Увеличительные приборы
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Знакомство с увеличительными приборами и способами исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
« Увеличительные приборы» | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Увеличительные приборы»
Класс: 5
Тема урока: « Увеличительные приборы.»
Цель урока: создать условия для развития элементов исследовательской деятельности у обучающихся через изучение темы «Увеличительные приборы»
Тип урока: урок получения новых знаний
Место урока в изучение темы /раздела/: Урок в теме « Биология — наука о живом мире». На изучение темы отводится 7 часов. Это четвертый урок в изучении темы. На предыдущем уроке ребята познакомились с общими методами изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
Планируемые результаты:
Личностные: иметь представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов., доброжелательное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь работать по заданному плану, исправлять самостоятельно ошибки
Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении задачи (договариваться друг с другом)
Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде таблицы; делать выводы.
Предметные: Знать составляющие части увеличительных приборов. Освоить основные правила работы с увеличительными приборами.
Формы работы учащихся:
- индивидуальная, парная, фронтальная, групповая
Требования к учителю: корректировать деятельность учащихся, создавать благоприятную эмоционально психологическую обстановку на уроке.
Необходимое оборудование: микроскопы, микропрепарат кожицы лука, плоды, лупы, таблицы, мультимедийная презентация, учебник - И.П.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология.: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений, 3-е изд.,переработ. - М., изд. центр "Вентана-Граф» 2012 год; тетрадь.
Возможные риски и способы их избегания: Во время лабораторных работ учащимся не всегда хватает времени на ее выполнение, т.к. они отвлекаются от заданного алгоритма на изучение представленного оборудования (хочется рассмотреть под микроскопом и лупой разные объекты), поэтому необходимо соблюдать время на выполнение Л.Р., а любознательных пригласить после уроков для того чтобы рассмотреть то, что им хочется.
Этап урока
Развитие УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Продукт деятельности | |
Организационно -мотивационный этап | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. | Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся, проводит инструктаж по ТБ | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Фронтальная | Роспись в журнале ТБ |
Актуализация знаний. Определение темы урока. | Регулятивные: формирование умения определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока). Познавательные: извлекают необходимую информацию извысказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: Формирование умения слушать и понимать речь других людей, выражать свои мысли. | Предлагает сформулировать тему урока, прослушав текст. (Приложение1) Обращается к учащимся с вопросами и подводит их к постановке задач: -Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта об увеличительных приборах? -Зачем нужны увеличительные приборы? -Для изучения, каких объектах они используются? -Назовите эти приборы? А умеете ли вы пользоваться ими? Кто первым увидел микрообъекты? | Формулируют тему урока, записывают в тетрадь; выдвигаются задачи, которые нужно решить на уроке.Отвечают на вопросы учителя. Слушают одноклассников, выражают свои идеи. | Фронтальная | Записывают цель урока и тему урока в тетрадь. |
Первичное усвоение нового материала. | Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в команде, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Организует групповую деятельность учащихся по изучению нового материала: 1 гр. Изучите историческую справку, пользуясь учебником, энциклопедией юного биолога. 2 гр. Найти в учебнике информацию о лупе. 3гр. Устройство микроскопа . Комментирует и корректирует ответы учащихся, поддерживает и направляет дискуссию. | Выполняют задание учителя. Работают в группах с учебником. Выступление представителей от каждой группы учащихся. Отвечают на дополнительные вопросы. | Групповая | Запись в тетрадь ( предложение и схема) |
Физ. мин. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений ученика. | Организует физ. мин. | Учащиеся выполняют действия, предложенные учеником, который проводит физ. мин. | Фронтальная | Отдых учащихся, настрой на дальнейшую работу. |
