Урок по теме Белки
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Белки
Тип урока: комбинированный
Цель: углубить знания о важнейших классах биологически значимых органических соединений - белках
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о белках как непериодических линейных биополимерах, состоящих из различных аминокислотных остатков;
- охарактеризовать состав и химическое строение полипептидных молекул, а также первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру белка;
- ознакомить учащихся с важнейшими функциями белков;
- сформировать знания о качественных реакциях на молекулы белка.
Развивающие:
- способствовать развитию умения анализировать и обобщать ранее изученные факты
- совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием
Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
- Формировать умение извлекать информацию из таблиц, схем (П)
- Формировать умение выявлять сущность, особенности изучаемых веществ (П)
- Формировать умение на основе анализа ранее изученных фактов делать выводы (П)
- Формировать умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К)
- Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации (К)
- Адекватно передавать информацию (К)
- Уметь корректировать свои действия и других (Р)
- Давать оценку результатам работы и т.д. (Р)
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучаемому предмету;
Универсальные учебные действия (личностные)
- Воспитывать культуру диалога (Л)
- Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру (Л)
- Формировать личностную мотивацию учебной деятельности (Л)
Основной дидактический метод: словесный метод обучения
Частные методы: побуждающий и подводящий диалоги, работа с текстом, метод иллюстрации, метапредметный подход,
Дидактические средства: таблицы «Функции белков», «Строение белковой молекулы»; реактивы: раствор куриного белка, растворы NaOH, CuS04, HN03; химическая посуда, спиртовка, держатели; тестовые задания; карточки с текстовым материалом; презентация к уроку; компьютер; проектор; экран; учебник.
Список использованных источников:
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю. Химия: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия 10 класс: Настольная книга. - М.: Дрофа, 2004.
- Химия в схемах и таблицах для 8-11 классов общеобразовательных школ/ авт-сост - Э.М.Левина. В.В. Кириллов.– СПб.: Тригон, 2008.
- Щербатых Ю.В. Биология в схемах и таблицах: учебное пособие.- 2-е изд.,испр. – М.:Эксмо, 2007
Оформление доски: число, тема урока, таблицы, эпиграф «Жизнь – это способ существования белковых тел» Ф. Энгельс.
Белки – это непериодические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.
В организме человека встречается 5 млн типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. Такое разнообразие обеспечивается сочетанием всего лишь 20 разных аминокислот, составляющих несколько сотен, а иногда и тысяч комбинаций. Порядок их чередования может быть самым разнообразным; благодаря этому возможно существование огромного числа молекул белка, отличающихся друг от друга. Например, из 20 остатков аминокислот теоретически можно составить около 2 • 1018 вариантов белковых молекул, различающихся порядком чередования аминокислот, а значит, и формой, и свойствами.
Белки делятся на протеины, содержащие только остатки аминокислот, и протеоды, содержащие еще и небелковую часть ( липо-, хромо-, глико-, фосфопротеиды)
Белки (по составу)
Протеины Протеиды
(простые) (сложные)
макромолекулы состоят только кроме остатков ά- аминокислот макромолекулы
из остатков ά- аминокислот. содержат другие группы атомов.
СТРОЕНИЕ БЕЛКОВЫХ МОЛЕКУЛ
- Что вы можете сказать о структуре белка, исходя из знаний биологии?
Молекула белка напоминает нитку, унизанную разноцветными бусинами и скрученную в виде спирали. «Бусины» - это аминокислотами. Белки разного размера включают в себя от нескольких десятков до нескольких сотен и даже тысяч аминокислот. В среднем длина белка - около 300 аминокислот.
Последовательность соединения аминокислотных остатков в полипептидной цепи получила названиепервичной структурой белка. Углерод карбонильной группы, азот и связанные с ними четыре атома лежат в одной плоскости. Валентные углы при sp2-гибридном атоме углерода близки к 1200, при sp3-гибридном атоме углерода - 1100.
Группа атомов –СО – NH - , с помощью которой связаны две ά- аминокислоты, называется пептидной связью.
- На листочке написаны формулы трех аминокислот. Используя их получите трипептид.
H2N-CH2-COOH C6H5-CH2-CH –COOH HO-CH2-CH-COOH
NH2 NH2
Первичная структура белковой молекулы играет чрезвычайно важную роль. Изменение только одной аминокислоты на другую может привести либо к гибели всего организма, либо к появлению совершенно нового вида. Замена одного остатка аминокислоты глутамина на валин в молекуле гемоглобина (содержащего 574 аминокислотные группы!) вызывает тяжелейшее заболевание — анемию, приводящую к смертельному исходу.
- Какую еще структуру, кроме первичной вы знаете? (Вторичная структура белка)
- Что она представляет? (спираль)
- Как крепятся витки в молекуле? (за счет водородных связей между группами СО и NH)
В пространстве полипептидная цепь белка может располагаться двумя способами. Она может быть закручена в спираль, на каждом витке которой располагается 3,6 звена аминокислот с обращенными наружу радикалами. Отдельные витки скреплены между собой водородными связями между группами NH и СО различных участков цепи. Такая структура белка называется ά-спираль и наблюдается, к примеру, у ά-кератина (шерсть, волосы, рога, ногти).
Если боковые группы аминокислотных остатков не очень велики (глицин, аланин, серии), две полипептидных цепи могут быть расположены параллельно и скрепляться между собой водородными связями. При этом полоса получается не плоской, а складчатой. Это
β-структура белка, характерная, например, для фиброина шелка.
Таким образом, вторичная структура - это спираль, которая образуется в результате скручивания полипептидной цепи за счет водородных связей между группами СО и NH.
Полипептидные цепочки с определенной вторичной структурой могут быть по-разному расположены в пространстве. Это пространственное расположение ά-спирали или β-структуры в пространстве. получило название третичной структуры.
Третичная структура - пространственная конфигурация спирали в пространстве. Эта структура поддерживается за счет гидрофобных взаимодействий, водородных, дисульфидных, ионных связей.
По характеру «упаковки» белковой молекулы различают глобулярные, или шаровидные, и фибриллярные, или нитевидные, белки.
Белки (по форме молекул)
Глобулярные Фибриллярные
(шаровидные) (нитевидные)
Для глобулярных белков более характерна ά-спиральная структура, спирали изогнуты, «свернуты». Макромолекула имеет сферическую форму. Они растворяются в воде и солевых растворах с образованием коллоидных систем. Большинство белков животных, растений и микроорганизмов относится к глобулярным белкам.
Для фибриллярных белков более характерна нитевидная структура. Они, как правило, не растворяются в воде. Фибриллярные белки обычно выполняют структурообразующие функции. Их свойства (прочность, способность растягиваться) зависят от способа упаковки полипептидных цепочек. Примером фибриллярных белков служат белки мускульной ткани (миозин), кератин (роговая ткань).
В ряде случаев отдельные субъединицы белка с помощью водородных связей, электростатического и других взаимодействий образуют более сложные структуры.
Четвертичная структура - способ совместной укладки нескольких глобул. Есть не у всех белков.
Биологическая активность белков определяется третичной и четвертичной структурами.
ФУНКЦИИ БЕЛКОВ
- Какие функции белков вы проходили на уроках биологии?
Функции белков в клетке чрезвычайно многообразны.
Одна из важнейших — строительная (структурная) функция: белки участвуют в образовании всех клеточных мембран и органоидов клетки, а также внеклеточных структур. Белки, выполняющие структурные функции, занимают по количеству первое место среди других белков тела человека. Среди них важнейшую роль играетколлаген в соединительной ткани, кератин в волосах, ногтях, коже, эластин в сосудистой стенке и др. Большое значение имеют комплексы белков с углеводами в формировании ряда секретов - мукоидов, муцина и т. д. В комплексе с липидами (в частности фосфолипидами) белки участвуют в образовании биомембран клеток.
Исключительно важное значение имеет каталитическая (ферментативная) роль белков. Все ферменты — вещества белковой природы, они ускоряют химические реакции, протекающие в клетке, в десятки и сотни тысяч раз. Многочисленные биохимические реакции в живых организмах протекают в мягких условиях, при температурах, близких к 40°С, и значениях рН, близких к нейтральным. В этих условиях скорость протекания большинства реакций ничтожно мала, поэтому для их приемлемого осуществления необходимы специальные биологические катализаторы - ферменты. Как правило, ферменты - это либо белки, либо комплексы белков с каким-либо кофактором - ионом металла или специальной органической молекулой. Многие белки ускоряют химические реакции в сотни раз.
Двигательная функция живых организмов обеспечивается специальными сократительными белками. Эти белки участвуют во всех видах движения, к которым способны клетки и организмы: образование псевдоподий, мерцание ресничек и биение жгутиков у простейших, сокращение мышц у многоклеточных животных, движение листьев у растений и др.
В акте мышечного сокращения и расслабления участвует множество белковых веществ. Однако главную роль в этих жизненно важных процессах играют актин и миозин - специфические белки мышечной ткани. Сократительная функция присуща не только мышечным белкам, но и белкам цитоскелета, что обеспечивает тончайшие процессы жизнедеятельности клеток (расхождение хромосом в процессе митоза).
Транспортная функция белков заключается в присоединении химических элементов (например, кислорода) или биологически активных веществ (гормонов) и переносе их к различным тканям и органам тела.
Дыхательная функция крови, в частности перенос кислорода, осуществляется молекулами гемоглобина - белка эритроцитов. В транспорте липидов принимают участие альбумины сыворотки крови. Ряд других сывороточных белков образует комплексы с жирами, медью, железом, тироксином, витамином А и другими соединениями, обеспечивая их доставку в соответствующие органы-мишени.
Защитная функция. При поступлении в организм чужеродных белков или микроорганизмов в белых кровяных тельцах — лейкоцитах — образуются особые белки — антитела. Они связывают и обезвреживают несвойственные организму вещества (антигены).
Высокая специфичность взаимодействия антител с антигенами (чужеродными веществами) по типу «белок - белок» способствует узнаванию и нейтрализации биологического действия антигенов. Защитная функция белков проявляется и в способности ряда белков крови к свертыванию. Свертывание белка плазмы кровифибриногена приводит к образованию сгустка крови, что предохраняет от потери крови при ранениях.
Гормональная функция. Обмен веществ в организме регулируется разнообразными механизмами. В этой регуляции важное место занимают гормоны, вырабатываемые в железах внутренней секреции. Ряд гормонов представлен белками или полипептидами, например гормоны гипофиза, поджелудочной железы и др. Инсулин –регулирует содержание сахара в крови.
Белки служат и одним из источников энергии в клетке, т. е. выполняют энергетическую функцию. При полном расщеплении 1 г белка выделяется 17,6 кДж энергии.
КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА БЕЛКИ (цветные)
Биуретовая реакция.
При действии на белки раствора солей меди (II) в щелочной среде возникает сиреневое или фиолетовое окрашивание. К равным объемам раствора белка (можно использовать мясной бульон) и гидроксида натрия учитель добавляет несколько капель раствора сульфата меди (II). Голубая окраска раствора соли меди изменяется на фиолетовую (или несколько иную в зависимости от природы белка) за счет образования комплексных соединений.
Ксантопротеиновая реакция.
При действии на белки концентрированной азотной кислоты образуется желтая окраска, связанная с нитрованием ароматических колец в соответствующих аминокислотах. Если биуретовая реакция универсальна на все белки, то ксантопротеиновую дают только те полипептиды, которые содержат остатки фенилаланина, триптофана, тирозина. Таких аминокислот много в белках мышечных тканей (миозин), но почти нет в соединительных (желатин). Если на скорлупу вареного вкрутую яйца нанести несколько капель концентрированной азотной кислоты, происходит бурное вспенивание. Скорлупа состоит главным образом из карбоната кальция. Разрушая скорлупу, кислота проходит до белка. После промывания яйца под струей воды освободите его от остатков скорлупы. В месте попадания азотной кислоты осталось желтое пятно. Его окраска усилится и перейдет в оранжевую, если вырезанный фрагмент белка с пятном опустить в раствор щелочи или аммиака (нитроарен переходит в ацинитроформу).
Качественное определение серы в белках.
При горении белки издают характерный запах «жженого рога» (учащиеся говорят — горелых мух). В этом легко убедиться, если поджечь шерстяную нитку или пучок волос. В значительной степени этот запах определяется содержанием в белках атома серы (цистеин, метионин, цистин).
Наличие в белках этого элемента доказывают следующим образом. К раствору белка добавляют равный объем щелочи, нагревают до кипения и добавляют несколько капель раствора ацетата свинца. Выпадение черного осадка свидетельствует о присутствии в полученном растворе сульфид-аниона:
(CH3COO)2Pb + S2- > PbS↓ + 2СН3СОО-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по теме "Белки и нуклеиновые кислоты"
Урок модульного обучения....
Методика проведения открытого интегрированного урока по теме «Белки как ВМС. Казеин – основной белок молока».
Тема урока: Белки как природные ВМС. Казеин –основной белок молока. Цель урока - формирование у обучающихся знаний о белках как о природных ВМС.Задачи урока: -...
Интегрированный урок по теме "Белки"
Урок в профильном химико-биологическом классе проводили учителя химии и биологии, привлекая учащихся для дополнительных сведений о проблеме белка. Использованы презентации по антителам, практическая р...
Урок по теме "Белки"
Данный материал используется при изучении функций, строения, значения белков, с использованием компьютерной презентации, интерактивных заданий....
Интегрированный урок по теме:"Белки" 10 класс.
Интегрированный урок по теме: "Белки".Помощь предметам по химии и биологии....
Интегрированный урок по теме:"Белки" 10 класс.
Интегрированный урок по теме: "Белки".Помощь предметам по химии и биологии....
урок о теме "Белки"
Тип урока: обобщающийЦель урока: На основе межпредметных связей биологии и химии, углубить и расширить ранее полученные учащимися на уроках знания о белкахЗадачи урока:Образовательные:Расширить ...
- Мне нравится (1)