пропорции тела человека. урок и презентация. биология 8 класс. УМК Сонина Н.И.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
"Пропорции тела человека". Урок- исследование. В конце урока ученики выполняют лабораторную работу,определяя пропорции своего тела. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proporcii_tela_cheloveka.docx | 79.25 КБ |
prezentaciya._proporcii_tela_cheloveka.ppt | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Пропорции тела человека».
Форма проведения: урок-исследование
Тип урока: комбинированный.
Время проведения: урок № 25 (рабочая программа курса биологии 8 класса).
Место проведения: кабинет химии и биологии
Целевая аудитория: 8 класс, 5 человек.
Цели урока:
Образовательные цели:
обобщить и систематизировать знания учащихся об опорно-двигательной системе;
закрепить умения учащихся работать с оборудованием;
сформировать представления о типах телосложения;
продолжить формирование практических умений учащихся при работе с лабораторным оборудованием;
Развивающие цели:
развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать, анализировать учебный материал, обобщать, делать выводы;
развивать логическое мышление; умение устанавливать причинно-следственные связи между понятиями и явлениями;
развивать умения проводить самооценку;
развивать исследовательские способности учащихся.
Воспитательные цели:
прививать интерес к предмету;
прививать навыки самостоятельной работы;
формировать навыки работы в группе;
воспитывать толерантность и дисциплинированность.
Здоровьесберегающие:
воспитывать экологическую культуру у школьников: закрепить знания о влиянии ЗОЖ на здоровье человека;
формировать навыки безопасного обращения с оборудованием для исследований;
Задачи урока:
познакомить с понятием «пропорции тела;
формировать у школьников компетентности, такие как:
-готовности к разрешению проблем и умения планирования результатов своей деятельности,
-коммуникативной компетентности,
Оборудование:
ростомер;
сантиметровая линейка
телевизор
мультимедиапроектор
Презентация «Пропорции тела человека »,
Ожидаемые результаты: самоанализ учащихся об уровне их подготовки по данной теме, развитие творческих способностей, формирование навыков работы в группе.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Используемая литература:
Программы для общеобразовательных учреждений. биология 6- 11классы. Природоведение 5класс. М.: Дрофа, 2007.
Сонин Н.И. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.
Рохлов В.С. Биология . 8 класс. М.: Дрофа, 1998.
План урока и распределение времени на уроке
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Постановка целей и задач урока (1 мин.). 3. Изучение нового материала (35 мин.).
а. Сообщение темы урока. Постановка целей.
б. Формирование понятия «пропорции тела» (объяснение
с последующим диалогом).
в. Выполнение лабораторной работы (с последующим диалогом).
4. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся (2 мин.).
5. Домашнее задание (1 мин.).
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1,2,3,4.
Если мы посмотрим на себя в зеркало, то увидим лицо, шею, туловище, руки и ноги. Это основные части тела.
Каждая из этих частей состоит из более мелких: на лице выделяют рот, нос, глаза, лоб, щеки.
Рука состоит из плеча, предплечья и кисти. Нога состоит из бедра, голени и стопы.
Туловище подразделятся на грудь и живот. Грудная часть защищена ребрами, грудиной, а сзади – частью позвоночника. Живот состоит из одних мягких тканей.
Тело человека покрывает кожа. Под ней располагаются мышцы и кости. Кости образуют скелет.
Туловище внутри разделено на грудную и брюшную полость мышцей диафрагмой, ее еще называют грудобрюшной перегородкой. В грудной полости находятся сердце и легкие, проходят пищевод и дыхательные пути. В брюшной полости находятся желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, многочисленные сосуды и нервы. Здесь же размещены половые органы женщин. У мужчин половые органы находятся вне брюшной полости, так как для развития мужских половых клеток – сперматозоидов требуется более низкая температура.
Между различными частями тела существуют определенные соотношения или пропорции. Так, например, у многих людей длина носа равна длине уха, а длина предплечья равна длине стопы.
Кто из нас не восхищался скульптурами Древней Греции, замечательными полотнами эпохи Возрождения! Что притягивает нас, людей XXI в., к удивительным творениям, возраст которых порой превышает 2–5 тысяч лет? Несомненно, красота человеческого тела.
Слайд 5.
Учение о пропорциях тела возникло в период расцвета египетского государства. Египтяне установили, что длина тела человека в 19 раз больше длины среднего пальца. Это правило они соблюдали при создании статуй.
Слайд 6.
