Генетика определение пола
план-конспект урока по биологии

Генетика определение пола

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_pola.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии 9 класс на тему: «Оплодотворение. Генетическое определение пола. Беременность ».

Цель:

- познакомить учащихся с особенностями оплодотворения, этапами онтогенеза человека; выяснить вопрос генетического определения пола; рассмотреть этапы эмбрионального развития человека;

- закрепить знания учащихся о роли эндокринной системы в регуляции гаметогенеза, овуляции, беременности;

- раскрыть вредное влияние никотина, алкоголя, токсинов на течение беременности;

- развивать логическое мышление, совершенствовать навыки самостоятельной работы;

- воспитывать навыки здорового образа жизни, внедрять моральное, половое, гигиеническое воспитание.

Основное понятие: сперматозоид, яйцеклетка, овуляция, оплодотворение, беременность, зигота, эмбрион, плод, плацента, хромосомы.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I этап. Организация начала урока.

- Работа в парах

 «Лицом к лицу, один - вдвоем - все вместе»

 Девиз: «Думать, работать в паре, обмениваться мнениями»

НИЛ - научно - исследовательская лаборатория, - результат работы - презентация проектов.

Заказчик (который дает задачу)

Изобретатели или исследователи.

Биологические деньги - один талант.

II этап. Проверка домашнего задания

Интерактивное упражнение «Найди ошибку биолога»

1. Продуктами мужских половых желез является гормон прогестерон.

2. Женские половые железы выделяют гормон тестостерон

3. Гаметогенез - это процесс образования гормонов.

4. Овуляция - выход сперматозоидов из яичника.

5. Овогенез - процесс образования мужских половых гамет.

6. Онтогенез - индивидуальное развитие организма от эмбриона до смерти.

7. Сперматозоиды образуются в яичниках в процессе овогенеза.

8. Головка сперматозоида имеет ядро ​​с диплоидным (2n) набором хромосом.

9. Яйцеклетка движется с помощью жгутиков

10. Акросома или апикальное тельце производит гормон, способствующий проникновению сперматозоида в яйцеклетку.

(Слайд 8)

Проверь себя

1. Тестостерон

2. Прогестерон

3. Гамета

4. Яйцеклетка

5. С момента его зачатия

6. В яичках в процессе сперматогенеза

7. Гаплоидным (1n)

8. Не способна к самостоятельному передвижению.

9. Фермент.

III этап. Мотивация учебной деятельности.

Проблемный вопрос: «Когда начинается человеческая жизнь?"

 «Микрофон» - «Что такое любовь?"

НИЛ - Открытие половых клеток.

Поскольку размеры сперматозоидов и яйцеклеток очень малы, длительное время люди не знали об их строении и существовании. А тайна зачатия, которая издавна привлекала внимание людей, давала почву для различных наивных предположений. Даже Гиппократ (около 370 г. до н.э.) считал, что зародыш образуется в результате перемешивания родительского семени и крови матери. Но уже Аристотель (384 - 322 г. до н.э.) написал сочинение «О возникновении животных», где указал на наличие клеток мужского и женского пола, которые дают начало зародышу. И только в начале XVII в. с появлением микроскопа Антони ван Левенгук впервые увидел подвижные сперматозоиды морской свинки и зафиксировал их строение.

- Отрывок из произведения Яковлевой Е.В. (Стр.28)

Учитель дал задание ученикам написать сочинение на тему: «Как появляются на свет дети». Девочка пришла домой и спросила мать: «Мама, как ты появилась на свет?" Мать ответила «Меня нашли в капусте.» С этим вопросом девочка обратилась к бабушке: «Меня принес аист» - ответила бабушка. Девочка села и написала: «Маму нашли в капусте, бабушку принес аист. Только я родилась нормально».

1 раз в месяц (цикл 28 дней) созревшая яйцеклетка разрывает фолликул: попадает в брюшную полость и тут же подхватывается фаллопиевой трубой и «течет» по маточной трубе, как будто плывет. Именно в фаллопиевой трубе она встречается со сперматозоидами, и происходит оплодотворение. После оплодотворения яйцеклетки, женщина проходит физическое состояние - беременность.

