СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
статья по биологии

Голод Надежда Валентиновна

Формирование социально-экологического активности  у студентов колледжа при современном  состоянии окружающей среды является  решающим. Грозящие современному обществу экологические кризисы не возможно будет предотвратить без активистов выступающих против вмешательства  в окружающую среду недобросовестных и нерадивых членов общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Голод Н.В.

Санкт Петербургское бюджетное профессиональное образовательное

                            Учреждение Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Социально активной личности необходимо получать экологическое образование, потому что социальная активность человека – одно  из важнейших и основополагающих  способов существования, а важнейший аспект человеческого существования – экологический.  Поэтому, чтобы существовать в обществе,  нужно освоить и еще экологическую составляющую, т.е. освоить конкретно историческую форму экологической культуры. Вот почему так важно определить сущность экологической социальной активности. Экологическая социальная активность определяется как степень проявления экологических возможностей и способностей человека, во-первых, основанных на устойчивом активном неравнодушном отношении личности к экологическим ценностям, во-вторых, ориентированных на решение экологических проблем общества, и в-третьих, отражающих превращение личности из объекта в субъект общественных экологических отношений. Необходимо отметить, что, несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения населения, уровень экологической компетентности в целом большинства людей, в том числе молодежи, остается невысоким. Многие люди, в том числе и молодежь, обеспокоены проблемами окружающей среды и считают экологические проблемы серьезными, влияющими на качество их жизни.

Молодёжь является субъектом общественного воспроизводства, и от данной социально-демографической группы зависит развитие общества. Если молодежь не активна, не служит источником развития и прогресса, то ее существование в главном и основном не имеет социального смысла… Не реализовавшее себя социально молодое поколение – это потерянное поколение, – утверждает советский и российский философ, социолог, И.М. Ильинский. Сегодняшний день диктует потребность общества в инициативной, энергичной, целеустремленной молодежи. В ситуации динамичной модернизации российского общества возникает потребность в открытой к переменам, динамичной личности, способной к инновациям. Важнейшей задачей современного образования становится формирование социальной активности молодежи. Социальную активность можно  рассматривать как психологическое качество личности. В последние десятилетия во всём мире необычайно обострился общественный интерес к проблемам окружающей среды, рационального природопользования, сохранения экологического равновесия. И действительно, сегодня возникает необходимость осмысления экологической ситуации в мире, возможностей выхода из экологического кризиса посредством изменения экологической культуры молодежи .  Уже в 70-х гг. прошлого века и научная общественность, и политическая элита определили образование как магистральный путь выхода из экологического кризиса. Эта идея о приоритетности образования в ситуации экологического кризиса получила официальный статус как направление развития человечества на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1972 г. Такое решение потребовало разработки системы экологического образования не только на уровне социальных институтов, но  и как полноценной педагогической системы. Это  предпола-гает  разработку всех элементов педагогического процесса  в их функцио-нальной, ценностной  и информационной  взаимосвязи.

Очевидно, что все эти процессы отражают различные аспекты отноше-ний природы и общества, или в соответствии с современной терминологией – социально-экологические отношения, отношения взаимного влияния при активной роли социального элемента. В связи с чем мы полагаем, что соци-ально-экологическая деятельность представляет собой процесс взаимодей-ствия общества с природной средой, направленного на использование при-родных условий и ресурсов с целью удовлетворения различных обществен-ных потребностей (биологических, материальных, духовных) с учетом исто-рически и пространственно обусловленных меры, норм и правил; процесс, сущность которого составляет природопользование, т.е., сознательно регули-руемый обмен веществом, энергией и информацией между обществом и природой с целью поддержания их равновесного состояния; это процесс природотворчества, включающий в себя охрану, восстановление и возобновление природноресурсного потенциала; процесс, в котором главным способом воздействия выступает труд. В силу того, что активную часть системы «общество-природа» составляет общество, которое в свою очередь состоит из людей - активно действующих и познающих индивидов - в настоящем исследовании возникла необходимость  рассмотрения социально-экологической деятельности личности, как ее субъекта. Иначе говоря, возникла необходимость раскрытия сущности понятия «социально-экологическая деятельность личности», особенностей ее проявления. При этом учитывалась сущность понятий: личность, деятельность, структура деятельности, личность – часть общества, что обусловлено спецификой решаемой нами  задачи. В результате и  в общем плане социально-экологическая деятельность личности представляет собой, прежде всего процесс сознательного воздействия личности на окружающую ее природную среду; процесс, обусловленный ее мотивами и целями, проявляющийся в конкретных действиях и операциях, результатах. При этом опора осуществляется на имеющийся у личности опыт взаимодействия с природой, требования к взаимодействию, сформулированные в обществе в соответствии с хоро-хронологическими факторами, перспективами развития общества и самой личности.

