Экологическая игра-квест "Волшебный лес"
классный час по биологии (5 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

Экологическая игра-квест для воспитанников пришкольного лагеря, возраст 1-5 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический квест для воспитанников пришкольного

лагеря НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

Тема: Волшебный лес

Цель: воспитание экологической грамотности и культуры у воспитанников через организацию игровой деятельности.

Задачи:

  1. Развить познавательный интерес и познавательную активность воспитанников.
  2. Развить коммуникативные умения детей, формировать у них навыки работы в группах.
  3. Формировать личностное отношение детей к природе, воспитать бережное, гуманное отношение к ней.
  4. Расширить кругозор воспитанников, Развить их творческие способности.

Методы и приемы:

  • самостоятельная работа обучающихся в группах;
  • игровые моменты;
  • конкурсы.

Прогнозируемый результат:

Осознание воспитанниками значимости приобретаемых знаний об окружающем мире; развитие и совершенствование навыков работы в группах. Мотивация к творчеству, формирование соблюдать и пропагандировать науку экология, формирование и развитие стремления изучать и беречь природу.

Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал, ватман, карандаши и фломастеры, сценарная разработка квеста, маршрутные листы, отличительные знаки команд, таблички с названием маршрутных станций, кегли.

Участники: воспитанники лагеря, учащиеся 1-5 классов.

Продолжительность мероприятия – 45 минут

Правила игры: участники передвигаются по маршрутным листам к станциям, выполняют задания и получают баллы. В трех возрастных группах по одному победителю.

1 станция «Волшебное зелье»

Задание для старшей группы: Назвать по картинкам лекарственные растения. (слайдовая презентация)За каждый правильный ответ – 1 балл

Задание для средней группы: Ответь на загадки. За каждый         правильный ответ – 1 балл

Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Нет грибов дружней, чем эти, — знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)

Стоит Алена, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Елка)

Я капелька лета на

тоненькой ножке,

Плетут для меня

кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот

и рад поклониться,

А имя дала мне

родная землица

(земляника)

Кудри в речку

опустила, и о чем

-то загрустила, а о чем

она грустит - никому

не говорит (ива)

Тронь, только тронь

–обожжешь ладонь,

обжигает трава как

огонь

(крапива)

Задание для младшей группы: Животные перемешались. необходимо распределить по «домикам», месту обитания.

2 станция «ЭКОСпорт»

Задание для всех групп одинаковое, только от младших к старшим меняется размер «озера» и количество «островков». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание: Пересечь  «озеро» по квадратам. Каждый  участник команды, проходя препятствие, называет обитателей пруда, не повторяя друг друга.

3 станция «Экологические высказывания известных людей»

Задание: команда с 1 попытки, без подсказок, вставляет пропущенные слова в высказывания известных людей. Со 2 попытки: получают подсказки – теряют 0,5 балла за каждую. (Приложение 1)

1. Как это получается, что вода, столь (НУЖНАЯ), что без нее было бы невозможно жить, ценится так (ДЕШЕВО), тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так (ВЫСОКО). (Адам Смит)

2. Оценивать (ПРИРОДУ) только по стоимости ее материальных богатств —это все равно, что оценивать (ПОЛОТНА) великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму. (Николай Сладкое)

3.  С  появлением (НАШИМ)  континенты  быстро  дряхлеют.  (Эрнест Хэмингуэй)

4.  (ЧЕЛОВЕЧЕСТВО) брало разгон 30 тысяч лет, и теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед пропастью. (Ж. Дорст)

5. Нельзя допустить, чтобы (ЛЮДИ)направляли на свое собственное уничтожение  те  силы  (ПРИРОДЫ),  которые  они  сумели  открыть  и покорить. (Ф. Жолио-Кюри)

4 станция «угадай животное».

Задание для малышей: по описанию нужно угадать животное и назвать его.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

А) Прячется под полом,

Шевелит хвостом.

В щель глядится,

Вылезти боится. (Мышь)

Б) У этой попрыгушки

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Как её зовут? (Лягушка)

В) Она как змейка

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвёт –

Другой наживёт. (Ящерица)

Г) Кто на себе свой дом носит? (Улитка)

Д) Он носит поясок,

Хотя без рук, без ног.

В земле живёт.

Когда ползёт,

Рыхлит её и удобряет –

Он плодородье повышает. (Червяк)

Задание для средней и старшей групп: по описанию нужно угадать животное и назвать его. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. самый крупный среди хищных зверей. Хорошо лазает по деревьям, быстро бегает, хотя с виду кажется немного неуклюжим, косолапым. Живёт в лесу. Отпечаток лап похож на след ног человека. Может ловить рыбу, очень любит сладкое лакомство. Долго спит. (Медведь)

2. красивая лесная хищница в пятнистой шубе, с коротким хвостом, длинными ногами, уши украшены кисточками. Из семейства кошачьих. (Рысь)

3. серый родственник домашнего животного, на охоту отправляется вместе со своими сородичами, стаей. Идут при этом след в след, как будто прошёл один зверь. О найденной добыче или о приближении опасности сообщает протяжной песней. (Волк)

 4. Хищный хитрый зверь с рыжеватым пушистым мехом. Его можно встретить во всех странах мира. Питается птицами и мелкими зверьками (лиса).

5. Это крупное сильное дикое животное обитает в лесах Европы, Северной Африки. Его тело покрыто грубой щетиной. Питается желудями, насекомыми, грызунами (кабан).

6. Лесной зверёк, распространенный во многих странах. К зиме меняет окраску меха с буро – серого цвета на белый. Питается травой, листьями, древесной корой и корнями растений (заяц – беляк).

7. Пушной зверёк с шелковистым мехом. В нашей стране разводится в заповедниках. По берегам рек и озёр роет норы или строит хатки. Питается корой осины, ивы, водными растениями (бобр).

8. Хищник семейства куньих. Распространён в Европе и Азии. У нас в стране встречается повсюду. У него длинная, блестящая шерсть, две чёрные полосы на голове. Живёт в норах. Уничтожает насекомых – вредителей, принося большую пользу сельскому хозяйству (барсук).

5 станция «Экологические задачи»

Задание: Ответить на 9 вопросов, выбрав один правильный из предложенных вариантов. За каждый правильный ответ – 0,5 балла

Для старшей группы (Приложение 2)

1.Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

  • Пластмасса
  • Стекло
  • Металл

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

  • Рассортировать
  • Собрать в одном месте
  • Раскрошить

3.Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

  • Компостировать
  • Сжечь при специальных условиях
  • Переплавить.

4. Первоочередная забота при выборе свалки:

  • Защита поверхности земли и грунтовых вод.
  • Ограждение места свалки
  • Укомплектование соответствующей техникой

5. Вредные выбросы оказывают влияние:

  • Только на те регионы, где появилось загрязнение.
  • На близлежащие регионы.
  • Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".

6. Самая страшная "добавка" к воде:

  • Бытовой мусор
  • Пестициды
  • Минеральные удобрения

7. Бутылка  или  банка из  пластмассы,  брошенная  в  лесу,  пролежит  без изменения:

  • 10 лет.
  • 50 лет
  • 100 лет и более.

8. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящие к нарушению

функционирования экологических систем, называют:

  • Загрязнением.
  • Экологическим кризисом
  • Интродукцией.

9. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:

  • 1-2 года
  • 5-8 лет
  • 20лет и более

Для средней группы. За каждый правильный ответ – 0,5 балла (Приложение 3)

1.Природные  богатства,  находящиеся  в  глубине  земли,  которые  человек использует в хозяйстве? (ископаемые)

2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и не живой природы? (охрана)

3.  Распространенное  вещество,  встречающееся на  земле  в  3  состояниях? (вода)

4. Верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)

5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)

6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)

7.  Как  называется  линия,  ограничивающая  видимую  часть  земной поверхности? (горизонт)

8. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компаса)

9. Как называется умение находить стороны горизонта? (ориентирование)

10. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень? (север)

Задание для младшей группы. Задание: Одень дерево. Нужно подобрать листочки к деревьям. Раздаются картинки листочков и название деревьев, нужно подобрать соответствие.

6 станция «Экологические знаки»

Задание: нарисовать экологические знаки для озера, поляны с редкими видами цветов, лесной опушки. За творческое задание – до 5 баллов.

Приложение 1

         

Как это получается, что вода, столь __________, что без нее было бы невозможно жить, ценится так __________________, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так ___________________.

Адам Смит

Оценивать  ______________ только по стоимости ее материальных богатств — это все равно, что оценивать ________________  великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму.

Николай Сладкое

С  появлением _________________ континенты  быстро  дряхлеют.  

Эрнест Хэмингуэй

_________________________ брало разгон 30 тысяч лет, и теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед пропастью.

Ж. Дорст

Нельзя допустить, чтобы _________________ направляли на свое собственное уничтожение  те  силы  ______________________ (,  которые  они  сумели  открыть  и покорить.

Ф. Жолио-Кюри

1.

НУЖНАЯ

ДЕШЕВО

ВЫСОКО

2.

ПРИРОДУ

ПОЛОТНА

3.

НАШИМ

4.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

5.

ЛЮДИ

ПРИРОДЫ

Приложение 2

 1.Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

  • Пластмасса
  • Стекло
  • Металл

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

  • Рассортировать
  • Собрать в одном месте
  • Раскрошить

3.Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

  • Компостировать
  • Сжечь при специальных условиях
  • Переплавить.

4. Первоочередная забота при выборе свалки:

  • Защита поверхности земли и грунтовых вод.
  • Ограждение места свалки
  • Укомплектование соответствующей техникой

5. Вредные выбросы оказывают влияние:

  • Только на те регионы, где появилось загрязнение.
  • На близлежащие регионы.
  • Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".

6. Самая страшная "добавка" к воде:

  • Бытовой мусор
  • Пестициды
  • Минеральные удобрения

7. Бутылка  или  банка из  пластмассы,  брошенная  в  лесу,  пролежит  без изменения:

  • 10 лет.
  • 50 лет
  • 100 лет и более.

8. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящие к нарушению

функционирования экологических систем, называют:

  • Загрязнением.
  • Экологическим кризисом
  • Интродукцией.

9. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:

  • 1-2 года
  • 5-8 лет
  • 20лет и более

Приложение 3

1.Природные  богатства,  находящиеся  в  глубине  земли,  которые  человек использует в хозяйстве?

2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и не живой природы?

3.  Распространенное  вещество,  встречающееся на  земле  в  3  состояниях?

4. Верхний слой земли, в котором растут растения?

5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу?

6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха?

7.  Как  называется  линия,  ограничивающая  видимую  часть  земной поверхности?

8. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?

9. Как называется умение находить стороны горизонта?

10. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?

Ответы

1.

ископаемые

6.

растения

2.

охрана

7.

горизонт

3.

вода

8.

компаса

4.

почва

9.

ориентирование

5.

человек

10.

север

Приложение 3

Маршрутные листы

Маршрутный лист команды_______________________(старшая группа)

Название станции

ответственный

балл

подпись

 «Волшебное зелье»

 «ЭКОСпорт»

 «Экологические высказывания известных людей»

«Угадай животное».

 «Экологические задачи»

 «Экологические знаки»

Маршрутный лист команды_______________________(старшая группа)

Название станции

ответственный

балл

подпись

 «Экологические высказывания известных людей»

«Угадай животное».

 «Экологические задачи»

 «Экологические знаки»

«Волшебное зелье»

«ЭКОСпорт»

Маршрутный лист команды_______________________(старшая группа)

Название станции

ответственный

балл

подпись

«Угадай животное».

 «Экологические задачи»

 «Экологические знаки»

«Волшебное зелье»

«ЭКОСпорт»

«Экологические высказывания известных людей»

Маршрутный лист команды_______________________(старшая группа)

Название станции

ответственный

балл

подпись

 «Экологические задачи»

 «Экологические знаки»

«Волшебное зелье»

«ЭКОСпорт»

«Экологические высказывания известных людей»

«Угадай животное».

Маршрутный лист команды_______________________(старшая группа)

Название станции

ответственный

балл

подпись

 «Экологические знаки»

«Волшебное зелье»

«ЭКОСпорт»

«Экологические высказывания известных людей»

«Угадай животное».

«Экологические задачи»

Маршрутный лист команды_______________________(старшая группа)

Название станции

ответственный

балл

подпись

«Волшебное зелье»

«ЭКОСпорт»

«Экологические высказывания известных людей»

«Угадай животное».

«Экологические задачи»

«Экологические знаки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...