Разработка урока "Семейство Розоцветные"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Разработка урока для учащихся 6 класса по программе В.В.пасечника. Разработан с применением интерактивных технологий. Лабораторная работа по определению растений проводится с использованием электроннного пособия "Лабораторный практикум по биологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeystvo_rozotsvetnye.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОАУ Новопетровская СОШ
Семейство розоцветные
Семейств
Урок в 6 классе
Разработала: учитель биологии
Иващик Ольга Алексеевна
учитель биологии
Цели урока:
1.Выделить отличительные признаки семейства розоцветных, познакомить учащихся с многообразием и значением растений семейства.
2. Научить определять типичных представителей семейства по гербариям с использованием электронных пособий.
3. Развивать логическое мышление учащихся, используя активные методы преподавания.
Оборудование:
- Мультимедиа проектор.
- Компьютеры для учащихся.
- Гербарий растений семейства сложноцветные и розоцветные.
- Портрет И.В.Мичурина
- Аншлаги с названиями систематических групп растений.
- Модель цветка розоцветных.
- Муляжи яблок разных сортов.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Опрос. (Уплотненный)
- У доски сопоставить систематические категории, к которым относится ромашка аптечная. (Выданы аншлаги: ромашка аптечная, класс, семейство, отдел, сложноцветные, растения, ромашка, покрытосеменные, двудольные).
- На интерактивной доске Распределить признаки классов. (рисунки, отражающие жилкование листьев, стержневой и мочковатый корень, семя с 1 и двумя семядолями, поперечный срез стебля с разным расположением проводящих пучков) Расположить нужные признаки под словами: однодольные и двудольные.
- Выбрать из предложенных гербарных экземпляров растения семейства сложноцветные и назвать признаки семейства.
- Пока вызванные ученики готовятся, с классом поводим игру «Назови значение растений». Учитель кидает мяч любому ученику и называет растение из семейства сложноцветных, дети должны назвать его значение.
(Подсолнечник, топинамбур, полынь, ромашка, хризантема, салат, тысячелистник, астра).
Изучение нового материала.
Учитель: сегодня у нас в гостях представители очень известного семейства. Я предлагаю вам отгадать загадки, и эти представители здесь появятся.
- Хоть прячется Алена за веточкой зеленой,
Но красная щека видна из далека. (Яблоко)
( выставляется гербарий названных растений)
- У мамы дочки – на шнурочке. (земляника)
- Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом. (Рябина)
- Не жил в ягоде жучок, и не кушал червячок,
А сорвал ее с куста, глядь – середка вся пуста. (малина)
5.Хоть жжет его солнце, одет он в суконце.
А сукно золотистое, тонкое и чистое. (персик)
6. Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков
Раскрывшийся благоуханной чашей.
(Роза)
Вы молодцы, все загадки правильно отгадали. А кто догадался о каком семействе растений сегодня пойдет речь? Это розоцветные.
Запишем тему в тетрадях и определим к какому классу относятся растения этого семейства.
Учащиеся называют признаки двудольных растений.
Ознакомимся с характеристикой семейства.
По ходу изучения отражаем особенности семейства в своих записях.
Включается мультимедиа проектор.
1й слайд. Представители семейства. 3 тысячи видов.
- Что объединяет все эти растения? Строение цветка.
- Посмотрите на модель цветка и составьте его формулу.
Учащиеся:
- цветок правильный, Ч5 Л5 Т много П1 или много
Учитель: определите соцветия у предложенных растений. (Слайд)
Учащиеся: кисть – черемуха, Щиток - боярышник
Какой тип плодов характерен для растений семейства? (слайд)
Учащиеся определяют и записывают в тетрадях: яблоко, костянка, орешек, сложная костянка.
- Лист - сложный.
Учитель: Определите жизненные формы растений и запишите представителей, относящихся к этой жизненной форме.
Травы: земляника, лапчатка (демонстрация гербарных образцов)
Кустарники: малина, шиповник.
Деревья: яблоня, абрикос.
Слайд. Значение растений семейства.
Предлагаем вам прослушать сообщения учащихся и определить значение растений изучаемого семейства.
1Сообщение учащегося.
Яблоня – самое распространенное растение среди плодово-ягодных культур.
Сущствует более 500 сортов яблок, подразделяющихся на летние, например белый налив (демонстрируется муляж), зимние – апорт, антоновка, осенние –пеппин шафранный.
