Рабочая программа по естествознанию 5 класс Н.И.Сонин 1 час в неделю фгос
рабочая программа по биологии (5 класс)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644);
- Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-11 классы: – М.: Дрофа, 2012.
- Образовательной программы основного образования МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»
- Учебный план МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников Н.И. Сонина: Естествознание: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений/Плешаков А.А., Сонин Н.И. –М.: Дрофа, 2012
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы для общеобразовательных школ Природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М., «Дрофа», 2012 г рассчитана на 35 учебных часов.
Цель: раскрыть способы и историю познания природы человеком, раскрыть роль естественных наук в познании окружающего мира и в жизни человека.
Задачи:
- Сформировать представления о вселенной, естественных науках, царстве живой природы, экологических проблемах, средах обитания, природных зонах.
- Развивать умения пользоваться учебником, таблицами, картами, использовать дополнительные источники информации, выполнять практические работы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Формы контроля – тестирование, фронтальный опрос.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Естествознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2012г, 174с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 49.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании МО _______/_____________/ ФИО Протокол № ___ от «___»__________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:_________ Галданова С.З. «___»_____________20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:__________ Ринчинова С.С.. Приказ № ____ от «___»____________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _Естествознанию________________________
предмет
класс__5__________________________________
ФИО учителя_Данзанова Хандама Чойжамсоевна
______учитель биологии____________________
Должность, категория
2017– 2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644);
- Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-11 классы: – М.: Дрофа, 2012.
- Образовательной программы основного образования МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»
- Учебный план МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников Н.И. Сонина: Естествознание: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Плешаков А.А., Сонин Н.И. –М.: Дрофа, 2012
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы для общеобразовательных школ Природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М., «Дрофа», 2012 г рассчитана на 35 учебных часов.
Цель: раскрыть способы и историю познания природы человеком, раскрыть роль естественных наук в познании окружающего мира и в жизни человека.
Задачи:
- Сформировать представления о вселенной, естественных науках, царстве живой природы, экологических проблемах, средах обитания, природных зонах.
- Развивать умения пользоваться учебником, таблицами, картами, использовать дополнительные источники информации, выполнять практические работы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Формы контроля – тестирование, фронтальный опрос.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Естествознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2012г, 174с.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | В том числе на: | НРК | Примечание | |
|
|
| демонстраций | Практических работ | ||
1. | Изучение природы | 3 |
| 3 | 1 Экскурсия по местности | |
2. | Вселенная | 8 | 2 | 1 | 1 Звезды на ночном небе Закаменского района | |
3. | Земля | 8 |
| 1 |
| |
4. | Жизнь на Земле | 8 |
| 3 | ||
5. | Человек на Земле | 8 | 1 | 2 | 1 Экскурсия в музей | |
| Итого | 35 | 3 | 10 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижения науки.
- Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира
- Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самообразовательной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)
- Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценка экологического риска взаимоотношения человека и природы.
- Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечные результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.
- Составлять индивидуально или в группе план решения проблемы, проекта.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.
- Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д.)
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные:
- Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе (определять цели, договариваться друг с другом и т.д.).
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения, доказательства, факты, гипотезы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
ИКТ-компетентности:
1) Обращение с устройствами ИКТ (включение и выключение устройств ИКТ; техника безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.)
2) Создание графических объектов. (Создание и редактирование изображений с помощью инструментов графического редактора; создание графических объектов проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств; создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами)
3) Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании (Проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных и их обработка, в том числе статистически и с помощью визуализации; проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике; анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов)
4) Коммуникация и социальное взаимодействие (соблюдение норм информационной культуры, этики и права).
Предметные УУД:
- Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, примеры различных способов размножения растений, приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека.
- Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты.
- Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
- Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
- Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.
- Находить значение указанных терминов в справочной литературе.
- Кратко пересказывать доступный по объему текст, выделять его главную мысль.
- Пользоваться приборами для проведения опытов и наблюдений, простейших исследований.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
- Соблюдение мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями; травматизма, стрессов, вредных привычек; нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
- Рациональная организация труда и отдыха, наблюдение правил поведения в окружающей среде.
- Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
- Проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 5 КЛАССА
Тема 1. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Великие естествоиспытатели.
Тема 2. Вселенная (8 часов)
Представление о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV – XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.
Роль Дж. Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звёзды. Многообразие звёзд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Демонстрации
Карта звёздного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
Практические работы
Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд.
Тема 3. Земля (8 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О.Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружаемом мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержение вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества и смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире ( горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающее возможность жизни на планете.
Практические работы
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра.
