Разработка урока "Органоиды двумембранные" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Разработка урока "Органоиды двумембранные" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon org.dvum_.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Органоиды клетки. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Задачи: сформировать знания о строении клетки; развивать умение распознавать и описывать по таблицам составные части и органоиды клетки.

Элементы содержания: Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», модель аппликация «клетка», ЭОР, ЦОР.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний учащихся

Актуализация знаний

Вопросы для беседы

1. Какие особенности строения имеет комплекс Гольджи?

2. Какие функции выполняют вакуоли?

3. Какие особенности строения эндоплазматической сетки позволяют ей эффективно выполнять свои функции?

4. Зачем клеткам нужны лизосомы?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Двумембранные органоиды клетки: митохондрии, хлоропласты.

Двумембранные имеют кольцевую ДНК, собственную РНК, собственные рибосомы.

Митохондрии - это двумембранные органеллы, которые могут иметь форму гранул, палочек или нитей. Мембраны митохондрий бывают наружной и внутренней. По своему составу внешняя мембрана напоминает мембраны эндоплазматической сети, а внутренняя мембрана отличается высокой своеобразием и специфическим составом белков. Внутренняя мембрана образует выросты - кристы. Внутренняя среда митохондрий называется матриксом. В митохондриях есть две полости. Первая из них - это межмембранное пространство, расположенное между наружной и внутренней мембранами. Вторая - внутренняя камера, которая окружена внутренней мембраной и заполнена матриксом.

В клетке может быть от нескольких штук до нескольких тысяч митохондрий. Главная задача митохондрий - обеспечение клеток энергией. Новые митохондрии в клетке образуются путем деления старых. Для обеспечение деятельности митохондрий они имеют собственную ДНК в форме кольцевых молекул и рибосомы прокариотичного типа.

Энергия в митохондрии производится в результате процесса биологического окисления. В митохондриях растений окисляющиеся органические вещества, синтезируемые самим растением. Митохондрии животных и грибов окисляют органические вещества, которые организм получает в результате питания, хотя и собственные белки этих групп организмов также могут расщепляться в митохондриях.

Пластиды, как и митохондрии, является двумембранными органеллами. их форма может быть очень разнообразной. Выделяют три основные типы пластид - хлоропласты (зеленые), хромопласты (красные, оранжевые или желтые) и лейкопласты (бесцветные). Мембраны пластид бывают внешней и внутренней. Внутренняя мембрана митохондрий образует выросты - ламели. Ламели могут образовывать отдельные замкнутые мешочки - тилакоиды. Тилакоиды могут объединяться в группы - граны, которые соединяются между собой с помощью ламел. Внутренняя среда пластид называется стромой. Как и митохондрии, пластиды имеют собственную ДНК в форме кольцевых молекул и рибосомы прокариотичного типа. Размножаются они путем деления. В некоторых случаях пластиды одного типа могут превращаться в другой. Например, в случае пожелтения листьев осенью хлоропласты превращаются в хромопласты.

Эти органеллы выполняют разные функции. В них могут накапливаться запасные питательные вещества. С помощью различных пластид растения обеспечивают окраску отдельных своих частей в разный цвет. Но самой главной функцией является осуществление фотосинтеза. Эту функцию выполняют хлоропласты. В результате фотосинтеза из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии образуются углеводы. Этот процесс состоит из двух основных фаз - световой и темновой.

        Немембранные органоиды клетки: рибосомы, цитоскелет, клеточный центр, базальные тельца, жгутики и реснички.

Рибосома состоит из двух субьединиц – большой и малой, состоящих из молекул РНК и белков. Располагаются в цитоплазме свободно или в ЭПС. Могут образовывать комплексы – полисомы, много рибосом.

Функции: биосинтез белка.

Цитоскелет – внутренний скелет клетки, образованный сетью белковых волокон ( микротрубочки, микрофиламенты, промежуточные филаменты)

Функции: внутриклеточное движение, поддержание формы клетки.

Клеточный центр состоит из двух центриолей.

Функции: уаствует в организации веретена деления: при делении клетки центриоли расходятся к полюсам, к ним прикрепляются нити веретена деления, которые равномено распределяют хромосомы по дочерним клеткам.

Базальные тельца – по структуре идентичны центриолям лежат в основании жгутиков и ресничек, укрепляют их в цитоплазме.

Жгутики: единичные длинные цитоплазматические выросты на поверхности клетки.

Функции: передвижение.

Реснички: короткие многочисленные выросты на поверхности мембраны.

Функции: удаление частичек пыли.

Работа с учебником  17, с.

Заполнение таблицы вместе с учениками

Строение и функции  органелл

Органеллы

Особенности строения

Функции

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Биологический диктант (допишите незаконченное предложение)

  1. По строению органоиды клетки делятся на мембранные и немембранные.
  2. Лизосомы содержат пищеварительные ферменты.
  3. Митохондрии являются энергетическим центром клетки.
  4. Рибосомы состоят из белка и РНК.
  5. Выросты внутренней мембраны митохондрий называются кристами.
  6. Пластиды характерны только для растительных клеток.
  7. Лизосомы образуются в комплексе Гольджи.
  8. ЭПС участвует во внутриклеточной транспортировке веществ.
  9. Стопки мембран в пластидах, содержащие хлорофилл, называются гранами.
  10. Синтез белка осуществляется при помощи рибосом.

Д/З §17 записи в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....