Происхождение Млекопитающих
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Конспект урока « Происхождение Млекопитающих»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
« Происхождение Млекопитающих» | 40.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Происхождение Млекопитающих»
Цели и задачи урока: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД)
Дидактические цели: заложить основы эволюционного мировоззрения, целостного восприятия органической природы млекопитающих; познакомить с основными группами доказательств происхождения млекопитающих;
Методические цели: сформировать умения: сравнивать млекопитающих с другими животными, работать с учебной, справочной, научной литературой;
Развивающие цели: поддерживать интерес к изучению биологии, формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Образовательная технология: технология работы в группах, технология критического мышления.
Требования к результатам освоения темы урока учащимися:
- предметные: овладение представлениями о млекопитающих животных, их разнообразии, общих признаках и особенностях внешнего строения; освоение доступных способов изучения животных типа Хордовых класса Млекопитающих (наблюдение, запись, сравнение) через получение сведений от окружающих людей, из дополнительных информационных источников;
- метапредметные: готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для решения учебной проблемы; использование средств ИКТ для представления результатов работы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.
Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация, учебник, карточки с названием животных, технологические карточки, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.
- коммуникативные: организация работы в группах; социально- трудовые, посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место; личностное самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе по алгоритму: - Я; - Мы; - Дело.
Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления.
Ход урока:
1.Добрый день ребята. Поприветствуем друг друга. Спасибо, садитесь. С каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок? (Ученики поднимают карточки красного (тревожное), синего (плохое), зеленого (хорошее) цвета.
Задания по группам.
Задание №1: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Первые млекопитающие», рассмотрите рисунки. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте словами: “знаю”, “узнал”, “это противоречит моим первоначальным представлениям”. Ответьте на вопросы, записав ответы в таблицу. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы, 1 минута-обсуждение в группе.
Первые млекопитающие
Первые черты млекопитающих появились в позднем карбоне у небольших, похожих на ящерицу рептилий. У них обнаружены зачатки дифференциации зубов (то есть для разных целей служили различные зубы), а строение черепа изменилось в сторону, близкую к млекопитающим. В середине триаса у родственников млекопитающих под названием цинодонты («собачьи зубы») рот был полон зубов с многочисленными режущими кромками. Кроме того, во рту у них появилось костное небо, которое позволяло им дышать во время пережевывания пищи. Такие изменения вели к увеличению объема мозга, а также способствовали развитию ушей, которые могли улавливать и различать звуки гораздо эффективнее, чем уши рептилий. Мелкие цинодонты умели рыть норы, и жизнь в темноте привела к развитию на морде длинных волосков — вибрисс. Они служили для того, чтобы находить дорогу в лабиринте нор. Размером и формой тела он напоминал землеройку и был так мал, что мог бы уместиться в спичечном коробке. Его тело было продолговатым, с гибким позвоночником и длинными конечностями, расположенными по бокам. Это означает, что при движении животного брюшко почти касалось земли, как и у некоторых современных нам мелких млекопитающих.
Для ночного образа жизни было необходимо, чтобы тело могло накапливать тепло внутри себя. Возможность основательно пережевывать калорийную белковую пищу позволяла оперативно использовать содержащуюся в ней энергию. Чтобы сохранить тепло тела по ночам, животным нужен был волосяной покров. Эти мелкие млекопитающие просуществовали в виде отдельной группы около 40 млн. лет. В целом же на протяжении мезозойской эры, когда на суше господствовали динозавры, в тени гигантских рептилий вели скрытое существование более 20 семейств млекопитающих.
Задание №2: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Однопроходные», рассмотрите рисунки. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте словами: “знаю”, “узнал”, “это противоречит моим первоначальным представлениям”. Ответьте на вопросы, записав ответы в таблицу. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы, 1 минута-обсуждение в группе.
Однопроходные
Однопроходные не рождают живых детёнышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них как у Пресмыкающихся и Птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.
Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.
Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.
Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детёныши слизывают.
Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.
Температура тела низкая и колеблется от 26 до 34. С
Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.
Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом.
