урок по теме: "Многообразие живых организмов. Наука систематика"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Дерезина Татьяна Сергеевна

урок Биологии в 7 классе по теме: "Многообразие живых организмов. Наука систематика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_zhivyh_organizmov.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Многообразие живых организмов. Наука систематика»

Цель  урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни, познакомить с научной системой их классификации.

Задачи:

Обучающие:

1).продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;

2). рассмотреть особенности живых организмов;

3).формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

4).формировать основные биологические  понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера, уровень организации;

Развивающие:

1).формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

2).формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

3).развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

Воспитательные:

1). воспитывать  ценностное отношение к жизни, к живым организмам.

Используемые педагогические технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровая, проблемная технологии, элементы конструирования и построения классификации.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, рисунки и фотографии животных, растений, грибов и бактерий, комнатные растения.

ПЛАН УРОКА:

ХОД УРОКА 

Организационный момент

На доске:

Число, месяц. 

Тема: «Многообразие живых организмов. Наука систематика». 

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)

2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.) 

3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.) 

4. С чем связано развитие и многообразие живой природы? (С действием естественных законов – наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.) 

5. Как были открыты законы развития живых организмов? (С развитием эволюционного учения и благодаря работам Ч. Дарвина.) 

6. В чем отличие искусственного и естественного отборов? (При естественном отборе выживают наиболее приспособленные к окружающим условиям особи, при искусственном – отбор осуществляет человек.) 

7. Кратко перечислите значимые события в жизни Ч. Дарвина, повлиявшие на его научные исследования.

Объяснение нового материала

1. Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.

Дополнение.  По мере накопления знаний о разнообразии животного мира, потребность в их классификации становилась все более настоятельной. Еще в древности греческий натуралист Аристотель (384–322 гг. до н. э.) составил знаменитую «Историю животных», где не только описал сотни форм, но даже предвосхитил некоторые представления об их борьбе за существование: «Войну друг с другом ведут животные, которые населяют одни и те же места и добывают средства к жизни из одного и того же источника». Позднее его соотечественник и ученик Теофраст (370–285 гг. до н. э.) описывал разнообразие растений. Но только в XVIII в. шведский врач и ботаник Карл Линней (1707–1778) создал стройную систему классификации животных и растений, основанную на их внешнем сходстве (например, растения он разделял на классы по числу тычинок в цветке). До сих пор сохранилось непременное требование этой системы – бинарная (двойная) номенклатура, когда научное название каждого вида обязательно состоит из двух латинских слов, напоминающих фамилию и имя каждого человека: родового (всегда пишется с большой буквы) и собственно видового названия (пишется с маленькой буквы). В конце принято указывать имя человека первым, описавшим данный вид, и год описания данного вида, причем из уважения к знаменитостям, давшим имена многим тысячам видов, ставится только первая буква их фамилии. Например, полное научное название волка Cam'sLupus L., 1758, означает, что его впервые описал именно Карл Линней («Система природы», 10-е издание, т. 1, 1758). Да и само созвучие названия главного его труда и науки о классификации живых организмов – систематики – свидетельствует о признании приоритета К. Линнея в ее создании. Следует заметить, что русскоязычное название вида может состоять как из одного (волк), так и из двух слов (бурый медведь). После трудов Ч. Дарвина и К. Линнея стали активно изучать родственные связи (филогению) видов и надвидовых подразделений, учитывать их в построении естественной системы живых организмов.

Основные систематические единицы (подразделения): 

Вид

Род

Семейство

Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)

Класс

Тип (для животных) или Отдел (для растений)

Царство

Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).

Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих  можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных. Самый многочисленный отряд класса млекопитающих – Грызуны  (около 1600 видов или почти 40 % видового состава класса). В него входят мыши, крысы, полевки, белки, суслики, бобры и многие другие животные. Всех их объединяет общее строение зубов. Более детальные отличия позволяют выделять отдельные семейства: Беличьи, Мышиные, Хомяки, Бобровые  и др. В свою очередь, семейства делятся на роды. Разнообразное семейство Хомяков  включает полевок, леммингов, хомяков, песчанок, ондатр и т. д. В семейство Мышиные  входят не только мыши, но и крысы. Они различаются по внешнему виду, образу жизни, местообитаниям. Выделяют роды: Лесные мыши, Домовые мыши, Крысы . В пределах каждого рода идет деление на виды: мышь домовая, мышь полевая, мышь желтогорлая  и др.; крыса серая (пасюк), крыса черная  и т. д. Одни семейства состоят из сотен видов (Мыши, Хомяки), тогда как другие – из одного единственного вида (пустынный зверек из Средней Азии – селевиния). Полезно указать систематическое положение человека: вид – Человек разумный (Homosapiens L., 1758), род – Человек, семейство – Люди (Гоминиды), отряд – Приматы, класс – Млекопитающие, тип – Хордовые.

ОФТАЛЬМОТРЕНАЖ

Закрепление изученного материала

1. Что нового привнес К. Линней в классификацию организмов?

2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?

3. Каковы принципы объединения организмов в систематические группы: виды, роды, семейства и т. д.?

4. В чем смысл двойных названий животных и растений? Приведите примеры.

5. Одинаковы ли систематические категории в зоологии и ботанике?

Тестирование (устное).

1. К каким растениям относятся водоросли?

•К низшим;

•к высшим;

•к покрытосеменным;

•к голосеменным.

2. К какому отделу относятся растения, занимающие в настоящее время господствующее положение на Земле?

•К водорослям;

•к папоротниковым;

•к голосеменным;

•к покрытосеменным.

3. К какой группе живых организмов относятся бактерии?

•К эукариотам;

•к прокариотам;

•к внеклеточным организмам;

•все ответы верны.

4. Почему растения, грибы, животных относят к эукариотам?

•Они не делятся митозом;

•они не имеют оформленного ядра;

•они имеют оформленное ядро;

•они имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо.

5. На какиеподцарства делят царство животных?

•На беспозвоночных и позвоночных;

•на земноводных, рыб, пресмыкающихся, птиц;

•на одноклеточных и многоклеточных;

•на червей, членистоногих, моллюсков, хордовых.

Домашнее задание

1. Составить таблицу, в левой части которой расположить типы животных и отделы растений, а также их деление на классы (если они названы). В правой части таблицы 

ТЕМА: «Многообразие живых организмов. Наука систематика»

Цель  урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни, познакомить с научной системой их классификации.

Задачи:

Обучающие:

1) продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;

2) рассмотреть особенности живых организмов;

3) формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

4) формировать основные биологические  понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера, уровень организации;

Развивающие:

1).формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

2).формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

3).развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

Воспитательные:

1). воспитывать  ценностное отношение к жизни, к живым организмам.

Используемые педагогические технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровая, проблемная технологии, элементы конструирования и построения классификации.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, рисунки и фотографии животных, растений, грибов и бактерий, комнатные растения.

ПЛАН УРОКА:

ХОД УРОКА 

Организационный момент

На доске:

Число, месяц. 

Тема: «Многообразие живых организмов. Наука систематика». 

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)

2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.) 

3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.) 

4. С чем связано развитие и многообразие живой природы? (С действием естественных законов – наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.) 

5. Как были открыты законы развития живых организмов? (С развитием эволюционного учения и благодаря работам Ч. Дарвина.) 

6. В чем отличие искусственного и естественного отборов? (При естественном отборе выживают наиболее приспособленные к окружающим условиям особи, при искусственном – отбор осуществляет человек.) 

7. Кратко перечислите значимые события в жизни Ч. Дарвина, повлиявшие на его научные исследования.

Объяснение нового материала

1. Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.

Дополнение.  По мере накопления знаний о разнообразии животного мира, потребность в их классификации становилась все более настоятельной. Еще в древности греческий натуралист Аристотель (384–322 гг. до н. э.) составил знаменитую «Историю животных», где не только описал сотни форм, но даже предвосхитил некоторые представления об их борьбе за существование: «Войну друг с другом ведут животные, которые населяют одни и те же места и добывают средства к жизни из одного и того же источника». Позднее его соотечественник и ученик Теофраст (370–285 гг. до н. э.) описывал разнообразие растений. Но только в XVIII в. шведский врач и ботаник Карл Линней (1707–1778) создал стройную систему классификации животных и растений, основанную на их внешнем сходстве (например, растения он разделял на классы по числу тычинок в цветке). До сих пор сохранилось непременное требование этой системы – бинарная (двойная) номенклатура, когда научное название каждого вида обязательно состоит из двух латинских слов, напоминающих фамилию и имя каждого человека: родового (всегда пишется с большой буквы) и собственно видового названия (пишется с маленькой буквы). В конце принято указывать имя человека первым, описавшим данный вид, и год описания данного вида, причем из уважения к знаменитостям, давшим имена многим тысячам видов, ставится только первая буква их фамилии. Например, полное научное название волка Cam'sLupus L., 1758, означает, что его впервые описал именно Карл Линней («Система природы», 10-е издание, т. 1, 1758). Да и само созвучие названия главного его труда и науки о классификации живых организмов – систематики – свидетельствует о признании приоритета К. Линнея в ее создании. Следует заметить, что русскоязычное название вида может состоять как из одного (волк), так и из двух слов (бурый медведь). После трудов Ч. Дарвина и К. Линнея стали активно изучать родственные связи (филогению) видов и надвидовых подразделений, учитывать их в построении естественной системы живых организмов.

Основные систематические единицы (подразделения): 

Вид

Род

Семейство

Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)

Класс

Тип (для животных) или Отдел (для растений)

Царство

Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).

Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих  можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных. Самый многочисленный отряд класса млекопитающих – Грызуны  (около 1600 видов или почти 40 % видового состава класса). В него входят мыши, крысы, полевки, белки, суслики, бобры и многие другие животные. Всех их объединяет общее строение зубов. Более детальные отличия позволяют выделять отдельные семейства: Беличьи, Мышиные, Хомяки, Бобровые  и др. В свою очередь, семейства делятся на роды. Разнообразное семейство Хомяков  включает полевок, леммингов, хомяков, песчанок, ондатр и т. д. В семейство Мышиные  входят не только мыши, но и крысы. Они различаются по внешнему виду, образу жизни, местообитаниям. Выделяют роды: Лесные мыши, Домовые мыши, Крысы . В пределах каждого рода идет деление на виды: мышь домовая, мышь полевая, мышь желтогорлая  и др.; крыса серая (пасюк), крыса черная  и т. д. Одни семейства состоят из сотен видов (Мыши, Хомяки), тогда как другие – из одного единственного вида (пустынный зверек из Средней Азии – селевиния). Полезно указать систематическое положение человека: вид – Человек разумный (Homosapiens L., 1758), род – Человек, семейство – Люди (Гоминиды), отряд – Приматы, класс – Млекопитающие, тип – Хордовые.

ОФТАЛЬМОТРЕНАЖ

Закрепление изученного материала

1. Что нового привнес К. Линней в классификацию организмов?

2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?

3. Каковы принципы объединения организмов в систематические группы: виды, роды, семейства и т. д.?

4. В чем смысл двойных названий животных и растений? Приведите примеры.

5. Одинаковы ли систематические категории в зоологии и ботанике?

Тестирование (устное).

1. К каким растениям относятся водоросли?

•К низшим;

•к высшим;

•к покрытосеменным;

•к голосеменным.

2. К какому отделу относятся растения, занимающие в настоящее время господствующее положение на Земле?

•К водорослям;

•к папоротниковым;

•к голосеменным;

•к покрытосеменным.

3. К какой группе живых организмов относятся бактерии?

•К эукариотам;

•к прокариотам;

•к внеклеточным организмам;

•все ответы верны.

4. Почему растения, грибы, животных относят к эукариотам?

•Они не делятся митозом;

•они не имеют оформленного ядра;

•они имеют оформленное ядро;

•они имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо.

5. На какиеподцарства делят царство животных?

•На беспозвоночных и позвоночных;

•на земноводных, рыб, пресмыкающихся, птиц;

•на одноклеточных и многоклеточных;

•на червей, членистоногих, моллюсков, хордовых.

Домашнее задание

  1. Составить таблицу, в левой части которой расположить типы животных и отделы растений, а также их деление на классы (если они названы). В правой части таблицыуказать число видов, указанных в учебнике для некоторых из этих подразделений: базимицетов (из отдела настоящих грибов), водорослей, голосеменных и покрытосеменных (цветковых) растений, насекомых, моллюсков, червей (три класса), рептилий, птиц и млекопитающих. В дальнейшем пополнять эту таблицу с помощью учителя и настоящего пособия по мере изучения каждой группы живых организмов.

2. Используя дополнительную литературу, подобрать информацию о биографии К. Линнея и составить письменно краткий очерк о жизни этого ученого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: виды взаимоотношений между живыми организмами

Урок: виды взаимоотношений между живыми организмами, 11 класс...

Открытый урок "Свет в жизни живых организмов"

Урок природоведения для 5 класса в котором говорится о значении света в жизни живых организмов....

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Обобщающий урок по теме "Питание живых организмов" по учебнику Природоведение 5 класс. Авторы Т.С.Сухова, В.И.Строганов

Конспект для проведения обобщающего урока по теме "Питание живых организмов"...

Урок по теме "Многообразие живых организмов ( обобщение и повторение)" ( 5 класс)

Разработка урока в соответствии с ФГОС ОО ( применение системно-деятельностного подхода в обучении биологии)...

Тест по биологии 7 класс по теме Многообразие живого и наука систематика

Этот тест упешно исползуется при повторение изученного материала в 7 классе...

технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."

технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."...