Древнегреческие скульпторы предложили пользоваться шириной ладони как единицей измерения; пропорции тела они выражали так: две ширины ладони – высота лица, три – длина ступни, четыре – расстояние от плечевого сустава до локтя. С развитием науки и искусства анатомы и художники установили еще ряд подобных соотношений, например: длина позвоночника равна длине руки, в длине тела стопа укладывается семь раз, а голова – восемь раз. Три длины головы равны длине туловища, три длины кисти – длине руки, три длины стопы – длине ноги, а размах рук равен длине туловища
Несмотря на общий план строения и наличие определенных закономерностей в фигуре, каждый человек индивидуален и представляет собой огромную ценность для мира. Представления о красоте у каждого человека разные. И для кого-то эталоном красоты и женственности являются пышные формы, кто-то же предпочтет им худобу и четкость линий. Пропорции тела у каждого человека также весьма разняться. Найти точную формулу красоты не под силу даже величайшим умам человечества. Меняется мир – меняются представления о красоте. И назвать определенные критерии для определения идеальных пропорций пока не удается.
Слайд 7,8.
Система вычисления идеальных пропорций тела человека была разработана в 5 веке древнегреческим скульптором Поликлетом. За основу для вычисления идеальных пропорций скульптор взял свои собственные представления об идеальной фигуре. Согласно его вычислениям, голова составляет одну седьмую часть от общего роста человека, кисти рук и лицо – одна десятая часть, а ступни одна шестая часть от общего роста. Не смотря на то, что многие современники Поликлета сочли такие фигуры слишком квадратными и массивными, именно эти пропорции стали каноном для античности. Свои представления об идеальных пропорциях тела Поликлет воплотил в статуе Дорифор (Копьеносец). Тело юноши олицетворяет собой могущество настоящей мужской силы. Широкие плечи и могучий рост – таким были идеальные пропорции тела для Поликлета. К тому же, согласно принципу золотого сечения, центр тела находиться как раз на уровне пупка. Само золотое сечение представляет собой такое соотношение пропорций тела, при котором целое относится к большой части также, как меньшая к большей. Соотношение пропорций при этом можно определить формулой С:А=А:В. С при этом целое, А – большая часть, В – меньшая. Автором золотого сечения является Пифагор. Именно он считал идеальным тело, в котором расстояние от пояса до темени имело отношение к общей длине, как один к трем. Отклонение объема и массы тела от нормы обусловлены непосредственно от строения скелета. Идеальным считается пропорциональное строение. Многие древнегреческие мастера использовали принцип золотого сечения при создании своих творений.
Слайд 9.
Эталоном красоты можно в этом случае принято считать Афродиту Милосскую, созданную Агесандром.
На Руси длину измеряли с помощью локтя и сажени. Помимо этого для измерения длины использовались суставы большого пальца и расстояние между большим и указательным пальцем.
Основными мерами длины в России были сажень и локоть. Кроме этого, применялся дюйм - длина сустава большого пальца, пядь - расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами, ладонь - ширина кисти руки. Еще один канон идеальных пропорций тела человека выявил английский ученый Эдинвург. За единицу измерения он взял музыкальный аккорд. Мужское тело при этом должно соответствовать мажорному аккорду, минорному аккорду – женское тело. Однако даже по истечении времени принцип золотого сечения для измерения идеальных пропорций не канул в лету. И до сих пор принцип золотой пропорции характерен для всех хорошо развитых человеческих тел.
Слайд 10,11.
Возрастные различия в пропорциях тела общеизвестны: ребенок отличается от взрослого относительно короткими ногами, длинным туловищем, большой головой. Для характеристики возрастных изменений пропорций тела можно выражать размеры у детей в долях величины этих размеров у взрослых, приняв их за единицу.
У новорожденного длина головы составляет 1/4 часть общей длины тела, у 2-летнего –1/5, у 6-летнего – 1/6, а у взрослого – 1/8. У новорожденных длина верхних и нижних конечностей примерно одинакова и составляет 1/3 длины тела. К 7 годам ноги с 18 см удлиняются до 62,0–63,0 см. Длина рук к 7 годам возрастает до 52,0–54,0 см. Гораздо меньше изменяется длина туловища: к 8 годам она становится равной 36,9 см.
За весь период развития длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, рук – в 4 раза, а туловища – в 3 раза.
Возрастные изменения длины тела. Наиболее интенсивны рост и развитие человека в первый год жизни. Средняя длина тела новорожденных девочек составляет 52,2 см, мальчиков – 52,6 см; за первый год жизни она увеличивается на 25 см. На втором году жизни она возрастает на 10–15 см, на третьем году жизни – на 8 см. Затем до 6 лет ежегодная прибавка длины тела составляет 4–5 см.
