Учебно-методический материал
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Лунева Наталья Викторовна

Задачи по генетике для 9-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задачи по генетике. 9 класс.107.25 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи по генетике (зачет)

1. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

2. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибриды первого поколения и тип наследованияпризнака.

3. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25% черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания (белый цвет и гладкая шерсть - рецессивные признаки).

4. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.

5. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) над голубым (b). Составьте схему решения задачи. Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и светловолосой гетерозиготной кареглазой женщины.

6. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

http://arzamastseva.ru/images/cxema1.jpg
Условные обозначения
■    проявление исследуемого признака
○- женщина
□- мужчина
- дети одного брака

7. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая - геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

8. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Задачи по генетике для закрепления и решения на уроках

I. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второгопоколения.

Ответ:
1)    генотипы родителей: красные шаровидные плоды -ААВВ (гаметы АВ), желтые грушевидные плоды -aabb (гаметы ab); 
2)    генотипы F1: красные шаровидные АаВЬ; 3)    соотношение фенотипов F2: 9 - красные шаровидные 3 – красные грушевидные 3 - желтые шаровидные 1 - желтые грушевидные
2. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.

Ответ:
1)    генотипы родителей- АА (гаметы - А) и аа (гаметы - а); 2)    генотипы потомства - Аа; 3)    неполное доминирование.
3. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25% черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания (белый цвет и гладкая шерсть - рецессивные признаки).

Ответ:
1) генотипы родителей: aabb (гаметы - ab) и АаВb (гаметы - AB,Ab,aB,ab);   2)генотипы потомства: 25% черные мохнатые - АаВb 25% черные гладкие - Aabb 25% белые мохнатые - ааВb 25 % белые гладкие - aabb; 3) Дигибридное анализирующее скрещивание.
4. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.

Ответ:

1)    генотипы родителей ♀XHXh (гаметы - Хн, Xh) и ♂XHY (гаметы - Хн, Y);

2) генотипы потомства ♀XHXh, ♂Xh Y, ♀ХНХН, ♂XHY; 3) дочери - носительницы сена гемофилии - 25 %, сыновья – гемофилики-25%,здоровые дети-50%.

5. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) над голубым (b). Составьте схему решения задачи. Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и светловолосой гетерозиготной кареглазой женщины.
Схема решения задачи включает: 1)    генотипы родителей: aabb (гаметы ab); ааВb (гаметы аВ и ab); 2)    генотипы детей: aabb; ааВb; 3)    фенотипы детей: светловолосый с голубыми глазами; светловолосый с карими глазами.
6. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

http://arzamastseva.ru/images/cxema1.jpg
Условные обозначения
■    проявление исследуемого признака
○- женщина
□- мужчина
- дети одного брака

Схема решения задачи включает: 1)    признак рецессивный; 2)    генотипы родителей: мать - аа, отец — АА или Аа; 3)    генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы - Аа (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи).
7. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая - геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Со¬ставьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Схема решения задачи включает: 1)    генотипы родителей: кошка ХВХВ(гаметы Хв), кот -XbY (гаметы Хb, Y); 2)    генотипы котят: черепаховый - ХВХb, черный - ХbY; 3)    пол котят: самка - черепаховая, самец — черный.
8. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании поло¬вых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
Ответ:
генотипы родителей: самка aabb, самец АаВb; 2) генотипы потомства: 1АаВb серое тело нормальные крылья: 1 aabb черное тело укороченные крылья; 3) гак как гены сцеплены, то самец даст два типа гамет АВ, ab, а самка - один тип гамет аb, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1 (допускается иная генетическая символика, не иска¬жающая смысла решения задачи).

9. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов - над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58-е жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18-е зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 - с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
Ответ: 
генотипы исходных растений: жёлтые семена и выпуклые бобы АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab) x жёлтые семена
и бобы с перетяжкой Aabb (гаметы Ab, ab);
генотипы потомства: АаВb, ААВЬ - 63 - жёлтые семена, выпуклые плоды, Aabb, AAbb - 58 - жёлтые семена, плоды с перетяжкой, ааВb - 18 -зелёные семена, выпуклые плоды, aabb — 20 - зелёные семена, плоды с перетяжкой; 3)    гены двух признаков не сцеплены, поэтому наследование признаков независимое.
10. У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой (X ). Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника? Ответ:
1)   генотипы: мужа XDY (гаметы X , Y), жены XDXd (гаметы XD, Хd)   возможные генотипы детей этой пары XDXd (здоровая дочь - носительница гена дальтонизма), XDXD (здоровая дочь), XDY (здоровый сын), XdY (сын-дальтоник); 3)   вероятность рождения здоровой дочери - 50%, здорового сына - 25%, сына-дальтоника - 25%, дочери-дальтоника - 0%.
11. По родословной человека, представленной на рисунке, 
http://arzamastseva.ru/images/cxema2.jpg

установите характер наследования признака "маленькие глаза", выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков F1 (1, 2, 3, 4, 5).
Элементы ответа: 1)    признак рецессивный, не сцеплен с полом; 2)    генотипы родителей: ♀Аа х ♂Аа; 3)    генотипы потомков в F1: 1, 2-Аа; 3 – АА или Аа; 4, 5 - аа. (допускается иная буквенная символика).
12. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол - женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.
Элементы ответа: 1)    генотипы родителей: ♀XAY (гаметы ХА, Y), ♂ХАХа (гаметы ХА, Ха); 2)    генотипы возможного потомства: ♀XAY, ♂ХАХА, ♂ХАХа; 3)    25% - ♀XaY нежизнеспособные.
13. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (Ха), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. При скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство (у птиц гетерогаметный пол - женский). Составьте схему скрещивания и опреде¬лите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят.
Элементы ответа: 1)  генотипы родителей ♂ХАХа, ♀XAY, гаметы; ♂ - ХА, Xa; ♀-XA,Y; 2)    генотипы потомства: ХАХА, ХАХа, XAY, XаY (не жизнеспособны); 3)    соотношение по полу: 2/3 - самцы, 1/3 - самки.
14. Известно, что хорея Гентингтона (А) - заболевание, про¬являющееся после 35 - 40 лет и сопровождающееся прогресси-рующим нарушением функций головного мозга, и положитель¬ный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом. Ответ: Элементы ответа: 1)    генотипы родителей: отец - АаВb, мать - aabb, гаметы отца: АВ, Ab, aB, ab, матери - ab; 2)    генотипы потомства АаВb, aabb, Aabb, aaBb; 3)    25% потомства с генотипом ааВb - резус-положительные и здоровы, (возможна иная буквенная символика)
15. Известно, что хорея Гентингтона (А) - заболевание, про¬являющееся после 35 - 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, воз¬можного потомства и вероятность рождения резус-отрицательных детей с хореей Гентингтона.
Элементы ответа: 1)    генотипы родителей: отец - АаВb, мать - aabb, гаметы отца: АВ, Ab, aB, ab, матери: ab; 2)    генотипы потомства АаВb, aabb, Aabb, aaBb; 3)    25% потомства с генотипом Aabb - резус-отрицательные и могут заболеть хореей Гентингтона. (возможна иная буквенная символика)
16. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды - ААВb (гаметы: АВ и Ab);
зеленый стебель, красные плоды -ааВb (гаметы аВ и ab); 2) генотипы потомства в F,: AaBB, AaBb, Aabb;
3)   соотношение генотипов и фенотипов в F1: пурпурный стебель, красные плоды - 1 АаВВ : 2 АаВb пурпурный стебель, желтые плоды - 1 Aabb.
17. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) - над короткой (b). Скрестили чёрного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготными чёрными с короткой щетиной самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фе¬нотипы потомства и их соотношение.
