Проверочная работа по теме: "Основы учения о биосфере"
тест по биологии (11 класс)

Половинчикова Марина Петровна

Тестовая работа проводится для проверки знаний учащихся 11 классов по теме: "Биосфера".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya_rabota_po_teme_osnovy_ucheniya_o_biosfere.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме: "Основы учения о биосфере"

                                    Вариант 1.

Задание А.  Выпишите номера вопросов, напротив них запишите буквы правильных ответов.

  1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
  1. гидросфера;
  2. литосфера;
  3. атмосфера;
  4. биосфера.

  1. Учение о биосфере было создано:
  1. Ж. Б. Ламарком;
  2. В. И. Вернадским;
  3. Э. Зюссом;
  4. Э. Леруа.

  1. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:
  1. 77 км;
  2. 12,5 км;
  3. 10 км;
  4. 2 км.

  1. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:
  1. планктон;
  2. нектон;
  3. бентос;
  4. нейстон.

  1. В мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
  1. отсутствие воды в жидкой фазе;
  2. концентрация соли свыше 270 г/л;
  3. отсутствие элементов минерального питания;
  4. все перечисленные условия.

  1. Живое вещество - это:
  1. совокупность всех растений биосферы;
  2. совокупность всех животных биосферы;
  3. совокупность всех живых организмов биосферы;
  4. нет правильного ответа.

  1. К основному веществу биосферы относятся:
  1. нефть, каменный уголь, известняк;
  2. вода, почва;
  3. гранит, базальт;
  4. растения, животные, бактерии, грибы.

  1. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:
  1. живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
  2. зеленых растений использовать CO2 и выделять в атмосферу O2;
  3. хемоавтотрофов окислять химические элементы;
  4. живых организмов накапливать различные химические элементы.

  1. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:
  1. да;
  2. нет.

  1.  Ноосфера - это:
  1. Сфера прошлой жизни;
  2. сфера разумной жизни;
  3. сфера будущей жизни;
  4. правильного ответа нет.

Ответы: 1 - г; 2 - б; 3 -а; 4 - г; 5 - б; 6 - в; 7 - в; 8 - г; 9 - а; 10 - б.

Задание Б.  Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планет. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

(Изменение газового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др.)

  1. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

(Биогенные - созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др.)

  1. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

(Выше - сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации.)

  1. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

(Энергетическая, окислительно - восстановительная, газовая, концентрационная).

Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

  1. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее - на стенках пробирки появится конденсат.)

  1. Какое значение имеет азот в жизни растений?

(Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растений.)

  1. Оцените биомассу и продуктивность продуцентов в Мировом океане.

(Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2,6 млрд т, что составляет примерно 8,5% от общей биомассы.

Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд т, что составляет всю продуктивность Мирового океана.)

  1. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.

(Например: хамса        скумбрия       дельфин.)

  1. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

(Негативное - создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии - пирогенные ландшафты.)

                                Вариант 2.

Задание А. Выпишите номера вопросов, напротив них запишите буквы правильных ответов.

  1. Биосфера - это:
  1. водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  2. воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  3. твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  4. часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

  1. Термин "биосфера" был предложен:
  1. Ж. Б. Ламарком;
  2. В. И. Вернадским;
  3. Э. Зюссом;
  4. Э. Леруа.

  1. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:
  1. 1 км.
  2. 2 км.
  3. 10 км.
  4. гидросфера заселена живыми организмами полностью.

  1. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:
  1. планктон;
  2. нектон;
  3. бентос;
  4. нейстон.

  1. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, являются:
  1. отсутствие воды в жидкой фазе;
  2. концентрация соли свыше 270 г/л;
  3. отсутствие элементов минерального питания;
  4. все перечисленные условия.

  1. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадский предложил назвать:
  1. жизнь;
  2. биосфера;
  3. живое вещество;
  4. правильного ответа нет

  1. К биокосному веществу биосферы относятся:
  1. нефть, каменный уголь, известняк;
  2. почва;
  3. грани, базальт;
  4. растения, животные, бактерии, грибы.

  1. Газовая функция живого вещества состоит в способности:
  1. живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
  2. зеленых растений использовать CO2 и выделять в атмосферу O2;
  3. хемоавтотрофов окислять химические элементы;
  4. живых организмов накапливать различные химические элементы.

  1. Биосфера - это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода.
  1. да;
  2. нет.

  1.  Эжен Леруа:
  1. создал учение о биосфере;
  2. предложил термин "биосфера";
  3. предложил термин "ноосфера";
  4. был другом В. И. Вернадского.

