину
Ответ:
К насекомым с полным превращением относится
1) кузнечик
2) тля
3) саранча
4) бабочка-капустница
Ответ:
При низких температурах воздуха птицы распушают перья. Как такое поведение помогает пернатым?
1) Это уменьшает потери тепла.
2) Это защищает перья от повреждения.
3) Это увеличивает выработку тепла.
4) Это предохраняет их кожу от высыхания.
Ответ:
Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?
1) диафрагма
2) лёгочное дыхание
3) головной и спинной мозг
4) замкнутая кровеносная система
Ответ:
Какая система органов регулирует функции организма с помощью гормонов?
1) выделительная
2) дыхательная
3) иммунная
4) эндокринная
Ответ:
Какие из перечисленных химических соединений придают костям твёрдость?
1) соли кальция
2) белки
3) жиры
4) углеводы
Ответ:
Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время?
1) вакцины
2) эритроциты
3) антибиотики
4) поливитамины
Ответ:
Функцию «насоса» в кровеносной системе человека выполняют (-ет)
1) вены
2) артерии
3) сердце
4) капилляры лёгких
Ответ:
Какой орган пищеварения на рисунке обозначен буквой А?
1) пищевод
2) желудок
3) тонкая кишка
4) толстая кишка
Ответ:
Кальций очень важен для прочности костей. Что из перечисленного является хорошим источником кальция?
1) сыр
2) макароны
3) рис
4) красное мясо
Ответ:
На языке человека имеются рецепторы, воспринимающие четыре базовых вкусовых ощущения: сладкое, кислое, солёное и
1) терпкое
2) горькое
3) жгучее
4) жирное
Ответ:
Что является примером врождённого рефлекса у человека?
1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора
2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение
3) выделение желудочного сока на запах пищи
4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом
Ответ:
Для диагностики какого заболевания используется изображённый на фотографии глюкометр?
1) сахарного диабета
2) гигантизма
3) пневмонии
4) нефрита
Ответ:
Какое животное ведёт паразитический образ жизни?
1) дождевой червь
2) малый прудовик
3) малярийный плазмодий
4) ланцетник
Ответ:
Как получают энергию редуценты (разрушители)?
1) Они потребляют воду из почвы.
2) Они питаются растущими растениями.
3) Они используют энергию солнца.
4) Они питаются органическими веществами мёртвых организмов.
Ответ:
Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси x отложена температура организма (в °С), а по оси y — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).
Какое из приведённых ниже описаний скорости химической реакции наиболее точно отражает данную зависимость? Скорость химической реакции в живом организме
1) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего плавно опускается
2) на всём протяжении медленно растёт
3) плавно колеблется около средних показателей
4) резко снижается, достигая своего минимального показателя, после чего резко растёт
Ответ:
Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1 | Группа 2 |
Кролик | Лягушка |
Жираф | Паук |
Слон | Лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) источник питания
2) способ размножения
3) характер передвижения
4) органы кровообращения
Ответ:
Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.
Б. Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эритроциты
2) плазма
3) лейкоциты
4) лимфа
5) тромбоциты
6) миоциты
Ответ:
Какие из перечисленных организмов имеют лучевую симметрию тела? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гидра
2) медуза
3) дождевой червь
4) майский жук
5) коралловый полип
6) гадюка
Ответ:
Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК |
A) отсутствует оформленное ядро | 1) прокариотная |
Б) хромосомы расположены в ядре | 2) эукариотная |
В) имеется аппарат Гольджи | |
Г) в клетке одна кольцевая хромосома | |
Д) АТФ образуется в митохондриях |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) соединительная ткань
2) ион железа
3) эритроциты
4) гемоглобин
5) форменные элементы
6) кровь
Ответ:
Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ___________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вода
2) испарение
3) кислород
4) транспирация
5) углекислый газ
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка
A | Б | В | Г |
Ответ:
Рассмотрите фотографию листа клёна. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый | 2) сидячий |
Б. Жилкование листа
1) параллельное | 2) дуговидное |
3) пальчатое | 4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Часть 2
КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ
Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.
Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.
Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.
Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.
Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.
Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?
2) Как паразит влияет на организм хозяина?
3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?
Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной России
Наименование культуры | 2005 год | 2006 год | ||||
Пло-щадь, га | вал.сбор, т | урожай-ность ц/га | Пло-щадь, га | вал.сбор, т | урожай-ность, ц/га | |
Озимая пшеница | 515 | 2777 | 54 | 545 | 3749 | 69 |
Подсолнечник | 158 | 217 | 14 | 156 | 325 | 21 |
Лен масличный | 157 | 135 | 9 | 122 | 202 | 17 |
Клещевина | 27 | 17 | 10 | 16 | 13 | 8 |
1. Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2005 году?