Социально-экологическая деятельность общества и личности представ-ляет собой единый, целостный, сознательный, познавательно-практический процесс взаимодействия с природной средой, преломляющийся через спец-ифические историко-географические, социально-экономические, социально-экологические и другие условия каждого общественного организма и состав-ляющих его личностей, направленный, в конечном счете, на гармонию в отношениях, на создание сбалансированной среды  жизни  для настоящих и будущих поколений.

Основные формы социально-экологической активности студентов колледжа

Решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Под экологическим сознанием нами понимается совокупность представлений и понятий о взаимосвязях в системе «Человек-Природа» и самой Природе, существующего отношения к ней, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с природой.

Образовательный процесс экологической подготовки студентов направлен:

-на усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами и природной среды на здоровье человека;

-понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, индивида;

-овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования в целях сохранения и укрепления здоровья человека;

-развитие способности оценивать состояние окружающей среды и принятия правильных решений по ее улучшению;

-предвидение возможных последствий своих негативных воздействий на природу во всех видах общественно-трудовой и производственной деятельности;

-сознательное соблюдение норм поведения на природе, исключающее нанесение ей вреда, загрязнение и разрушение ее среды;

-развитие потребности в общении с природой, в ее облагораживающем воздействии на организм человека, стремлении к познанию окружающей природы в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;

-активизацию деятельности по улучшению природной и преобразованной среды, нетерпимого отношения к действиям людей, причиняющим ей вред;

-пропаганду природоохранительных идей и здорового образа жизни.

Решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Под экологическим сознанием нами понимается совокупность представлений и понятий о взаимосвязях в системе «Человек-Природа» и самой Природе, существующего отношения к ней, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с природой. Однако экологическое образование сдерживается рядом объективных и субъективных причин, основными из которых являются:

-укоренившаяся тенденция потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения;

-бедственное и кризисное состояние экономики социума и природной среды жизнеобитания;

-узость сознания человека, связанного с его жизнью, смыслом бытия, состоянием здоровья;

-несформированность адекватных экологических и валеологических представлений и понятий о развитии и взаимообусловленности в системе «Природа - Общество - Человек».

В связи с этим, процесс экологического образования студентов  кол-леджа в своей основе опирается на принципиальные положения психолого-педагогической науки, а именно: процесс формирования ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть гума-нистического воспитания специалиста, как учет единства интеллектуального и эмоционального восприятия среды и практической деятельности по ее улучшению; исходными являются принципы систематичности, непрерыв-ности и междисциплинарности экологического образования , представления о целостности окружающей среды как

В основных государственных документах (Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», государственная стратегия развития России до 2020г.) обозначены новые направления в развитии личности гражданина России, способного решать проблемы современного ему общества, в том числе и проблемы экологические.

Подготовка  выпускников  профессионально-технических училищ, учреждений среднего профессионального образования  к жизни в условиях самостоятельного преодоления сложностей экологического неблагополучия требует качественно нового уровня экологического образования: не только просвещение  через преподавание учебных дисциплин по охране окружаю-щей среды, развитие осмысленного отношения к экологической безопас-ности,  деятельность рационального природопользования, но и формиро-вание  продуктивного опыта будущего специалиста, его «профессионального мира»,  обеспечивающего более полное восприятие действительности,  чем у обычного человека. Воспитание жизнеспособной личности, готовой самосто-ятельно решать профессионально значимые проблемы с позиции граждан-ской ответственности за сохранение гармонии внутри экосистемы - одно из приоритетных направлений в развитии будущего специалиста в любой сфере деятельности. Научить будущего специалиста прогнозировать свой «профес-сиональный мир» с позиции целостности экосистемы, осознания роли чело-века в сохранении ее гармонии, с нашей точки зрения, - наиболее действен-ный, рассчитанный на перспективу», подлинно научный подход к решению проблемы формирования экологической культуры как новой результативно-целевой основы.

Необходимо развивать у будущего специалиста творческого, нефор-мального отношения к экологии, чтобы каждый понимал всю сложность создавшейся ситуации в мире и необходимость решения серьезных проблем, возникших по вине человека. Важно при этом исходить из того, что техни-ческий прогресс тесно связан с социально-бытовым комфортом общества, с уровнем развития духовно-нравственных потребностей современного чело-века, поэтому цель экологического образования специалиста состоит в том, чтобы научить конструировать свою деятельность, исходя из «идеальной модели реальности», профессиональных интересов и с учетом внешнего природного мира, его безопасности.

Для студентов среднего профессионального учебного заведения про-фессиональная подготовка как специалистов среднего звена для них более значима, нежели формирование культуры общей и экологической, в част-ности. Кроме того, недостаточно компетентности выпускников учреждений СПО в прагматической и мировоззренческой природоохранной деятельности, низкий уровень их экологической культуры. Можно сделать вывод о необхо-димости подготовки студентов учреждений СПО к решению экологических проблем, потому что эффективность их профессиональной деятельности (машиностроение, промышленные технологии и т.д.) тесно связана с эколо-гией природных систем, с моральной ответственностью за состояние окружа-ющей среды и зависит от умения оценивать состояние ближайшего природного окружения.

Таким образом, актуальность формирования экологической культуры будущих специалистов учреждений СПО имеет важное социально-педагоги-ческое значение и определяется следующими факторами:

1) современными тенденциями решения экологических проблем;

2) отсутствием целенаправленной педагогической системы подготовки специалистов, результатом которой является экологическая культура;

3) недостаточной разработанностью в теории и практике педагоги-ческого обеспечения, способствующего формированию опыта интеграции профессиональных интересов и внешнего природного мира, его безопас-ности.

Экологическая  культура студентов в условиях профессиональной подготовки - это совокупность экологических знаний, личностных смыслов отношения к природе как ценности, направленность на конструктивное пре-образование действительности с позиции сохранения природы, а также мотивационная готовность к самостоятельным действиям по защите окружа-ющей природной среды в профессиональной сфере.

Основными компонентами экологической культуры студентов являются: экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическая деятельность и профессиональная подготовка, обеспечивающие професси-ональную позицию будущего специалиста.

Формирование экологической культуры студентов - это педагогичес-кий процесс, направленный на расширение теоретических знаний о взаимо-связи профессиональной и природоохранной деятельности, развитие эколо-гического сознания (убеждений на основе критических оценок состояния природной среды и поступков отдельных людей, смысла ценностных ориен-таций и т.д.), саморефлексии  и мотивации готовности к экологоориенти-рованной  деятельности в профессиональной сфере.

При этом учитывается специфика возрастных особенностей студентов учреждений СПО (это, по сути, старшеклассники с их ориентациями и уров-нем притязаний, отношением к жизни и свойственным этому возрасту миро-восприятием); отличительных особенностей контингента, основанных на многообразии мотивационных установок и ценностных ориентаций; неоп-ределенность (в отличие от студентов вуза) направленности профессиональ-ных ориентаций, нечеткость профессиональных смыслов.

Достижение эффективности -формирования экологической культуры студентов учреждений СПО обеспечивает комплекс педагогических условий: интеграция на основе междисциплинарного, личностно-ориентированного  и деятельностного- подходов предметных (профессиональных) знаний, над-предметных (специальных экологических) знаний и готовности к эколого-ориентированной деятельности в профессиональной сфере с целью развития качеств специалиста, способного действовать и понимать ответственность за сохранение окружающей среды; методическое сопровождение предусмат-ривает разработку методических рекомендаций, реализацию педагогических форм, методов и средств с целью поэтапного развития уровня экологической культуры студентов; активизации деятельности и расширению природоох-ранного опыта студентов способствует участие в экологических акциях, создание и защита самостоятельных экологических проектов, стимулиро-вание готовности действовать по защите природной среды в будущей профессиональной деятельности.

Переход от подросткового (15-18 лет) к юношескому возрасту (17-18 до 21-23) считается наиболее ответственным и в то же время наиболее слож-ным.

Этот период характеризуется возмужанием подростка, его взрослением и созреванием. На данном этапе онтогенеза велика роль экологического образования как важного фактора регулирования, коррекции, направления и, в целом, формирования основных качеств личности, необходимы знания о биологических закономерностях развития растущего человека, а также об основных этапах психического развития и становлении его как личности.

Именно в этот период важно организовать и сознательно направлять, общие усилия в поиске подлинных ценностей в пространстве культуры и социума, создавать систему формирования экологического сознания и поведения.

Предметом специального изучения может стать влияние экологической культуры на степень профессионального благополучия специалиста в различ-ных ситуациях жизнедеятельности, проявление экологической сознательнос-ти в условиях альтернативы: производственная и личностная выгода или охрана природы; экология быта и сознательность личности и т.д.

Таким образом, в педагогическом руководстве развитием и укреплением экологической культуры учащихся следует учитывать активность и стрем-ление к деятельности, которые могут стать основой для организации целе-направленной работы по овладению научными знаниями, формированию практических умений и навыков природоохранительного значения.

Экологическое воспитание подростков следует рассматривать, прежде всего как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен исходить из следующего: главное чтобы воспитанники поняли, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следователь-но, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом – без-нравственны. В практической деятельности уместно использовать следующие  формы воспитательной работы: «Экотоп» ( Эколого-творческое объединение патриотов)

Деятельность “Экотопа”  предусматривает два направления:

Я познаю мир (мероприятия познавательного характера);

Добро миру (природоохранные мероприятия).

Важным системообразующим фактором Экотопа является коллективно-творческая деятельность, на основе которых построен круг ключевых дел на год. С интересом подростки относятся к ведению экологического словаря, где записываются и расшифровываются ранее незнакомые экологические понятия. Для этого им приходится работать в библиотеках с научно-познавательной литературой. Экологический праздник - это форма экологического  образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате. (День птиц, День земли, День воды, Всемирный день охраны окружающей среды - 5июня.)

Экологические игры - форма экологического образования, основанная на развертывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. В играх в полной мере раскрываются творческие способности подростков, игра всегда несет дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество учащихся порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического воспитания.

Выделяются соревновательные игры, ролевые, экологические игры. Такие игры инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли. Также они приближают участников к условиям реальной жизни.

Экологические экскурсии - групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры. На экскурсиях подростки учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления. Формируется отношение к природе (осознанно - правильное)

- развлекательно-познавательные программы,

- творческие мастерские,

- выставки,

- презентации,

- экологические шоу викторины,

- экологические конкурсы и смотры,

- акции, субботники,

- экологические тропы.

В практической деятельности уместно использовать следующие  методы формирования экологической культуры подростков  учебно-познавательной, самообразовательной деятельности

- методы проектной деятельности

- метода включения в социально-культурную деятельность

- методы стимулирования социально-культурной активности

- методы социологических исследований

Технологии социально-культурной деятельности для формирования экологической культуры подростков

- Технология информационно-познавательной и просветительской дея-тельности;

- Технология организации досуга детей и подростков; - Технология ре креационно-оздоровительной деятельности;

- Технология организации самодеятельного творчества;

- Технологии художественно-творческой деятельности;

Формирование социально-экологического активности  у студентов кол-леджа при современном  состоянии окружающей среды является  решающим. Грозящие современному обществу экологические кризисы не возможно будет предотвратить без активистов выступающих против вмешательства  в окружающую среду недобросовестных и нерадивых членов общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры

Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:-       Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.-...

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

«Активные формы и методы обучения как средство повышения эффективности урока физики»

Моя курсовая работа на курсах повышения калификации. Представлен теоретический материал по активным формам обучения и примеры уроков подкрепляющих теоретический метериал....

Статья Использование новых активных форм и методов обучения информатике и ИКТ и иностранному языку

Описываю наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе, виды упражнений для обучения, наиболее часто используемые мною методы на уроках информатики и ИКТ и немецкого языка....

Активные формы и методы контроля образовательных достижений обучающихся. Метод «ПИЛА». (Из опыта работы)

Активные формы и методы контроля образовательных достижений обучающихся.Метод «ПИЛА».(Из опыта работы)...