Ответы: 1 - г; 2 - в; 3 - г; 4 - в; 5 - а; 6 - в; 7 - б; 8 - б; 9 - б; 10 - в.

Задание Б.  Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Приведите несколько определений биосферы.

(Биосфера - это живая оболочка Земли. Биосфера - это оболочка Земли, населенная живыми организмами, Биосфера - это открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом.)

  1. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?

(Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др.)

  1. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность газовой функции.

(Энергетическая, окислительно - восстановительная, газовая, концентрационная. Газовая состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)

  1. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное - вещество, созданное живыми организмами, например, нефть, каменный уголь, известняк.)

  1. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стеклышке останется небольшое количество минеральных солей.)

  1. Какое значение имеет калий в жизни растений?

(Ионы калия присутствуют в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения - влияние на формирование корневой системы.)

  1. Приведите пример бентосной пищевой цепи.

(детрит        двустворчатые моллюски        морские звезды.)

  1. Оцените вклад редуцентов в биомассу и продуктивность мирового океана.

(Биомасса редуцентов в Мировом океане составляет ничтожную часть от общей биомассы, а продуктивность и того меньше.)

  1. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

(Негативное влияние - концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др.)

                                Вариант 3.

Задание А.  Выпишите номера вопросов, напротив них запишите буквы правильных ответов.

  1. Живая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
  1. гидросфера;
  2. литосфера;
  3. атмосфера;
  4. биосфера.

  1. Учение о биосфере было создано:
  1. Ж. Б. Ламарком;
  2. Ч. Дарвином;
  3. Э. Зюссом;
  4. правильного ответа нет.

  1. Границы биосферы в литосфере на суше проходят на глубине:
  1. 100 - 200 м;
  2. 1 - 2 км;
  3. 3 - 4 км;
  4. 100 - 200 км.

  1. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называются:
  1. планктон;
  2. нектон;
  3. бентос;
  4. нейстон.
  1. На склонах горы Мак - Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
  1. отсутствие воды в жидкой фазе;
  2. концентрация соли свыше 270 г/л;
  3. отсутствие элементов минерального питания;
  4. все перечисленные условия.

  1. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:
  1. косное вещество;
  2. биокосное вещество;
  3. живое вещество;
  4. биогенное вещество.

  1. К биогенному веществу биосферы относятся:
  1. нефть, каменный уголь, известняк;
  2. вода, почва;
  3. гранит, бальзам;
  4. растения, животные, бактерии, грибы.

  1. Окислительно - восстановительная функция живого вещества состоит в способности:
  1. живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
  2. зеленых растений использовать CO2 и выделять в атмосферу O2;
  3. хемоавтотрофов окислять химические элементы;
  4. живых организмов накапливать различные химические элементы.

  1. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:
  1. да;
  2. нет.

  1.  Учение о ноосфере было разработано.
  1. В. И. Вернадским;
  2. Э. Леруа;
  3. П. Тейаром - де - Шарденом;
  4. все ответы верны.

Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - в; 4 - а; 5 - в; 6 - в; 7 - а; 8 - в; 9 - а; 10 - г.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Кто первым создал стройное учение о биосфере?

(В. И. Вернадский.)

  1. Какие факторы определяют границы  биосферы в гидросфере?

(Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л.)

  1. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие концентрационной функции.

(Энергетическая, окислительно - восстановительная, газовая, концентрационная. Концентрационная состоит в способности живых организмов накапливать в себе химические элементы, например, кальций в раковинах моллюсков.)

  1. Какое вещество биосферы называется биокосным? Приведите примеры.

(Биокосное- вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды, - почва.)

  1. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится характерный запах горящей органики.)

  1. Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?

(Аэрация - это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растений.)

  1. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

(С погружение в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов.)

  1. Сравните биомассу поверхности суши с биомассой Мирового океана.

(Биомасса поверхности суши примерно в 800 раз больше биомассы Мирового океана. Однако на суше основную часть биомассы составляют продуценты, тогда как в Мировом океане, напротив, более 90% - консументы.)

  1. Перечислите три основных этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

(Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных) и научно - технический прогресс.)

                                Вариант 4.

Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

  1. Биосфера - это:
  1. водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  2. воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  3. твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  4. часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

  1. Термин биосфера был предложен:
  1. Ж. Б. Ламарком;
  2. В. И. Вернадским;
  3. Э. Леруа;
  4. правильного ответа нет.