2. Выросла ли в 2006 году площадь под посевы по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.
3. Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.
Таблица 2.
Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,
на 100 г продукта
Таблица 3.
Энергозатраты при различных видах физической активности
Семья Ульяновых (Сергей, Галина и их 10-летний сын Яков) собралась в байдарочный поход на реку на выходные (2 полных дня и 1 ночёвка). Ульяновы планируют проводить на воде по 8 часов в день с остановкой на небольшой перекус рыбными консервами. Перед приготовлением ужина Сергей потратит около 30 минут на рубку дров, а Яков погуляет около часа по окрестностям в поисках ягод. Помогите Галине рассчитать, сколько и каких продуктов надо взять с собой. Учитывайте, что Яков будет грести в 2 раза слабее, чем его родители. Покажите свои расчёты, напишите, какие приёмы пищи и какие блюда вы выбрали для Ульяновых.
Будучи 10-летним мальчиком, Яков упрашивал маму взять в поход побольше сладкого печенья, но Галина была непреклонна и взяла в основном крекеры. Как Вы думаете, почему?
МАОУ «Кваркенская СОШ» 2015 МАОУ «Кваркенская СОШ» 2015
Предварительный просмотр:
Биология 9 классВариант 2
Вариант основного государственного экзамена (ОГЭ)
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 23–28 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.
К заданиям 29–32 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Сформулировать гипотезу — значит
1) собрать имеющиеся факты
2) выдвинуть предположение
3) подтвердить объективность полученных данных
4) провести эксперимент
Ответ:
Благодаря какому из свойств липиды составляют основу плазматической мембраны клетки?
1) высокая химическая активность
2) нерастворимость в воде
3) способность к самоудвоению
4) способность выделять много энергии
Ответ:
Укажите случай симбиоза бактерии с другим организмом.
1) бацилла сибирской язвы и овца
2) вибрион холеры и человека
3) кишечная палочка и человек
4) сальмонелла и курица
Ответ:
Растения отдела голосеменных НЕ имеют
1) шишек
2) плодов
3) семян
4) листьев
Ответ:
Укажите рисунок, на котором изображён сухой многосемянной плод.
Ответ:
Какой одноклеточный организм относят к царству Животные?
1) амёбу
2) хлореллу
3) хламидомонаду
4) дрожжи
Ответ:
Какой орган у лягушки участвует в дыхании?
1) кожа
2) сердце
3) почки
4) желудок
Ответ:
У человека, в отличие от орангутана,
1) больше лицевой отдел черепа
2) верхние конечности длиннее нижних
3) грудная клетка образована рёбрами
4) больше объём головного мозга
Ответ:
Какая система органов осуществляет освобождение клеток и тканей от конечных продуктов обмена веществ, растворённых в воде?
1) иммунная
2) кровеносная
3) дыхательная
4) покровная
Ответ:
Функцию питания и роста кости в толщину выполняет
1) жёлтый костный мозг
2) красный костный мозг
3) надкостница
4) губчатое вещество
Ответ:
Тромб, закупоривающий повреждённое место сосуда, образуется из сети нитей
1) фибриногена
2) тромбина
3) фибрина
4) разрушающихся тромбоцитов
Ответ:
Кровеносная система человека
1) замкнутая, сердце четырёхкамерное
2) незамкнутая, сердце трёхкамерное
3) незамкнутая, сердце четырёхкамерное
4) замкнутая, сердце трёхкамерное
Ответ:
В какую кишку открываются протоки печени?
1) тощую
2) ободочную
3) подвздошную
4) двенадцатиперстную
Ответ:
Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) извитой каналец
2) собирательная трубка
3) почечная артерия
4) капсула нефрона
Ответ:
Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется
1) сетчаткой
2) сосудистой
3) роговицей
4) радужной
Ответ:
Какой из приведённых видов деятельности человека может быть отнесён к условно-рефлекторной?
1) соблюдение привычного режима дня
2) отдёргивание руки от горячего предмета
3) поворот человеком головы на незнакомый звук
4) написание
живописной картины художником
Ответ:
Как называют повреждение, обозначенное на рентгеновском снимке буквой А?
1) вывих
2) перелом
3) ушиб
4) гематома
Ответ:
Какие биотические связи существуют между кукушонком и другими птенцами в гнезде?
1) хищник – жертва
2) конкурентные
3) взаимовыгодные
4) паразит – хозяин
Ответ:
Как получают энергию продуценты (производители)?
1) Они потребляют воду из почвы.
2) Они используют энергию солнца.
3) Они питаются растущими растениями.
4) Они питаются мёртвыми организмами.
