Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа составлена на основе:- Федерального Государственного стандарта 2004 года, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-9 класс (УМК «Сферы»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_munitsipalnoe_obrazovanie_gorodskoy_okrug.docx | 57.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Городской округ «Долинский»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Долинск
694051 сахалинская область, г.Долинск, ул.Хабаровская 13, тел. 2-41-98
Рассмотрено: на заседании МО Протокол №_______ «___»________20____г. | Согласовано: Зам.директора по УВР _________ «___»_________20____г. | Утверждаю: Директор ____________ «___»_______20____г. |
Рабочая программа по биологии
для 9 класса
на 2018-2019 учебный год
Составлена на основе авторской программы.
Авторы: Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, Е.А. Дмитриевой. Программа основного общего образования по биологии 6-9 класса
Учителем Сергеевой С.А.
г.Долинск
2018
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального Государственного стандарта 2004 года
- Авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-9 класс (УМК «Сферы»)
- учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2016 – 2017 учебный год, утвержденного приказом директора от 30.08.2018г. № 330-ОД.
Учебник:
Л.Н. Сухорукова,В.С. Кучменко. «Биология. Живые системы и экосистемы» для 9 класса.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса:
- концепция программы
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся
Основной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов и человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Всего -68 часов.
- Изменение содержания учебного курса
Изменений в авторскую программу не внесено.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
Знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязь человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённые растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье; последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушений осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- Контроль и оценка знаний.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
Устный ответ.
- Оценка «5» ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание.
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Письменный ответ
- Оценка «5» ставится в случае:
- Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
- Оценка «4» ставится в случае:
- Знания всего изученного программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
- Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае:
- Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
- Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
- Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
- Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические
и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1. Оценка «Отлично» - 90-100% правильных ответов
2. Оценка «Хорошо» - 70-80% правильных ответов
3. Оценка «Удовлетворительно» - 50-60% правильных ответов
4. Оценка «Неудовлетворительно» - менее 50% правильных ответов
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
- Сводная учета распределения программного материала
по биологии
Классы: 9а, 9б, 9 в
Учитель: Сергеева С.А.
Количество часов и контрольных работ на 2018-2019 учебный год
класс | 9а | 9б | 9в |
Всего часов | 68 | 68 | 68 |
часов в неделю | 2 | 2 | 2 |
плановых к/р (л/р) | к/р 4,л/р3, п/р5 | к/р 4,л/р3, п/р5 | к/р 4,л/р3, п/р5 |
административных |
Сводная ведомость часов за учебный год
Учебные четверти | Количество часов | ||
9а | 9б | 9в | |
1 четверть | 18 | 18 | 18 |
2 четверть | 14 | 14 | 14 |
3 четверть | 21 | 21 | 21 |
4 четверть | 15 | 15 | 15 |
Год | 68 | 68 | 68 |
Распределение часов по разделам курса
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
Введение | 2 | |
Организм | 19 | |
Вид. Популяция. Эволюция видов. | 25 | |
Биоценоз. Экосистема. | 14 | |
Биосфера | 6 | |
Резервное время | 2 | |
Итого: | 68 |
- Табличное представление календарно-тематического планирования
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов по теме | Дата | Корректировка, причина | ||||||||||||
9а | 9б | 9в | ||||||||||||||
Введение 2 часа | 8 «б» | |||||||||||||||
1. | Живые системы и экосистемы. Почему их следует изучать. | 1 | ||||||||||||||
2. | Методы биологического познания. | 1 | ||||||||||||||
Организм (18 часов) | ||||||||||||||||
3. | Организм – целостная саморегулирующаяся система. | 1 | ||||||||||||||
4. | Размножение и развитие организмов. | 1 | ||||||||||||||
5. | Определение пола. Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека | 1 | ||||||||||||||
6. | Возрастные периоды развития детей. | 1 | ||||||||||||||
7. | Наследственность и изменчивость – свойства организма. | 1 | ||||||||||||||
8. | Основные законы наследования признаков | 1 | ||||||||||||||
9. | Основные законы наследования признаков | 1 | ||||||||||||||
10. | Решение генетических задач. | 1 | ||||||||||||||
11. | Закономерности наследственной изменчивости. | 1 | ||||||||||||||
12. | Контрольная работа по теме: «Организм» | 1 | ||||||||||||||
13. | Экологические факторы и их действие на организм. | 1 | ||||||||||||||
14. | Адаптация организмов к условиям среды. | 1 | ||||||||||||||
15. | Влияние природных факторов на организм человека. | 1 | ||||||||||||||
16. | Ритмичная деятельность организма. | 1 | ||||||||||||||
17. | Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. | 1 | ||||||||||||||
18. | Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. | 1 | ||||||||||||||
19. | Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм человека. | 1 | ||||||||||||||
20. | Контрольная работа по теме «Организм» | 1 | ||||||||||||||
Вид. Популяция. Эволюция видов. (25 часов) | ||||||||||||||||
21. | Вид и его критерии. | 1 | ||||||||||||||
22. | Популяционная структура вида. | 1 | ||||||||||||||
23. | Динамика численности популяций. | 1 | ||||||||||||||
24. | Саморегуляция численности популяций. | 1 | ||||||||||||||
25. | Структура популяций. | 1 | ||||||||||||||
26. | Учение Ч. Дарвина об эволюции видов. | 1 | ||||||||||||||
27. | Современная эволюционная теория. | 1 | ||||||||||||||
28. | Современная эволюционная теория | 1 | ||||||||||||||
29. | Формирование приспособлений – результат эволюции. | 1 | ||||||||||||||
30. | Видообразование – результат действия факторов эволюции. | 1 | ||||||||||||||
31. | Селекция – эволюция направляемая человеком. | 1 | ||||||||||||||
32. | Систематика и эволюция. | 1 | ||||||||||||||
33. | Доказательства и основные этапы антропогенеза. | 1 | ||||||||||||||
34. | Доказательства и основные этапы антропогенеза. | 1 | ||||||||||||||
35. | Биологические и социальные факторы эволюции человека. | 1 | ||||||||||||||
36. | Высшая нервная деятельность. | 1 | ||||||||||||||
37. | Высшая нервная деятельность. | 1 | ||||||||||||||
38. | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 1 | ||||||||||||||
39. | Мышление и воображение | 1 | ||||||||||||||
40. | Речь. | 1 | ||||||||||||||
41. | Память. | 1 | ||||||||||||||
42. | Эмоции. | 1 | ||||||||||||||
43. | Чувство любви – основа брака и семьи. | 1 | ||||||||||||||
44. | Типы высшей нервной деятельности. | 1 | ||||||||||||||
45. | Контрольная работа по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов» | 1 | ||||||||||||||
Биоценоз. Экосистема (14 часов) | ||||||||||||||||
46. | Биоценоз. Видовая и пространственная структура. | 1 | ||||||||||||||
47. | Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза. | 1 | ||||||||||||||
48. | Неконкурентные взаимодействия между видами. | 1 | ||||||||||||||
49. | Разнообразие видов в природе – результат эволюции. | 1 | ||||||||||||||
50. | Организация и разнообразие экосистем. | 1 | ||||||||||||||
51. | Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. | 1 | ||||||||||||||
52. | Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши. | 1 | ||||||||||||||
53. | Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. | 1 | ||||||||||||||
54. | Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы. | 1 | ||||||||||||||
55. | Развитие и смена сообществ и экосистем. | 1 | ||||||||||||||
56. | Агроценоз. Агроэкосистема. | 1 | ||||||||||||||
57. | Парк как искусственная экосистема. | 1 | ||||||||||||||
58. | Биологическое разнообразие и пути его сохранения. | 1 | ||||||||||||||
59. | Контрольная работа по теме « Биоценоз. Экосистема» | 1 | ||||||||||||||
Биосфера (9 часов) | ||||||||||||||||
60. | Среды жизни. Биосфера и её границы. | 1 | ||||||||||||||
61. | Живое вещество биосферы его функции. | 1 | ||||||||||||||
62. | Средообразующая деятельность живого вещества. | 1 | ||||||||||||||
63. | Круговорот веществ – основа целостности биосферы. | 1 | ||||||||||||||
64. | Биосфера и здоровье человека. | 1 | ||||||||||||||
65. | Обобщающий урок Итоговая проверка знаний.) | 1 | ||||||||||||||
66-68 | Резерв (Повторение. | 3 |
- График прохождения практической части программного материала
№п/п | Наименование темы работы | Формы проведения | Дата | Корректировка |
1. | «Изучение критериев вида» | Л.р. | ||
2. | «Объяснение возникновения приспособлености к среде обитания» | Л.р | ||
3. | «Выявление объёма смысловой памяти» | П.р. | ||
4. | «Выявление объёма крат-ковременной памяти» | П.р. | ||
5. | «Выявление точности зрительной памяти» | П.р. | ||
6. | «Типы высшей нервной деятельности» | Л.р. | ||
7. | «Определение типа темперамента» | П.р | ||
8. | Составление цепей питания | П.р | ||
Контрольная работа по теме: «Организм» №1 | К.р. | |||
Контрольная работа по теме: «Организм» №2 | К.р. | |||
Контрольная работа по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов» | К.р. | |||
4 | Контрольная работа по теме « Биоценоз. Экосистема» | К.р. |
- Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Перечень оборудования
1.Мультимидийный проектор-1
2.Компьютер-1
3.Экран-1
4.Школьный световой микроскоп-8
5.Оборудование для практических работ
6.Плакаты для 9 класса
Источники информации и средства обучения
- Учебник В.С. Кучменко, Л.Н.Сухорукова. «Живые системы и экосистемы» 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Просвещение, 2010. - 160с.;
- Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 9классы: пособие для учителей общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2010. – 32с.
- Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2010. – 112с.
- Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006.
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004.
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: 2002.
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
- Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко B.C.
- Учительский портал http://www.uchportal.ru 10. Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/ 11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 12. Завуч-инфо http://www.zavuch.info/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 5 класса на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...