Открытый урок биологии по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Елена Владимировна Манохина

 

Аспектный анализ урока биологии в 10 классе по теме:

«Индивидуальное развитие организмов»

.

    Цель анализа: выявление содержания конспекта урока требованиям ФГОС

    Планируемые образовательные результаты урока: предметные, метапредметные и личностные

    Этап урока

    Формирование конкретного образовательного результата на каждом этапе урока

    Вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

    Формируемые УУД

    Методы, технологии, используемые для достижения данного образовательного результата

    Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

    Цель и формы организации рефлексии

    Орг-момент

    Формирование мотивации.

    Создание ситуации успеха.

    Регулятивные

    Здоровьесберегающая технология.

      

    Актуализация знаний

    обосновать роль полового размножения в эволюции организмов, воспроизведении потомства;

    Фронтальная беседа.

    Познавательные

    Коммуникативные( речевая деятельность)

    Регулятивные

    Технология развивающего обучения.

      

    Определение темы урока.

    Формирование у учащегося активной позиции в учебном процессе.

    Диалог

    Познавательные.

    Личностные (постановка проблемы (смыслообразование)

    Технология развивающего обучения.

    Компьютерная технология

    Тема урока и задачи проецируются на экран.

     

    Изучение нового материала

    Сформировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах;

    изучить стадии дробления и гаструляции;

    углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;

    раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды. формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках;

    научить учащихся формулировать выводы;

    развивать мышление учащихся, речь.

    заполнение таблицы работа, с текстом учебника

    заполнение таблицы работа, с текстом учебника

    Работа с Информационными картами,

    Работа в группах

    Обсуждение выполненных заданий.

    Познавательные

    (работа с учебником, с информационными картам, подведение итогов работы в группах)

    Коммуникативные( работа в группах, речевая деятельность, навыки сотрудничества.)

    Регулятивные

    (распределение роли в группе при групповой работе)

    Компьютерная технология, Технология развивающего обучения.

    Технология формирования критического мышления.

    Презентация «Онтогенез»

    Самопроверка заполнения таблицы

    «Зародышевый период развития»

    «Зародышевые листки»

    Схема

    «Влияние условий на развитие зародыша»


     

    Проверить уровень усвоения этапов зародышевого развития, органогенеза из зародышевых листков Схема влияния условий на развитие зародыша.

    Рефлексия

    Проверить усвоение основных понятий темы.

    Фронтальная беседа.

    Личностные УУД (морально-этическая ориентация)

    Регулятивные

    (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности)

      

    Проверить степень усвоения изученного материала.

    Итог урока

    Проверить усвоение основных понятий темы.

    Формирование познавательной мотивации,

    мировоззрения.

    Беседа,

     Оценивание

    листок рефлексии

    Личностные УУД (морально-этическая ориентация)

    Регулятивные (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

      

    Увидеть впечатления учащихся от урока

    Общий вывод:

    Способствуют ли предложенные виды учебной деятельности, формы, методы и средства обучения, технологии, учебные задания достижению образовательных результатов?

      Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с учебником, информационной картой, составление схемы. Весь процесс изучения связан с использованием компьютера, мультимедийной установки. На заключительном этапе урока используется групповая форма организации учебной деятельности с целью развития критического мышления и выработке негативного отношения к употреблению вредных веществ.

      Соотношение деятельности учителя и учащихся на уроке.

        Изучение материала осуществляется в парах, группах Ученики являются соавторами урока и проявляют активность, умения делать выбор давать оценку фактам, оценивать свою работу. Учитель исполняет роль консультанта

        Реализация системно-деятельностного подхода на уроке.

          Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом

          Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока, назвать задачи урока.

          Входе смены различных видов деятельности (работа с терминами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника и информационной картой) идёт решение задач личностного развития учащихся, обеспечивает их продвижение в развитии и усвоении знаний, тем самым реализуется позиция ученика : за познание мира в специально организованных условиях. Учащиеся являются соавторами урока и проявляют активность, умения делать выбор давать оценку фактам, оценивать свою работу.

          Скачать:

          ВложениеРазмер
          Файл urok_manohina.docx83.77 КБ

          Предварительный просмотр:

          Обобщающий урок по теме

           «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

          «Можно знания человеку предложить, подсказать,

          но овладеть ими он должен путем собственной деятельности …

          Дистервег

          Цель: повторить и обобщить знания по пройденной теме.

          Задачи:

          образовательная – систематизировать и обобщить знания о формах размножения организмов, видах деления клетки, периодах онтогенеза;

          развивающая – развитие познавательного интереса, творческих способностей, коммуникативных навыков, воображения, памяти и внимания;

          воспитательная – формирование толерантного отношения к одноклассникам, научного мировоззрения, навыка совместной работы в группе и уважения к мнению другого, умение отстаивать свою точку зрения.

          Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

          Методы и приемы:активные методы, эвристический, проблемный, релаксация, контроля (тест).

          Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал (тест), цветная бумага (для ладошек), фломастеры, бумага формата А3, таблица «Митоз. Мейоз», картинки растений и животных.

          План урока.

          1. Организационный момент. Метод  «Поздоровайся глазами», «Ладошки».
          2. Обобщение и проверка знаний. Метод «Автобусная остановка».

          1. «Заполните таблицу»

          2.«Ваше мнение»

          3. «Практическое задание»

          4. Релаксация

          5.Тест

          1. Подведение итогов урока.
          2. Д/з
          3. Рефлексия

          Ход урока.

          1. Организационный момент.

          Чтобы эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе используется метод «Поздоровайся глазами».

          Дети должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников только взглядом, без слов. На выполнение задания им дается всего минута.

          Выяснить ожидания и опасения  предстоящей работы поможет метод «Ладошки».

          На заранее вырезанных из разноцветной бумаги ладошках, дети пишут свои ожидания и опасения, которые вызывает предстоящая работа. Разноцветные ладошки позволяют разделить детей на группы. В конце урока обязательно вернемся к записанным ожиданиям и опасениям, проанализируем их. Время на работу 2 минуты.

          1. Обобщение и проверка знаний.

          «Размножение – это процесс, с помощью которого жизнь умудряется обвести вокруг пальца время».Как вы понимаете это высказывание?

          Размножение – одно из главных свойств живого. Без смены поколений не было бы и эволюции.  Давайте сегодня повторим и обобщим знания о формах размножения организмов, видах  деления клетки, периодах онтогенеза.

          Чтобы мне оценить вашу работу на уроке, воспользуемся листами самооценки (Приложение 1).

          Работать будем в группах по методу «Автобусная остановка». Соберитесь в группы по цвету ладошек, которые у вас на столах.  Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Cтавится задача группам – записать на листе основные моменты темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по моей команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.

          Не забывайте оценивать свою работу и делать пометки в листах самооценки на каждой остановке. Оцениваем себя по 5-ти бальной системе.

          Автобусная остановка «Заполните таблицу»

          ФАЗЫ

          МИТОЗ

          МЕЙОЗ I

          МЕЙОЗ II

          Интерфаза

          Профаза

          Метафаза

          Анафаза

          Телофаза

          Определения (состояние на конец фазы):

          1.Удвоение хромосом (синтез ДНК)

          2. Хромосомы (состоящие из двух хроматид) выстраиваются по экватору клетки.

          3. Биваленты (состоящие из четырех хроматид) выстраиваются по экватору клетки.

          4. Коньюгация гомологичных хромосом.

          5. Кроссинговер (обмен участками).

          6. К полюсам клетки расходятся хромосомы, состоящие из 2-х хроматид (т.е. 2-х молекул ДНК).

          7. К полюсам клетки расходятся хроматиды (т.е. хромосома делится на 2 хроматиды, которые расходятся).

          8. Образуются 2 новые клетки.

          9. Образуется веретено деления.

          10. Разрушается (исчезает) оболочка ядра.

          11. Разрушается веретено деления.

          12. Образуется 2 клетки, каждая из которых содержит двойной (диплоидный) набор хромосом.

          13. Образуется 2 клетки, каждая из которых содержит одинарный (гаплоидный) набор хромосом.

          14. Каждая из образовавшихся (дочерних) клеток содержит хромосомы, состоящие из 1-й хроматиды.

          Инструктивная карточка с ответами (Приложение 2)

          Автобусная остановка «Ваше мнение»

          На каких стадиях эмбрионального развития происходит образование зародышевых листков? Перечислите стадии эмбрионального развития. Определите происхождение систем органов зародыша.

          Системы органов:                                                      Части зародыша:

          1.Кожа                                                                            А) эктодерма

          2.Скелет                                                                          Б) мезодерма

          3.Мышцы                                                                        В) энтодерма

          4. Пищеварительная система.

          5.Дыхательная система.

          6.Выделительная система.

          7. Нервная система.

          8.Органы чувств.

          9. Половая система.

          Инструктивная карточка с ответами (Приложение 3)

          Автобусная остановка «Практическое задание»

          Из предложенных картинок растений и животных выберете те, которые размножаются бесполым, вегетативным и половым способами. Аргументируйте свой выбор.

          Инструктивная карточка с ответами (Приложение 4)

          В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

          После проведенной работы необходимо немного отдохнуть, чтобы набраться сил перед тестом. Давайте улучшим кровоснабжение нашего головного мозга. Релаксация. Упражнения для мышц шеи: «Черепаха», «Собачка», «Тыква». Приветствуется, если учитель будет  делать упражнения вместе с детьми.

          Тест

          Инструктивная карточка с ответами (Приложение 5)

          1. Подведение итогов урока

          Всем большое спасибо за хорошую работу на уроке. Отметку за работу на уроке поставим среднюю, суммируя самооценку на остановках и оценку за тест.

          1. Д/з. Составить кластер или синквей по пройденной теме.

          1. Рефлексия

          Давайте вернемся к нашим ладошкам. Оправдались ваши ожидания? Случилось то, чего вы опасались? Закончите предложения.

          Мне показалось интересным …

          Вызвало затруднения …

          Надо изменить …

          Приложение 1

          ЛИСТ  САМООЦЕНКИ работы на уроке

           «Размножение и  индивидуальное развитие организмов».

          ФИ___________________________________________________________

          Класс:________                              Дата:_______________

          КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

          ОСТАНОВКА

          ВАША ОЦЕНКА

          выполнял всю работу  – «5»;

          старался быть активным – «4»;

          делал кое-что – «3»;

          стоял в стороне – «2».

          «Заполните таблицу»

          «Ваше мнение»

          «Практическое задание»

          За правильные ответы:

          10-9 – «5»;           7-8 – «4»;

          5-6 – «3»;            менее 5 – «2».

          Тест

          Средний балл

          Приложение 2

          ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

          Автобусная остановка «Заполните таблицу»

          ФАЗА

          МИТОЗ

          МЕЙОЗ I

          МЕЙОЗ II

          Интерфаза

          1

          1

          Профаза

          9, 10

          4, 5, 9, 10

          9, 10

          Метафаза

          2

          3, 4

          2

          Анафаза

          7

          6

          7

          Телофаза

          8, 11, 12, 14

          8, 11, 13

          8, 11, 13, 14

          Приложение 3

          ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

          Автобусная остановка «Ваше мнение»

          1. Дробление (морула).
          2. Бластула.
          3. Гаструла, образование зародышевых листков (эктодерма - наружный, энтодерма -внутренний, мезодерма).
          4. Нейрула.
          5. Образование тканей и органов.

          1. Кожа - А

          2. Скелет - Б

          3. Мышцы - Б

          4. Пищеварительная система - В

          5. Дыхательная система - В

          6. Выделительная система - Б

          7. Нервная система - А

          8. Органы чувств - А

          9. Половая система - Б

          Приложение 4

          ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

          Автобусная остановка «Практическое задание»

          БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ

          ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ

          ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ

          Амеба (простейшие) - деление, хламидомонада (водоросли) – деление,

          инфузория-туфелька (простейшие) - деление,

          мукор (плесневые грибы) -спорообразование,

          подосиновик (шляпочные грибы) – спорообразование,

          кукушкин лён (мох) - спорообразование,

          щитовник муж. (папоротник) -спорообразование,

          ксантория (лишайник) - образование спец. клеток,

          гидра (кишечнополостные) - почкование.

          Ксантория (лишайник) – частями слоевища,

          земляника – усами,

          роза – черенками,

          тюльпаны – луковицами,

          картофель – клубнями,

          ландыш – корневищем.

          Инфузория-туфелька (половой процесс),

          пресноводная гидра,

          бабочка,

          кузнечик,

          лягушка,

          щука,

          ящерица,

          колибри,

          ландыш (и все цветковые растения),

          белка.

          Приложение 5

          ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

          Тест

           Вариант 1.                                                              Вариант 2.

          1. А                                                        1. Б

          2. А                                                        2. А

          3. В                                                        3. Б

          4. А                                                        4. Б

          5. А                                                        5. В

          6. Б                                                        6. А

          7. В                                                        7. А

          8. Б                                                        8. А

          9. В                                                        9. Б

          10. Б                                                        10. Б

           


          По теме: методические разработки, презентации и конспекты

          Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"

          Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала....

          тест по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

          Тест по теме"Размножение и индивидуальное развитие организмов" для 9 кл по программе Пономаревой...

          Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

          Задачи: закрепить знания обучающихся о размножении как важнейшем свойстве живых организмов, обеспечивающем непрерывность существования видов, преемственность  между поколениями, о механизме...

          Конспект урока биологии в 9 классе "Индивидуальное развитие организмов – онтогенез".

          Этот конспект урока позволит каждому учителю провести урок на высоком методическом уровне....

          Открытый урок по биологии. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.

          Министерство образования и науки Республики ТываГБПОУ РТ «Тувинский техникум агротехнологий»  Разработка открытого урока по дисциплине «Биология»на тему:« Зарод...

          Презентация к уроку «Бесполое и половое размножение. Индивидуальное развитие организма».

          Данная презентация может использоваться на уроках «Биологии» для студентов 1-х курсов при изучении темы «Бесполое и половое размножение. Индивидуальное развитие организма». Содержит информацию о видах...