Олимпиада школьная 9 класс
олимпиадные задания по биологии (9 класс)
Школьный этап олимпиады по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады по биологии
9 класс 2016-17 учебный год
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
- В клетках грибов нельзя обнаружить:
а) вакуоли; б) митохондрии; в) пластиды; г) рибосомы. - Основную массу корневой системы злаков составляют корни:
а) придаточные б) боковые в) главные г) воздушные
- Значения камбия в жизни растений заключается в том, что он:
а) обеспечивает рост стебля в длину;
б) обеспечивает рост стебля в толщину;
в) участвует в поглощении веществ из окружающей среды;
г) способствует передвижению органических веществ в растении;
- Корнеплод это:
а) утолщенный придаточный корень;
б) утолщенный главный корень;
в) утолщенный стебель в основании главного побега;
г) утолщенный стебель в основании главного побега и утолщенное основание главного корня.
- Испарение НЕ способствует:
а) защите растения от перегрева, б) передвижению воды в растении,
в) передвижению минеральных веществ в растении,
г) передвижению органических веществ в растении.
- В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система; б) выделительная система;
в) кровеносная система; г) нервная система. - Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка; б) груди; в) головогруди и брюшка; г) головогруди. - Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
а) амеба; б) дождевой червь; в) гидра; г) вольвокс. - Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака. - Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая; б) инфузория-туфелька; в) амеба; г) стафилококк. - Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых; б) кистеперых; в) цельноголовых; г) двоякодышащих. - Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов; б) клеток бактерий; в) ядер животных; г) ядер растений. - Функция митохондрий заключается в:
а) окислении органических веществ, б) синтезе органических веществ,
в) накоплении питательных веществ, г) синтезе крахмала.
- Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли; б) аминокислот; в) хлорофилла; г) цитоплазмы. - В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ; б) глюкоза; в) вода; г) углекислый газ. - В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
а) глицерола; б) жирных кислот; в) моносахаридов; г) аминокислот. - Образование и созревание эритроцитов происходит:
а) в селезёнке, б) в лимфатических узлах,
в) в красном костном мозге, г) в надкостнице.
- Какая деятельность человека не может быть отнесена к условно-рефлекторной?
а) соблюдение привычного режима дня б) поворот головы на шорох
в) публичное чтение стихов г) решение математической задачи
- Какую функцию выполняют кишечные ворсинки?
а) участвуют в образовании собственных витаминов
б) усиливают движение кишечника во время переваривания
в) увеличивают поверхность соприкосновения с веществами
г) нейтрализуют поступающие с пищей яды
- При малокровии у человека уменьшается количество
а) антител б) лейкоцитов в) фибриногена г) гемоглобина
- Преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс происходит в
а) двигательных нейронах б) нервных центрах
в) рецепторах г) коре больших полушарий
- Для свертывания крови необходимы, помимо прочего:
а) ионы железа б) ионы кальция в) аскорбиновая кислота г) ионы хлора.
- К спинно-мозговым вегетативным рефлексам млекопитающих животных относят:
А) мочеипускание б) охрана потомства в) строительство нор г) дыхательный
24. Центр сердцебиения находится в:
а) конечном мозге; б) промежуточном мозге; в) среднем мозге;
г) продолговатом мозге.
25. Какой элемент соматической рефлекторной дуги полностью расположен в спинном мозге?
а) двигательный нейрон; б) рецептор; в) вставочный нейрон; г) рабочий орган.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
- Из списка выберите немембранные органоиды:
I. ядро II. рибосома III. митохондрия IV. Клеточный центр V. Комплекс Гольджи
а) I, II, III;
б) III, IV;
в) II, IV, V;
г) II, IV. - Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны:
- Вирусы – внутриклеточные паразиты.
- Они размножаются путем деления.
- Вирусы относятся к прокариотам.
- Они синтезируют свои нуклеиновые кислоты из нуклеотидов, а белки из аминокислот клетки хозяина.
- Они содержат аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии.
- Вирусы – возбудители многих опасных заболеваний: бешенства, гепатита и др.
а) I, II, VI ;
б) II, III, IV, V;
в) I, IV, VI;
г) IV, V.
- Выберите сосуды малого круга кровообращения:
I. Аорта.
II. Сонная артерия.
III. Плечевая артерия.
IV. Легочная артерия.
V. Легочная вена.
VI. Нижняя полая вена.
а) I, II, VI ;
б) II, III, IV, V;
в) I, IV, V;
г) IV, V.
- Выберите объекты, относящиеся к клеточному уровню организации жизни:
I. Лес
II. Амеба
III. Голубь
IV. Вирус
V. Бактерия
а) II, V ;
б) II, III,IV, V;
в) I, IV, V;
г) IV, V.
- Каких органоидов нет в животной клетке:
I. Митохондрии
II. Клеточная целлюлозная стенка
III. Комплекс Гольджи
IV. Пластиды
V. Рибосомы
VI. Вакуоли с клеточным соком
а) II, V, VI.;
б) II, III,IV, VI. ;
в) II,, IV, VI. ;
г) I, IV, VI.
6. К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:
I. радиальную симметрию;
II. трёхслойность;
III. наличие гастральной полости;
IV. ганглинозный тип нервной системы;
V, хищнический образ жизни.
а) I, II,IV,V
б) I, III,V
в) II,I,V
г) IV, I,III, II
7. На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:
I. зрения;
II. обоняния;
III. осязания;
IV. вкуса;
V. слуха.
а) V,III, IV
б) I,II,V,IV
в) III,IV
г) II,V,I,III.
8. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:
I. грызунов;
II. хоботных;
III. парнокопытных;
IV. зайцеобразных;
V. непарнокопытных.
а) I, II,IV
б) II,V,IV, II
в) II, V, III
г) I, V, II, IV
9. Четырехкамерное сердце имеют:
I. ящерицы;
II. черепахи;
III. крокодилы;
IV. птицы;
V. млекопитающие.
а) I, II ,VI,V
б) III, IV, V
в) I, III, IV, V
г) IV, V
10. Какие функции выполняет правое предсердие человека:
I. выталкивает венозную кровь в правый желудочек;
II. обеспечивает возникновение потенциала действия в сердце;
III. выделяет гормоны;
IV. выталкивает артериальную кровь в правый желудочек;
V. выделяет жидкость.
А) I, II, III.
6) I, II, IV
в) I, II, V
г) II, III, IV
д) II, IV,V
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 15(1 балл за каждый правильный ответ).
- Для грибов характерен гетеротрофный способ питания
- Главным отличием голосеменных от высших споровых растений является семенное размножение.
- Сердце рыб трёхкамерное.
- У жаб развитие прямое, без метаморфоза.
- Желчь эмульгирует жиры и способствуют их всасыванию.
- Молекулы ДНК хранят наследственную информации клетки.
- Плазма крови содержит белок гемоглобин.
- Все млекопитающие – живородящие животные.
- Оплодотворение папоротников зависит от наличия воды.
- Для корней характерен вставочный рост.
- Когда в замыкающихся клетках повышен тургор, устьичная щель закрыта.
12.Чем меньше зверек, тем больше у него частота сокращения сердца.
- Движение крови в венах по мере приближения к сердцу становится более быстрым
- Учащение сердцебиения связано с деятельностью парасимпатическим отделом вегетативной нервной системы.
- Эволюция всегда приводит к усложнению организации живых существ
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6б Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
- Установите соответствие между кровеносными сосудами и видом крови в них (2 балла) ( мах. 0,5 балла).
Вид крови | Кровеносные сосуды |
| А) Вены малого круга кровообращения Б) Вены больного круга кровообращения В) Артерии малого круга кровообращения Г) Артерии большого круга кровообращения |
2.Установите соответствие между органическими соединениями и выполняемой им функцией(4 балла) ( мах. 0,5 балла).
Тип железы | Название железы |
| А) надпочечники Б) яичники В) поджелудочная Г) щитовидная Д) железы желудка Е) потовые Ж) гипофиз З) слюнные |
Фамилия ________________________ Имя ___________________
Класс ________________________ Школа ____________________
МАТРИЦА ОТВЕТОВ
на задания теоретического тура ___ школьного_этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год
___9___ класс [максимально 66 баллов).
Часть I. [мах. 25 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
Часть II. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Часть III. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за верный ответ] ___________ баллов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
"ДА" |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
"нет" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть IV. [мах. 6 баллов, ] ___________ баллов
1 задание
А | Б | В | Г |
2 задание
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Проверил Ф.И.О. _____________________
Итого ______________ баллов
ответы
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год
___9___ класс [максимально балл]
Часть I. [мах. 25 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в | а | б | б | г | в | б | б | б | г |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
б | б | а | в | в | г | в | б | в | г |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
в | б | а | г | в |
Часть II. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
г | б | г | а | в | б | в | а | в | а |
Часть III. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за верный ответ]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
"ДА" | Х | Х |
|
| Х | Х |
| Х | Х |
| Х | Х | |||
"нет" |
|
| Х | Х |
| Х |
|
| Х | Х | Х | Х |
Часть IV. [мах. 8,5 баллов, ] ___________ баллов
1 задание
А | Б | В | Г |
1 | 2 | 2 | 1 |
2 задание
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/30/picture-170933-1356856877.jpg)
Школьная математическая олимпиада, 7 класс
Данная школьная математическая олимпиада предлагается школьникам 7 класса надомного отделения. Текст олимпиадной работы составлен из двух частей: теста и творческой части....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-171954-1359200817.jpg)
Материал для проведения олимпиад школьного тура Всероссийской олимпиады школьников
Задания олимпиад предназначены для проведения школьного тура Всероссийских олимпиад, также можно использовать как дополнительный материал на уроках английского языка, а также при подготовке к ди...
- Мне нравится (1)