Они отличаются не только по вкусу, но и по лежкости. Выдающийся селекционер И.В.Мичурин ( 1855- 1935) создал более 300 сортов яблок. Среди них есть около 50 морозоустойчивых сортов, которые можно выращивать в наших условиях.
2 сообщение учащегося.
Я расскажу вам о растении, которое имеет не только пищевое значение, но и лекарственное. Это земляника лесная. Научное название ее – фрагария, что значит благоухающая. Культивируют землянику с 14 века. В Россию завезена при царе Алексее Михайловиче и разводили ее в знаменитом Измайловском саду. Земляника содержит до 10% глюкозы, органические кислоты, эфирные масла, витамины: С, В1 В2 РР. Из минеральных веществ содержит медь, железо, кальций. Настой плодов и листьев земляники используют как противоцинготный напиток и как мочегонное средство. Свежие ягоды полезны при колите и гастрите, язвенной болезни желудка. Отвар из сухих листьев и ягод используют в виде потогонного чая.
3 сообщение учащегося.
К чему мне камни-самоцветы,
ценю иную красоту.
Дороже мне, чем камни эти,
Шиповник розовый в цвету.
Шиповник - родоначальник прославленной культурной розы. Он всегда наряден: и весной и летом, усыпанный крупными цветками и осенью – оранжевых, зреющих плодах.
Плодами шиповника являются односемянные орешки, заключенные внутри разросшегося цветоложа, которое обычно неправильно называют плодом.
В лепестках цветов шиповника содержится очень дорогое розовое масло, которое используют при производстве духов. Из лепестков можно варить варенье. Но главное богатство шиповника – в его плодах. Они самый настоящий природный поливитаминный концентрат. Корни шиповника богаты дубильными веществами, поэтому он известен как средство для закрепления желудка. Отвар плодов признается в медицине как общеукрепляющее средство, а также полезным при малокровии, гастритах, язве желудка.
Широко известный препарат для лечения печени холосас также получен из плодов шиповника.
Учитель: А теперь назовите какое значение имеют растения семейства.
Учащиеся: 1. Пищевое (Яблоня, персик, абрикос, слива)
2. Лекарственное (Шиповник, земляника, малина)
3. В парфюмерии (Роза)
4. Декоративное.
Учитель: Мы познакомились с некоторыми представителями семейства. А сейчас выполним лабораторную работу по определению растений этого семейства.
Займите места у компьютеров и приступайте к определению растений, гербарии которых находятся на столах.
В тетрадях записать ход определения и названия определенных растений.
Лабораторная работа с использованием диска «Лабораторный практикум по биологии»
По окончании лабораторной работы все занимают свои места и показывают классу определенные растения, дают им названия.
Закрепление.
Учитель: Незнайка прислал нам письмо с описанием своих наблюдений.
Найдите ошибки в его описании.
Я увидел в саду чудесное растение. Садовник сказал мне, что это шиповник. Я рассмотрел его цветок и определил, что венчик его имеет 6 лепестков и чашечку, состоящую из 5 сросшихся чашелистиков. Пестик у цветка крупный и мохнатый, видимо он опыляется ветром. Я сорвал сочную ягоду шиповника и подумал «Какой чудесный плод». Простые листья шиповника изящно держались на колючих ветках дерева. Конечно, главное значение шиповника – декоративное.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Параграф – 48
Творческое задание:составить кроссворд по теме «Розоцветные»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 6 классе. Тема "Семейство Розоцветные"
Разработка содержит конспект урока и презентацию. Знакомство с представителями семейства Розоцветные....
Интерактивная игра по теме РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ
Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний о растениях семейства РОЗОЦВЕТНЫЕ ...
Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют практическую работу, что позволяет им сф...
Розоцветные. Кроссворд для учащихся 7 класса.
Кроссворд можно использовать на уроке по теме "Розоцветные" в 7 классе коррекционной школы....
Методическая разработка урока по теме: "Семейство Розоцветные"
Модульный урок в 7 классе + презентация....
План-конспект урока и презентация «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»
Что может быть слаще лесной земляники? Под зеленью прячет характер свой дикий, И смотрит оттуда глазами ребёнка - Пять чувств белоснежных на радужке солнца. На краешке чащи распаренный полдень Се...
Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."
Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...