Оплодотворение.

Слияние мужских и женских гамет называется оплодотворением, а клетка, образовавшаяся в результате этого слияния – зиготой.

Итак, каждый из нас начинается только с одной - единственной клетки.

Как это происходит через 15 мин. Будущий человек - одноклеточный организм, как амеба. Через 15 мин. - Организм состоит из 4 клеток и очень напоминает водоросль - вольвокс.

Зародыш происходит путь эволюции (многие миллионы лет) за несколько недель. Он не имеет права на ошибку, потому что если это произойдет, он может погибнуть - это будет смерть маленькой частицы природы.

Эмбриональный период:

На 7 день - имплантация (проникновение зародыша в слизистую оболочку матери)

Схема стр.75 Рабочая тетрадь.

На 10-14 день эмбрион заявляет о своем существовании через химический состав плаценты и плацентарные гормоны, а дальше происходит маленькое чудо - организм матери и зародыша начинают совместно формировать специальный орган для питания зародыша – плаценту.

НИЛ - «Маленькое чудо» (Исследование учащихся о плаценте)

1) На 3 неделю - зарождается нервная система и начинает работать сердце. Начинается период зарождения всех внутренних органов: легких, желудка, печени, поджелудочной железы, эндокринных желез, появляются зачатки глаз и ушей.

2) 5 неделя - характеризуется быстрым ростом головного мозга, развитием бронхов и легких. Зарождаются почки, прямая кишка, мочевой пузырь. Длина зародыша достигает 6 мм.

3) 6 неделя - у зародыша формируется лицо и пальцы рук. Начинается образование наружного уха и глазного яблока, образуются зачатки отделов головного мозга. Формируются половые органы.

4) 7 неделя формируются верхние и нижние конечности, он начинает свободно плавать в околоплодной жидкости. Ребенок уже способен двигать ножками и руками. Его длина составляет 2 см.

5) Девятинедельный зародыш в полной мере становится маленьким человеком. Он сосет палец, может схватить рукой предмет, чувствует боль. Его размер составляет около 6 см.

6) 11-12 неделя - ребенок уже реагирует на свет, тепло, шум, прикосновение. Его длина достигает 8 см, однако у него есть веки, ногти, он окончательно сформирован и все системы органов ребенка начали работать.

• Беременность - это физиологическое состояние организма женщины, связанное с оплодотворением яйцеклетки, развитием зародыша и плода.

• Теперь основная задача плода - подрасти и набрать вес. На 7 месяце развития у ребенка устанавливается ритм сна и бодрствования. В начале 8 месяца ребенок начинает слышать и видеть. В конце 8 месяца ребенок достигает такой массы тела и роста, что ему становится тесно. На 9 месяце идет подготовка к рождению. Обычно за 280 дней после зачатия наступают роды!

Рефлексия. Интерактивная упражнение «сенкан»

Яйцеклетка

Круглая, большая.

Питает, оплодотворяется, делится

Это женское начало.

Яйцо.

Сперматозоид

Подвижный, маленький.

Плывет, проникает, оплодотворяет.

Входит в состав спермы.

Буголовок.

Зигота

Оплодотворенная, богатая

Делится, превращается, развивается

Это будущий зародыш

Куриное яйцо.

Близнецы

Однояйцевые близнецы развиваются из одной зиготы, которая делилась на два (иногда больше) фрагмента на определенных этапах развития зародыша.

Разнояйцевые близнецы развиваются из двух или нескольких зигот, которые образовались в случае оплодотворения одной или нескольких яйцеклеток. (Учебник рис. 122; стр. 152).

