Использование на уроках биологии групповой технологии «Стена»
статья по биологии

Коваленко Светлана Евгеньевна

     Статья посвящена использованию технологии сотрудничества  на уроках биологии. Данная технология  реализует принципы  равенства, партнерства в субъектных отношениях педагога и учащегося. Этому способствует обучение в команде или группе (в данном случае используется малая группа). Одна из методик таких технологий «стена», которая помогает учащимся не только  выполнять работу, поставленную  перед группой, но и определить личный вклад, внесенный в общую работу. Успех группы зависит от работы каждого участника,  только объединившись вместе они, могут успешно выполнить поставленную задачу. Строительство «стены», выбор и грамотное расположение «кирпичиков», а так же совместное обсуждение представления «стены» объединяют учащихся, позволяют раскрыться их личностным особенностям, а поддержка команды укрепляет самооценку участников группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование на уроках биологии групповой технологии «Стена»

В современной педагогике существует огромное разнообразие различных технологий позволяющих современным школьникам применять навыки самостоятельного получения и обобщения информации, умений анализировать, сравнивать, оценивать, классифицировать полученную информацию.

Но для решения  проблемных ситуаций и более эффективной работы в настоящее время и в будущем им необходимо умения работать не только самостоятельно опираясь на  свой опыт решения проблем, но и иметь навыки сотрудничества и коммуникации, которые помогут выйти затруднительного положения при решении сложных и нестандартных задач.

На своих уроках я применяю технологию «сотрудничества», которая реализует принципы равенства, партнерства в субъектных отношениях педагога и учащегося. Этому способствует обучение в команде или группе                  (в данном случае используется малая группа).

 При использовании  методики «Стена» уделяется внимание целям, поставленным перед всей группой. Решение, может быть достигнуто в результате самостоятельной работы каждого члена группы. Здесь происходит   постоянное взаимодействие с другими членами этой же группы при работе, над  темой, изучаемой на данном уроке. Поэтому задачей учащихся будет являться не только работа, выполненная совместно, но и его личный вклад знаний, который он получил, выполняя поставленную задачу. Успех команды в данном методике зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Данная методика эффективно работает на уроках систематизации знаний, а также как элемент первичное усвоение новых знаний.

Методика «Стена».

Образуется группа из 4-5 человек. Каждой группе в конвертах выдаются «кирпичики» для постройки стены. Часть «кирпичиков»  заполнены необходимыми терминами по данной теме урока (каждая группа имеет свой блок задания по данной теме). Прежде чем приступить к заполнению  «стены», ребята распределяют, между собой элементы задания в группе (они должны быть дифференцированные). После их выполнения  каждая группа обсуждает построение «стены». Каждый член группы выбирает себе свое  задание, после его выполнения группа объединяется для обсуждения и построения «стены». «Кирпичики» готовой «стены» наклеиваются на лист бумаги. Если в предложенном перечне ученики обнаруживают термины абсолютно для них неприемлемые, то они рисуют  на листе корзину для мусора, где можно «сложить» (приклеить) ненужные «кирпичики». На пустых «кирпичиках» пишут недостающие термины.

Каждая группа представляет свою «стену». Ученики комментируют выполнение своего задания, приводят аргументы и иллюстрируют конкретными примерами.

Листы с выполненными заданиями каждой группы вывешивается на доску. У ребят есть возможность рассмотреть все «стены»  и высказать своё мнение по данному заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок биологии и технологии "Культура чая и чай как культура

Урок(2 часа) для праздника "Прощание с ботаникой"  в форме познавательной игры с чаепитием и постановкой сказки о чае. Применялись индивидуальный и групповой методы....

Урок биологии по технологии проектного обучения в 8 классе на тему:"Витамины - чудесные вещества"

Использование метода проектов - одно из требований ФГОС ООО нового поколения. Конспект урока может быть использован при изучении раздела "Обмен веществ" в курсе "Человек и его здоровье" в 8 классе....

Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

В данной методической разработке описан опыт моей работы по применению на уроках биологии технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Использование на уроках математики здоровьесберегающих технологий как средство преодоления проблем в обучении.

Основной задачей школы , на данном этапе, является сохранение здоровья школьников. Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же...

Lapbook: использование на уроках биологии

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (миникнижки — простые и фигурные, в...

Использование на уроках биологии и во внеурочной деятельности педагогических приёмов создания ситуации успеха ученика

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.Главный смысл ...

Цифровая лаборатория SenseDisc и ее использование на уроках биологии

Описание цифровой лаборатории SenseDisc  и видео с его использованием во внеурочной деятельности...