урок по теме: "Многообразие живых организмов. Наука систематика"
методическая разработка по биологии (7 класс)
урок Биологии в 7 классе по теме: "Многообразие живых организмов. Наука систематика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_zhivyh_organizmov.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Многообразие живых организмов. Наука систематика»
Цель урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни, познакомить с научной системой их классификации.
Задачи:
Обучающие:
1).продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;
2). рассмотреть особенности живых организмов;
3).формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.
4).формировать основные биологические понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера, уровень организации;
Развивающие:
1).формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,
2).формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
3).развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.
Воспитательные:
1). воспитывать ценностное отношение к жизни, к живым организмам.
Используемые педагогические технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровая, проблемная технологии, элементы конструирования и построения классификации.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы, рисунки и фотографии животных, растений, грибов и бактерий, комнатные растения.
ПЛАН УРОКА:
ХОД УРОКА
Организационный момент
На доске:
Число, месяц.
Тема: «Многообразие живых организмов. Наука систематика».
Проверка усвоения материала прошлого урока
Фронтальный опрос.
1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)
2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)
3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.)
4. С чем связано развитие и многообразие живой природы? (С действием естественных законов – наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.)
5. Как были открыты законы развития живых организмов? (С развитием эволюционного учения и благодаря работам Ч. Дарвина.)
6. В чем отличие искусственного и естественного отборов? (При естественном отборе выживают наиболее приспособленные к окружающим условиям особи, при искусственном – отбор осуществляет человек.)
7. Кратко перечислите значимые события в жизни Ч. Дарвина, повлиявшие на его научные исследования.
Объяснение нового материала
1. Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.
Дополнение. По мере накопления знаний о разнообразии животного мира, потребность в их классификации становилась все более настоятельной. Еще в древности греческий натуралист Аристотель (384–322 гг. до н. э.) составил знаменитую «Историю животных», где не только описал сотни форм, но даже предвосхитил некоторые представления об их борьбе за существование: «Войну друг с другом ведут животные, которые населяют одни и те же места и добывают средства к жизни из одного и того же источника». Позднее его соотечественник и ученик Теофраст (370–285 гг. до н. э.) описывал разнообразие растений. Но только в XVIII в. шведский врач и ботаник Карл Линней (1707–1778) создал стройную систему классификации животных и растений, основанную на их внешнем сходстве (например, растения он разделял на классы по числу тычинок в цветке). До сих пор сохранилось непременное требование этой системы – бинарная (двойная) номенклатура, когда научное название каждого вида обязательно состоит из двух латинских слов, напоминающих фамилию и имя каждого человека: родового (всегда пишется с большой буквы) и собственно видового названия (пишется с маленькой буквы). В конце принято указывать имя человека первым, описавшим данный вид, и год описания данного вида, причем из уважения к знаменитостям, давшим имена многим тысячам видов, ставится только первая буква их фамилии. Например, полное научное название волка Cam'sLupus L., 1758, означает, что его впервые описал именно Карл Линней («Система природы», 10-е издание, т. 1, 1758). Да и само созвучие названия главного его труда и науки о классификации живых организмов – систематики – свидетельствует о признании приоритета К. Линнея в ее создании. Следует заметить, что русскоязычное название вида может состоять как из одного (волк), так и из двух слов (бурый медведь). После трудов Ч. Дарвина и К. Линнея стали активно изучать родственные связи (филогению) видов и надвидовых подразделений, учитывать их в построении естественной системы живых организмов.
Основные систематические единицы (подразделения):
Вид
Род
Семейство
Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)
Класс
Тип (для животных) или Отдел (для растений)
Царство
Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).
Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных. Самый многочисленный отряд класса млекопитающих – Грызуны (около 1600 видов или почти 40 % видового состава класса). В него входят мыши, крысы, полевки, белки, суслики, бобры и многие другие животные. Всех их объединяет общее строение зубов. Более детальные отличия позволяют выделять отдельные семейства: Беличьи, Мышиные, Хомяки, Бобровые и др. В свою очередь, семейства делятся на роды. Разнообразное семейство Хомяков включает полевок, леммингов, хомяков, песчанок, ондатр и т. д. В семейство Мышиные входят не только мыши, но и крысы. Они различаются по внешнему виду, образу жизни, местообитаниям. Выделяют роды: Лесные мыши, Домовые мыши, Крысы . В пределах каждого рода идет деление на виды: мышь домовая, мышь полевая, мышь желтогорлая и др.; крыса серая (пасюк), крыса черная и т. д. Одни семейства состоят из сотен видов (Мыши, Хомяки), тогда как другие – из одного единственного вида (пустынный зверек из Средней Азии – селевиния). Полезно указать систематическое положение человека: вид – Человек разумный (Homosapiens L., 1758), род – Человек, семейство – Люди (Гоминиды), отряд – Приматы, класс – Млекопитающие, тип – Хордовые.
