Игровые задания по биологии для 11-го класса
олимпиадные задания по биологии (11 класс)
Познавательные задания в игровой форме для учащихся 11-х классов, развивающие логическое мышление и интерес к изучению экологических аспектов биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_zadaniya_po_biologii_11_klass.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые задания по биологии для 11 - го класса.
Задание 1.
Летописцы сохранили и донесли до нас описание экологической катастрофы, произошедшей на острове Пасхи и имеющей социальные корни. Знание зашифровано и имеет лишь доступ к мудрым потомкам, которые сумеют восстановить последовательность событий и вделать вывод.
- Боги любят огромные каменные статуи на берегу океана.
- На острове Пасхи было много лесов, зверей, птиц, океан богат рыбой.
- Чтобы вырубать в скале статуи, надо рубить леса и из пальмового волокна изготовить веревки для установки статуй.
- На острове Пасхи растет только грубая трава, нет леса, птиц, зверей. Люди голодают, живут в землянках, лодки изготовляют из прутьев и глины, рыбу ловят только у самого берега.
- Люди жили хорошо, любили своих богов и жрецов.
- Исчезли леса - не стало зверей и птиц, не стало материала для строительства хижин и лодок, нечем стало ловить рыбу.
- Страшный голод привел к каннибализму, погибали жрецы и слуги - численность населения сократилась в несколько раз.
- Жрецы любят власть, а много статуй - значит много власти.
- Народ должен вырубать в скалах статуи и устанавливать их на берегу - это нравится богам, и жрецы их племени станут могущественнее жрецов соседних племен.
- Выводы сделайте сами.
Ответ: 2 - 5 - 1 - 8 - 9 - 3 - 6 - 7 - 4.
Вывод. Борьба жрецов за власть уничтожила цивилизацию острова Пасхи.
Задание 2.
Из приведенных факторов составьте логическую цепочку. Какой из приведенных факторов можно считать логическим выводом?
- Карпы активно вытесняют местные породы рыб в реках острова Тасмании и на юге Австралии.
- Туристы любят ловить форель в реках Тасмании
- Карпы завезены из Европы в Австралию в конце XIX в., но стали распространятся в реках Тасмании с 60 - х гг. XX в.
- Туристическая индустрия на острове Тасмания приносит ежегодно 34 млн. австралийских долларов прибыли.
- Растения и животные часто не выдерживают конкуренции с завезенными видами.
- Если карпы вытеснят форель, то туристическая индустрия потерпит крах.
- Карп - быстрорастущая пресноводная рыба.
Ответ: 7 - 3 - 1 - 2 - 4 - 6 или 3 - 7 - 1 - 2 - 4 - 6; факт под номером 5 может служить выводом.
Здание 3.
Вмешательство человека в природу часто дает неожиданный и крайне нежелательный эффект. Рассмотрим это на примере строительства в Египте Асуанской гидроэлектростанции.
Расположите приведенные факты в логической последовательности.
- Великий Нил, разливаясь, удобрял илом крестьянские поля.
- В стоячей воде водохранилища размножились паразиты, и люди стали страдать от малярии и кишечных болезней.
- Нил приносил ил в Средиземное море, и к устью реки подходили стаи рыбы, которую ловили рыбаки.
- Асуанская плотина перегородила реку, и возникло водохранилище.
- Разливы Нила прекратились и крестьянские поля без плодородного ила перестали кормить крестьян.
- Рыба перестала подходить к устью реки за кормом, и тысячи рыбаков разорились.
- Люди построили плотину, перегородившую реку, и стали получать электроэнергию.
- Пришлось построить туковые заводы для крестьянских полей.
- Туковые заводы потребляют много электроэнергии.
- Перечисленные экологические нарушения, вызванные строительством Асуанской ГЭС достаточно серьезные, но не возникнет ли новых проблем?
Ответ: 1 - 3 - 7 - 4 - 2 - 5 - 8 -9 - 6 - 10, или 1 - 3 - 7 - 4 - 5 - 8 - 9 - 2 - 6 - 10, или 1 - 3 - 7 - 4 - 5 - 8 - 9 - 6 - 2 - 10.
Задание 4.
Экологическая проблема является следствием высокой численности вида. Приведенные факты расположите в логическую цепочку.
- В североамериканский порт из Европы вместе с грузом зерна в трюме прибыло и несколько "пассажиров" - это были воробьи.
- В Америке на смену лошадям пришел автомобиль.
- Воробьев стали стрелять из ружей, травить ядом и ловить сетями, но ничего не помогало - численность воробьев возрастала!
- Кандидаты в городской парламент, заметив народную любовь к воробьям, стали ратовать за охрану воробьев.
- В Северной Америке не было воробьев.
- Воробьев становилось все больше и больше.
- Американцы испытывали ностальгию по Англии, вспоминали воробышков.
- Воробьи начали пачкать наличники окон, отнимать корм у кур и индеек - американцы перестали симпатизировать воробьям.
- Англичане приезжали в Америку, захватывали кусок земли и называли себя американскими фермерами, но скучали по родине.
- Меньше стало на дорогах овса - сократилась численность воробьев, они перестали раздражать фермеров, проблема исчезла.
- Достаточно было напомнить, что тот или иной депутат ратовал за охрану воробьев, как его кандидатура с треском проваливалась.
- Мало стало лошадей - меньше стало лошадиного навоза с остатками полупережеванного овса.
- Американцы стали строить кормушки и домики для воробьев.
- Огромные стаи воробье стали разорять пшеничные поля.
Ответ: 9 - 7 - 5 - 1 - 13 - 4 - 6 - 14 - 8 - 3 - 11 - 2 - 12 - 10, или 9 - 7 - 5 - 1 - 13 - 4 - 6 - 8 - 14 - 3 - 11 - 2 - 12 - 10.