Ответ:
Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры кожных покровов человека от продолжительности контакта с холодным металлическим предметом, температура которого составляет 12 °С (по оси y отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по оси x - продолжительность контакта с холодным предметом (в с)).
Через сколько секунд после начала контакта температура участка кожи в подмышечной впадине будет равна 36,4 °С?
1) 30 с
2) 60 с
3) 90 с
4) 150 с
Ответ:
Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
Рецептор | ... |
Чувствительный нейрон | Проведение нервного импульса в ЦНС |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) обработка поступающей информации
2) преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс
3) проведение нервного импульса от ЦНС
4) непосредственное выполнение команды
Ответ:
Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При дыхании растениями поглощается кислород.
Б. Органические вещества при дыхании окисляются с выделением энергии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Какие особенности развились у китообразных в связи с обитанием в водной среде? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) дыхание атмосферным кислородом
2) преобразование конечностей в ласты
3) наличие диафрагмы
4) толстый слой подкожного жира
5) обтекаемая форма тела
6) выкармливание детёнышей молоком
Ответ:
Какие из перечисленных органоидов присутствуют только в растительной клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) хлоропласты
2) центральная вакуоль
3) эндоплазматическая сеть
4) клеточная стенка из целлюлозы
5) митохондрии
6) аппарат Гольджи
Ответ:
Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМ | ТИП ЖИВОТНЫХ |
A) белая планария | 1) плоские черви |
Б) дождевой червь | 2) круглые черви |
В) печёночный сосальщик | 3) кольчатые черви |
Г) человеческая аскарида | |
Д) свиной цепень |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Расставьте цифры в соответствии с последовательностью расположения слоёв стебля сосны, начиная с наружного слоя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) пробка
2) кожица
3) камбий
4) луб
5) древесина
6) сердцевина
Ответ:
Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) почва
2) вода
3) лес
4) неполное превращение
5) полное превращение
6) куколка
7) гусеница
8) яйцо
9) личинка
A | Б | В | Г |
Ответ:
Рассмотрите фотографию листа смородины. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый | 2) сидячий |
Б. Жилкование листа
1) параллельное | 2) дуговидное |
3) пальчатое | 4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Часть 2
ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА
Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приёма добиться улучшения спортивных результатов.
Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.
Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещённые вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.
Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счёт мочегонных средств.
Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печёночную недостаточность, опухоли печени и лёгких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.
Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) О каких группах запрещённых препаратов говорится в тексте (перечислите эти группы)?
2) К каким последствиям для здоровья спортсмена может привести приём анаболиков?
3) С какой целью принимает запрещённые мочегонные средства штангист, если известно, что по правилам соревнований побеждает тот, кто поднимет наибольший вес при наименьшей собственной массе тела спортсмена?
Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:
Виды рыб | Масса, г | Дыхательная поверхность жабр, см2 |
серебряный карась | 10,0 | 16,96 |
камбала | 135,0 | 889,00 |
окунь | 73,0 | 1173,8 |
1) Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью её жабр?
2) У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?
3) Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?
Таблица 2
Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,
на 100 г продукта
Таблица 3
Энергозатраты при различных видах физической активности
Пётр и Василиса решили совершить велосипедную прогулку до полянки в лесу, на которой они собрались устроить пикник. Ехать на велосипеде они собрались не спеша, так что дорога до полянки и обратно должна занять у них около 3 часов. Сколько и каких продуктов Вы порекомендуете им взять с собой, чтобы вернуться обратно не голодными? Распишите меню пикника и свои расчёты.
Как Вы считаете, полезно ли часто выезжать на такие пикники, как тот, что запланировали Пётр и Василиса? Ответ обоснуйте.
МАОУ «Кваркенская СОШ»МАОУ «Кваркенская СОШ»
Предварительный просмотр:
Ответы часть 2
29
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) В отношениях паразит — хозяин один из организмов (паразит) получает выгоду, а другой (хозяин) испытывает отрицательное воздействие. В случае с тараканами оба вида наносят друг другу вред.
2) Отрицательно.
3) Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев и тем самым обеспечивают действие естественного отбора в природе.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Стимуляторы, наркотические средства, обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства.
2) Психические расстройства, почечная недостаточность, опухоли печени и лёгких, нарушение функций половых желез, а также потеря прочности связок системы опоры и движения.
3) В случае равенства результатов в расчёт берётся вес спортсмена. Побеждает тот атлет, который имеет на момент взвешивания меньший вес. Мочегонные препараты позволяют снизить вес спортсмена на период соревнований.
30
Содержание верного ответа:
1. Озимая пшеница.
2. Нет, уменьшилась. В 2005 году засеяли 515+158+157+27=857, а в 2006 545+156+122+16=839.
