Формы и методы развития познавательного интереса учащихся.
статья по биологии

Стреколовская Нина Николаевна

.    Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации.  В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы развития познавательного интереса учащихся.

«Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».
Мишель де Монтель.    Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации.  В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. (Слайд 2) Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование внутренней мотивации происходит гораздо сложнее, но именно этот процесс создает основу для успешного продвижения от незнания к знанию. Наиболее значимы для успешной познавательной деятельности ориентация ученика на результат деятельности и заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.  
1. Формы и методы развития познавательного интереса учащихся. (Слайд 3)
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. 
1) Самостоятельная работа
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Как учить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференциальными заданиями, продумать последовательность заданий, наглядность.
2) Проблемное обучение
Проблемное обучение  позволят активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться  учеников  более осмысленного и прочного овладения знаниями. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся использую различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим несколько:

1. Индуктивный, аналитика-синтетический способ.

Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы.

Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют “бесстыдница”. Почему? (Эвкалипт – живой “насос”. Листья расположены ребром к солнцу, не нагреваются, а устьица открыты круглосуточно. Листья не дают тени. Земля под деревом сухая, а травы не могут расти без влаги. Древесина по мере роста дерева увеличивается быстрее, чем кора. Последняя поэтому разрывается и падает). 

2. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала

Примеры таких заданий:

Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему  произошло такое явление?

3. Выдвижение проблемного вопроса.

Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.

В 8 классе при изучении темы:  Скелет головы, туловища и конечностей» предлагаю такое задание:   Отец  посадил ребенка на плечи. На какие кости отца опирается малыш?
3) Занимательный материал
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условия поиска.
4) Развитие познавательных способностей  В стимулировании и воспитании познавательных интересов основную роль играют три фактора: содержание учебного материала, методы и организация учебного процесса и уровень его эмоциональности.
«Ученик – не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь»
К.Д. Ушинский (Слайд 4)

Исследовательская деятельность способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Исследование – урок, который строится на широком использовании различных форм исследовательской деятельности Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Знания, полученные в результате проведения исследовательских работ учащимися на уроках, позволяют повысить эффективность образовательного процесса и успешность обучения школьников.

Предметом учебного исследования является “переоткрытие” уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательских заданий является познанием еще непознанного.

Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, обоснование практического применения, создание теории.

Исследовательская работа может проходить на разных ступенях обучения . Это и исследовательские задания на уроках в 6  классе ,например закладка опыта по выращиванию плесени на хлебе с последующим практическим изучением её под микроскопом, или изучение прорастания семян в разных условиях среды( проследить влияние температуры на процесс прорастания семян).  Учащиеся   в  5 классе получают  представление о  элементарные знания  о  строении растительной клетки, о одноклеточных, многоклеточных организмах. 

Ученики даже 8 класса с интересом выполняют лабораторные работы с использованием микроскопа  и готовых микропрепаратов, например в ходе лабораторной работы «Сравнение крови человека с кровью лягушки»  на основе увиденного в микроскоп устанавливают отличительные признаки.

Особое место в системе практических занятий занимает решение экспериментальных задач: в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ», в 9 классе по разделам «Неметаллы», «Металлы». Благодаря имеющимся наборам веществ ребята могут проводить качественные реакции на ионы для обнаружения состава    соответствующих веществ, закрепить знания о изученных свойствах веществ.

Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят.

1. Определите тип взаимоотношений между организмами.

  • Цапля — лягушка
  • Гиена – лев Человек - острица 
  • Амёба — водные бактерии
  • Осина — подосиновик
  • Береза-сосна
  •  Рак-отшельник – актиния

Задание 2.  Установите соответствие между формулой и названием.

                                Химические формулы и названия

  1. Na3PO4                                                                  A. Хлорид железа III                                                                      
  2. K2CO3                                                                    Б. Карбонат калия 
  3. FeCl3                                                                      В. Фосфат натрия 
  4. Ca (NO3)2                                                              Г. Сульфат цинка 
  5. Zn SO4                                                                  Д. Нитрат кальция

Найди ошибку

В каком уравнении неправильно расставлены коэффициенты?

а) P+O2 = P2O5   б)  Н2О2 = Н2О + О2      в) KOH + Al(NO3)= К NO3 + Аl(OH)3

1.1. Игра. Разновидности игр. (Слайд 6-11)
Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра. 
«Игра ребенка не есть пустая забава. Она имеет высокий смысл и глубокое значение, в ней развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках». (Ф. Фребель) 

Игра «Кто больше»   Составить как можно больше химических формул из данных элементов и дать названия полученным веществам.     Ca, C, N, P, O, H, Cu, Al 

А)  Найди правильный ряд кислот.

Найти выигрышный путь. 

NaCl

KOH

H2 SO4

HCl

H2 S

K2 CO3

HNO3

H3 PO4

CuSO4

Б) Найди правильный ряд солей.

Найти выигрышный путь.

NaCl

KOH

KNO3

HCl

H2 S

K2 CO3

HNO3

H3 PO4

CuSO4

 

Учитель договаривается с детьми: если я говорю о кислотах, то вы поднимаете левую руку, если о щелочах - то правую.

Эта игра позволяет проводить закрепление и проверку материала легко и оживленно.

В процессе игры происходит воспитание учеников. В ходе подготовки и проведения ребята учатся культуре общения.
Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план действий. 
Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:
• Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• Учебный материал используется в качестве ее средства;
• В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактические игры  позволяют эффективно реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.
Использование такой формы обучения решает сразу несколько задач.
• Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний.
• Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
• Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. 
В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения. Внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Познавательные игры расширяют кругозор, развивают пытливость ума, находчивость и помогают овладевать приемами самообразования. Познавательные игры помогают учащимся по-новому взглянуть на учебный предмет, повторить, обобщить и закрепить изученный на уроках материал, глубже осмыслить и понять его. 
1.3. Загадки на уроках химии и биологии.
Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы – это загадки. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Они требуют от отгадывающего неординарного мышления, развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат видеть в обыкновенном – необыкновенное, а в необычном – обычное. Чтобы успешно отгадывать загадки, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Они позволяют учителю без каких-либо анкет, специальных тестов выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ученика.

1.6. Применение кроссвордов, ребусов, шарад. (Слайд 15)
Особое место среди дидактических игр занимают кроссворды. Кроссворд вносит в учебный процесс элемент игры, что заставляет любого ребенка непроизвольно, без каких-либо принуждений окунуться в занимательный мир познания. Поэтому учащиеся получают полную самостоятельность в работе, тем самым открывается простор для творчества и активности. А самостоятельность повышает познавательный интерес, устойчиво закрепляет полученные знания, формирует умения и навыки. 
Кроме того, в урок можно включать шарады, анаграммы, метаграммы, что приводит к достижению оптимальных результатов обучения. При этом в непринужденной игровой обстановке происходит активизация познавательной деятельности учащихся, они более прочно усваивают и закрепляют учебный материал. 
1.7. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.  (Слайд 16)
Одна из важнейших задач обучения – формирование у учащихся умения самостоятельно расширять и углублять знания, стремления развивать свои умственные способности и творческие задатки. Этим обусловлена необходимость таких методов обучения, как 
самостоятельная работа с учебной и научной литературой. 
Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными при чтении текста, учит конспектировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей в активных участников урока.  
2. Заключение.  (Слайд 17)
«Всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в реальной конкретности, совершается одновременно на разных уровнях многопланово». С.Л. Рубинштейн.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету.      Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Применение системы различных творческих заданий расширяет горизонт предметного обучения, стимулирует интерес учащихся к предмету, способствует саморазвитию личности, самоутверждению подростков, создает атмосферу творческого сотрудничества не только между учителем и учащимися, но и среди учеников в группах. И все это приводит к значительному повышению качества знаний учащихся.
«При помощи науки без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки, неправда и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие». Д.И. Менделеев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА С ОПЫТОМ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории...

Тема: «Организация внеклассной исследовательской работы по химии как форма развития познавательного интереса учащихся»

В современных условиях введения ФГОС нового поколения одной из задач школы является  формирование исследовательских умений учащихся. Научно-исследовательская дея...

Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...