ОФТАЛЬМОТРЕНАЖ
Закрепление изученного материала
1. Что нового привнес К. Линней в классификацию организмов?
2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?
3. Каковы принципы объединения организмов в систематические группы: виды, роды, семейства и т. д.?
4. В чем смысл двойных названий животных и растений? Приведите примеры.
5. Одинаковы ли систематические категории в зоологии и ботанике?
Тестирование (устное).
1. К каким растениям относятся водоросли?
•К низшим;
•к высшим;
•к покрытосеменным;
•к голосеменным.
2. К какому отделу относятся растения, занимающие в настоящее время господствующее положение на Земле?
•К водорослям;
•к папоротниковым;
•к голосеменным;
•к покрытосеменным.
3. К какой группе живых организмов относятся бактерии?
•К эукариотам;
•к прокариотам;
•к внеклеточным организмам;
•все ответы верны.
4. Почему растения, грибы, животных относят к эукариотам?
•Они не делятся митозом;
•они не имеют оформленного ядра;
•они имеют оформленное ядро;
•они имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо.
5. На какиеподцарства делят царство животных?
•На беспозвоночных и позвоночных;
•на земноводных, рыб, пресмыкающихся, птиц;
•на одноклеточных и многоклеточных;
•на червей, членистоногих, моллюсков, хордовых.
Домашнее задание
1. Составить таблицу, в левой части которой расположить типы животных и отделы растений, а также их деление на классы (если они названы). В правой части таблицы
ТЕМА: «Многообразие живых организмов. Наука систематика»
Цель урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни, познакомить с научной системой их классификации.
Задачи:
Обучающие:
1) продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;
2) рассмотреть особенности живых организмов;
3) формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.
4) формировать основные биологические понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера, уровень организации;
Развивающие:
1).формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,
2).формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
3).развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.
Воспитательные:
1). воспитывать ценностное отношение к жизни, к живым организмам.
Используемые педагогические технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровая, проблемная технологии, элементы конструирования и построения классификации.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы, рисунки и фотографии животных, растений, грибов и бактерий, комнатные растения.
ПЛАН УРОКА:
ХОД УРОКА
Организационный момент
На доске:
Число, месяц.
Тема: «Многообразие живых организмов. Наука систематика».
Проверка усвоения материала прошлого урока
Фронтальный опрос.
1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)
2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)
3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.)
4. С чем связано развитие и многообразие живой природы? (С действием естественных законов – наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.)
5. Как были открыты законы развития живых организмов? (С развитием эволюционного учения и благодаря работам Ч. Дарвина.)
6. В чем отличие искусственного и естественного отборов? (При естественном отборе выживают наиболее приспособленные к окружающим условиям особи, при искусственном – отбор осуществляет человек.)
7. Кратко перечислите значимые события в жизни Ч. Дарвина, повлиявшие на его научные исследования.
Объяснение нового материала
1. Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.
Дополнение. По мере накопления знаний о разнообразии животного мира, потребность в их классификации становилась все более настоятельной. Еще в древности греческий натуралист Аристотель (384–322 гг. до н. э.) составил знаменитую «Историю животных», где не только описал сотни форм, но даже предвосхитил некоторые представления об их борьбе за существование: «Войну друг с другом ведут животные, которые населяют одни и те же места и добывают средства к жизни из одного и того же источника». Позднее его соотечественник и ученик Теофраст (370–285 гг. до н. э.) описывал разнообразие растений. Но только в XVIII в. шведский врач и ботаник Карл Линней (1707–1778) создал стройную систему классификации животных и растений, основанную на их внешнем сходстве (например, растения он разделял на классы по числу тычинок в цветке). До сих пор сохранилось непременное требование этой системы – бинарная (двойная) номенклатура, когда научное название каждого вида обязательно состоит из двух латинских слов, напоминающих фамилию и имя каждого человека: родового (всегда пишется с большой буквы) и собственно видового названия (пишется с маленькой буквы). В конце принято указывать имя человека первым, описавшим данный вид, и год описания данного вида, причем из уважения к знаменитостям, давшим имена многим тысячам видов, ставится только первая буква их фамилии. Например, полное научное название волка Cam'sLupus L., 1758, означает, что его впервые описал именно Карл Линней («Система природы», 10-е издание, т. 1, 1758). Да и само созвучие названия главного его труда и науки о классификации живых организмов – систематики – свидетельствует о признании приоритета К. Линнея в ее создании. Следует заметить, что русскоязычное название вида может состоять как из одного (волк), так и из двух слов (бурый медведь). После трудов Ч. Дарвина и К. Линнея стали активно изучать родственные связи (филогению) видов и надвидовых подразделений, учитывать их в построении естественной системы живых организмов.
Основные систематические единицы (подразделения):
Вид
Род
Семейство
Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)
Класс
Тип (для животных) или Отдел (для растений)
Царство
Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).
Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных. Самый многочисленный отряд класса млекопитающих – Грызуны (около 1600 видов или почти 40 % видового состава класса). В него входят мыши, крысы, полевки, белки, суслики, бобры и многие другие животные. Всех их объединяет общее строение зубов. Более детальные отличия позволяют выделять отдельные семейства: Беличьи, Мышиные, Хомяки, Бобровые и др. В свою очередь, семейства делятся на роды. Разнообразное семейство Хомяков включает полевок, леммингов, хомяков, песчанок, ондатр и т. д. В семейство Мышиные входят не только мыши, но и крысы. Они различаются по внешнему виду, образу жизни, местообитаниям. Выделяют роды: Лесные мыши, Домовые мыши, Крысы . В пределах каждого рода идет деление на виды: мышь домовая, мышь полевая, мышь желтогорлая и др.; крыса серая (пасюк), крыса черная и т. д. Одни семейства состоят из сотен видов (Мыши, Хомяки), тогда как другие – из одного единственного вида (пустынный зверек из Средней Азии – селевиния). Полезно указать систематическое положение человека: вид – Человек разумный (Homosapiens L., 1758), род – Человек, семейство – Люди (Гоминиды), отряд – Приматы, класс – Млекопитающие, тип – Хордовые.
ОФТАЛЬМОТРЕНАЖ
Закрепление изученного материала
1. Что нового привнес К. Линней в классификацию организмов?
2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?
3. Каковы принципы объединения организмов в систематические группы: виды, роды, семейства и т. д.?
4. В чем смысл двойных названий животных и растений? Приведите примеры.
5. Одинаковы ли систематические категории в зоологии и ботанике?
Тестирование (устное).
1. К каким растениям относятся водоросли?
•К низшим;
•к высшим;
•к покрытосеменным;
•к голосеменным.
2. К какому отделу относятся растения, занимающие в настоящее время господствующее положение на Земле?
•К водорослям;
•к папоротниковым;
•к голосеменным;
•к покрытосеменным.
3. К какой группе живых организмов относятся бактерии?
•К эукариотам;
•к прокариотам;
•к внеклеточным организмам;
•все ответы верны.
4. Почему растения, грибы, животных относят к эукариотам?
•Они не делятся митозом;
•они не имеют оформленного ядра;
•они имеют оформленное ядро;
•они имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо.
5. На какиеподцарства делят царство животных?
•На беспозвоночных и позвоночных;
•на земноводных, рыб, пресмыкающихся, птиц;
•на одноклеточных и многоклеточных;
•на червей, членистоногих, моллюсков, хордовых.
Домашнее задание
- Составить таблицу, в левой части которой расположить типы животных и отделы растений, а также их деление на классы (если они названы). В правой части таблицыуказать число видов, указанных в учебнике для некоторых из этих подразделений: базимицетов (из отдела настоящих грибов), водорослей, голосеменных и покрытосеменных (цветковых) растений, насекомых, моллюсков, червей (три класса), рептилий, птиц и млекопитающих. В дальнейшем пополнять эту таблицу с помощью учителя и настоящего пособия по мере изучения каждой группы живых организмов.
2. Используя дополнительную литературу, подобрать информацию о биографии К. Линнея и составить письменно краткий очерк о жизни этого ученого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: виды взаимоотношений между живыми организмами
Урок: виды взаимоотношений между живыми организмами, 11 класс...
Открытый урок "Свет в жизни живых организмов"
Урок природоведения для 5 класса в котором говорится о значении света в жизни живых организмов....
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Обобщающий урок по теме "Питание живых организмов" по учебнику Природоведение 5 класс. Авторы Т.С.Сухова, В.И.Строганов
Конспект для проведения обобщающего урока по теме "Питание живых организмов"...
Урок по теме "Многообразие живых организмов ( обобщение и повторение)" ( 5 класс)
Разработка урока в соответствии с ФГОС ОО ( применение системно-деятельностного подхода в обучении биологии)...
Тест по биологии 7 класс по теме Многообразие живого и наука систематика
Этот тест упешно исползуется при повторение изученного материала в 7 классе...
технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."
технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."...