Тема 4. Жизнь на Земле (8часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно – воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.). Примеры приспособленности растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Тема 5. Человек на Земле (8 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далёких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины. Борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Практические работы
Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение учебного процесса
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Сонин Н.И., Плешаков А.А. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2012.
- Сонин Н.И. Естествознание. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Демонстрационные таблицы.
4. Географические карты материков.
5. Экранно-звуковые средства.
6. Электронное приложение к УМК www.drofa.ru
7. Электронно-образовательные ресурсы:
Каталог информационно-познавательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee
Единое окно доступа к информационным ресурсам http://window.edu.ru/resource/842/49842.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||
1 | Тема 1. Изучение природы. 3 часа Науки о природе | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познавательный интерес к естественным наукам | |
2 | Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы | |
3 | Великие естествоиспытатели. | Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе | |
4 | Тема 2. Вселенная. 8 часов
Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. П: объяснять представления древних людей о Вселенной. | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. | |
5 | Николай Коперник и его модель Вселенной. Джордано Бруно и Галилео Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Коперника.
| Научиться читать и понимать текст. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. | |
6 | Соседи солнца. Планеты земной группы. | Научиться составлять характеристику планет по плану. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять главное отличие Земли от других планет. | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. | |
7 | Планеты – гиганты. Самая маленькая планета – Плутон. Спутники планет. | Научиться выделять признаки планет. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | |
8 | Астероиды, кометы. Метеоры, метеориты.
| Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять особенности различных небесных тел. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |
9 | Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звёзд. Созвездия.
| Научиться находить на звёздном небе созвездия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | |
10 | Галактики.
| Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять различия галактик | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | |
11 | Проверочная работа по теме «Вселенная».
| ||||
12 | Тема 3. Земля. 8 часов
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |
13 | Внутреннее строение Земли. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | К: устанавливать рабочие отношения, сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию. | |
14 | Землетрясения. Вулканы и гейзеры. | Научиться обозначать объекты на контурной карте. | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | |
15 | Суша. | Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | |
16 | Воздушная одежда земли | Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. | |
17 | Вода на Земле | Научиться подписывать реки на контурной карте. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |
18 | Неповторимая планета | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | |
19 | Проверочная работа по теме «Земля» | ||||
20 | Тема 4. Жизнь на Земле. 8 часов
Как развивалась жизнь на Земле. | Знание основных этапов развития жизни на Земле. | Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Понимание этапов формирования жизни на Земле, гипотез возникновения Земли. | |
21 | Живые клетки. | Знание основных понятий разнообразия клеток. Знание главных частей клеток | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | |
22 | Разнообразие живого | Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Понимание научного значения классификации живых организмов | |
23 | Три среды обитания | Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | |
24 | Жизнь на разных материках | Знание матери- ков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о расти- тельном и животном мире каждого материка. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках. | |
26 | Природные зоны Земли | Знание природных зон планеты и их основных природных особенностей. Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах. | |
27 | Жизнь в морях и океанах | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах | |
28 | Проверочная работа по теме «Жизнь на Земле» | ||||
29 | Тема 5. Человек на Земле. 8 часов Как человек появился на Земле | Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного. | Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Познавательный интерес к естественным наукам | |
30 | Как человек открывал Землю | Знание основных этапов открывания земли, знание о великих путешественниках, открывших землю | Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Познавательный интерес к естественным наукам | |
31 | Как человек изменил Землю | Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Осознание влияния факторов среды на живые организмы | |
32 | Жизнь под угрозой | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе | |
33 | Не станет ли Земля пустыней | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. | |
34 | Здоровье человека и безопасность жизни. | Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | |
35 | Обобщение темы «Человек на Земле». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 5 класса к УМК Биболетова М.З. по ФГОС ООО
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по УМК Биболетовой М.З. под новой редакцией. Рабочая программа соответствует требованиям Стандартов второго п...
Рабочая программа для 5 класса по музыке авторы Сергеева, Критская по ФГОС
рабочая программа для 5 класса по музыке по программе Сергеевой Критской ФГОС...
Рабочая программа 2-4 классы по УМКа Кузовлев В.П (согласно ФГОС)
Данная программа составлена на основе авторской программы «Английский язык 2-4 классы» (авторы В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др.) /Программы об...
Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс ФГОС
Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс ФГОС...
Рабочая программа 10-11 класс по физике Профильный уровень 5часов/неделя
Рабочая программа 10-11 класс по физике Профильный уровень 5 часов/неделю...
Рабочая программа для 5 класса по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО
Рабочая программа для 5 класса по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО...
рабочая программа для 5 класса к УМК "L\'oiseau bleu" по ФГОС
рабочая программа для первого года обучения французскому как второму иностранному в средней школе...