Задание 5.
Составьте приведенные здесь в беспорядке факты в логическую цепочку. Какое заявление можно считать выводом.
- ... но инквизиция сжигала на кострах не только людей...
- Домашняя кошка в Древнем Египте считалась не только священным животным. Кошки защищают жилища людей от крыс и мышей.
- Мышевидные грызуны не только портят и поедают зерно, но и переносят чуму.
- Чума - бич средневековых городов, иногда чума выкашивала все население.
- Мало кошек - много крыс и мышей.
- Святая инквизиция сначала сжигала книги, потом людей!
- И тогда в средневековые города пришла чума.
- Инквизиция считала кошек "дьявольскими созданиями".
- Инквизиция стала сжигать кошек на кострах.
- От легочной чумы нет спасения - человек умирает внезапно, как от удара молнии"
- Численность кошек в средневековых городах начала резко сокращаться.
- За всю историю человечества от эпидемий погибло больше людей, чем от всех войн, вместе взятых.
Ответ: 3 - 4 - 6 - 1 - 8 - 9 - 11 - 5 - 7 - 4 - 10 - 12 - 2 заявление под номером 2 можно считать выводом.
Задание 6.
Пример неудачной интродукции растений. Из приведенных фактов составьте логическую цепочку.
- Из Америки в Австралию завезли кактусы.
- Кактусы в Австралии стали быстро размножаться, захватывая пастбища, что вызвало недовольство фермеров.
- В Австралии развито овцеводство, но овец нужно пасти.
- В Америке ограничивающим фактором для кактусов является кактусовая моль, личинки которой повреждают ткани кактусов.
- Но кактусов в Австралии нет, значит, их надо привезти.
- Для выпаса овец необходимо огораживать территорию.
- Сначала кактусы исправно выполняли роль колючих живых изгородей, которым не требовалось ремонта.
- Фермеры стали рубить кактусы на куски, но кактусы размножались вегетативно, поэтому их становилось все больше.
- Лишь тогда, когда в Австралию из Америки была завезена кактусовая моль, кактусы перестали наступать на пастбища.
- Можно огораживать участки живыми колючими растениями, например кактусами.
- Но в Австралии нет кактусовой моли.
- Почему в Мексике кактусы не столь быстро захватывают землю, как в Австралии?
- Фермеры обливали кактусы бензином и пытались их сжигать, но сочные ткани кактусов плохо горят.
Ответ: 3 - 6 - 10 - 5 - 1 - 7 - 2 - 8 - 1 - 13 - 12 - 4 - 11 - 9.
Задание 7.
В природе все взаимосвязано. Приведенные здесь беспорядочные факты выстройте в логической последовательности.
- Водоемы и побережья были обработаны ядохимикатами ДДТ.
- На Филиппинах стало много комаров, заражающих человека малярией.
- От ДДТ погибли комары, тараканы отравились и стали малоподвижными.
- Расплодились крысы.
- Опасность эпидемии чумы была устранена.
- Кошки, поедая малоподвижных ящериц, перестали охотиться на крыс.
- В джунгли самолетами на парашютах был сброшен десант здоровых кошек.
- Крысы распространяют блох - переносчиков чумы.
- Ящерицы, поедая отравленных тараканов, сами становились малоподвижными.
- Кошки сократили численность крыс.
- Чума опаснее малярии.
Ответ: 2 - 1 - 3 - 9 - 6 - 4 - 8 - 11 - 7 - 10 - 5.
Задание 8.
Пример неудачной интродукции вида. Приведенные в беспорядке факты изложите изложите в логически правильной последовательности.
- Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.
- Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.
- Для копчения нильского окуня требовалось много дров.
- В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножился и рос, достигая веса 40 кг. и длинны 1,5 м.
- Леса на берегах озера интенсивно вырубались - поэтому началась водная эрозия почв.
- В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.
- Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.
- Эрозия почвы привела к снижению плодородных полей.
- Скудные почвы не дают урожая, и крестьяне разорялись.
Ответ: 4 - 1 - 7 - 2 - 6 - 3 - 5 - 8 - 9.
Задание 9.
Использование ядохимикатов может дать отрицательный результат. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности.
- Муха цеце уцелела и вскоре после обработки ядом восстановила свою численность.
- Ядохимикат дельтометрин ядовит для холоднокровных животных.
- Африканская муха цеце распространяет смертельную "сонную болезнь".
- Люди обработали пойманные леса дельтометрином.
- Из 55 видов африканских пресноводных рыб от яда погибли 11 видов.
- "Сонная болезнь" - смертельно опасное заболевание человека и животных.
Ответ: 6 - 3 - 2 - 4 - 1 - 5, или 6 - 3 - 2 - 4 - 5 - 1.
Источник: Учительская газета "биология 26/2000".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические задания по биологии для учащихся 6 класса на тему: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
материал можно использовать для разработки уроков по биологии в 6 классе...
Опыт работы учителя по теме "Развитие творческого мышления обучающихся через игровые задания и упражнения в 5-8 классах".
Развитие творческого мышления обучающихся через игровые задания и упражнения в 5-8 классах в условиях нерусской школы...
Карточки - задания по биологии "Углеводы. Липиды." 9 класс
Используются при проверке знаний учащихся....
Игровые задания по биологии 6 класс
Игровые задания по биологии...
Игровые задания по биологии "Посади птичку в слово"
Пользуясь подсказками, учащиеся должны отгадать сами слова и названия тех птиц, которые из них "вылетели"....
Презентация "Соревновательно-игровые задания на уроках ФК в старших классах"
Презентация "Игры и эстафеты на уроках ФК в старших классах"...
Игровые задания по биологии
Игровые задания по биологии...