Формы и методы развития познавательного интереса учащихся.
статья по биологии
. Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы развития познавательного интереса учащихся. | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы развития познавательного интереса учащихся.
«Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».
Мишель де Монтель. Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. (Слайд 2) Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование внутренней мотивации происходит гораздо сложнее, но именно этот процесс создает основу для успешного продвижения от незнания к знанию. Наиболее значимы для успешной познавательной деятельности ориентация ученика на результат деятельности и заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
1. Формы и методы развития познавательного интереса учащихся. (Слайд 3)
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
1) Самостоятельная работа
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Как учить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференциальными заданиями, продумать последовательность заданий, наглядность.
2) Проблемное обучение
Проблемное обучение позволят активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться учеников более осмысленного и прочного овладения знаниями. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся использую различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим несколько:
1. Индуктивный, аналитика-синтетический способ.
Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы.
Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют “бесстыдница”. Почему? (Эвкалипт – живой “насос”. Листья расположены ребром к солнцу, не нагреваются, а устьица открыты круглосуточно. Листья не дают тени. Земля под деревом сухая, а травы не могут расти без влаги. Древесина по мере роста дерева увеличивается быстрее, чем кора. Последняя поэтому разрывается и падает).
2. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала
Примеры таких заданий:
Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление?
3. Выдвижение проблемного вопроса.
Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.
В 8 классе при изучении темы: Скелет головы, туловища и конечностей» предлагаю такое задание: Отец посадил ребенка на плечи. На какие кости отца опирается малыш?
3) Занимательный материал
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условия поиска.
4) Развитие познавательных способностей В стимулировании и воспитании познавательных интересов основную роль играют три фактора: содержание учебного материала, методы и организация учебного процесса и уровень его эмоциональности.
«Ученик – не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь»
К.Д. Ушинский (Слайд 4)
Исследовательская деятельность способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Исследование – урок, который строится на широком использовании различных форм исследовательской деятельности Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Знания, полученные в результате проведения исследовательских работ учащимися на уроках, позволяют повысить эффективность образовательного процесса и успешность обучения школьников.
Предметом учебного исследования является “переоткрытие” уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательских заданий является познанием еще непознанного.
Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, обоснование практического применения, создание теории.
Исследовательская работа может проходить на разных ступенях обучения . Это и исследовательские задания на уроках в 6 классе ,например закладка опыта по выращиванию плесени на хлебе с последующим практическим изучением её под микроскопом, или изучение прорастания семян в разных условиях среды( проследить влияние температуры на процесс прорастания семян). Учащиеся в 5 классе получают представление о элементарные знания о строении растительной клетки, о одноклеточных, многоклеточных организмах.
Ученики даже 8 класса с интересом выполняют лабораторные работы с использованием микроскопа и готовых микропрепаратов, например в ходе лабораторной работы «Сравнение крови человека с кровью лягушки» на основе увиденного в микроскоп устанавливают отличительные признаки.
Особое место в системе практических занятий занимает решение экспериментальных задач: в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ», в 9 классе по разделам «Неметаллы», «Металлы». Благодаря имеющимся наборам веществ ребята могут проводить качественные реакции на ионы для обнаружения состава соответствующих веществ, закрепить знания о изученных свойствах веществ.
Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят.
1. Определите тип взаимоотношений между организмами.
- Цапля — лягушка
- Гиена – лев Человек - острица
- Амёба — водные бактерии
- Осина — подосиновик
- Береза-сосна
- Рак-отшельник – актиния
Задание 2. Установите соответствие между формулой и названием.
Химические формулы и названия
- Na3PO4 A. Хлорид железа III
- K2CO3 Б. Карбонат калия
- FeCl3 В. Фосфат натрия
- Ca (NO3)2 Г. Сульфат цинка
- Zn SO4 Д. Нитрат кальция
Найди ошибку
В каком уравнении неправильно расставлены коэффициенты?
а) P+O2 = P2O5 б) Н2О2 = Н2О + О2 в) KOH + Al(NO3)3 = К NO3 + Аl(OH)3
1.1. Игра. Разновидности игр. (Слайд 6-11)
Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра. «Игра ребенка не есть пустая забава. Она имеет высокий смысл и глубокое значение, в ней развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках». (Ф. Фребель)
Игра «Кто больше» Составить как можно больше химических формул из данных элементов и дать названия полученным веществам. Ca, C, N, P, O, H, Cu, Al
А) Найди правильный ряд кислот.