Увеличение длины тела в 6–7-летнем возрасте на 8–10 см получило название полуростового (или I ростового) скачка. В период полового созревания (11–14 лет) происходит ростовой (II ростовой), или пубертатный, скачок. Длина тела при этом возрастает в течение первого года сразу на 11–12 см, а в последний год на 6–7 см. Во время роста изменяются пропорции тела, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и туловища. У новрожденного это соотношение 1 : 4, в то время как у взрослого 1 : 8.
Изменение пропорций тела с возрастом у девочек и мальчиков и ростовые скачки у девочек и мальчиков
Увеличение длины тела и веса в течение каждого года происходит циклично. Так возрастание длины тела наиболее интенсивно идет в летние месяцы, в то время как увеличение веса в основном приходится на осенний период.
Изменения показателей физического развития, происходящие в разные периоды роста организма, неодинаковы по своей интенсивности. У девочек максимальные изменения большинства показателей физического развития отмечаются в более ранние периоды, чем у мальчиков. Так, у девочек они регистрируются в 7, 9, 11 и 13 лет, у мальчиков в 8, 10 и 12 лет. Скорость роста особенно интенсивно увеличивается в период полового созревания (у девочек – в 11–13 лет, а у мальчиков – в 12–14 лет). Рост тела в длину заканчивается у девушек в 16–17 лет, у юношей в 18–19 лет.
Слайд 12,13.
Пропорции тела и половые различия
Половые различия частично связаны с различием в длине тела мужчин и женщин, но главным образом они являются специфическим проявлением полового диморфизма. Женщины отличаются от мужчин большей шириной таза и меньшей шириной плеч (в % длины тела). Длина руки и длина ноги в процентах длины тела примерно одинакова в обоих полах.
Слайд 14. Попытки классифицировать человека по строению тела, особенностям поведения, либо предрасположенности к тем или иным заболеваниям восходит к глубокой древности, к временам Гиппократа. Он впервые связал особенности, телосложение людей с их предрасположенностью к определенным заболеваниям. На основе эмпирических сопоставлений он показал, что люди невысокого роста, плотные, склонны к апоплексическому удару, люди же высокие и худые — к туберкулезу.
Астеник — (от греч. — слабый) отличается слабым ростом «в толщину» при большем росте «в длину»; он худой, с тонкой бледной кожей, узкими плечами, длинной и плоской грудной клеткой. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост; кажется ещё выше, чем он есть в действительности; у него худые руки, длинные нижние конечности, вытянутое лицо, длинный тонкий нос. У ярко выраженных астеников наблюдается также несоответствие между удлинённым носом и недоразвитием нижней челюсти. Астенические женщины напоминают астеников-мужчин, но они могут быть не только худощавы, но и малорослы. Ярко выраженные астеники преждевременно старятся.
Пикник — (от греч. — толстый, плотный) среднего или малого роста, с богатой жировой тканью, расплывшимся туловищем, круглой головой на короткой шее, с мелким широким лицом. Обнаруживает тенденцию к ожирению.
Атлетик — (от греч. — борьба, схватка) имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости.
Слайд 15,16.
Выполнение лабораторной работы (с последующим диалогом).
- Определить пропорциональность своего тела.
- Определить гармоничность своего телосложения.
Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
Домашнее задание. Стр 113-115. Определить пропорциональность тел членов своей семьи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи. обобщить и систематизировать знания учащихся об опорно-двигательной системе; закрепить умения учащихся работать с оборудованием; сформировать представления о типах телосложения; продолжить формирование практических умений учащихся при работе с лабораторным оборудованием;
Части тела человека Каждая из этих частей состоит из более мелких: на лице выделяют рот, нос, глаза, лоб, щеки. Рука состоит из плеча, предплечья и кисти (то, что мы обычно называем плечом, носит название надплечье). Нога состоит из бедра, голени и стопы. Туловище подразделятся на грудь и живот. Грудная часть защищена ребрами, грудиной, а сзади – частью позвоночника. Живот состоит из одних мягких тканей. Тело человека покрывает кожа. Под ней располагаются мышцы и кости. Кости образуют скелет. Туловище внутри разделено на грудную и брюшную полость мышцей диафрагмой, ее еще называют грудобрюшной перегородкой. В грудной полости находятся сердце и легкие, проходят пищевод и дыхательные пути. В брюшной полости находятся желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, многочисленные сосуды и нервы. Здесь же размещены половые органы женщин. У мужчин половые органы находятся вне брюшной полости, так как для развития мужских половых клеток – сперматозоидов требуется более низкая температура.