Схема решения задачи включает: 1)    генотипы родителей: АаВb (гаметы - АВ, Ab, аВ, ab); AAbb (гаметы - Ab). 2)    генотипы потомства: ААВb; АаВb; Aabb; AAbb. 3)    фенотипы потомства и их соотношение: ААВb, АаВb- черные, с длинной щетиной (50%) AAbb, Aabb- черные, с короткой щетиной (50%).
18. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите гено¬типы родителей, потомства и возможное соотношение феноти-пов. Установите характер наследования признаков.
Схема решения задачи включает: 1)    генотипы родителей: Aabb (гаметы: Ab, ab) x АаВb (гаметы AB, Ab, aB, ab); 2)    Генотипы потомков, и соотношение фенотипов: 3/8 пурпурные колючие (ААВb и АаВb): 3/8 пурпурные гладкие (AAbb и Aabb): 1/8 белые колючие (ааВb): 1/8 белые гладкие (aabb) 3)    независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.
19. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
Схема решения задачи включает: 1)    доминантные признаки - плоды круглые зеленые, рецессивные признаки - плоды длинные полосатые; 2)    генотипы родителей: aabb (длинные полосатые) х АаВВ (круглые зеленые); 3)    генотипы родителей: aabb (длинные полосатые) х ААbb (круглые полосатые). (Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)
20. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без уси ков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговсра не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
Схема решения задачи включает: 1)    генотипы родителей: гладкие семена и усики -АаВb (гаметы АВ, ab), морщинистые семена и без усиков -aabb (гаметы ab); 2)    генотипы и фенотипы потомков: 1 АаВb - растения гладко семенные с усиками : 1 aabb - растения с морщинистыми семенами без усиков; 3)    закон сцепленного наследования.
21. Используя рисунок, определите, какие признаки плодов томата (тем¬ная или светлая окраска, грушевид¬ная или шаровидная форма) доминируют; каковы генотипы родите¬лей, генотипы и фенотипы гибридов F1 и F2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков не сцеплены. 
http://arzamastseva.ru/images/pomidori.jpg
Схема решения задачи включает: 1)    темные плоды томата и их шаровидная форма -доминантные признаки; генотипы родителей (Р): ААВВ (гаметы АВ) и aabb (гаметы ab); 2)    генотип F, - АаВb - темные шаровидные плоды (гаметы АВ, Ab, aB, ab); 3)    генотипы F2: 9 А_В_ - тёмные шаровидные; 3 A_bb - тёмные грушевидные; 3 ааВ_ - светлые шаровидные; 
1 aabb - светлые грушевидные.
22. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном X , рыжая — геном X , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: кошки ХВХb, (гаметы Хв), кота - XbY (гаметы Хb, Y); 2) генотипы котят: рыжие - XbY или ХbХb; 3)     наследование, сцепленное с полом.
23. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
Схема решения задачи включает: 1)    Генотипы родителей: мать АаВb (гаметы АВ, Аb, аВ, ab), отец АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab); 2)    генотип первого ребенка; aabb - сросшаяся мочка, гладкий подбородок; 3)    генотипы и фенотипы возможных потомков: А_В_ - свободная мочка, треугольная ямка, А_bb - свободная мочка, гладкий подбородок. ааВ_ - сросшаяся мочка, треугольная ямка, aabb - сросшаяся мочка, гладкий подбородок, (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)
24. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья - над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.
Схема решения задачи включает: 1)   дигибридное скрещивание с независимым наследова¬нием признаков и неполным доминированием; 2)   генотипы родителей: АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab) - розовые цветки, промежуточные листья, ааВВ (гаметы аВ) - белые цветки, узкие листья; 3)   генотипы потомков в F,; 1 - АаВВ (розовые цветки, узкие листья); 1 - АаВb (розовые цветки, промежуточные листья); 1 - ааВВ (белые цветки, узкие листья); 1 - ааВb (белые цветки, промежуточные листья).
25. Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой; а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чаше-ки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.
Схема решения задачи включает: 1)    дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков и неполным доминированием;