  1. Границы биосферы определяются:
  1. наличием воды в жидкой фазе;
  2. благоприятным температурным режимом;
  3. уровнем радиации;
  4. наличием кислорода и углекислого газа;
  5. степенью солености воды;
  6. всеми перечисленными факторами.

  1. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:
  1. планктон;
  2. нектон;
  3. бентос;
  4. нейстон.

  1. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
  1. отсутствие воды в жидкой фазе;
  2. отсутствие элементов минерального питания;
  3. неблагоприятный температурный режим;
  4. все перечисленные условия.

  1. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадский предложил назвать:
  1. жизнь;
  2. биомасса;
  3. живое вещество;
  4. правильного ответа нет.

  1. К живому веществу биосферы относятся:
  1. нефть, каменный уголь, известняк;
  2. вода, почва;
  3. гранит, базальт;
  4. растения, животные, бактерии, грибы.

  1. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:
  1. живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
  2. зеленых растений использовать CO2 и выделять в атмосферу O2;
  3. хемоавтотрофов окислять химические элементы;
  4. живых организмов накапливать различные химические элементы.

  1. Биосфера - это глобальная замкнутая саморегулирующаяся система, не имеющая входа и выхода:
  1. да;
  2. нет.

  1. Ноосфера - это:
  1. стадия разумной жизни;
  2. сфера разумной жизни;
  3. стадия развития биосферы;
  4. все ответы верны.

Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - е; 4 - б; 5 - г; 6 - в; 7 - г; 8 - а; 9 - б; 10 - г.

Здание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. В. И. Вернадский писал: "Живое вещество... подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающей среде". Как вы понимаете это высказывание?

(Живое вещество распространено почти по всей земной поверхности, там, где есть подходящие условия для жизни. Живое вещество оказывает мощное давление на все оболочки Земли. Например, изменяет газовый состав атмосферы, способствует образованию горных пород (нефть, каменный уголь, известняк) окисляет горные породы и тд.)

  1. Какие факторы определяют границы биосферы в литосфере?

(Наличие воды в жидкой фазе, наличие свободного кислорода и углекислого газа, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания и др.)

  1. Что входит в понятие "живое вещество"?

(Совокупность всех живых организмов биосферы.)

  1. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие окислительно - восстановительной функции.

(Энергетическая, окислительно - восстановительная, газовая, концентрационная. Окислительно - восстановительная состоит в способности живых организмов окислять и восстанавливать химические элементы.)

  1. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воздуха?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут, развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воздуха, нужно небольшое количество почвы бросить в воду - будут заметны пузырьки.)

  1. Какое влияние оказывает фосфор на жизнь растений?

(Атомы фосфора входят в состав многих органических молекул. Недостаток этого вещества у растений угнетает процессы цветения и плодоношения.)

  1. Приведите пример планктонной пищевой цепи.

(Например: фитопланктон         зоопланктон        медуза.)

  1. Оцените вклад консументов в биомассу и продуктивность Мирового океана.

(По биомассе консументы составляют более 90% общей биомассы Мирового океана, однако продуктивность их очень невелика по сравнению с продуктивностью продуцентов.)

  1. Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?

(Негативное - изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных.)

Список литературы:

1.  "Биология" (Еженедельное приложение к газете "Первое сентября"

№ 36 сентябрь 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Основы генетики"

Проверочная работа по теме "Основы генетики", 10 класс, 2 варианта, различные тестовые задания разного уровня сложности ( с ответами)....

Проверочная работа по теме: "Основы наследственности и изменчивости" (задачи по генетике)

Проверочная работа представлена 5-ю вариантами. В каждом варианте представлен один теоретический вопрос, проверяющий знания законов Грегора Менделя, а так же задачи на моногибридное скрещивание, дигиб...

Проверочная работа по теме: "Основы селекции"

Проверочная работа по теме: "Основы селекции", 9 класс, биология...

проверочные работы, тест. Тема "Основы медицинских знаний"10 класс.

1. Небольшая проверочная работа провдится после изучения темы "Здоровый образ жизни" (два варианта).2. Тест проводится после изучения темы: "Основы медицинских знаний"3. Проверочная работа тема:Инфекц...

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ"

Тестовое задание и вопросы  блицопроса для проверки знаний по теме "Основы экологии. Учение о биосфере"...

Проверочная работа по теме "Основы цитологии"

Проверочная работа по биологии "Основы цитологии" для обучающихся 9 класса в тестовой форме...