Личностно ориентированная технология на уроках биологии.
статья по биологии
Так и у всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы на уроке. Детям требуется разное время и для овладения учебными умениями и навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno_orientirovannaya_tehnologiya_na_urokah_biologii.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированная технология на уроках биологии.
Судомойкина Алена Яковлевна учитель биологии МОУ Иволгинская СОШ
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
Прием обратной связи "Ладошки".
Спасибо за поддержку.
Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.
Прием " Ассоциации", выполняется на фоне легкой музыки голосов природы.
А теперь я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого - таинственный лес, а в образах третьих - наша уникальная планета.
(Параллельно демонстрируются слайды).
Так и у всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы на уроке. Детям требуется разное время и для овладения учебными умениями и навыками.
Итак, что сделать, чтобы наши ученики были увлечены работой на уроке? Как же их заинтересовать?
Это очень сложно на первый взгляд, но оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. Технологий очень много, я бы хотела сегодня поделиться опытом и рассказать о некоторых методах и приемах личностно ориентированной технологии, о которой так много говорят сейчас. Очень хорошо о личностно -ориентированной технологии рассказывает Е. Н. Маслак в своей книжке «Личностно ориентированный урок. Из практики работы учителя биологии», которым я пользуюсь.
Как говорит название, эта технология ориентирована на личность ребенка, чтобы он пропустил это через себя.
Запомните семь правил:
Личностно- ориентированного урока НЕ может быть без:
- Учета индивидуальных особенностей класса
- Использования субъективного опыта учащихся
- Самостоятельного целеполагания
- Ситуаций выбора на всех этапах, где это возможно
- Большого дидактического материала
- Создания ситуации успеха
- Рефлексии
1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Актуализация необходима для того, чтобы вспомнить знания, которые будут необходимы для изучения новой темы. Мы привыкли на уроках проводить прямой опрос по прошлой теме с четкими вопросами, на личностно ориентированном уроке актуализируется жизненный опыт и ему не следует давать оценок.
Вот например. При изучении класса земноводных вы спрашиваете: «Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? Какие ваши ощущения. Или у кого был вывих (растяжение связок, переломы), расскажите, что вы чувствовали и что вы делали до приезда врачей. Поверьте, они с таким интересом говорят об этом, пусть даже не весь класс, но несколько человек все равно расскажут.
2.МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Мотив-это желание что-нибудь делать мотивация это побуждение к работе. При личностно ориентированном обучении учитель должен создать условия, чтобы дети сами захотели узнать это и сами поставили цель.
Приемы мотивации:
- Парадоксальные факты
Например, при изучении работы сердца и автоматии, можно привести такой факт в начале урока: Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку. Зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека? Интересно. Как вы думаете?
- Создание проблемной ситуации
При изучении строения яйца и размножения птиц можно детей озадачить таким вопросом: Вы любите яичницу? Наверное, да, я тоже люблю. А вы не задумывались над тем, что мы едим, яйцо-это что? Как оно образуется внутри организма курицы? В ответ последуют многочисленные варианты, и вы с классом ставите цель- что такое яйцо и как оно образуется?
3.Анализ жизненной ситуации
При изучении витаминов: замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?
Или вот на урок при изучении групп крови, переливание крови принести, к примеру медаль Почетному донору Республики Беларусь. Спросить, за что такая медаль может быть получена?
4.Использование произведений искусства
При изучении гормонов: Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было вылечить Лукерью в наши дни?
Тема «Металлы».Объясните с точки зрения химика фрагмент стихотворения А. Ахматовой.
…Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово...
(Золото не ржавеет, не коррозирует, но разница в динамике разрушения стали и мрамора подмечена точно).
Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка, хоббиты и другие). Как вы думаете, с чем связан их маленький рост?***основы генетики.
5.Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки?
- От худого семени не жди доброго племени (тема «Семя», «Влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье»)
-Достанется тебе ухо от селедки (тема «Рыбы»)
6.Найди в тексте ошибку (дается текст с ошибкой по определенной теме и в конце урока ошибку дети сами найдут)
7. Экскурсия в историю
При изучении фотосинтеза и дыхания растений: одна знатная дама , узнав об исследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?
При изучении темы «Сахароза» можно использовать следующий занимательный материал.
В Европе было время, когда сахар считали дорогим лекарством и покупали в аптеках. Так было еще довольно долго после того, как немецкий химик Андреас Сигизмунд Маргграф выделил первый «европейский» сахар из сахарной свеклы. А дата этого события— 1747 год.
8.Изречения знаменитых людей
-Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Вы с этим согласны?
-Гиппократ: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами»
9. Приём "Что бы это значило?"
(Демонстрация слайдов)
- 19-папоротник
- 20-лишайник
- 21-палочник
- 22-плоды финиковой пальмы).
Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).
10. Прием практического метода
Демонстрация химических опытов с содой и уксусной кислотой при изучении свойств уксусной кислоты;
Демонстрация химического опыта с перекисью водорода и калий марганца « Много пены» к темам: Свойства Н2О2 или Свойства Калий марганца.
С позиций личностно ориентированного обучения ученики должны сами сформулировать цель, а это они могут, можете чуть-чуть их подтолкнуть к этому (а вы хотите узнать….).
3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
примерно ¼ часть урока – до 15 минут (по закономерностям усвоения)
на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта
(дидактическая цель урока :НЕ научить или познакомить, а создать условия!),
учитывая индивидуальные особенности учеников,
а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)
4.ОТРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ,ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Для слабых и творческих учеников можно дать интересные (креативные задания), можно разработать много карточек-заданий, можно организовать задания на пару.
- Метод образного видения.
Тема «Простейшие»
Опишите амебу обыкновенную, используя только прилагательные.
(одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная.)
- Метод эмпатии (вживания.)
Представьте себе, что вы- эвглена зеленая. Опишите свои ощущения (я одноклеточная, мне очень одиноко и скучно, бывает и страшно, я очень маленькая- быстро устаю.)
3.Метод эвристических вопросов.
Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как», «чем», «когда»…
4.Метод ошибок. Найдите в тексте биологические ошибки (ребенку предлагается текст с ошибками)
Кстате , такие упражнения хорошо использовать развивая слуховую память. Прочитав текст один раз верно, второй уже с ошибками, ребята должны найти ошибки, воспринимая текст на слух
5. Метод сравнения.
Что здесь лишнее? Дайте по два разных ответа. Ответы обоснуйте.
А) Медведь, рысь, лиса, волк, дельфин, акула
Б) Капуста, морковь, свекла, огурец, земляника
6 .Метод фактов
Составьте описание «особо опасного преступника»- змеи кобры. (Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружен до зубов, на ребрах ходит, у него есть капюшон, на нем- татуировка.)
5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Обычно - это выставление отметок и домашнее задание. Причем объективным результатом урока служит отметка, а субъективным- рефлексия ( осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов).
- Что нового вы узнали?
-Интересно ли вам было на уроке? Что именно вам понравилось?
- Доволен ли ты своим результатом? ( Если нет, то укажи причины: мало занимался, не понял материал, не знал, что нужно было выучить, и др.)
В. Гете сказал: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…». Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. Помочь им в этом – задача всех учителей.
А сейчас давайте попробуем отработать несколько методов и приемов.
Задания: 1.Попробуйте описать ЛОО, используя только прилагательные:
креативное, критичное, смыслотворческое, способное к самоопределению, саморазвитию, позитивное.
И это был использован метод….? Образного видения
2.Составьте вопросы про ЛОО, используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как» , «чем». «когда».
«ЧТО»-обучение, урок, технология,
«КТО»-обучаемый, ученик, учитель
«ЗАЧЕМ»- знать ,уметь, понимать, делать
«ПОЧЕМУ»-результативность, качество знаний
«КАК»-используя различные технологии обучения
«ЧЕМ»- методами, приемами, игрой, наглядностью
«КОГДА»- во время урока, вне урока,
Метод эвристических вопросов.
3.Что здесь лишнее?
А) Монолог, знания, умения, навыки;
Б) Диалог, полилог, сотрудничество, творческая учебно-познавательная деятельность;
Метод сравнения
4.Определите прием обучения, зная тот факт ,что этот прием оказывает помощь каждому ученику в совершенствовании своих индивидуальных способностей, в развитии как личности, с учетом имеющегося у него опыта познания. ( ЛОО)
Метод фактов
Таким образом, каждый учитель-предметник может применять на своих уроках отдельные элементы данной технологии. От этого зависит результативность урока и качество знаний обучаемых.
Рефлексия.
На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего
труда – «Какой я вижу природу» и ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.
Я прошу на ваших творческих листах нарисовать:
1. Какими Вы были в начале нашей встречи
2. В конце встречи.
Приём обратной связи «Рожицы».
Из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать 2-наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:
- Самым интересным для меня сегодня было….
- В своей дальнейшей работе я…
- Я пожелал бы ведущему урок учителю….
- Я бы хотел посоветовать….
Приём обратной связи "Анкетирование", методом незаконченного предложения.
Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу. Думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.
Успехов Вам и творчества! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
личностно-ориентированное обучения на уроках биологии
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ...
Личностно -ориентированные подходы на уроках биологии.
Статья посвящается использованию технологии дифференцированного подхода в обучении биологии....
Личностно -ориентированные подходы на уроках биологии.
Статья посвящается использованию технологии дифференцированного подхода в обучении биологии....
Применение личностно-ориентированных технологий на уроках технологии
Применение личностно-ориентированных технологий на уроках технологии...
статья "Личностно-ориентированные технологии на уроках технологии в школе"
Каждый предмет, изучаемый в школе важен и нужен. Не исключение и предмет – технология. В современное время, когда у молодежи новые интересы и принципы, важно со школьной скамьи прив...
Доклад на тему: «Использование технологий личностно-ориентированных технологий на уроках математики.»
Использование технологий личностно-ориентированных технологий на уроках математики....
ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Технологий очень много, я бы хотела сегодня поделиться опытом и рассказать о некоторых методах и приемах личностно- ориентированной технологии, о которой так много говорят сейчас. Как говорит название...