Статья по теме «Трудные вопросы биологии ( фотосинтез).
статья по биологии
Объяснение такого объемного материала, каким является фотосинтез, лучше проводить на двух спаренных уроках – тогда не теряется целостность восприятия темы. Урок необходимо начать с истории изучения фотосинтеза, строения хлоропластов и проведения лабораторной работы по изучению хлоропластов листа. После этого необходимо перейти к изучению световой и темновой фаз фотосинтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_voprosy_biologii.docx | 41.81 КБ |
Предварительный просмотр:
О. В. КУЗЬМИНА
Статья по теме «Трудные вопросы биологии ( фотосинтез).
Объяснение такого объемного материала, каким является фотосинтез, лучше проводить на двух спаренных уроках – тогда не теряется целостность восприятия темы. Урок необходимо начать с истории изучения фотосинтеза, строения хлоропластов и проведения лабораторной работы по изучению хлоропластов листа. После этого необходимо перейти к изучению световой и темновой фаз фотосинтеза. При объяснении реакций, происходящих в этих фазах, необходимо составить общую схему:
Далее следует перейти к реакциям световой фазы фотосинтеза. Очень доступно и подробно этот материал изложен в книге Т.Л. Богдановой, Е.Л. Солодовой.
По ходу объяснения надо нарисовать схему световой фазы фотосинтеза.
1. Поглощение кванта света молекулой хлорофилла, которая находится в мембранах тилакоидов гран, приводит к потере ею одного электрона и переводит ее в возбужденное состояние. Электроны переносятся по электронтранспортной цепи, что приводит к восстановлению НАДФ+ до НАДФ•Н.
2. Место вышедших электронов в молекулах хлорофилла занимают электроны молекул воды – так вода под действием света подвергается разложению (фотолизу). Образовавшиеся гидроксилы ОН– становятся радикалами и объединяются в реакции 4 ОН– → 2 H2O +O2, приводящей к выделению в атмосферу свободного кислорода.
3. Ионы водорода Н+ не проникают через мембрану тилакоида и накапливаются внутри, заряжая его положительно, что приводит к увеличению разности электрических потенциалов (РЭП) на мембране тилакоида.
4. При достижении критической РЭП протоны устремляются по протонному каналу наружу. Этот поток положительно заряженных частиц используется для получения химической энергии с помощью специального ферментного комплекса. Образовавшиеся в результате молекулы АТФ переходят в строму, где участвуют в реакциях фиксации углерода.
5. Ионы водорода, вышедшие на поверхность мембраны тилакоида, соединяются с электронами, образуя атомарный водород, который идет на восстановление переносчика НАДФ+.
Спонсор публикации статьи группа компаний "Арис". Производство, продажа и аренда строительных лесов (рамные фасадные ЛРСП, рамные высотные А-48 и др.) и вышек-тур (ПСРВ "Арис", ПСРВ "Арис компакт" и "Арис-дачная", помосты). Хомуты для строительных лесов, строительные ограждения, колесные опоры для вышек. Узнать подробнее о компании, посмотреть каталог продукции и цены, контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.scaffolder.ru/.
После рассмотрения данного вопроса, проанализировав его еще раз по составленной схеме, предлагаем учащимся заполнить таблицу.
Таблица. Реакции световой и темновой фаз фотосинтеза
Фаза фотосинтеза | Где происходит | Основные процессы | Что образуется |
Световая | Тилакоиды гран | Фотолиз воды, восстановление переносчика НАДФ+, образование АТФ | Свободный кислород, АТФ |
Темновая | Строма хлоропластов, куда поступают АТФ, НАДФ•Н2 и углекислый газ | Цикл Кальвина | Углеводы |
После заполнения первой части таблицы можно перейти к разбору темновой фазы фотосинтеза.
В строме хлоропласта постоянно присутствуют пентозы – углеводы, представляющие собой пятиуглеродные соединения, которые образуются в цикле Кальвина (цикл фиксации углекислого газа).
1. К пентозе присоединяется углекислый газ, образуется неустойчивое шестиуглеродное соединение, которое распадается на две молекулы 3-фосфоглицериновой кислоты (ФГК).
2. Молекулы ФГК принимают от АТФ по одной фосфатной группе и обогащаются энергией.
3. Каждая из ФГК присоединяет по одному атому водорода от двух переносчиков, превращаясь в триозу. Триозы, объединяясь, образуют глюкозу, а затем крахмал.
4. Молекулы триозы, объединяясь в разных сочетаниях, образуют пентозы и вновь включаются в цикл.
Суммарная реакция фотосинтеза:
Схема. Процесс фотосинтеза
Тест
1. Фотосинтез осуществляется в органеллах:
а) митохондрии;
б) рибосомы;
в) хлоропласты;
г) хромопласты.
2. Пигмент хлорофилл сосредоточен в:
а) оболочке хлоропласта;
б) строме;
в) гранах.
3. Хлорофилл поглощает свет в области спектра:
а) красной;
б) зеленой;
в) фиолетовой;
г) во всей области.
4. Свободный кислород при фотосинтезе выделяется при расщеплении:
а) углекислого газа;
б) АТФ;
в) НАДФ;
г) воды.
5. Свободный кислород образуется в:
а) темновой фазе;
б) световой фазе.
6. В световой фазе фотосинтеза АТФ:
а) синтезируется;
б) расщепляется.
7. В хлоропласте первичный углевод образуется в:
а) световой фазе;
б) темновой фазе.
8. НАДФ в хлоропласте необходим:
1) как ловушка для электронов;
2) в качестве фермента для образования крахмала;
3) как составная часть мембраны хлоропласта;
4) в качестве фермента для фотолиза воды.
9. Фотолиз воды – это:
1) накопление воды под действием света;
2) диссоциация воды на ионы под действием света;
3) выделение водяных паров через устьица;
4) нагнетание воды в листья под действием света.
10. Под воздействием квантов света:
1) хлорофилл превращается в НАДФ;
2) электрон покидает молекулу хлорофилла;
3) хлоропласт увеличивается в объеме;
4) хлорофилл превращается в АТФ.
ЛИТЕРАТУРА
Богданова Т.П., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: ООО «АСТ-Пресс школа», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...
Презентация выступления на городском методическом объединении учителей географии по теме: "Трудные вопросы ЕГЭ"
Презентация выступления на городском методическом объединении учителей географии по теме: "Трудные вопросы ЕГЭ"...
Трудные вопросы биологии
Элективный курс "Трудные вопросы биологии" длч подготовки учащихся 9 классов к сдаче ОГЭ по биологии. Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов, 0,5 час в неделю в 9 классе. Бо...
Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой
Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой...
Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой
Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой...
Программа дополнительного образования "Трудные вопросы биологии: подготовка к ЕГЭ"
Рабочая программа дополнительного образования «Трудные вопросы биологии: подготовка к ЕГЭ» ориентирована на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. ...
Элективный курс "Трудные вопросы биологии" 10 класс
Данная программа рассчитана для обучающихся 10 класса углубленного уровня...