Пропорции тела – это соотношение размеров отдельных частей тела(туловища, конечностей и их сегментов)
Древнеегипетские пропорции
Древнегреческие пропорции
Система вычисления идеальных пропорций тела человека была разработана в 5 веке древнегреческим скульптором Поликлетом. За основу для вычисления идеальных пропорций скульптор взял свои собственные представления об идеальной фигуре. Согласно его вычислениям, голова составляет одну седьмую часть от общего роста человека, кисти рук и лицо – одна десятая часть, а ступни одна шестая часть от общего роста. Не смотря на то, что многие современники Поликлета сочли такие фигуры слишком квадратными и массивными, именно эти пропорции стали каноном для античности. Свои представления об идеальных пропорциях тела Поликлет воплотил в статуе Дорифор (Копьеносец). Тело юноши олицетворяет собой могущество настоящей мужской силы. Широкие плечи и могучий рост – таким были идеальные пропорции тела для Поликлета
Параметры статуи Если пересчитать пропорции этого идеального мужчины для роста 178 см, размеры будут таковы: объем шеи — 44 см, груди — 119, бицепса — 38, талии — 92, предплечья — 33, запястья — 19, ягодиц — 108, бедра — 60, колена — 40, голени — 42, лодыжки — 25, ступни — 30 см.
Венера Милосская
Пропорции тела и возраст человека Возрастные различия в пропорциях тела общеизвестны: ребёнок отличается от взрослого Изменение пропорций тела происходит с возрастом. У ребенка относительно большая голова, руки длин нее ног, а у взрослого человека пропорции обратные. Возрастные изменения пропорции тела можно использовать для доказательства родства человека с другими приматами. У них, как и у детей, передние конечности длиннее задних.
Возрастные изменения пропорций тела
Пропорции тела и половые различия
Пропорции тела и половые различия Половые различия частично связаны с различием в длине тела мужчин и женщин, но главным образом они являются специфическим проявлением полового диморфизма. Женщины отличаются от мужчин большей шириной таза и меньшей шириной плеч (в % длины тела). Длина руки и длина ноги в процентах длины тела примерно одинакова в обоих полах. При всех расчетах мужчины обладают относительно более узким тазом и более широкими плечами, чем женщины.
типы телосложения 1. Астеник: к онечности длинные; туловище относительно короткое; ладони и ступни узкие, но продолговатые; верхний грудной отдел и плечи также узкие. Мышцы, пропорционально костям, имеют тонкую и удлиненную структуру. Жировые подкожные отложения минимальны. Характерен быстрый обмен веществ и достаточно медленный процесс набора мышечной массы; 2. Атлетик: верхний грудной отдел хорошо развит; широкие плечи; туловище длинное с плотной мускулатурой; от природы имеет значительный силовой мышечный потенциал. Относительно легко набирает мышечную массу, но нужно тщательно следить за пропорциями и формой приобретаемой мускулатуры; 3. Пикник: массивное телосложение, с большим содержанием подкожного жира; таз имеет более широкое строение, по сравнению с предыдущими типами; мышцы имеют «мягкую» структуру; формы лица округлые; шея короткая. Способны, весьма быстро, набрать общую массу, но довольно тяжело избавляются от жировых отложений.
Пропорции телосложения Л.р. Цель: научиться определять пропорции тела. Оборудование: сантиметровая лента. Определить рост стоя, рост сидя. 2. Высчитать показатель пропорциональности А = рост стоя- рост сидя*100%/рост сидя. Пропорциональное сложение 87- 92% Малая длина ног – менее 87% Большая длина ног- более 92%
Гармоничность телосложения 1. Определить окружность груди. 2. Рассчитать гармоничность телосложения Окружность грудной клетки в паузе*100%/ рост Нормальное телосложение- 50-55% Слабое телосложение меньше 50% Высокое телосложение больше 55%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Права человека" - урок обществознания в 8 классе.
Урок по правам человека для учащихся 7-8 классов....
Право на службе человека. Урок обществознания в 6 классе
Урок "Право на службе человека" разработан на основе учебника А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой "Обществознание" 6 класс, М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2011Цель урока: сформировать представление о пр...
Тело человека. Урок английского языка в 3 классе. Биболетова.
Презентация и разработка урока....
Человек и природа- презентация 11 класс
влияние человека на природу...
Лекция по биомеханике. Влияние размеров и пропорций тела человека на его моторику
Влияние размеров и пропорций тела человека на его моторику...
«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).
laquo;Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»). Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста....