Разработка урока "Семейство Розоцветные"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Разработка урока для учащихся 6 класса по программе В.В.пасечника. Разработан с применением интерактивных технологий. Лабораторная работа по определению растений проводится с использованием электроннного пособия "Лабораторный практикум по биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeystvo_rozotsvetnye.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ Новопетровская СОШ

        

Семейство розоцветные

          Семейств

 Урок в 6 классе

         

                Разработала: учитель биологии

Иващик Ольга  Алексеевна

учитель биологии

Цели урока:

1.Выделить отличительные признаки семейства розоцветных, познакомить учащихся с многообразием и значением растений семейства.

2. Научить определять типичных представителей семейства по гербариям с использованием электронных пособий.

3. Развивать логическое мышление учащихся, используя активные методы преподавания.

Оборудование:

  1. Мультимедиа проектор.
  2. Компьютеры для учащихся.
  3. Гербарий растений семейства сложноцветные и розоцветные.
  4. Портрет И.В.Мичурина
  5. Аншлаги с названиями систематических групп растений.
  6. Модель цветка розоцветных.
  7. Муляжи яблок разных сортов.

 Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Опрос. (Уплотненный)

  1. У доски сопоставить систематические категории, к которым относится ромашка аптечная. (Выданы аншлаги: ромашка аптечная, класс, семейство, отдел, сложноцветные,  растения, ромашка, покрытосеменные, двудольные).
  2. На интерактивной доске Распределить признаки классов. (рисунки, отражающие жилкование листьев, стержневой и мочковатый корень, семя с 1 и двумя семядолями, поперечный срез стебля с разным расположением проводящих пучков) Расположить нужные признаки под словами: однодольные и двудольные.
  3. Выбрать из предложенных гербарных экземпляров растения семейства сложноцветные и назвать признаки семейства.
  4. Пока вызванные ученики готовятся, с классом поводим игру «Назови значение растений». Учитель кидает мяч любому ученику и называет растение из семейства сложноцветных, дети должны назвать его значение.

(Подсолнечник, топинамбур, полынь, ромашка, хризантема, салат, тысячелистник, астра).

Изучение нового материала.

Учитель: сегодня у нас в гостях представители очень известного семейства. Я предлагаю вам отгадать загадки, и эти представители здесь появятся.

  1. Хоть прячется Алена за веточкой зеленой,

Но красная щека видна из далека. (Яблоко)

            ( выставляется гербарий названных растений)

  1. У мамы дочки – на шнурочке. (земляника)
  2. Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом. (Рябина)
  3. Не жил в ягоде жучок, и не кушал червячок,

А сорвал ее с куста, глядь – середка вся пуста. (малина)

            5.Хоть жжет его солнце, одет он в суконце.

              А сукно золотистое, тонкое и чистое.  (персик)

6. Нет в мире ничего нежней и краше,

 Чем этот сверток алых лепестков

Раскрывшийся благоуханной чашей.

(Роза)

Вы молодцы, все загадки правильно отгадали. А кто догадался о каком семействе растений сегодня пойдет речь? Это розоцветные.

Запишем тему в тетрадях и определим к какому классу относятся растения этого семейства.

Учащиеся называют признаки двудольных растений.

Ознакомимся с характеристикой семейства.

 По ходу изучения отражаем особенности семейства в своих записях.

Включается мультимедиа проектор.

1й слайд. Представители семейства. 3 тысячи видов.

 - Что объединяет все эти растения?  Строение цветка.

 -  Посмотрите на модель цветка и составьте  его формулу.

 Учащиеся:

 - цветок правильный, Ч5  Л5 Т много  П1 или много

 Учитель: определите соцветия у предложенных растений. (Слайд)

 Учащиеся:  кисть – черемуха, Щиток - боярышник

Какой тип плодов характерен для растений семейства?  (слайд)

Учащиеся определяют и записывают  в тетрадях: яблоко, костянка, орешек, сложная костянка.

 - Лист  - сложный.

 Учитель: Определите жизненные формы растений и запишите представителей, относящихся к этой жизненной форме.

Травы: земляника, лапчатка (демонстрация гербарных образцов)

Кустарники: малина, шиповник.

Деревья: яблоня, абрикос.

Слайд.  Значение растений семейства.

Предлагаем вам прослушать сообщения учащихся и определить значение растений изучаемого семейства.

1Сообщение учащегося.

Яблоня – самое распространенное растение среди плодово-ягодных культур.

Сущствует более 500 сортов яблок, подразделяющихся на летние, например белый налив (демонстрируется муляж), зимние – апорт, антоновка, осенние –пеппин шафранный.

Они отличаются не только по вкусу, но и по лежкости. Выдающийся селекционер И.В.Мичурин ( 1855- 1935) создал более 300 сортов яблок. Среди них есть около 50 морозоустойчивых сортов, которые  можно выращивать в наших условиях.

2 сообщение учащегося.

Я расскажу вам о растении, которое имеет не только пищевое значение, но и лекарственное. Это земляника лесная.  Научное название ее – фрагария, что значит благоухающая. Культивируют землянику с 14 века. В Россию завезена при царе Алексее Михайловиче и разводили ее в знаменитом Измайловском саду. Земляника содержит до 10% глюкозы, органические кислоты, эфирные масла, витамины:  С, В1  В2 РР. Из минеральных веществ содержит медь, железо, кальций. Настой плодов и листьев земляники используют как противоцинготный напиток и как мочегонное средство. Свежие ягоды полезны при колите и гастрите, язвенной болезни желудка. Отвар из сухих листьев и ягод используют в виде потогонного чая.

3 сообщение учащегося.

      К чему мне камни-самоцветы,

      ценю иную красоту.

Дороже мне, чем камни эти,

Шиповник розовый в цвету.

Шиповник  - родоначальник прославленной культурной розы. Он всегда наряден: и весной и летом, усыпанный крупными цветками и осенью – оранжевых, зреющих плодах.

Плодами шиповника являются односемянные орешки, заключенные внутри разросшегося цветоложа, которое обычно неправильно называют плодом.

 В лепестках цветов шиповника содержится очень дорогое розовое масло, которое используют при производстве духов. Из лепестков можно варить варенье. Но главное богатство шиповника – в его плодах. Они самый настоящий природный поливитаминный концентрат. Корни шиповника богаты дубильными веществами, поэтому он известен как средство для закрепления желудка. Отвар плодов признается в медицине как общеукрепляющее средство, а также полезным при малокровии, гастритах, язве желудка.

Широко известный препарат для лечения печени холосас также получен из плодов шиповника.

Учитель: А теперь назовите какое значение имеют растения семейства.

Учащиеся: 1. Пищевое (Яблоня, персик, абрикос, слива)

                   2. Лекарственное (Шиповник, земляника, малина)

                   3. В парфюмерии  (Роза)

                   4. Декоративное.

       

Учитель: Мы познакомились с некоторыми представителями семейства. А сейчас выполним лабораторную работу по определению растений этого семейства.

 Займите места у компьютеров и приступайте к определению растений, гербарии которых находятся на столах.

В тетрадях записать ход определения и названия определенных растений.

Лабораторная работа с использованием диска «Лабораторный практикум по биологии»

По окончании лабораторной работы все занимают свои места и показывают классу определенные растения, дают им названия.

Закрепление.

Учитель: Незнайка прислал нам письмо с описанием своих наблюдений.

Найдите ошибки в его описании.

       Я увидел в саду чудесное растение. Садовник сказал мне, что это шиповник. Я рассмотрел его цветок и определил, что венчик его имеет 6 лепестков и чашечку, состоящую из 5 сросшихся чашелистиков. Пестик у цветка крупный и мохнатый, видимо он опыляется ветром. Я сорвал сочную ягоду шиповника и подумал «Какой чудесный плод». Простые листья шиповника изящно держались на колючих ветках дерева. Конечно, главное значение шиповника – декоративное.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

 Параграф – 48

Творческое задание:составить кроссворд по теме «Розоцветные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 6 классе. Тема "Семейство Розоцветные"

Разработка содержит конспект урока и презентацию. Знакомство с представителями семейства Розоцветные....

Интерактивная игра по теме РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ

Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний о растениях семейства РОЗОЦВЕТНЫЕ ...

Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".

Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сф...

Розоцветные. Кроссворд для учащихся 7 класса.

Кроссворд можно использовать на уроке по теме "Розоцветные" в 7 классе коррекционной школы....

План-конспект урока и презентация «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»

Что может быть слаще лесной земляники? Под зеленью прячет характер свой дикий, И смотрит оттуда глазами ребёнка - Пять чувств белоснежных на радужке солнца. На краешке чащи распаренный полдень Се...

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...