Найти выигрышный путь.
NaCl | KOH | H2 SO4 |
HCl | H2 S | K2 CO3 |
HNO3 | H3 PO4 | CuSO4 |
Б) Найди правильный ряд солей.
Найти выигрышный путь.
NaCl | KOH | KNO3 |
HCl | H2 S | K2 CO3 |
HNO3 | H3 PO4 | CuSO4 |
Учитель договаривается с детьми: если я говорю о кислотах, то вы поднимаете левую руку, если о щелочах - то правую.
Эта игра позволяет проводить закрепление и проверку материала легко и оживленно.
В процессе игры происходит воспитание учеников. В ходе подготовки и проведения ребята учатся культуре общения.
Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план действий.
Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:
• Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• Учебный материал используется в качестве ее средства;
• В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактические игры позволяют эффективно реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.
Использование такой формы обучения решает сразу несколько задач.
• Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний.
• Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
• Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения. Внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Познавательные игры расширяют кругозор, развивают пытливость ума, находчивость и помогают овладевать приемами самообразования. Познавательные игры помогают учащимся по-новому взглянуть на учебный предмет, повторить, обобщить и закрепить изученный на уроках материал, глубже осмыслить и понять его.
1.3. Загадки на уроках химии и биологии.
Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы – это загадки. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Они требуют от отгадывающего неординарного мышления, развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат видеть в обыкновенном – необыкновенное, а в необычном – обычное. Чтобы успешно отгадывать загадки, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Они позволяют учителю без каких-либо анкет, специальных тестов выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ученика.
1.6. Применение кроссвордов, ребусов, шарад. (Слайд 15)
Особое место среди дидактических игр занимают кроссворды. Кроссворд вносит в учебный процесс элемент игры, что заставляет любого ребенка непроизвольно, без каких-либо принуждений окунуться в занимательный мир познания. Поэтому учащиеся получают полную самостоятельность в работе, тем самым открывается простор для творчества и активности. А самостоятельность повышает познавательный интерес, устойчиво закрепляет полученные знания, формирует умения и навыки.
Кроме того, в урок можно включать шарады, анаграммы, метаграммы, что приводит к достижению оптимальных результатов обучения. При этом в непринужденной игровой обстановке происходит активизация познавательной деятельности учащихся, они более прочно усваивают и закрепляют учебный материал.
1.7. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой. (Слайд 16)
Одна из важнейших задач обучения – формирование у учащихся умения самостоятельно расширять и углублять знания, стремления развивать свои умственные способности и творческие задатки. Этим обусловлена необходимость таких методов обучения, как самостоятельная работа с учебной и научной литературой.
Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными при чтении текста, учит конспектировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей в активных участников урока.
2. Заключение. (Слайд 17)
«Всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в реальной конкретности, совершается одновременно на разных уровнях многопланово». С.Л. Рубинштейн.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Применение системы различных творческих заданий расширяет горизонт предметного обучения, стимулирует интерес учащихся к предмету, способствует саморазвитию личности, самоутверждению подростков, создает атмосферу творческого сотрудничества не только между учителем и учащимися, но и среди учеников в группах. И все это приводит к значительному повышению качества знаний учащихся.
«При помощи науки без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки, неправда и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие». Д.И. Менделеев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА С ОПЫТОМ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории...
«Применение методики организации групповых форм работы, тренингов и творческих заданий в преподавании предмета с целью развития познавательного интереса учащихся и формирования у них установок нравственного поведения».
Для того чтобы привить интерес к изучению русской литературы, важную роль играют групповые формы работы на уроке....
Тема: «Организация внеклассной исследовательской работы по химии как форма развития познавательного интереса учащихся»
В современных условиях введения ФГОС нового поколения одной из задач школы является формирование исследовательских умений учащихся. Научно-исследовательская дея...
Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.
Работа раскрывает различные способы и щирокие возможности использования художественной литературы на уроках истории...
«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»
«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...
Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики
Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений ...