Рабочая программа учебного предмета «Биология» 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.docx | 55.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Городской округ «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Долинск
694051 Сахалинская область, г.Долинск, ул.Хабаровская, д.13, тел. 24198
Рассмотрено: на заседании МО Протокол №_______ «___»________20____г. | Согласовано: Зам.директора по УВР _________ «___»_________20____г. | Утверждаю: Директор МБОУ «___»_______20____г. |
Рабочая программа по биологии
для 11 класса
на 2018-2019 учебный год
Составлена на основе программы основного среднего образования по биологии 11 класса «Общая биология» авторов И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов учителем биологии Сергеевой С.А.
г.Долинск
2018
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова, Базисного учебного плана от 2010 года, учебного плана МБОУ СОШ №2 г.Долинск на 2015 – 2016 уч.год, утвержденного приказом директора от 30.08.2018г. № 330-ОД.
Цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования
- Овладение знаниями: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропологических изменений, находить и анализировать информацию и живых объектах;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне
направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных
признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения,значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
Цели и задачи:
формирование целостного представления о природе, о ее многообразии и эволюции, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.
задачи:
- формирование знаний, умений, навыков по курсу биологии;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Методы изучения биологии:
- Объяснительный;
- Проблемный;
- Исследовательский;
- Репродуктивный;
- Творческий.
Формы ведения урока:
- Традиционный;
- Комбинированный;
- Лекция;
- Практикум;
- Творческий зачет;
- Конференция.
Типы уроков:
- Вводный;
- Объяснение новой темы;
- Закрепление знаний;
- Самостоятельно-познавательная работа;
- Практическая работа;
- Повторно-обобщающий урок:
- Контрольный.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю. Всего - 33 часа.
4. Изменение содержания учебного курса
Изменений в авторскую программу не внесено.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
- основные положения биологически теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерности изменчивости;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, иск3усственное оплодотворение).
6. Контроль и оценка знаний
Виды и формы контроля:
- устный опрос в форме беседы;
- тематическое тестирование (приближенное к заданиям ЕГЭ);
- лабораторный контроль;
- индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
- индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
- промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий (приближенных к заданиям ЕГЭ).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
Устный ответ.
- Оценка «5» ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание.
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Письменный ответ
- Оценка «5» ставится в случае:
- Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
- Оценка «4» ставится в случае:
- Знания всего изученного программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
- Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае:
- Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
- Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
- Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
- Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
- или если правильно выполнил менее половины работы.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1. Оценка «Отлично» - 90-100% правильных ответов
2. Оценка «Хорошо» - 70-80% правильных ответов
3. Оценка «Удовлетворительно» - 50-60% правильных ответов
4. Оценка «Неудовлетворительно» - менее 50% правильных ответов
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
7. Сводная учета распределения программного материала по биологии
Классы 11 А
Учитель Сергеева С.А.
Количество часов и к/р на 2018 - 2019 учебный год
класс | 11 А |
всего часов | 33 |
часов в неделю | 1 |
плановых к/р (л/р) | л/р 4, к/р 2 |
административных к/р | _ |
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти | Количество часов |
1 четверть | 16 |
2 четверть | 17 |
Год | 33 |
Распределение часов по разделам предмета (курса)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
Вид | 21 | |
Экосистемы | 12 | |
Итого: | 33 |
8. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов по теме | Дата | Корректировка |
11 а | ||||
Раздел 1. Вид (21час) | ||||
Тема 1. История эволюционных идей (4часа) | ||||
1 пол. 1 | Развитие биологии в додарвинский период. Работы К.Линнея. | 1 | ||
2 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1 | ||
3 | Предпосылки развития теории Ч.Дарвина | 1 | ||
4 | Эволюционная теория Ч.Дарвина | 1 | ||
Тема 2. Современное эволюционное учение (9 часов) | ||||
5 | Вид. Критерии и структура. Описание особей вида по морфологическому критерию (л/р) | 1 | ||
6 | Популяция – структурная единица эволюции | 1 | ||
7 | Факторы эволюции. л/р Выявление изменчивости у особей одного вида | 1 | ||
8 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции | 1 | ||
9 | Адаптации организмов к условиям обитания л/р Выявление приспособлений у организмов | 1 | ||
10 | Видообразование как результат эволюции | 1 | ||
11 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | 1 | ||
12 | Доказательства эволюции органического мира | 1 | ||
13 | к/р «Современное эволюционное учение» | 1 | ||
Тема 3. Происхождение жизни на Земле (3 часов) | ||||
14 | Развитие представлений о происхождение жизни на Земле | 1 | ||
15 | Современные представления о возникновении жизни | 1 | ||
16 | Развитие жизни на Земле | 1 | ||
Тема 4. Происхождение человека (5 часов) | ||||
2 пол. 17 | Гипотезы происхождения человека | 1 | ||
18 | Положение человека в системе животного мира | 1 | ||
19 | Эволюция человека, основные этапы | 1 | ||
20 | Расы человека | 1 | ||
21 | к/р «Происхождение человека» | 1 | ||
Раздел 2. Экосистемы (12часов) | ||||
Тема 1. Экологические факторы (3 часа) | ||||
22 | Экологические факторы. Организм и среда. | 1 | ||
23 | Абиотические факторы среды | 1 | ||
24 | Биотические факторы среды | 1 | ||
Тема 2. Структура экосистем (4 часа) | ||||
25 | Структура экосистем | 1 | ||
26 | Пищевые связи. л/р Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | 1 | ||
27 | Причины устойчивости и смены экосистем | 1 | ||
28 | Влияние человека на экосистемы | 1 | ||
Тема 3. Биосфера – глобальная экосистема (5 часов) | ||||
29 | Биосфера – глобальная экосистема | 1 | ||
30 | Роль живых организмов в биосфере | 1 | ||
31 | Биосфера и человек. Основные экологические проблемы современности. | 1 | ||
32 | к/р «Экосистема» | 1 | ||
33 | Роль биологии в будущем | 1 | ||
итого | 33 |
9.График прохождения практической части программного материала
№ п/п | Наименование темы работы | Форма проведения | Дата проведения | Корректировка, причина |
1 | «Описание особей вида по морфологическому критерию» | Лабораторная работа | ||
2 | Выявление изменчивости у особей одного вида | Лабораторная работа | ||
3 | Выявление приспособлений у организмов | Лабораторная работа | ||
4 | к/р «Современное эволюционное учение» | тестирование | ||
5 | к/р «Происхождение человека» | тестирование | ||
6 | Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | Лабораторная работа | ||
к/р «Экосистема» | тестирование |
10. Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция:
Учебник: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология (базовый уровень) 11 класс ДРОФА
- Батуев А.С., Гуленкова М.Н. «Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы» - М.: Дрофа, 2004
- О.Л.Дудкина «Биология» (проверочные тесты) – Изд-во «Учитель» 2011г.
- И.Р.Мухамеджанов «Тесты, зачёты, блицопросы по биологии» - Москва, «ВАКО» 2009г.
- Пименов А.В., Пименова И.Н., «Биология. Дидактические материалы – М.: «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г.
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
- А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология, Общая биология 10-11 –Москва: Дрофа, 2010
- В.В.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология 10-11 классы.-М.: Дрофа, 2006
- В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология 10-11.-М.: Дрофа, 2007
- Общая биология: учеб. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.-М., Просвещение, 2006.
- Интернет-ресурсы: www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru; www.km.ru/educftion; http://chemistry48.ru
Печатные пособия:
- иллюстрированные материалы (таблицы живых организмов различных систематических категорий, их строения и особенностей жизнедеятельности, строения животной и растительной клеток, тканей, органов, строение вирусов и бактерий, природных сообществ и взаимосвязей живых организмов);
Технические средства обучения:
- компьютер
- интерактивная доска
- проектор.
Экранно звуковые пособия:
- самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM);
- интернет-ресурсы;
Учебно - практическое оборудование
- микроскопы, лупы, штативы
- микропрепараты, гербарии, объекты живой природы, муляжи растений, грибов, плодов, коллекции семян.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 5 класса на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...