Первичное закрепление. | Личностные: имеют представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов. Регулятивные: уметь работать по заданному плану, исправлять самостоятельно ошибки. Коммуникативные: сотрудничать, (договариваться друг с другом). Познавательные: уметь анализировать, сравнивать. | Организует парную работу; наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся. Выполнение практической работы №1 по инструктивной карте, оформление работы в тетради, работа выполняется в парах. (Приложение2) | Выполняют практическую работу №1 по инструктивной карточке. Исправляют самостоятельно ошибки. Работают в паре. | Парная | Оформляют результаты л/р согласно заданиям инструкции. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Личностные: проявление потребности к самореализации Регулятивные: Самооценка по результатам работы | Организует взаимопроверку, используя слайдовую презентацию. Контролирует выполнение работы; проводит беседу по уточнению и коррекции первичных знаний; оценивает знания. (Приложение3) | Разгадывают кроссворд. Оценивают сами себя. | Индивидуальная | Учащиеся сравнивают свои результаты , исправляют ошибки оценивают себя. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Личностные: Осмысливают, уточняют. | Мотивирует учащихся на важность выполнения д/з, дает четкий инструктаж | Записывают задание в дневник– найти информацию в интернете и составить слайдовую презентацию на тему: «Какие открытия и когда были сделаны человеком, используя увеличительные приборы?» | фронтальная | Помещают на сайт школы полученную информацию |
Рефлексия. | Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Коммуникативные:формулирование и аргументация своего мнения Познавательные: анализ проведенной работы | Организует беседу, связывая результаты урока с его целью. -Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся) Где полученные знания вы можете использовать в повседневной жизни? Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока ? | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют чему научились на уроке, проводят самооценку своей деятельности. | Фронтальная | Учащиеся дают аргументированный ответ на вопрос, делают выводы по уроку. |
Приложение №1
Учитель читает письмо.
Здравствуйте, мальчишки и девчонки из 5 класса!
Пишет вам кабинетный дух, который живет в каждом кабинете нашей школы. Я дух кабинета биологии, охраняю от бед и несчастий и слежу за порядком.
Вы, меня не видите, но я тайно присутствую на уроках. А недавно я прочитал, что есть прибор, который увеличивает в несколько раз и с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.
Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?
С уважением, ваш кабинетный.
Приложение №2
Лупа— самый простой увеличительный прибор. Главная его часть — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. С помощью лупы мы видим изображение предмета, увеличенное в 2—25 раз. Лупу берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета становится наиболее четким
1.Зарисуйте строение лупы к себе в тетрадь.
2.Укажите её основные части.
3.Найдите, во сколько раз увеличивает каждая лупа (если есть обозначения на рукоятке)
4.Сравните увеличение двух луп, используя для этого плоды томата.
5.Какой лупой удобнее пользоваться для изучения объектов? Обоснуйте своё мнение.
6.Обсудите свои результаты с соседом по парте.
7.Сделайте общий вывод об использовании лупы.
Микроскоп — это прибор, увеличивающий изображение предмета в несколько сот и даже в тысячи раз. Главная часть светового микроскопа, с которым вы работаете в школе,— увеличительные стекла, вставленные в трубку, илитубус (по-латыни «тубус» значит «трубка»). В верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. Название «окуляр» происходит от латинского слова «окулус», что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру. На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Название «объектив» происходит от латинского слова «объектум», что значит «предмет». На окуляре и объективе есть цифры, которые используют для определения увеличения микроскопа. Тубус прикреплен к штативу. К штативу прикреплен также предметныйстолик, в центре которого имеется отверстие, и под ним зеркало.
Расчет увеличения микроскопа.
Увеличение объектива (цифра на объективе) умножают на увеличение окуляра( цифра н окуляре) = общее увеличение микроскоп
1.Найдите части микроскопа, указанные в тексте.
2.На окуляре и объективе найдите цифры, обозначающие увеличение. Рассчитайте увеличение вашего микроскопа по правилу.
3.Запишите ответ в тетрадь полным предложением.
4.Найдите среди оборудования готовый микропрепарат кожицы чешуи лука.
5.Используйте его для дальнейшей работы с микроскопом.
6.Прочитайте правила работы с микроскопом и приготовьте его к работе.
Правила работы с микроскопом.
- Поставь микроскоп ручкой штатива к себе.
- Потяни на себя ручку штатива до упора.
- Вращая зеркальце под предметным столиком, и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения.
- Положи готовый препарат на столик микроскопа (над отверстием столика)
- Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью большого винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1-2 мм( если объектив с цифрой 20) или 1-2 см ( если объектив с цифрой 8) от объекта исследования.
- Глядя в окуляр, медленно вращай винт, пока не появится четкое изображение объекта.
Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат!
Приложение № 3
Кроссворд «Устройство увеличительного прибора»
По горизонтали:
- Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
- Служит для крепления тубуса и предметного столика.
- Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
- Зрительная трубка.
- То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
- Увеличительный прибор.
- Помогает направить свет.
- Служит для размещения на нем объекта исследования.
- Поднимает и опускает зрительную трубку.
II.Учебно-познавательные и учебно-практические задания обучающимся по теме урока «Увеличительные приборы» 5 класс»
Классификация задач | Реализация на уроке учителем | |
1 | учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, | Покажите части микроскопа, которые вы сегодня узнали, на таблице. Для каких целей используют лупу и микроскоп? |
2. | учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний | -Сравните рисунки на доске и то, что вы увидели под микроскопом. -Работникам каких профессий необходим микроскоп постоянно? |
3. | учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости | -Чаще всего для исследований используют микроскоп. Как вы думаете почему? Каким микроскопом могут воспользоваться ученые для изучения строения клеточного ядра? Почему? |
4. | учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества,требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; | -Обсудите свои результаты с соседом по парте. -Сделайте общий вывод об использовании лупы. |
5. | учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации,требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом | Проанализируйте работу с микроскопом вашего соседа по парте |
6. | учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции,наделяющие обучающихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы | 1.Найдите части микроскопа, указанные в тексте. 2.На окуляре и объективе найдите цифры, обозначающие увеличение. Рассчитайте увеличение вашего микроскопа по правилу. 3.Запишите ответ в тетрадь полным предложением. 4.Найдите среди оборудования готовый микропрепарат кожицы чешуи лука. 5.Используйте его для дальнейшей работы с микроскопом. 6.Прочитайте правила работы с микроскопом и приготовьте его к работе. |
7. | учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии | Какие цели вы реализовали сегодня на уроке? Чему научились? Что нового и интересного для себя узнали? |
8. | учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно - смысловых установок. | Подумайте, где в нашем районе поселке работают с микроскопом каждый день. Где полученные знания вы можете использовать в повседневной жизни? |
9. | учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценкуИКТ- компетентности обучающихся | Отдельным учащимся – найти в интернете историю открытия клеток и историю создания светового и электронного микроскопа, а также создать слайдовую презентацию. |
Литература
1.Стандарт второго поколения. ФГОС. Москва «Просвещение», 2011г.
2.Примерные программы основного общего образования. Биология.М. Просвещение .2010.
3 Примерная основная образовательная программа ОУ. . Биология.М. Просвещение .2010
4.Учебник - И.П.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология.: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений, 3-е изд.,переработ. - М., изд. центр "Вентана-Граф» 2012 год;
5.Рабочая тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «Увеличительные приборы». 5 класс
ТЕСТОВАЯ РАБОТА по теме «Увеличительные приборы» (окружающий мир, 5 класс)...
"Устройство увеличительных приборов"
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Устройство увеличительных приборов". Поэтапное выполнение лабораторной работы....
"Устройство увеличительных приборов"
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Устройство увеличительных приборов". Поэтапное выполнение лабораторной работы....
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов»...
Устройство увеличительных приборов
Урок входит в состав раздела «Клеточное строение организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных ста...
Знакомство с увеличительными приборами
Тип урока: изучение нового материалаФорма урока: урок-экскурсия в прошлое с выполнением практических заданий....
Презентация к уроку "Увеличительные приборы"
Презентация...