Презентация Прародина человека-11 класс
презентация к уроку по биологии (11 класс)
Презентация используется при рассмотрении темы в 11 классе по биологии "Антропогенез"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prarodina_cheloveka1.ppt | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА Ученые едины во мнении, что прямохождение явилось решающим фактором, благодаря которому у обезьяноподобных предков человека высвободились передние конечности и стало возможным применять орудия в виде палок и камней для добывания пищи и защиты от врагов. Но что заставило предка человека перейти к прямохождению? На этот счет существует ряд гипотез. В конце 80-х годов XX в. антрополог Ян Линдблад выдвинул гипотезу околоводного происхождения предков человека. Согласно ей, обезьяноподобные существа, жившие на илистых отмелях, вынуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных пространств вброд. Это способствовало формированию прямохождения. Отыскивание пищи в иле требовало подвижности пальцев, что привело к превращению передних конечностей в руки. Для разбивания раковин моллюсков они использовали камни. Высасывание содержимого через пробоины в раковинах развивало подвижность губ и языка, что в дальнейшем способствовало возникновению речи. Тепло в воде обеспечивает жировой слой, а намокающий волосяной покров становился ненужным и постепенно исчезал. Так возникли безволосые, способные передвигаться на двух ногах предки человека. Несмотря на оригинальность данной гипотезы, большинство ученых придерживаются другой точки зрения. Они считают, что 8—10 млн лет назад в результате изменения климата огромные площади, покрытые раньше лесами, превратились в саванну. Саванна представляет собой огромные степные пространств, покрытые высокой травой. А вот деревья в саванне растут относительно редкими группами, рощицами. Предки гоминид вынуждены были спуститься с деревьев на землю и заселить саванны. Из-за недостатка пищи они стали охотиться на мелких животных. Чтобы дальше видеть поверх высокой травы как хищников, так и возможную добычу, они вынуждены были регулярно привставать с четверенек. В более выгодном положении оказывались особи, способные к передвижению на задних конечностях. Именно в этом направлении шел естественный отбор, что в конечном счете привело к прямохождению. Находясь в стае, предки гоминид были лучше защищены от врагов и могли охотиться, используя камни и палки, даже на крупных животных. В дальнейшем под действием факторов антропогенеза, о которых мы говорили выше, процесс гоминизации (очеловечивания) привел к появлению первых людей.
АНТРОПОЛОГИЯ И АНТРОПОГЕНЕЗ. Палеонтологи, антропологи и археологи в качестве возможных центров зарождения человечества называли самые различные районы Земли. Наиболее часто — Африку и Южную Азию. Это объясняется тем, что именно в этих районах были обнаружены останки рамапитеков, имевших прогрессивные признаки. Но в настоящее время большинство ученых считают, что судьба процесса гоминизации оказалась разной на азиатском и африканском континентах, В плиоцене (примерно 7—8 млн лет назад) в Южной Азии резко изменился климат. Условия жизни стали неблагоприятными для гоминид, что привело их к вымиранию или переселению в другие районы земного шара. В Африке, особенно в ее восточной приэкваториальной части, наоборот, сложились очень благоприятные условия для жизни гоминид. Поэтому здесь процесс гоминизации продолжался, и гоминиды достигли такого уровня, когда они уже полностью отделились от животных и приобрели специфические человеческие черты. Очевидно, сформировавшись в Африке, древнейшие люди мигрировали в Азию и на другие континенты. Затем в Азии антропогенез шел очень активно. В результате здесь выделились группы, относящиеся к Человеку прямоходящему. Они активно расселялись, занимая новые районы, и, возможно, вернулись в Африку. Можно предположить, что в Африке происходила метисация африканских и азиатских типов древних людей, что могло способствовать процессу антропогенеза.
В конце XX в. свой вклад в решение проблемы происхождения человека стали вносить молекулярная биология и генетика. Для выяснения времени и места появления человека современного типа стали использовать молекулярно-генетические методы. Так, анализ мирового распределения изменчивости структуры митохондриальной ДНК, проведенный американскими исследователями, позволил им предположить, что люди современного типа появились южнее Сахары около 200 тыс. лет назад. Ученые установили, что численность популяции в период видообразования составляла около 10 000 человек. В настоящее время большинство ученых считают, что люди современного физического типа появились в Африке и оттуда мигрировали в другие районы, замещая там архаичные человеческие группы.