Задание №3: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Сумчатые», рассмотрите рисунки. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте словами: “знаю”, “узнал”, “это противоречит моим первоначальным представлениям”. Ответьте на вопросы, записав ответы в таблицу. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы, 1 минута-обсуждение в группе.
Сумчатые
Сумчатые – Млекопитающие, у которых детёныши рожаются очень маленькими, слабыми и беспомощными. Поэтому долгое время такого детёныша мать донашивает в сумке на брюхе. К Сумчатым относятся: опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманийский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатый летун, сумчатый муравьед и др. Сумчатые обладают рядом своеобразных черт.
Плацента у них, за редким исключением, отсутствует, детёныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детёныш, расположена на брюшной стороне тела. В начале детёныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы. Мозг очень примитивен.
У самок имеется две матки. Температура тела, хотя и выше, чем у однопороходных, но ниже, чем у плацентарных, и не постоянна. Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке. Один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке. Всего известно около 270 видов сумчатых.
Экспертный лист.
На уроке работает: ______________________________________________
Тема урока: «___________________________________________________»
I. Таблица заполняется в ходе урока.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ(А) (в конце урока) |
II. Работа в группах. Задание №1: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Первые млекопитающие», рассмотрите рисунки. Ответьте на вопросы.
вопросы | Ответы |
Кто является предками современных млекопитающих? | |
Признаками представителей, каких классов обладали предки современных млекопитающих? | |
Какие особенности строения позволили им выжить? |
III. Составьте схему: «Классификация млекопитающих». Заполняется поэтапно.
IV. Работа в группах. Задание №2: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Однопроходные», рассмотрите рисунки. Ответьте на вопросы.
вопросы | ответы |
Внешний вид | |
Почему Однопроходных относят к древним Млекопитающим? | |
Почему Однопроходных нельзя отнести к Пресмыкающимся? | |
Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся. |
V. Работа в группах. Задание №3: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Сумчатые», рассмотрите рисунки. Ответьте на вопросы.
вопросы | ответы |
Внешний вид | |
Почему Сумчатых относят к подклассу Настоящих зверей, а не к подклассу Первозверей? | |
Почему Сумчатые обитают в Южном полушарии земного шара? |
VI. Выполните задание теста. Самопроверка(смотри ответы на экране).
1. Живорождение развито:
А) у всех млекопитающих;
Б) у всех млекопитающих за исключением однопроходных;
В) у всех млекопитающих за исключением сумчатых.
2.Млекопитающие произошли:
А) от птиц; Б) от пресмыкающихся;
В) от земноводных.
3.Примитивными млекопитающими являются:
А) Однопроходные; Б) Сумчатые;
В) Плацентарные.
4.Более развитые детеныши при рождении:
А) у Однопроходных; Б) у Сумчатых;
В) у Плацентарных.
5.У настоящих зверей хорошо развиты:
А) кора больших полушарий; Б) воздушные мешки;
Г) зоб.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
Моя оценка _____
VII. Я – как чувствовал себя в процессе учения ___________________________________
Мы – насколько комфортно мне работалось в группе ___________________________
Дело – я достиг цели учения; мне этот материал интересен. Мне было трудно/легко. Мне помогали /я работал сам ______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»
МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»...
урок. Отряды первозвери и сумчатые. Происхождение млекопитающих.
Игра-телемост "Тайны живой природы"...
урок. Отряды первозвери и сумчатые. Происхождение млекопитающих.
Игра-телемост "Тайны живой природы"...
конспект урока "Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих. Классификация.
Презентация и конспект урока для учащихся 8 класса. Знакомство с группами млекопитающих животных. Распространение по среде обитания. Деление на диких и сельскохозяйственных....
Открытый урок "Класс Млекопитающие. Внутреннее строение млекопитающих"
В данной методической разработке представлен подробный план урока, разработаны подробно этапы урока, представлен дидактический материал....
Дистанционный урок биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие. Внешнее строение млекопитающих"
Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется рабочая программа по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический...
Самостоятельная работа по теме «Общая характеристика млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих»
Материал к самостоятельной работе по теме «Общая характеристика млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих». Задания по типу ВПР....