Разработка урока "Нуклеиновые кислоты" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты
Задачи: сформировать знания об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе
-хранение и передача наследственной информации; охарактеризовать особенности строения и функций молекулы ДНК; раскрыть механизм удвоения ДНК; сформировать умение схематично изображать этот процесс.
Элементы содержания: нуклеиновые кислоты
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ЭОР, ЦОР, таблица строение ДНК, модель молекулы ДНК; тестовые задания
Ход урока
- Организационный момент
I.Проверка знаний.
Работа с тесовыми заданиями (проводится устно с комментариями ответов).
Задание 1. Выберите правильный ответ.
- Какое из названных химических соединений не является биополимером?
а) белок; в) ДНК;
б) глюкоза; г) целлюлоза.
2. Какой из продуктов целесообразно давать уставшему марафонцу на дистанции для поддержки сил?
а) кусочек сахара;
б) немного сливочного масла;
в)кусок мяса;
г) гликоген.
3. В клетках животных запасным углеводом является:
а) целлюлоза;
б) крахмал;
в) глюкоза;
г) гликоген.
4. В каком из соединений химические связи между монометрами наиболее прочны?
а) в целлюлозе; б) в гликогене; в) в крахмале
5. Способность верблюдов хорошо переносить жажду объясняется тем, что жиры:
а) сохраняют воду в организме;
б) выделяют воду при окислении;
в) создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение.
6. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма:
а) жира;
б) глюкозы;
в)белка.
7. Какое из указанных соединений имеет липидную природу?
а) гемоглобин;
б) инсулин;
в) тестостерон;
г) пенициллин.
8. В каком случае правильно написана формула молекулы глюкозы?
а) С5H12O5
б) C6H10O6
в) C6H12O6
г) C6H12O5
9. Клетки какого из названных организмов наиболее богаты углеводами?
а) клетки мышц человека;
б) клетки клубня картофеля;
в) клетки кожицы лука;
г) подкожная клетчатка медведя
10. Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является:
А) глюкоза; б) крахмал; в) гликоген; г) лактоза.
11. В каком из названных веществ растворяются липиды?
а) эфир; б) спирт; в) вода; г) соляная кислота.
12. Изменяемыми частями аминокислоты являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа;
б) радикал;
в) карбоксильная группа;
г) радикал и карбоксильная группа.
13. Первичная структура белка удерживается:
а) водородными связями;
б) пептидными связями;
в) гидрофобными связями;
г) дисульфидными связями.
14.молекулы белков отличаются друг от друга:
а) последовательностью чередования аминокислот;
б) количеством аминокислот в молекуле;
в) формой третичной структуры;
г) всеми указанными особенностями.
15. Какое из соединений не построено из аминокислот?
а) гемоглобин
б) гликоген
в) инсулин
г) альбумин
16. Как поступают в клетки животных незаменимых аминокислоты?
а) синтезируются в самих клетках;
б) поступают вместе с пищей;
в) поступают вместе с витаминами;
г) поступают всеми указанными путями.
17. Какие белки способствуют отторжению органов и тканей при их пересадке одного организма другому?
а) транспортные белки;
б) ферменты;
в) иммуноглобулины;
г) строительные белки;
18. В процессе биохимических реакций ферменты:
а) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются;
б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции;
в) замедляют химические реакции, не изменяясь;
г) замедляют химические реакции, изменяясь.
19. Для лечения тяжелых форм сахарного диабета больным необходимо вводить:
а) гемоглобин; б) инсулин; в) антитела; г) гликоген;
20. От каких условий зависит действие ферментов в организме?
а) от температуры среды;
б) от pH среды;
в) от концентрации реагирующих веществ концентрации фермента;
г) от всех перечисленных условий.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте:
В результате взаимодействия различных _______ спирализованная молекула белка образует ________ структуру, которая в свою очередь зависит от _______ структуры, то есть от _______ аминокислот в молекуле белка. Субъединицы (отдельные цели) некоторых белков образуют ______ структуру. Примером такого белка является ________.
Ключ:
Задание 1: 1-б, 2-а, 3-г, 4-а, 5-б, 6-а, 7-в, 8-в, 9-б, 10-г, 11-а, 12-б, 13-б, 14-г, 15-б, 16-б, 17-в, 18-а, 19-б, 20-г.
Задание 2: аминокислот, третичную, первичной, последовательности, четвертичную, гемоглобин.
II. Изучение нового материала.
- Локализация нуклеиновых кислот в клетках; нуклеиновые кислоты – биополимеры, состоящие из мономеров – нуклеотидов. (Рассказ учителя с использованием таблицы.)
Нуклеиновые кислоты (от лат. Nucleus – ядро)
Фосфор содержащие органические соединения, гетерополимеры, обеспечивают хранение и передачу наследственной информации. Открыл Мишер, 1869 г. (лейкоциты, сперматозоиды). Могут находиться в ядре, цитоплазме, митохондриях, пластидах. Нуклеиновые кислоты – биополимеры, мономер – нуклеотид:
фосфат фосфоэфирная связь
пентоза
(дезоксирибоза, рибоза)
азотистое основание N – гликозидная связь
пурины 1 кольцо
2 кольца Ц (цитозин),
А (аделин), Т (тимин),
Г (гуанин) У (урацил)
2.Дезоксирибонуклеиновая кислота – нерегулярный полимер, состоящий из двух полинуклеотидных цепей. Структуры молекулы ДНК – двойная спираль. Типы связей, обеспечивающих формирование одноцепочной, двуцепочной и спиральной структуры ДНК. Комлементарность нуклеотидов. (Беседа с использованием таблиц и модели ДНК.)
ДНК
двойная спираль пар комплементарных антипараллельных полинуклеотидных цепей;
мономер – дезоксирибонуклеотид: фосфат, дезоксирибоза, азотистые основаня: А,Т, Ц, Г.
Уровни организации молекулы ДНК
1.Первичная структура – полинуклеотидная цепь (109 нуклеотидов): 3,5-фосфодиэфирная связь (между С3-атомом одной молекулы дезоксирибозы и С5-атомом следующей)
5
Фосфодиэфирный мостик между 3,5 атомами С
5
2.Вторичная структура – двойная спираль
Две полинуклеотидные цепи удерживаются посредством водородных связей между азотистыми основаниями параллельных цепей. Для постоянства шага спирали кадая пара включает одно пуриновое и одно пиримидиновое основание (2+1=3 кольца), причем между А и Т – 2 водородные связи, между Ц и Г – 3 водородные связи.
Цепи антипараллельны, так как одна образуется в направлении от 5!!!!!!!!!!
Цепи комплементарны из-за спаривания оснований: А = Т; Ц Г. Последовательность оснований одной цепи автоматически определяет последовательность оснований другой цепи.
Правило Чаргаффа (1951 г.): сумма пуриновых оснований (А, Г) в ДНК всегда равна сумме пиримидиновых (Ц, Т). Количество А= количеству Т, а количество Г= Т количеству Ц.
1953 г. Уотсон и Крик расшифровали структуру ДНК.
Шаг спирали – 3,4 нм, между нуклеотидами – 0,34 нм, в каждом шаге – 10 нуклеотидов, диаметр спирали – 2 нм.
3.Третичная структура ДНК – нуклеопротеиды – соединение ДНК с белками.
При соединении ДНК с белками-гистонами степень спирализации молекулы ДНК повышается – возникает суперспираль ДНК, толщина которой возрастает, а длина сокращается.
При изменении условий ДНК, подобно белкам, может подвергаться денатурации, называемой плавлением. При возврате к нормальным условиям ДНК ренатурирует.
3. Изменения, происходящие с молекулой ДНК на основе принципа комплементарности. Редупликация ДНК. Функции ДНК в клетке и организме.
Репликация (редупликация) – самоудвоение ДНК.
Спираль ДНК раскручивается из-за разрыва водородных связей. На каждой из цепей по принципу комплементарности синтезируется новая цепь ДНК из свободных нуклеотидов ядра – фермент ДНК – полимераза. Однако в 1967 г. Корнберг показал что, ДНК-полимераза движется в направлении 5- 3. Поскольку цепи антипараллельны, ДНК –полимераза непрерывно строит только одну новую цепь. Другая – короткими участками, которые потом сшивает фермент ДНК – лигаза.
Функции ДНК: хранение, передача, воспроизведение генетической информации в ряду поколений, ДНК содержит информацию о первичной структуре белка.
III. Закрепление знаний.
Практическая работа «Решение задач по молекулярной биологии».
Задача 1. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Г…
А) Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
Б) Объясните, каким свойством ДНК вы при этом руководствовались?
В) Какова длина этого фрагмента ДНК?
Г) сколько водородных связей в данном фрагменте ДНК,
Решение.
А)
Б) комплементарностью.
В) 12*0,34=4,08 (нм).
Г) Между А и Т две водородные связи, поэтому 7*2=14.
Между Г и Ц три водородные связи, поэтому 5*3=15.
Всего 29 водородных связей.
Задача 2. В одной молекуле ДНК Т составляет 16% от общего количества нуклеотидов. Определите количество (в%) каждого из остальных видов нуклеотидов.
Решение.
Здесь нужно руководствоваться: (А+Т)+(Г+Ц)=100% и по правилу Чаргаффа А=Т; Г=Ц.
Таким образом, Т-16%, значит А-16%, А+Т=32%; 100-32=68%, что приходится на Ц+Г, поэтому Ц=34% и Г=34%.
Задача 3. Сколько содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 880 Г, которые составляют 22% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?
Решение.
- 880-Г, что составляет 22%;
880-22%
х-100%, (всего нуклеотидов)
- 4000 – (800+880)=2240; А – 1120, или 28%; Ц – 880, или 22%. Длина данного фрагмента = 680 нм.
- 100-44=56; А и Т по 28%.
- 2000*0,34=680 (нм).
Ответ: Т=1120, или 28%; А=1120, или 28%; Ц – 880, или 22%. Длина данного фрагмента = 680 нм.
Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике. Решение задач.
А) Нарисуйте схему структуры двуцепочной молекулы ДНК.
Б) Объясните, каким свойством ДНК при этом руководствовались, В) Какова длина этого фрагмента ДНК? Г) Сколько водородных связей в данном фрагменте ДНК?
2. В одной молекуле ДНК Г составляет 24% от общего количества нуклеотидов. Определите количество (в %) каждого из остальных видов нуклеотидов.
3. Сколько содержится Г, А, Т нуклеотидов в отдельности во фрагменту молекулы ДНК, если в нем обнаружено 600 Ц, которые составляют 30% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"
Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока: урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....