Антропогенез как единый процесс эволюционного становления человека и исторического формирования общества может быть разделён на стадии, смена которых была связана с наиболее значительными качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека, в его морфологии и сознании, в структуре социальной организации. Стадиальный подход к проблеме А. — крупная заслуга советских учёных — антропологов, археологов, историков первобытного общества, философов. Большинство исследователей выделяет в А. три стадии: антропоидные предки человека — высокоразвитые двуногие приматы, систематически пользовавшиеся в качестве орудий естественными предметами (палками, камнями, обломками костей животных); древнейшие и древние люди ( архантропы и палеоантропы ), с которыми связано появление искусственно изготовленных орудий труда, их усложнение до известных пределов, начальная форма общественной организации; люди современного физического строения ( неоантропы ), начало этой стадии относится к эпохе позднего палеолита. Длительность стадий весьма различна: начало первой удалено от нас на 2—3 млн. лет, второй — около 1 млн. лет, третьей — всего на 40—50 тыс. лет. Первой стадии А. предшествует интенсивная эволюция высших обезьян в различных направлениях. Возникают разные формы древесных и наземных человекообразных обезьян, населявших Европу, Южную и Юго-Восточную Азию, Африку. Некоторые из них характеризуются признаками сходства с человеком. Таковы рамапитек, ореопитек, дриопитеки. Последних многие учёные рассматривают как предков гориллы, шимпанзе и человека. Изготовление и применение орудий труда, осознание этой деятельности давали человеку всё возраставшие возможности активного воздействия на природу, постепенно устраняли действие биологических факторов эволюции. В этом заключается качественное отличие Антропогенеза от эволюции органического мира, регулируемой исключительно природными закономерностями. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчёркивали, что труд, производство лежат у истоков истории человека и социального объединения человеческих индивидов — общества. «Первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им средства к жизни».
Творец материалистической теории происхождения человека Ч. Дарвин также придавал известное значение трудовой деятельности в Антропогенезе, но он не сумел оценить её роли как главной движущей силы этого процесса и не смог увидеть диалектический «скачок» в Антропогенез, ознаменовавший переход от эволюции животного к истории социального существа — человека. Наиболее плодотворная сторона дарвиновской теории Антропогенеза заключается в синтезе данных различных наук и исторической преемственности взглядов предшественников. В частности, Дарвин учитывал и соображения английского геолога Ч. Лайеля о значительной древности существования человека, и гипотезу французского естествоиспытателя Ж. Ламарка о возникновении людей от развитой формы «четвероруких», т. е. обезьян. Теорию Дарвина часто называли симиидной (от лат. simia — обезьяна), т. е. обосновывающей происхождение человека от ископаемых высших (человекообразных) обезьян.
ЧЕЛОВЕК ПРЯМОХОДЯЩИЙ Сходство современного человека с ныне живущими человекообразными обезьянами, особенно африканскими (шимпанзе, горилла), проявляющееся во многих анатомических особенностях, в строении зародышей, в биохимических и физиологических показателях, служит серьёзным подтверждением этой теории. Весьма существенно её подкрепляют и данные палеонтологии приматов . Доказывая, что предком людей был один вид обезьян, Дарвин обосновал также и видовое единство человека, единое происхождение его рас ( монофилия ).
В конце XIX века, когда молодой голландский военврач Евгений Дюбуа, проникнутый идеями Дарвина, отправился искать недостающее звено между обезьяной и человеком. В те времена анатомия высших приматов была изучена достаточно слабо, поэтому, следуя совету профессора Геккеля, друга Чарльза Дарвина, Дюбуа отправился искать обезьяноподобных предков человека не в Африку, где ищут и находят многочисленные останки древних гоминид, а в Азию, на остров Ява. Согласно гипотезе Геккеля ближайшим родственником человека был не шимпанзе, а гиббон. Евгению Дюбуа необычайно повезло. За год поисков он нашёл на обрывистых берегах Большой Реки (местные туземцы называют её Бенгаван Соло) черепную крышку, два коренных зуба и бедренную кость неизвестного существа Евгений Дюбуа Черепная крышка Человека прямоходящего. Эрнст Геккель.
