Геномные мутации 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Урок разбора геномных мутаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_biologiya_10a.docx | 18.13 КБ |
genomnye_mutatsii.pptx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Геномные мутации».
Цель урока: сформировать знания о геномных мутациях, выявить причины возникновения и геномных мутаций;
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Приготовились к уроку, можете присаживаться.
II Актуализация знаний
Мы с вами заканчиваем изучение большого раздела «Генетика», давайте запишем дневники домашнее задание: Подготовится к контрольной работе по главе.
А сейчас, предлагаю вам повторить основные термины, которые встречались нам в ходе изучения раздела и могут так же встретится вам в контрольной работе.
- Итак, начнем! Даниил, предлагаю выбрать твоего напарника в первом задании. Твой напарник должен угадать определения из раздела Генетика, которые ты будешь ему объяснять, не используя однокоренные слова. Можешь выбрать любой листок с определениями, и как будешь готов, мы приступим. (на карточках Вика, Наташа, Денис). (Затем к доске выходит Карина, Валиджон)
-Молодцы, ребята! Определения мы повторили и теперь можем решить генетическую задачу, которая может встретиться вам в ЕГЭ в части С.
У человека нос с горбинкой (А) — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный. Полные губы (В) — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами? В соответствии с каким законом происходит наследование данных признаков?
(сначала у доски Наташа до написания гамет, гаметы – Денис, потомство и ответ –Ирина) (остальные решают в тетради - проверять)
-Задача решена. А теперь давайте вспомним. Напомните, что такое изменчивость организмов? Какие типы изменчивости мы знаете? С какой мы еще не успели познакомится? Сформулируйте тему и цель урока.
III Изучение нового материала
Вы уже знаете, что мутации в нашем организме возникают внезапно и на их появление влияют химические, физические и биологические факторы. Геномные мутации не исключение. Они влияют на количество хромосом клетках.
Запишите определение: Геномные мутации - это мутации, которые приводят к добавлению либо утрате одной, нескольких или полного гаплоидного набора хромосом.
А сейчас вы получите набор хромосом людей с различными геномными заболеваниями, с которыми мы познакомимся в ходе нашего урока. Ваша задача составить набор, не забывайте, что все хромосомы находятся в парах, и найти лишнюю или недостающую хромосому. По готовности сообщите.
Теперь по готовности, подойдите к доске, на доске размещены те мутации, что встретились у вас в наборах.
Вы получили теоретический материал о сопутствующих симптомах, при различных заболеваниях. Прежде нам обсудить геномные мутации, я прошу вас прочитать материал, выбрать основной материал и оформить таблицу в своей тетради.
(зарисовывают таблицу со слайда)
(Выходят к доске или отвечают с места и по ходу урока и выступлений ребят заполняется таблица и сопутствуют слайды)
- Синдром Шерешевского-Тернера
- Синдром Клайнфельтера
- Синдром Патау
- Синдром Эдвардса
- Синдром Дауна
IV Закрепление
В конце прошлого года многие из вас сдавали экзамен ОГЭ по биологии и никто не исключает вероятности вашего выбора биологии на ЕГЭ. Именно поэтому предлагаю вам закрепить полученные знания и решить задание на соответствие, которое может повстречаться вам на экзамене.
(на слайде задание, пишут на листочках – сдают)
V Итог урока
Спасибо ребята вам за работу на уроке! Вы все справились с большим количеством заданий и обязательно получите свои оценки, когда мной будет проверено ваше итоговое задание. Оценки озвучу вам на следующем уроке.
Помните о подготовке к контрольной работе!
(Если остается время, решаем задачи по генетике – на слайде)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
03.04.2019 г. Геномные мутации
Геномные мутации - это мутации, которые приводят к добавлению либо утрате одной, нескольких или полного гаплоидного набора хромосом.
Названи е синдрома Изменение генома Сопутствующие нарушения
Синдром Шершевского -Тернера Утрата второй Х хромосомы у женщин (Х0) Маленький рост Короткая шея В оронкообразная грудина Бесплодие С лабое развитие половых признаков Умственная отсталость
Синдром Клайнфельтера Лишняя Х хромосома у мужчин (ХХУ) Высокий рост Длинные конечности Бесплодие Развитие молочных желез Склонность к ожирению Разнообразные нарушения психики, снижение интеллекта
Синдром Патау Лишняя хромосома в 13 паре П ороки головного мозга Полидактилия Глухота Умственная отсталость Низко расположенные уши Незаращение верхней губы и неба
Синдром Эдвардса Лишняя хромосома в 18 паре Задержка роста Умственная отсталость Короткая грудина М ышечный гипертонус Открытые швы черепа Выступающие наружные гениталии
Синдром Дауна Лишняя хромосома в 21 паре Небольшой рост Слабоумие Н ебольшая голова со скошенным затылком К осые глазные щели Короткий нос с широкой переносицей П олуоткрытый рот с высунутым языком
А. Синдром Шершевского -Тернера 1. Пороки головного мозга, п олидактилия, г лухота, у мственная отсталость, н изко расположенные уши, н езаращение верхней губы и неба Б. Синдром Клайнфельтера 2. Задержка роста, у мственная отсталость, к ороткая грудина, м ышечный гипертонус , о ткрытые швы черепа, в ыступающие наружные гениталии В. Синдром Патау 3. Маленький рост, к ороткая шея, в оронкообразная грудина, б есплодие, с лабое развитие половых признаков, у мственная отсталость Г. Синдром Эдраврдса 4. Небольшой рост, с лабоумие, н ебольшая голова со скошенным затылком, к осые глазные щели, короткий нос с широкой переносицей, п олуоткрытый рот с высунутым языком Д. Синдром Дауна 5. Высокий рост, д линные конечности, б есплодие, р азвитие молочных желез, с клонность к ожирению, р азнообразные нарушения психики, снижение интеллекта
Спасибо за урок!
У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак — h) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом. Глухота — аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема "Классификация мутаций", 9-10 класс
Схема "Классификация мутаций", 9-10 класс по рпограмме Н.И. Сонина...
Биология 10 класс. Тема урока: Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генетические мутации. Лабораторная работа № 6 «Выявление источников мутагенов в окружающ
Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генетические мутации. Лабораторная работа № 6 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последс...
Урок в 10 классе "Мутации"
Урок в 10 классе "Мутации" с элементами мыслительных приёмов и обучающих структур...
Геномные и хромосомные мутации
Виды геномных мутаций: полиплоидия- автополиплоиды и аллополиплоиды, анеуплоидия, трисомия и моносомия. Виды хромосомных мутаций: делеция, транслокация, дупликация, инверсия. 10 класс по учебник...
Технологическая карта урока биологии по теме: «Мутации» (9 класс)
Урок с использованием технологии проблемного обучения...
урок биологии 10 класс по теме "Геномные и хромосомные мутации. Внеядерная наследственность"
В помощь моим ученикам предлагается презентация, видеоурок. Для закрепления материала необходимо выполниить задание...
"Геномные хулиганы и их симметрия" проект интенсивной смены "Кристалл и его тайны"
Пректная работа по изучению строения вирусов...