2)    генотипы родителей: розовые ягоды и промежуточ¬ная чашечка - АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab), красные ягоды и листовидная чашечка - AAbb (гаметы Ab); 3)    генотипы и фенотипы потомков в F1: 1 ААВb - красные ягоды, промежуточная чашечка, 1 АаВb - розовые ягоды, промежуточная чашечка, 1 AAbb - красные ягоды, листовидная чашечка, 1 Aabb - розовые ягоды, листовидная чашечка.
26. Фенилкетонурия (ФКУ) - заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), и альбинизм (а) наследуются у че¬ловека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец - альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите геноти¬пы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих ФКУ.
Схема решения задачи включает: 1)    генотипы родителей: мать - АаВb (гаметы АВ, Аb, aB, ab), отец - aabb (гаметы ab); 2)    генотипы возможного потомства: АаВb - норма по двум признакам, Aabb - норма, ФКУ, ааВb - альбинизм, норма, aabb - альбинизм, ФКУ; 3)    25% детей (ааВb) - альбиносы, не страдающие ФКУ.
27. У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак - h) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения зада¬чи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы по-томства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.
Элементы ответа: 1) генотипы родителей: мать ХHХH (гаметы: XH) и отец XhY (гаметы: Xh и Y); 2) генотипы потомства: 
дочери XHXh ,сыновья XHY; 3) дочери – носительницы гена гемофилии, а сыновья- здоровые.
28. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая - геном Хb, гетеро-зиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Coставьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей потомства, возможный пол котят.
1) генотипы родителей: кошка ХВХВ (гаметы: ХВ ), кот -ХbY (гаметы: Хb и Y); 2) генотипы котят: черепаховый - ХВХb, 
черный - ХВY; 3) пол котят: самка - черепаховая, самец - черный.
29. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) - над короткой (Ь) (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы по¬томства, полученного при скрещивании черного с длинной щети¬ной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной. Составьте схему решения задачи
Элементы ответа 1)   генотипы родителей: АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab), AAbb (гаметы Аb); 2)   генотипы потомства: ААВb; АаВb; Aabb; AAbb 3)   фенотипы потомства: ААВb, АаВb - черные, с длинной щетиной и AAbb, Aabb - черные, с короткой щетиной
30.Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессив¬ные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите ге-нотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы по¬томстваF,, если доминантные и рецессивные гены данных при-знаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании поло¬вых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
Элементы ответа:
1) генотипы родителей: ♀aabb (гаметы: ab), ♂АаВb (гаметы: АВ, ab); 2) генотипы потомства: 1 АаВb - серое тело нормальные
крылья и 1 aabb - черное тело укороченные крылья; 3) так как гены сцеплены, а кроссинговер не происходит, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка – один тип гамет аb. У потомства проявятся только два фенотипа в соотношении 1:1.
31. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А - наличие меланина в клетках кожи, а - отсутствие меланина в клетках кожи - альбинизм), а гемофилии - сцеплено с полом (Xн - нормальная свертываемость крови, Xh - гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обоим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
32. Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: ♀ААХНХH (гаметы АХН); ♂aaXhY (гаметы aXh, aY); 2) генотипы и пол детей: ♀AaXHXh; ♂AaXHY; 3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.
33.В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын - дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и даль-тонизма (d) располагаются в X хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей -носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: мать - XDXd (гаметы XD, Xd), отец -XDY (гаметы XD, Y); 2) генотип сына: XdY; 3) вероятность рождения детей - носителей гена дальто¬низма - 25 % (XDXd) - все девочки.
34.У человека аутосомный ген карих глаз (A) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм - d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Схема решения задачи включает: 1)   генотип матери - AaXDXd (гаметы: AXD, aXD, AXd, aXd), генотип отца - aaXDY (гаметы: aXD, aY); 2)   генотипы детей: девочки - AaXDXD ,aaXDXD, AaXDXd, aaXDXd, мальчики - AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY; 
3)   вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaXdY-мальчики.
35. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: 1(0), II(А), III(В), IV(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i°, причем аллель i° является рецессивной по отношению к аллелям IА и IВ. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.
Схема решения задачи включает: 1) родители имеют группы крови: II группа - IAi° (гаметы IА, i°), III группа - IBIB (гаметы IB); 
2) возможные фенотипы и генотипы групп крови детей: IV группа (IАIВ) и III группа (IBi°); 3) вероятность наследования II группы крови - 0%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал «Современные требования к уроку информатики»

Все, кто так или иначе сделал информатику областью своей практической деятельности, имеют уникальную возможность ви­деть становление новой научной области.Практика обучения информатике и тенденции раз...

Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."

Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний.  Для закрепления материала по теме «Мой дом»  учащимс...

Учебно - методический материал "Проектная методика на уроках иностранного языка"

Предлагается теоретический и практический материал, используемый на уроках немецкого языка по методу проектов...

учебно- методический материал, сценарии внеклассных мероприятий, учебные программы

Данный материал является результатом многолетней работы педагога музыкально-теоретических дисциплин на отделении "хореографическое искусство" ДШИ. Это план-конспект открытого урока по истории хореогра...

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...