Конспект занятия: "Размножение семенных растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

В конспекте этого урока описывается виды размножения семенных растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Размножение семенных растений

Цели: 

познакомиться с размножением голосеменных, покрытосеменных растений;

установить преимущество семенного размножения перед размножением спорами.

I. Определение темы урока.

– Какое жизненно важное свойство всех живых организмов мы с вами изучали на предыдущих уроках?

– Размножение

– Что такое размножение?

– Размножение – это увеличение числа особей.

– Какие виды размножения вам известны?

Ответ:

http://festival.1september.ru/articles/214618/img3.gif

– Размножение каких отделов растений мы рассмотрели?

– Водорослей, мхов, папоротников.

– Сейчас мы определим объект нашего изучения.

Задание: Вашему вниманию предоставляются загадки. Вам необходимо выяснить о каком растении идет речь. (На магнитной доске появляются иллюстрации отгаданных растений.) Слайд 2, 3, 4

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Елочка отличная
Только необычная -
К холодам у этой елки
Осыпаются иголки.
(Лиственница)

В жару слезою желтой плачет,
А в холод слезы прячет.
Не лиственница и не елка,
Хоть есть и шишки, и иголки.
(Cосна)

Шишки словно у сосны,
Но орешки в них вкусны.
(Кедр)

Зеленеет кустик стройный,
Как сосна и елка хвойный,
Но не колки, как у елки
И у сосны, его иголки.
(Можжевельник)

– К какому отделу относятся все эти растения?

– Отдел Голосеменные растения.

–  Вспомните основные признаки , характерные для голосеменного растения.

– Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений.

Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.

Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.

Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.

Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.

– Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

– Размножение голосеменных растений.

II. Постановка цели.

– Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке. Проведем биологический блиц-опрос. Я называю термин, а вы должны дать его определение: Итак, начнем

Гаплоидный набор хромосом, гаметы, яйцеклетка, спермии, оплодотворение, опыление, вегетативное размножение,

диплоидный набор хромосом.

III. Объяснение нового материала.

– Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия.
Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко.

Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.

Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.
Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.
Голосеменные производят огромное количество пыльцы. Объясните почему?

– Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных образуется очень много пыльцы.

После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка

– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.
Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.

Задание: В ядре клеток листьев сосны находится 24 хромосомы. Какой набор хромосом содержат половые гаметы данного растения: яйцеклетки и спермии?

– Появление семени – важный этап в эволюции растений. В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами?

– В семени зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание. Семенное размножение не зависит от наличия воды.

V. Итоги урока.

1. Голосеменные относят к особой группе высших растений – семенным растениям.
2. Образование семян – прогрессивный шаг эволюции.
3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек. Образуются из семязачатков в результате опыления и оплодотворения.

VI. Домашнее задание. Слайд 13

Подготовить сообщение  о любом хвойном растении.


Объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине".

Пестик является женской частью цветка. Тычинка является мужской частью цветка.

В пыльниках тычинки образуются пыльцевые зёрна, или пыльца.

Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок. Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал — пыльцевход. Он ведёт к ткани, занимающей центральную часть семязачатка. В этой ткани в результате деления клеток образуется зародышевый мешок, состоящий из восьми клеток: по три клетки на полюсах, и две клетки в центре, сливаясь, образуют центральную клетку. На одном из полюсов находится крупная яйцеклетка.

Как вы думаете, какова основная функция цветка?

Таким образом, мы выяснили, что цветок - орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами.

Как вы считаете, какова тема нашего урока? Итак, тема нашего урока – «Половое размножение покрытосеменных растений». Подумайте и попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока - выяснить взаимосвязь строения цветка и его главной функцией - половым размножением.

Изучение новой темы.

Но что должно произойти, чтобы образовались должно произойти плоды с семенами?

Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами.

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения у одних растений может быть очень короткой, у других длинный. Например: у некоторых кувшинковых цветение длится 20-25 минут, бамбука всего 1 ночь, виктории регии – 4 дня.

Чтобы образовались семена должно произойти опыление. Итак, опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Если пыльца попадает с  тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то  такой процесс называется самоопылением. Так опыляются пшеница, рис,  горох, фасоль.  При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследственные признаки. Вот почему потомство, образовав%D


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Строение семени покрытосеменных растений"

урок по строению семян однодольных и двудольных растений, включающий лабораторную работу Цель урока: Изучить строение семян однодольных и двудольных растений на примере семян фасоли и пшен...

жизненные циклы споровых и семенных растений

Материал  готовился для подготовки выпускников к ЕГЭ (задание С 6)...

Презентация к уроку "Голосеменные -высшие семенные растения"

Презентация к уроку "Голосеменные -высшие семенные растения" (Учебник Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева)...

Покрытосеменные (Цветковые) - высшие семенные растения

Покрытосеменные (Цветковые) - высшие семенные растения. Презентация к учебнику Т.С.Сухова, Т.А. Дмитриева 6 класс....

тест по теме "Семенные растения"

Данный тест предназначен для учащихся 7 класса. Он может быть использован при подготовке к контрольной работе, а так при подготовке к ОГЭ. Тест состоит из заданий открытого и закрытого типа, представл...

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Размножение семенных растений"

Урок биологии в 6 классе "Размножение семенных растений". Программа В.В.Пасечника....

Конспект урока биологии 7 класс "Голосеменные- отдел семенных растений".

Конспект урока по биологии для 7 класса по курсу учебников "Линия жизни", "Голосеменные - отдел семенных  растений".  Конспект содержит  групповую работу, заполнение...