Отличительные признаки однояйцевых и двуяйцовых близнецов

Отличительные признаки

Однояйцевые близнецы

Двуяйцовые близнецы

1

Механизм образования

Развиваются из одной оплодотворенной зиготы, которая разделилась на два и больше фрагментов, каждый из которых превратился в зародыш

Во время овуляции выходит сразу две и более яйцеклетки, которые оплодотворяются и превращаются в зародыши

2

Сходство

Генетически одинаковые

Очень похожи между собой (часто даже близкие родственники не различают их)

Генетически не одинаковые (имеют по 50% идентичных генов)

Похожи между собой не более, чем родные братья и сестры

3

Пол

Одинаковый

Одинаковый или разный

4

Плацента

Имеют общую плаценту

Развиваются самостоятельно и имеют отдельные плаценты

Генетическое определение пола.

Биологическая задача.

Вы врач акушер - гинеколог роддома. К вам пришел муж роженицы с обвинением в адрес женщины: «Почему она родила девочку, ведь я хотел мальчика?"

Какой ответ вы дадите мужчине?

МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛА У ЧЕЛОВЕКА

Пол

Гаметы

Набор половых гамет

Тип гамет

Хромосомный набор человека

Женская

Х

ХХ

гомогаметная

44 аутосомы + ХХ

Мужская

Х,У

ХУ

гетерогаметная

44 аутосомы + ХУ

Мужской и женский пол отличается друг от друга генетически. Наследственная информация у человека находится в ее хромосомах, которые содержат гены, определяющие развитие организма. (Что вы знаете о хромосоме?) Для человека характерно 46 хромосом, которые расположены в ядре каждой клеточки организма. Все хромосомы парные. Каждая пара как близнецы похожи друг на друга внешне и по составу генов. Среди всех хромосом выделяется одна пара, получившая название половых хромосом.

Таким образом, пол ребенка зависит только от отца. При оплодотворении происходит объединение хромосом мужской и женской гамет. Вероятность рождения мальчика или девочки составляет 50%, потому что одна половина сперматозоидов содержит Х-хромосому, а другая половина У-хромосом.

Пол организма определяется во время оплодотворения и зависит от хромосомного набора зигот.

Хромосомы - это ядерные структуры в виде нитевидных телец, несущих наследственную информацию.

(Стр.75, таблица 6 Рабочая тетрадь).

(Слайд 34)

НИЛ - презентация проекта

1 Проект: «Осознанное зачатие»

«Вся гордость мира от матерей.

без солнца не цветут цветы,

без любви нет счастья,

без женщины нет любви

без матери нет ни поэта, ни героя »

(М. Горький)

2 Проект: «Памятка будущей маме»

«Все счастливые семьи похожи,

каждая несчастливая семья несчастна по своему.»

(Л. Толстой)

3 Проект: «Влияние поведения матери на развитие плода»

 «Отец, который увидит лицо живого, рожденного им сына, сыном выплачивает свой долг и достигает бессмертия в сыне»

(Л. Толстой)

4 Проект: «Влияние факторов риска на репродуктивное здоровье»

Плод ест пищу своей матери

и пьет влагу своей матери »

(Фраза из талмуда)

VI этап. Домашнее задание.

§ 56, собрать информацию для начала проекта на тему «Вредное влияние на здоровье подростков, ранних половых отношений. Аборт ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Определение пола. Наследование, сцепленное с полом"

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Определение пола. Наследование, сцепленное с полом" представляет собой мультимедийный конспект урока. Включает все этапы: актуализацию знаний, анонс темы, цели...

Определение пола и наследование признаков сцепеленных с полом

Презентация и разработка урока "Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом".Формирование знаний о сущности механизма определения пола, о наследовании признаков сцепленных с полом. За...

Урок биологии 10 класс "Определение пола. Наследование сцепленное с полом".

Материал урока позволяет конкретизировать полученные знания и продолжить использовать генетические понятия и символы для решения задач...

Урок биологии 10 класс "Определение пола. Наследование сцепленное с полом".

Материал урока позволяет конкретизировать полученные знания и продолжить использовать генетические понятия и символы для решения задач...

урок биологии в 10 классе по теме "Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной  информации и наглядности.Цель урока:   Создать условия для ...

Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Определение пола. Наследование, сцепленное с полом»

Урок, показывающий сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизирующий знания об особенностях половых хромосом, аутосом....

Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...