Дюбуа принялся за лихорадочное изучение найденного существа. После тщательного анализа останков, он пришёл к выводу, что найденное существо не принадлежало ни одной из обезьян, а находилось на полпути от обезьяны к человеку. Вскоре он пишет Геккелю восторженное письмо о найденном недостающем звене, а в 1894 году публикует статью Питекантропус эректус (Обезьяночеловек прямоходящий, так назвал свою находку Дюбуа) яванская переходная форма человеческого типа. Однако, находку Евгения Дюбуа долго отказывались признать. Способствовал этому авторитет крупнейшего патологоанатома Р.Вирхова, который в 1895 году на чрезвычайном заседании Берлинского общества антропологии, этнографии и первобытной истории, посвящённому специально находкам Дюбуа, авторитетно заявил, что кости, которые нашёл Дюбуа, принадлежат не древнему обезьяночеловеку, а гигантскому гиббону. Скептическому отношению к находкам Евгения Дюбуа способствовала и другая находка, вернее, мистификация, известная в истории археологии как Пилтдаунская мистификация . Некто взял и искусно прикрепил челюсть современного шимпанзе к черепу современного человека. Чтобы скрыть возраст челюсти зубы шимпанзе подпилили напильником. Археолог любитель Даусон "нашёл" эту конструкцию при раскопках в карьере в Пильтдауне (графство Суссекс. Англия). Нового человека торжественно назвали эоантропус даусонис (Человек зари Даусона). Он долго будоражил умы археологов, пока в 1953г, после тщательного анализа подделку не разоблачили. Сам Евгений Дюбуа долго колебался. Он то признавал, что кости принадлежат гигантскому гиббону, то обезьяночеловеку. Умер он в твёрдом убеждении, что найденные им кости принадлежат гигантскому гиббону.
В 1937 году раскопки на Яве возобновил немецкий учёный Густав фон Кёнигсвальд. Он обнаружил не только второй череп Человека прямоходящего, но и скелетные фрагменты одного из видов австралопитеков. До этого родиной австралопитеков считалась только Африка. Всё это дало основание Кёнигсвальду провозгласить уже не Африку, а Азию прародиной человечества. После знаменитой находки Луисом и Мэри Лики Человека умелого прародина человечества опять переместилась в Африку. Так продолжалось до 2001г пока находка Человека из Грузии под руководством профессора Д.Лордкипанидзе вновь не поставила перед археологами извечный вопрос: ЧТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАРОДИНОЙ ЧЕЛОВЕКА АФРИКА ИЛИ АЗИЯ? ИЛИ ОБА КОНТИНЕНТА ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЛИСЬ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАРОДИНОЙ. Полицентризм и моноцентризм вновь столкнулись на ринге научных дискуссий. Какая гипотеза победит окончательно судить пока трудно. Всё решат дальнейшие находки на обоих континентах. Человек умелый Человек из грузии
Сейчас Человек прямоходящий изучен достаточно хорошо и специалистам об этом древнем человеке известно следующее. Рост взрослого Человека прямоходящего доходил иногда до 1м 80 см, что на 10 см больше среднего роста современного человека. Вес тоже был не маленький и порой достигал 80кг. Ранее считалось, что Человек прямоходящий является вероятностным потомком Человека умелого , но в свете последних находок он, скорее всего потомок Человека работающего . С Человека работающего началась новая стадия развития древних людей, специалисты называют её стадией эректусов. Человек работающий относится к ранней стадии эректусов. Человек прямоходящий является следующим звеном в этой длинной цепи развития. Если сравнить черепа Австралопитека африканского , Человека умелого и Человека прямоходящего, то можно увидеть как Человек прямоходящий продвинулся в своём развитии.
Череп Австралопитека африканского. Довольно крупные скулы. Лицевая часть не очень сильно выдвинута вперёд. Крупные зубы. Объём мозга 520см3 Череп Человека умелого. Скулы немного меньше чем у Австралопитека африканского. Лицевая часть не сильно выдвинута вперёд. Зубы крупные, но немного меньше чем у Австралопитека африканского. Объём мозга 680см3 Череп Человека прямоходящего. Довольно мелкие скулы Лицевая часть не сильно выдвинута вперёд. Зубы крупные, но несколько мельче чем у Человека умелого. Объём мозга 980см3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока с презентацией для 4 класса "Образ человека Древней Греции".
Тема: «Образ художественной культуры Древней Греции. ...
пропорции тела человека. урок и презентация. биология 8 класс. УМК Сонина Н.И.
"Пропорции тела человека". Урок- исследование. В конце урока ученики выполняют лабораторную работу,определяя пропорции своего тела. Урок сопровождается презентацией....
Прародина человека
Поурочный план урока по теме "Прародина человека" в 11 классе....
Презентация для 7 класса "Права человека"
Прзентация для 7 класса "Права человека"...
Презентация для 6 класса по обществознанию. Тема "Потребности и способности человека"
Презентация по обществознанию 6 класс "Потребности и способности человека" раскрывает понятия " Какие бывают потребности, способности", "Внутренний мир человека"...
Презентация - Первобытный человек в Восточной Европе. История России 6 класс.
Эта презентация предназначена для уроков Истории России в 6 классе. Ее задача пробудить интерес учащихся к родной истории, помочь вспомнить учащимся историю первобытных людей из курса Всеобщей истории...
Тема урока: Прародина человека
Класс: 11Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цель урока: научить анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека; развивать умение находить информацию о биологических объе...