Возможно другое обоснование, но должно быть понятно, ответ не просто угадан.
3. В 2006 году погода была лучше, потому что урожайность почти всех культур выросла.
Пояснение.
1) Чем активнее образ жизни рыбы, тем больше поверхность её жабр.
2) Это отношение больше у окуня.
3) Камбала ведёт придонный и не очень подвижный образ жизни.
31
1. Поскольку 8 часов — это 480 минут, два дня по 8 часов — это 960 минут. При гребле энергозатраты взрослых составляют 4,5 ккал/мин, а энергозатраты Якова 2,25 ккал/мин. Поэтому за 2 дня гребли Ульяновы потратят:
960 · (4,5 (Сергей) + 4,5 (Галина) + 2,25 (Яков)) = 10 800 ккал.
2. На рубку дров Сергей тратит 9,5 ккал/мин, за 30 минут это составит 30 · 9,5 = 285 ккал.
3. Во время прогулки Яков тратит 4,5 ккал/мин, за 60 минут это составит 60 · 4,5 = 270 ккал.
4. Тем самым, общие энергозатраты семьи за два дня составят 11 355 ккал.
Для восполнения энергозатрат необходим в первый день перекус на воде и ужин, а во второй день — завтрак и перекус на воде. В качестве ответа принимается любое меню с энергетической ценностью около 11 000 ккал, включающее 2 банки тушёнки, 4 банки шпрот, крупу для каши на завтрак и соответствующий гарнир на ужин.
Примечание.
Более правильным был бы вопрос не о том, какие продукты надо взять с собой, а о том, какое меню позволит восполнить описанные в условии энергозатраты. Это не одно и то же: например, мы не учли энергозатраты на базовый обмен веществ и поддержание температуры тела. Конкретные значения зависят от пола, возраста и массы тела, но ясно, что только за время сна семья потратит не одну тысячу калорий.
Пояснение.
1. Велосипедная прогулка 10 км/ч 4,5*90 мин = 405 ккал на человека, то есть 810 на двоих в одну сторону.
2. Чтобы вернуться не голодными, надо набрать продуктов на дорогу туда и обратно (810*2 = 1620 ккал).
3. В качестве ответа подойдёт любое меню с энергетической ценностью около 1600 ккал, включающее колбасу и сыр и не включающее то, что надо готовить.
32
Пояснение.
1. Якову, как растущему организму, надо есть поменьше жиров и побольше белков.
2. Крекеры содержат меньше жиров и больше белков, чем сладкое печенье, и, таким образом, больше подходят для еды ребёнка в походе
Пояснение.
1. Нет, не полезно. На такой пикник нельзя взять с собой ничего, что надо готовить, а энергопотери при этом надо восполнить большие.
2. В результате приходится есть колбасу и сыр, которые содержат мало углеводов и очень много жиров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к экзамену по биологии.
Материал содержит примеры биологических задач с решениями и примеры задач для самостоятельного решения. Будет полезен при подготовке к экземену....
Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии. Тема "Биология, как наука".
Тема "Биология, как наука". Данный материал представляет собой задания из открытого банка заданий ФИПИ, переведенные в фомат Word, что делает их удобными для проверки знаний учащихся, готов...
Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии по курсу "Бактерии. Грибы. Растения".
Дорогие 9-классники! Я разместила для Вас тренировочные материалы из тем: "Признаки живых организмов", "Система и многообразие живой природы" по курсу "Бактерии. Грибы. Растения". Материал подоб...
Материалы для подготовки к ГИА по биологии по теме: " Деление клетки. Размножение и развитие. Онтогенез»
Материалы по подготовке к ГИА по биологии по теме: "Деление клетки. Размножение и развитие. Онтогенез"...
Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии по темам "Простейшие" и "Кишечнополостные"
Дорогие 9-классники! Я разместила для Вас тренировочные материалы из тем: "Простейшие и Кишечнополостные". Материал подобран из открытого банка заданий ФИПИ и включают в себя задания:1...
Материалы для подготовки к ЕГЭ по биологии
Тема 1: Биология и ее методы. Критерии живого. Уровни организации https://disk.yandex.ru/i/7l3Th1pXyLoSAAТема 2: Гипотезы. Додарвиновский. Дарвинhttps://disk.yandex.ru/i/_j8kauUIbucTZgТема 3: Микроэво...
Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии
Тема 1: Анатомия. Ткани. Кожаhttps://disk.yandex.ru/i/3jn6L5m2iqJrMgТема 2: Железыhttps://disk.yandex.ru/i/OY-fSMigIkvcsgТема 3: Нервная системаhttps://disk.yandex.ru/i/KbsXnfuIjf65eQТема 4: Головной ...